logo search
Istoria_evrointegratsii

Политические изменения в Восточной Европе и интеграционный процесс

До середины 70-х гг. государства социалистического лагеря не имели никаких контактов с ЕЭС и не признавали его в качестве международной организации. Диктовавшееся идеологическими установками отношение к западноевропейской интеграции было крайне негативным. Так, XXI съезд КПСС в 1959 г. отмечал, что «“общий рынок” создан на реакционной политической основе, представляет собой орудие политики монополистических группировок, стремящихся усилить эксплуатацию трудящихся и подчинить себе всю экономику». В официальной пропаганде интеграция в рамках ЕЭС преподносилась не иначе как заговор западноевропейских империалистов под эгидой агрессивных кругов США, направленный против СССР и других государств социалистического лагеря, рабочего класса и демократических сил Западной Европы, национально-освободительного движения в странах «третьего мира». Только позитивные изменения, произошедшие в ходе «разрядки» и общеевропейского диалога на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, создали предпосылки для установления отношений между ЕЭС и СЭВ. В 1978 г. начался первый раунд переговоров между двумя интеграционными объединениями. Он проходил весьма напряженно из-за идеологических, правовых и экономических барьеров, в конце концов завершившись неудачей в связи с новым обострением международной напряженности на рубеже 70-80-х гг.

Приход к власти М.С. Горбачева и начало перестройки в СССР позволили вернуться к вопросу об установлении отношений между ЕЭС и СЭВ, и более того, создали предпосылки, чтобы начать думать об объединении не одной лишь Западной Европы, но и всего континента. Выдвинутая Горбачевым концепция «общеевропейского дома» провозглашала принцип политического, экономического, культурного и научно-технического сотрудничества всех государств Европы независимо от их социально-экономического и политического устройства. Горбачев выступал за ликвидацию разделительных линий на континенте, роспуск военных блоков и создание равных условий безопасности для всех. Он считал, что как цивилизационная общность Европа охватывает не только западную часть континента, но и восток его, включая Советский Союз. Советский лидер подчеркивал необходимость строительства новой модели международных отношений, исключающей возможность войн и конфронтации, на пространстве от Атлантики до Урала. На Западе концепция «общеевропейского дома» была встречена довольно прохладно, там считали, что, прежде чем вести речь об активизации сотрудничества, нужно дождаться проведения широких политических и экономических реформ в странах социалистического лагеря. Тем не менее идеи Горбачева способствовали налаживанию диалога, в результате которого отношения ЕЭС со странами Восточной Европы перешли в совершенно иное качество.

В апреле 1985 г. секретарь СЭВ В. Сычев в письме председателю КЕС Ж. Делору предложил установить официальные отношения между СЭВ и ЕЭС. Предложение было принято, но завязывались контакты медленно и не без труда. Брюссель предпочитал добиваться признания ЕЭС каждым государством социалистического лагеря в отдельности и решать вопросы торгового и экономического сотрудничества на основе двусторонних договоренностей. Камнем преткновения служил и немецкий вопрос, поскольку ФРГ настаивала на особом статусе торговли с ГДР, требуя признания ее «внутригерманской» торговлей. Несмотря на трудности, начавшиеся в 1986 г. в Женеве переговоры экспертов ЕЭС и СЭВ завершились успешно. 25 июня 1988 г. в Люксембурге была подписана декларация об установлении официальных отношений между Европейским сообществом и СЭВ. Она открыла новый этап в развитии сотрудничества ЕС и стран Восточной Европы. Для стран СЭВ появилась возможность установления дипломатических отношений с ЕС и заключения с Сообществом двусторонних договоров. Такие документы были подписаны на протяжении 1988-1989 гг. СССР подписал соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве с ЕС 18 декабря 1989 г.

Падение коммунистических режимов осенью 1989 г. коренным образом изменило геополитическую ситуацию в Европе. Стало ясно, что угроза с Востока, ранее цементировавшая евроатлантические структуры, больше не существует. Напротив, появилась реальная возможность распространения влияния ЕС в восточном направлении, поскольку страны, вставшие на путь реформ, немедленно обратились к Сообществу с просьбой о помощи. Падение берлинской стены и начало процесса объединения ФРГ и ГДР обозначили для бывших социалистических государств возможность членства в ЕС. В центральноевропейских странах (Венгрии, Польше и Чехословакии) доминирующей идеей внешней политики сразу после смены режимов стало «возвращение в Европу», понимаемое не только как возрождение европейских цивилизационных ценностей, но главным образом как интеграцию в политические структуры Западной Европы, прежде всего, в ЕС. Вступление в ЕС виделось средством решения экономических и политических проблем, лекарством, которое в короткий срок позволит излечить отсталость и приблизиться к западным стандартам жизни.

Такой поворот событий застал руководство ЕС врасплох. Хотя уже в 1990 г. начала обсуждаться перспектива расширения Сообщества на Восток, западноевропейские политики на протяжении нескольких лет предпочитали уклоняться от конкретных обещаний, избрав тактику затягивания времени. Тому было несколько причин. Во-первых, Ж. Делор считал, что расширение ЕС затормозит углубление интеграционных процессов, а он рассматривал в качестве первостепенной задачу строительства валютного и политического союза государств Сообщества. Во-вторых, принятие новичков потребовало бы значительных финансовых средств и перераспределения расходов между членами ЕС. В-третьих, Германия была больше озабочена вопросами объединения, поэтому немецкое правительство, в последующем выступавшее главным сторонником расширения ЕС, на данном этапе предпочитало решать внутренние проблемы. Наконец, процесс трансформации в бывших социалистических странах только начинался, в связи с чем трудно было прогнозировать, когда они достигнут (и достигнут ли) достаточной степени соответствия критериям членства.

Указанные обстоятельства предопределили, что основой политики европейского сообщества на восточном направлении на рубеже 80-90-х гг. стало оказание помощи странам СЭВ в проведении системных реформ. При этом целостная стратегия и инструменты помощи были выработаны не сразу, а в течение нескольких лет. Первая программа содействия государствам Восточной Европы появилась благодаря решению Европейского совета в Страсбурге (декабрь 1989 г.) и получила название PHARE (от слов “Poland-Hungary: Assistance for the Reconstruction of the Economy”), поскольку предназначалась сначала для оказания экстренной помощи Польше и Венгрии, а позже была распространена на остальные страны региона. Первоначально бюджет PHARE составил 1 млрд. ЭКЮ, затем он значительно вырос. По решению того же страсбургского саммита в Париже 29 мая 1990 г. произошло подписание соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с целью поддержки реформ в бывших социалистических странах. ЕБРР, начавший работу 14 апреля 1991 г. в Лондоне, стал важнейшим проводником политики ЕС в регионе. 15 июля 1991 г. был принят регламент об оказании технической помощи СССР, на базе которого впоследствии появилась программа ТАСИС (технического содействия странам СНГ). В декабре 1991 г. ЕС подписало соглашения об ассоциации (так называемые Европейские соглашения) с Венгрией, Польшей и Чехословакией. Они не предусматривали возможность вступления этих стран в ЕС, но заложили основу политического диалога и широкомасштабного сотрудничества в экономической, научной и технической областях, выведя отношения ЕС и государств Восточной Европы на уровень привилегированного партнерства.

Произошедшие в Европе перемены сказались и на состоянии взаимоотношений между ЕС и ЕАСТ. В январе 1989 г. Ж. Делор предложил государствам ЕАСТ новую форму партнерства, опирающегося на общие процедуры принятия решений и совместные управленческие институты. Эта инициатива являлась составной частью выдвинутой Делором концепции Европы концентрических кругов, в соответствии с которой ЕС составил бы интеграционное ядро континента, вокруг которого сплотились бы последующие круги: страны ЕАСТ, затем государства Центральной и Восточной Европы, ассоциированные с ЕС, и далее остальные европейские государства, сотрудничество с которыми строилось бы в рамках СБСЕ. В марте 1989 г. страны ЕАСТ дали позитивный ответ на предложение Делора, после чего начались переговоры о создании Европейского экономического пространства, задуманного как единый рынок двух интеграционных объединений Западной Европы. 2 мая 1992 г. соглашение между ЕС и ЕАСТ было подписано. Позиция Сообщества предопределила повышение привлекательности полноправного членства в нем для государств ЕАСТ. Все они и ранее были тесно привязаны к ЕС экономическими узами, но ряд соображений препятствовал вступить в него. Так, нейтральные государства Европы (Австрия, Финляндия, Швейцария, Швеция) не могли стать членами ЕС, поскольку это рассматривалось бы как их присоединение к одному из противоборствующих лагерей. Окончание холодной войны сделало их интеграцию в ЕС возможной. Поэтому в июле 1989 г. Австрия, в июле 1990 г. – Кипр и Мальта, в октябре 1990 г. – Швеция и на протяжении 1992 г. Финляндия, Швейцария и Норвегия подали заявки на вступление в ЕС. Таким образом, на рубеже 80-90-х гг. сложились предпосылки для широкомасштабного (на 10 и более государств) расширения Сообщества.