logo search
ВСЕ ОТВЕТЫ

34.Внешнеторговая политика России в современных условиях.

Главная задача внешнеторговой политики России состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли.

В настоящее время первое место среди внеш­неторговых партнеров России занимают индустриальные стра­ны. Удельный вес в обороте внешней торговли России 15 государств (ЕС+ США, Канада, Япония) составляет 50%. СНГ является вторым по значимости внешнеторговым партнером России (22%). Наблюдается увеличение доли стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) в структуре внешней торговли РФ, с 2006 года их удельный вес увеличился на 3,6 %, составив в 2010 году 20,7 % в общем объеме. Следующую группу внешнеторговых партнеров России составляют государства Центральной и Восточной Европы (удельный вес составляет 12—13 % и имеет тенденцию к снижению). Важнейшие партнеры России в этой группе — Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Доля развивающихся стран во внешней торговле России также снижается (9—10 %). Главные партнеры здесь — Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Египет, Бразилия.

В экспорте России первое место занимают энергоресурсы, в первую очередь нефть, природный газ и нефтепродукты (удель­ный вес этой группы традиционно превышает 40 %). 2-е место - металлы, драгоценные камни и изделия из них. Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (3 место) за­нимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направ­ляется в страны СНГ. Именно здесь — самое слабое место в струк­туре российского экспорта, отражающее неконкурентоспособность российского машиностроения. В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калий­ные, азотные и фосфорные удобрения.

Импорт: На 1-м месте по ввозу находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (33 —36 %). На втором месте (около 26%) находятся готовые продовольственные изделия. Группа «Продукция химической промышленности» занимает 3-е место в российском импорте (14—16 %). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров фармацевтических изделий.

Необходимо отметить, что в 2010 году объем внешней торговли России снизился по сравнению с 2009 годом более чем вдвое. В большей степени это связано с падением экспорта из России. Его сокращение существенно опередило падение импорта (47,4 % против 39,3%). Существующее снижение объемов импорта, прежде всего, связано с реальным сокращением объемов поставок из-за рубежа. После снижения курса рубля к ведущим валютам импортные товары стали для российских потребителей примерно в 1,5 раза дороже, что привело к соответствующему падению спроса на них. Другой причиной падения импорта может быть снижение закупок машин, оборудования и другой техники - денег у компаний нет, и инвестиции падают практически по всем отраслям.