logo search
Главы 1-5 Диппротокол

4.4. Невербальные средства общения.

Средства человеческого общения делятся на две группы: вербальные и невербальные.

Эффективность общения определяется не только степенью понима­ния слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение уча­стников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т.е. понять язык невербального (вербальный от лат. verbalis — «словесный, устный») общения.

Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владе­ют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык ( язык кинесики). На какие же невербальные средства следует обратить внимание во время общения?

КАК «РАЗГОВАРИВАЮТ» ЛИЦА

Главный показатель чувств говорящего — выражение лица. Мимика

позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущен­ные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивле­нии; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищурен­ные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внеш­ние уголки губ.

Поэтому каждому необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что про­исходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, рас­правляйте по чаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

«ЖЕСТЫ, ЖЕСТЫ, ЖЕСТЫ!»

Именно они необходимы хорошему оратору, считал Демосфен.

Жестикуляция собеседника может сказать о многом. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что уди­вительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и, хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровы­вает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным под­спорьем, а иногда уточняет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, кото­рые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голо­ву, покачать головой, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержа­ния речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в

такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление

и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что обычно передает интонация.

Эмоциональные жесты выражают чувства, которыми окрашены наша речью Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть , огорчения и т.д.- все это проявляется не только в подборе слов, но и в жестах, передающих разнообразные оттенки чувств. Например: бить себя в грудь, стукнуть себя по лбу, повернуться спиной, развести руками, стукнуть кулаком по столу, указать на дверь и т.д.

Указательные жесты необходимы во многих ситуациях. Указать можно взглядом, рукой, пальцем, ногой, поворотом тела.

Изобразительные жесты используются для того, чтобы нагляднее изобразить предмет. Однако, пользуясь изобразительными жестами нужно соблюдать чувство меры, нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты являются своего рода условным обозначением определенных моментов. Артист осуществляет поклоны, как символ благодарности за теплый прием, аплодисменты. Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) – сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: никогда не соглашусь; никто не знал; нигде вы не найдете; это совершенно ясно и т.д.

Жест интенсивности – рука сжимается в кулак. Он используется, когда говорят: он очень упорный; какая она упрямая; честолюбив он страшно и т.д.

Известен также жест отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: нет, не надо, никогда и т.д.

Жест противопоставления – кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: пришли молодые и старые; нечего туда – сюда ходить; одно окно на север, другое на юг; годятся скамейки и большие и маленькие и т.д.

Жест разъединения – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: это совершенно разные приемы; это надо различать; они разошлись; братья разъехались и т.п.

Жест объединения – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: они хорошо сработались; очень они подходят друг другу; давайте соединим усилия и т.п.