logo search
МЭ-2012

9.4. Научно-технические ресурсы России

В России численность научно-педагогических работников в 1913 г. составляла 11,6 тыс., в США в 1910 г. почти втрое больше —33,6 тыс. В России было 414 химиков, почти в 15 раз меньше, чем в США, в 8 раз меньше, чем в Германии и Англии, в 2,5 раз меньше, чем во Франции. Недостаток научных кадров в России в указанный период сдерживал научно-технический прогресс и стал особенно нетерпим в условиях начавшейся новейшей революции в естествознании.

Высокий уровень советской науки подтверждался оценками достаточно большого числа результатов работ, которые за рубежом не велись или только были начаты. Это, в первую очередь, относилось к отдельным направлениям физики (акустика, оптика и квантовая электроника, физика твердого тела) общей и технической химии (коллоидная химия и физико-химическая механика, химическая физика, включая проблемы горения и взрыва, электрохимия, неорганическая химия, химия высоких энергий), физической химии и технологии неорганических материалов (физико-химические основы металлургии, новые процессы получения и обработки металлических материалов, теоретические основы химической технологии), энергетики (использование сверхпроводимости в энергетике, ядерная энергетика), геологических наук, информатики, исследований в области физиологических, биохимических и структурных основ жизнедеятельности человека и др.

Развитие многих научных направлений было связано с оборонной стратегией страны, что было специфично для СССР. Уровень техники и технологий в наукоемких отраслях оборонной промышленности был близок к мировому.

Современный научно-технический и образовательный потенциал современной России обладает, по сравнению с советским периодом, определенной спецификой.

В период после распада Советского Союза и начала рыночных реформ в России произошел по существу обвальный спад финансирования научной сферы, в значительной степени были нарушены кооперационные связи с научными учреждениями других бывших республик СССР. Это привело к резкому сокращению как общего фронта научных исследований и фактическому исчезновению некоторых направлений в этой сфере, так и к сокращению масштабов самих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оттоку из них квалифицированных научных кадров.

В период с 1999 г. ситуация стала изменяться в позитивном направлении.

В настоящее время безальтернативной основой политики обретения Россией высокого статуса в мировом экономическом сообществе являются управление научно-техническим прогрессом и создание совместимой с развитыми странами технологической среды. Безусловно, нужно продолжать развивать рыночные механизмы управления экономикой, проводить соответствующие институциональные преобразования. Но это еще не решает вопроса о достойной перспективе для России в научно-технической области.

Постановка задачи увеличения объема и совершенствования структуры финансирования научно-технической сферы должна учитывать критические пороговые показатели национальной безопасности, а достижение этих показателей столкнулось с определенными трудностями. Так, в 2004 г. расходы на НИОКР составляли лишь 1,15% ВВП России (как уже отмечалось, к 2020 г. этот показатель планируется увеличить до 2,5%). Научно-техническая и образовательная политика должна исходить из двухэтапного перехода от ныне действующей к инновационной модели развития экономики. На первом этапе (среднесрочная перспектива) реальной целью является достижение указанных пороговых значений в отношении доли затрат на науку в ВВП (для сравнения: в настоящее время в Швеции она составляет 3,7%, Японии — 3,2%, США — 2,8%), доли ассигнований на фундаментальные исследования в общих расходах на науку и доли затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции.

Достигнутый прогресс поможет России стать более конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции и довести свою долю на нем не менее чем до 2% против 0,3% в 2002 г. Для решения данной задачи необходимо преодолеть кризисные явления в российской фундаментальной и прикладной науке. Российская наука обладает уникальным потенциалом. По численности ученых-исследователей (410 тыс. чел., или менее 8% их общемировой численности) она опережает большинство развитых стран, кроме США и Японии. И хотя по оценкам Всемирного экономического форума по данному показателю Россия устойчиво занимает 3-е место, в 2006 г. по уровню научных исследований она находилась на 32-м месте, по уровню затрат на НИОКР —на 44-м месте.

Препятствует развитию российской науки и так называемая утечка умов. По экспертным оценкам за границей работают в настоящее время более 30 тыс. российских ученых, в том числе до 18 тыс. — в области фундаментальных исследований. Во многом это следствие того, что зарплата российского ученого одинаковой квалификации в 40-50 раз меньше чем в развитых странах. По многим прогнозам утечка умов будет возрастать, особенно в сфере информационных технологий (в развитых странах только в 2000 г. не хватало 850 тыс. таких специалистов).

Другой причиной кризиса российской науки является то, что отечественная экономика не в состоянии принять на вооружение современные разработки. Внешняя торговля технологиями в России носит явно неэквивалентный характер: в рамках заключаемых соглашений технологии, импортируемые из-за рубежа, оцениваются значительно дороже технологий, создаваемых в России. В среднем цена покупки технологий в 3,2 раза превышает цену продажи, а в отдельных случаях и почти в 80 раз. Необходимо еще отметить, что многие иностранные технологии имеют российское происхождение. Так, по данным экспертов из Роспатента, в США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. Только в 1992-2000 гг. в США зарегистрировано более 1000 патентов на технологии военного и двойного назначения, где авторами являются российские изобретатели, а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав — иностранные юридические и физические лица.

Таким образом, Россия крайне неэффективно участвует в международном обмене технологиями. Поступления от экспорта научных исследований составили в 2004 г. примерно 63 млн долл., а патентов и лицензий — всего 1,7 млн долл. В то же время поступления в США только от продажи лицензий составили в 2001 г. 38,7 млрд долл., Японии — 10,5 млрд, Великобритании — 7,9 млрд, Германии — 3,1 млрд долл.

Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК), несмотря на то, что Россия по объему экспорта вооружений и военной техники (ВВТ) (более 6 млрд долл.) занимает второе место в мире после США. Сокращение государственного заказа вынудило предприятия ОПК наладить экспорт самой современной техники за рубеж (государственный заказ на военную технику стал достаточно динамично расти с 2005 г.).

Вследствие исторически сложившейся в России системы приоритета военных технологий около 75% НИОКР выполняют предприятия ОПК. Из этого следует, что в ближайшее время без модернизации оборонной промышленности невозможно развитие высокотехнологичных отраслей. Осознавая данное положение, руководство ОПК производит консолидацию активов и финансовых потоков, формируя единые отраслевые холдинги под контролем государства. Еще в 2001 г. были приняты концептуальные и программные документы, обозначившие пути развития оборонно-промышленного комплекса на предстоящую перспективу, «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» и федеральная целевая программа по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса до 2006 г. В процессе его реформирования на интеграцию ориентируются 700—800 жизнеспособных предприятий в рамках 40—50 базовых холдингов с контрольным пакетом акций у государства, которые будут целевым образом «раскручивать» базовые технологии наукоемкого производства.

В настоящее время в России практически не работают венчурные фонды, которые являются основой стимулирования инновационных процессов в развитых странах. Венчурный инновационный фонд — ВИФ, созданный в соответствии с распоряжением Правительства РФ в марте 2000 г. с целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования, пока еще в недостаточной мере финансируется государством. Существенный потенциал научно-технического развития заложен в такой форме инновационной инфраструктуры, как наукограды. В настоящее время статус наукограда РФ присвоен г. Обнинску Калужской области (2000 г.), городам Королеву и Дубне Московской области (2001 г.), рабочему поселку Кольцово Новосибирской области (2003 г.), г. Мичуринску Тамбовской области (2003 г.), городам Реутову и Фрязино Московской области (2003 г.), г. Петергофу Санкт-Петербурга (2005 г.), г. Пущино Московской области (2005 г.). Объемы финансирования наукоградов постоянно увеличиваются, хотя недостаточны для преодоления кризисных явлений в российской науке и образовании.

К первоочередным мерам по стимулированию научно-технической и инновационной деятельности относятся:

увеличение доли расходов на научные исследования в процентах от ВВП;

поддержка экспорта наукоемкой продукции и подготовка менеджеров для коммерциализации научных разработок и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

госзаказ на подготовку кадров высокой квалификации, а также экономические, в первую очередь налоговые меры стимулирования подготовки кадров за счет собственных отраслей и видов деятельности;

повышение эффективности использования результатов фундаментальных исследований и НИОКР и их внедрения в промышленное производство, использования имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

определение приоритетов наукоемких производств и технологий, учитывая, что восстановление всего их спектра является экономически неподъемным и нерациональным даже в развитых странах;

реструктуризация научно-технологического комплекса в соответствии с установленными приоритетами;

повышение инновационной активности через развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере и формирование новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой должны стать инновационные и консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки;

разработка и использование экономического механизма, стимулирующего внедрение инноваций в производство (в том числе: дифференциация снижения налогов на прибыль от производства и реализации продукции, произведенной с использованием сертифицированных объектов интеллектуальной собственности, совершенствование механизма ценообразования наукоемкой продукции, предоставление предприятиям государственных беспроцентных кредитов на приобретение и освоение сертифицированных инновационных нововведений, предоставление предприятиям безвозмездных лицензий на промышленное освоение интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств и принадлежащей государству).

Перспективы места и роли России в мировом научно-техническом развитии зависят от того, насколько целенаправленной и последовательной будет политика российского государства по обеспечению необходимых условий для поддержки и реализации того мощного научно-технического, интеллектуального потенциала, которым располагает наша страна в научной и образовательной сферах.

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте содержание понятия «научно-технические ресурсы» примени-тельно к мировому хозяйству.

2.Охарактеризуйте место и роль научно-технических ресурсов в современном мировом экономическом развитии.

3.Охарактеризуйте расстановку сил между основными странами и их союзами, занимающими в настоящее время лидирующие позиции в мировом научно-техническом развитии.

4.Чем отличается роль ведущих крупных корпораций, с одной стороны, и малых венчурных компаний, с другой, в мировом научно-техническом и экономическом развитии?

5.Раскройте основные причины кризиса в научно-технической сфере России в период с начала 1990-х гг.

6.Охарактеризуйте современное место России в мировом научно-техническом развитии, ее слабые и сильные стороны и возможные перспективы в этих процессах.