logo search
Istoria_evrointegratsii

Создание Экономического и валютного союза

Хотя идея создания единой европейской экономики на базе общего рынка существовала и до Маастрихта, именно этот договор впервые установил правовые рамки образования и функционирования Экономического и валютного союза, определил критерии и этапы перехода к нему. В основу плана создания ЭВС лег доклад комитета Делора от 1989 г. В соответствии с ним первый, подготовительный этап формирования ЭВС должен был занять 1990-1993 гг., завершившись к 1 января 1994 г. За это время были отменены все ограничения на движение капитала между членами ЕС, завершено формирование единого внутреннего рынка, налажено сотрудничество между Центральными банками в проведении финансовой политики. В рамках второго этапа (1994-1998 гг.) предполагалось подготовить институциональную, административную и юридическую базу валютного союза, чтобы на третьем этапе (1999-2002 гг.) перейти к единой валюте и общей экономической и денежно-кредитной политике.

Маастрихтский договор предусматривал достаточно жесткие критерии, соответствие которым являлось обязательным для участия в ЭВС:

- уровень инфляции в стране не должен был превышать более чем на 1,5 % средний показатель для трех государств ЕС с наиболее низкими темпами инфляции;

- колебание курса национальной валюты должно было оставаться в пределах 2,25 %;

- дефицит государственного бюджета должен был составлять не более 3 % ВВП;

- государственный долг не должен был превышать 60 % ВВП;

- размер банковской процентной ставки должен быть не выше 2 % среднего показателя трех стран ЕС с наиболее низкими процентными ставками.

На момент подписания договора только Германия, Люксембург и Ирландия имели дефицит государственного бюджета менее 3 % ВВП, только Германия, Франция и Великобритания находились в пределах установленной границы по государственному долгу и 8 стран отвечали критерию инфляции. В целом лишь Германия и Люксембург были близки к выполнению установленных требований, тогда как показатели государств Южной Европы были значительно хуже. Поэтому изначально предполагалось, что в состав ЭВС войдут пять-шесть наиболее развитых государств, тогда как на остальные распространится система временных исключений, позволяющая вступить в ЭВС позже.

Однако с самого начала план создания ЭВС начал давать сбои. В 1992 г. на почве падения курса доллара и экономических сложностей Германии, вызванных ее стремительным объединением, начала расти напряженность в Европейской валютной системе. Этим воспользовались валютные спекулянты, для которых жесткая привязка валютных курсов друг к другу открывала хорошие возможности для игры на понижение слабых валют. Они обрушили свои атаки на итальянскую лиру и британский фунт, под напором которых Рим и Лондон в сентябре 1992 г. вывели свои валюты из механизма привязки валютных курсов. В следующем году подобным атакам подвергся французский франк, и под угрозой его падения власти ЕС в августе 1993 г. приняли решение расширить пределы колебаний курсов валют с 2,25 до 15 %. Хотя эта мера не отвечала потребностям формирования единого валютного пространства, она позволила странам ЕС постепенно свести колебания курсов своих валют к требуемым 2-3 %. Благодаря жесткой кредитной и антиинфляционной политике большинству государств ЕС удалось также справиться с инфляцией и добиться снижения уровня процентных ставок. Однако кризис 1992-1993 гг. привел к росту дефицита государственного бюджета в Австрии, Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Финляндии, Франции и Швеции. Ряду стран не удавалось справиться и с государственной задолженностью. У Бельгии, Италии и Греции государственный долг значительно превышал 100 % ВВП, далеко выходя за рамки маастрихтских критериев.

На фоне столь неудачного начала строительства ЭВС уход в 1995 г. с поста председателя Еврокомиссии Ж. Делора, которого справедливо называли «архитектором ЭВС», казалось, ставил под вопрос выполнение намеченных планов. Собравшиеся в июне 1995 г. министры финансов стран ЕС пришли к выводу, что в сложившейся ситуации следует перенести введение единой денежной единицы на более поздний срок. Однако Европейский совет, рассмотрев представленную Комиссией «Зеленую книгу» о практических мерах по переходу к единой валюте, не поддержал министров финансов и подтвердил намерение создать ЭВС в определенные Маастрихтским договором сроки. В декабре 1995 г. по предложению Германии будущая европейская валюта получила название «евро».

На протяжении 1996-1998 гг. скептично настроенные политики продолжали сомневаться в возможности введения евро в установленные сроки, но Европейский совет и Комиссия придерживались твердой линии. В свою очередь правительства государств-членов ЕС приложили все усилия, чтобы достичь критериев Маастрихта. Сочетая жесткую бюджетную экономию, меры налоговой политики и прочие финансовые рычаги, большинство из них преодолели контрольные показатели. Это позволило Европейскому совету 1-2 мая 1998 г. принять решение о переходе 11 стран к третьему этапу строительства ЭВС, на котором евро вводился в безналичный оборот. Великобритания, Дания и Швеция, соответствовавшие маастрихтским критериям, ранее заявили о неучастии в ЭВС, тогда как Греция не достигла нужного уровня. В отношении Бельгии и Италии, государственный долг которых выходил за рамки установленной нормы, была применена содержавшаяся в Маастрихтском договоре оговорка, позволяющая считать показатель соблюденным при наличии устойчивой тенденции к сокращению государственного долга. С 1 января 1999 г. ЭКЮ была упразднена, курсы валют 11 государств, вошедших в «еврозону», жестко зафиксированы по отношению к евро и друг другу, в евро начали производиться межбанковские операции и безналичные расчеты. В мае 2000 г. Греция сумела доказать Еврокомиссии, что достигла критериев Маастрихта, и с началом 2001 г. присоединилась к «еврозоне». С 1 января 2002 г. евро стал полноправным средством платежа, заменив национальные валюты и в наличном обращении.