56. Стабилизационная политика, ее цели и инструменты
В зависимости от развития экономической и финансовой ситуации в стране и в международной экономике в целом все правительства на том или ином этапе проводят целенаправленную макроэкономическую корректировку (стабилизационную политику) путем использования имеющихся в их распоряжении инструментов экономической политики.
Целенаправленная макроэкономическая корректировка обычно проводится в целях достижения:
внутреннего баланса — такой комбинации уровней производства и цен, при которой обеспечиваются полная занятость и устойчиво низкий уровень инфляции (2-3% в год);
внешнего баланса — платежного баланса, равного нулю, или такого временного дисбаланса, который необходим для достижения определенных целей экономической политики, например, временного положительного сальдо для пополнения государственных валютных резервов.
Цели макроэкономической корректировки Внутренняя сбалансированность Внешняя сб ал анс и ров ан ность Полная занятость 1 Платежный баланс, равный нулю Отсутствие инфляции - 2. Стабильность валютного курса Приемлемые темпы роста . Справедливое- распределение доходов
В действительности в рамках внутреннего баланса наиболее социально значимыми целями являются достижение полной занятости, сокращение безработицы, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильности цен через подавление инфляции на фоне сопоставимых со среднемировыми темпами экономического роста. Важнейшей социальной целью макроэкономической корректировки обычно является и справедливое распределение доходов — понятие, о котором можно спорить.
Внешняя сбалансированность в реальности означает поддержание такого сальдо платежного баланса, которое без напряжения может финансироваться за счет притока иностранного капитала, стабильности валютного курса, который не нужно искусственно поддерживать через валютные интервенции или валютные ограничения.
Для обеспечения достижения этих целей в рамках открытой экономики в распоряжении правительства имеются две группы инструментов экономической политики — инструменты регулирования спроса и инструменты регулирования предложения. Регулирование спроса считается наиболее эффективным направлением Макроэкономической корректировки и может быть разделено на политику изменения и переключения расходов.
Политика изменения расходов — экономическая политика управления спросом, предусматривающая маневрирование инструментами денежной и бюджетной политики в целях достижения макроэкономического баланса.
Денежная политика бывает жесткой, предусматривающей сжатие денежной массы В: реальном выражении и рост процентных ставок, и мягкой, означающей рост денежной массы и падение процентных ставок. Бюджетная политика бывает рестриктивной, означающей сокращение государственных расходов, рост налогов, что приводит к падению внутреннего производства и импорта, и экспансионистской, основанной на росте государственных расходов и сокращении налогов, что приводит через механизм мультипликациик росту внутреннего производства и к росту импорта в зависимости от склонности страны к импорту.
Политика переключения расходов — экономическая политика управления спросом, предусматривающая маневрирование валютным курсом для переключения расходов между иностранными и национальными товарами с целью достижения макроэкономического баланса.
Маневрирование валютным курсом означает:
либо политику его целенаправленной девальвации, которая переключает расходы с иностранных на национальные товары, стимулирует внутреннее производство, экспорт, сокращает импорт и дефицит платежного баланса;
либо политику его ревальвации, которая переключает расходы с местных на иностранные товары, приводит к сокращению национального производства, экспорта и используется для ликвидации нежелательного положительного сальдо платежного баланса.
Другая классификация представлена в таблице. Она показывает, что для регулирования спроса правительство может использовать три основных вида политики — денежную, бюджетную и внешнеэкономическую. Заметим сразу же, что эта классификация весьма условна, поскольку практически каждая входящая в нее политика и ее инструмент могут регулировать как спрос, так и предложение. Каждая политика проводится через использование конкретных инструментов этой: политики, перечисленных в таблице. Инструменты внешнеэкономической политики особенно важны для корректировки в рамках открытой экономики, поэтому каждый из них может рассматриваться как самостоятельное направление экономической политики (валютная политика, тарифная политика, политика регулирования движения капитала и т.д.).
Инструменты макроэкономической корректировки Регулирование спроса Денежная политика: бюджетная политика Внешнеэкономическая политика Операции на открытом рынке Ограничение расходов Валютный курс Операции, схожие с операциями на открытом рынке Наличие налогов (доходов) Тарифные oгpaничения на движение товаров Прямой контроль Расширение источников финансирования Нетарифные ограничения на движение товаров Регулирование внебюджетных фондов Ограничения ни движение капитала Регулирование предложении Расширение инвестиций Контроль за ценами Сокращение издержек производства Налоговые льготы Ограничение цен продукции государственных предприятии Сдерживание роста зарплаты Сокращение %ой ставки. Субсидирование цен (особенно в сельском хозяйстве) Субсидирование ней на электроэнергию и транспорт Увеличение сбережении . Законодательное ограничение размеров прибыли Контроль над процентными ставками
57. модель IS-LM-BP
Модель макроэкономической политики в открытой экономике
Проблемы макроэкономического равновесия занимают центральное место в экономической теории. В условиях превращения большинства стран в открытые экономики макроэкономическое равновесие предполагает не только «полную занятость» при минимальном уровне инфляции, но и сбалансированную систему внешних расчетов. Неравновесное состояние баланса текущих операций, значительные и длительные дефициты платежного баланса, растущая внешняя задолженность могут крайне неблагоприятным образом отразиться на внутреннем состоянии экономики, вызывая экономические спады, финансовые и валютные кризисы, потрясения во всей системе международных экономических отношений.
В открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием подразумевается равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска при минимально допустимом уровне инфляции.
Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого или заданного сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.
Для достижения поставленных целей в открытой экономике, наряду с традиционными видами макроэкономической политики — бюджетно-налоговой и денежно-кредитной — могут использоваться и такие виды политики, как внешнеторговая, валютная и политика управления внешней задолженностью.
Так, в условиях современной открытой экономики от режима и динамики валютного курса во многом зависят и выбор инструментов макроэкономической политики, ее эффективность. Вместе с тем, все большее влияние на внутреннюю экономику и макроэкономическую политику оказывает такой фактор, как международная мобильность капиталов. Как показывает практика, крупные потоки краткосрочных капиталов в состоянии быстро дестабилизировать экономику, подрывая эффективность мер макроэкономического регулирования.
Кроме того, те или иные меры бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в условиях открытой экономики часто оказываются неэффективными. В открытой экономике усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, так как теперь они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требуя учета возрастающего числа факторов.
Для анализа влияния макроэкономической политики в условиях открытой экономики модель макроэкономического равновесия IS-LM расширяют, введя в нее кривую платежного баланса ВР.
Модель IS-LM-BP может быть использована для анализа последствий макроэкономической политики при разной степени мобильности капитала и при различных системах валютного курса.
В модели предполагается, что ставка процента зависит от мировой, т. е. модель строится для малой открытой экономики, которая может предоставлять и получать на международных финансовых рынках кредиты любых размеров, не влияя при этом на мировой уровень ставки процента.
Предпосылками модели являются следующие условия:
• самым важным фактором, влияющим на международные потоки капитала, является доход, который страны обеспечивают на свои активы
• ставки дохода на все активы в стране одинаковы и могут быть представлены единой номинальной процентной ставкой i
• разница между национальной и мировой процентной ставкой — единственный фактор, определяющий приток или отток капитала
• состояние экономики всегда соответствует пересечению кривых IS и LM, т. е. на товарном и денежном рынке ситуация внутреннего равновесия
• первоначальная ситуация в экономике соответствует точке, где сальдо платежного баланса равно нулю, поэтому все три кривые пересекаются в одной точке
• рассматриваются лишь два крайних варианта режима валютного курса — жестко фиксированный и свободно плавающий, хотя в реальной жизни чаще используются смешанные валютные курсы
• в ходе анализа макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе предполагается, что Центральный банк не использует политику стерилизации и существует жесткая зависимость между изменениями объема валютных резервов и величиной денежной базы и предложения денег
• полученные результаты представляют краткосрочные последствия макроэкономической политики при предположении, что уровень цен остается неизменным.
Основные уравнения модели IS-LM-BP:
— основное макроэкономическое тождество;
— функция потребления;
— функция инвестиций;
— функция чистого экспорта;
— функция спроса на деньги.
Внешние переменные модели — государственные расходы G, предложение денег Ms, налоговая ставка t.
Эмпирические коэффициенты a, b, e, d, g, , n, k, h положительны и относительно стабильны.
Кривая IS — кривая равновесия на товарном рынке — геометрическое место точек, характеризующих все комбинации дохода Y и ставки процента R, одновременно удовлетворяющие тождество дохода, функции потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривой инвестиции равны сбережениям I = S.
Параметры кривой выводятся из системы уравнений , , и .
Кривая LM — кривая равновесия на денежном рынке, которая комбинирует все сочетания ставки процента R и дохода Y, удовлетворяющие функции спроса на деньги при заданном Центральном банком предложении денег МS. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению.
Уравнение кривой LM может быть получено алгебраическим способом путем решения уравнения относительно R и Y.
Кривая ВР — кривая, описывающая взаимосвязь между доходом и ставкой процента при внешнем равновесии, т. е. при равенстве баланса официальных расчетов нулю
Уравнение кривой ВР следующее:
BP = Xп + KA = X (е, Y*) — M (е, Y) + KA (i — i*) = 0,
На наклон ВР влияет уровень мобильности капитала (отрицательная зависимость) и величина предельной склонности к импортированию (положительная зависимость). При низкой мобильности кривая ВР крутая, круче кривой LM, так как чем менее мобилен капитал, тем больше должно быть увеличение внутренней процентной ставки, позволяющей обеспечить необходимый для восстановления внешнего равновесия приток иностранного капитала.
В случае высокой мобильности капитала кривая ВР относительно пологая, более пологая, чем LM, и для обеспечения необходимого притока иностранного капитала достаточно небольшого увеличения процентной ставки. На практике степень мобильности капитала зависит от развитости финансового рынка в данной стране, наличия валютных ограничений, законодательства, др.
Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS, LM, и ВР.
58.
- 2. Особенности развития мирового хозяйства на современном этапе
- 3. Классификация стран в мировой экономике
- 9. Мировой рынок услуг: сущность, особенности, современные тенденции развития, классификация услуг в мировой экономике.
- 12. Сущность и причины международного движения капитала
- 13. Экономические последствия мдк
- 14. Классификация иностранных инвестиций
- 15. Модели ппи (конспект)
- 16. Современные тенденции в развитии процессов международного прямого инвестирования
- 17. Регулирование процессов иностранного инвестирования на международном уровне
- 18. Особенности процесса привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций в экономику рб.
- 19. Конкуренции: сущность, формы, методы
- 20. Международная конкурентоспособность фирм и конкурентные преимущества
- Пути повышения конкурнтоспособности рб:
- 26. Этапы экономической интеграции
- 30. Состояние, проблемы и перспективы интеграции на пространстве снг
- 31. Участие рб в региональных экономических организациях
- 32. Влияние внешней торговли на национальный доход страны
- 33. Мультипликатор внешней торговли
- 35. Выигрыш от мт для стран-участниц
- 36. Торговля между малой и большой страной как частный случай стандартной модели мт
- 38. Политика свободной торговли и протекционизм
- 39. Таможенные тарифы и пошлины
- 42. Оптимальный тариф и квота
- 43. Нетарифные методы регулирования
- 2. Основные элементы мвс
- 45. Эволюция мировой валютной системы
- 47. Валютный курс: понятие, виды, факторы, его определяющие
- 48. Режимы валютных курсов
- 49. Теории валютных курсов: теория общего равновесия
- 51. Влияние изменения процентных ставок на валютный курс
- 53.Платежный баланс
- 55. Факторы, определяющие пб
- 56. Стабилизационная политика, ее цели и инструменты