logo search
МЭ-2012

10.3. Проблемы инновационного развития промышленности России

В основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационных систем на период до 2010 года» инновационная политика определяется как составная часть научно-технической и промышленной политики: «политика Российской Федерации в области развития инновационных систем — составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках». Инновационная деятельность, в свою очередь ориентирована на выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

инновационная продукция — результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации.

Промышленность России отличается весьма сложной дифференцированной структурой, для которой характерны следующие особенности: преобладание тяжелой индустрии; широкие внутриотраслевые и межотраслевые производственные связи, структурные диспропорции, монополизм и др.

В современной России особое значение имеют отрасли топливно-энергетического комплекса: нефтяная и газовая промышленность, добывающие и перерабатывающие первичные энергоносители. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, в 2005 г. в стране было добыто 638,6 млрд м3 газа и 469 млн т нефти, экспортировано 207,3 млрд м3 газа и 252 млн. тонн нефти. В Советской России в 1990 г. было добыто 516 млн тонн нефти и 641 млрд м3 газа, экспорт нефти в предреформенные годы составлял примерно около 100 млн т в год. Следовательно, внутренне потребление нефти сократилось, примерно, в два раза, при этом экспорт вырос в 2,5 раза. Таким образом, «экономический рост в России маскирует признаки бед, характерных для экономик, базирующихся на нефти», говорится в докладе Всемирного банка — ВБ (2006 г.). По мнению экспертов ВБ, Россия слишком полагается на экспорт нефти, одновременно допуская увядание своего обрабатывающего сектора. Развитие последнего во многом зависит от развития цветной металлургии. Цветная металлургия в значительной мере определяет индустриальную мощь страны и как источник основных конструкционных материалов служит фундаментом для машиностроения. В ее состав входят медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, алюминиевая, титаномагниевая, вольфрамомолибденовая промышленность, производство благородных металлов, твердых сплавов, редких металлов и другие отрасли, обособленные в зависимости от вида выпускаемой продукции, а также добыча алмазов. Вместе с тем в цветной металлургии также существует ряд проблем, связанных с добычей редких и цветных металлов. Из металлов Россия полностью обеспечена лишь рудами железа (разведанные запасы 57 млрд т). Мощности по выплавке алюминия обеспечены собственным сырьем лишь на четверть, поэтому ежегодно закупается примерно 4 млн т бокситов и 2 млн т глинозема. По потреблению алюминия на душу населения Россия занимает последнее место среди индустриальных стран. Россия слабо обеспечена оловом, с закрытием вольфрамового рудника Тырны-Ауз прекращена добыча важнейшего стратегического металла — вольфрама. Добыча молибдена сохранилась только в Хакассии на Сорском комбинате. В России отсутствуют месторождения титана, и она вынуждена ввозить его из Украины. Потребление редкоземельных элементов (циркония, тантала, стронция, лития, бериллия и др.), применяемых в высокотехнологичном производстве, отстает от США примерно в 10—20 раз. Практически прекращена добыча бериллия, тантала, производство ниобия снижено на 70%. Важнейшие районы производства меди в стране — Урал, Северный и Северо-Западный районы, Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся вдали от основных промышленных центров.

Неблагоприятное положение в топливно-энергетическом комплексе и цветной металлургии не способствует развитию обрабатывающей промышленности, в первую очередь машиностроения. Цифры и факты. За период с 1985 г. доля машиностроения в общепромышленном выпуске России постоянно сокращалась (с 20,9 до 19,7% в 2001 г. и до 19,5% в 2002 г.). Эти цифры нельзя даже сравнивать с экономически развитыми странами, где эта доля достигает до 50%. Необходимого технического перевооружения не происходит, и 65% оборудования в российском машиностроении находится в эксплуатации около 20 лет. Рентабельность машиностроения, составлявшая в 1998 г. 17%, в 2002 году снизилась до 12,5%, а количество убыточных предприятий превысило 40%.

Самые депрессивные производства — станкостроение, строительно-дорожное, коммунальное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Несмотря на то обстоятельство, что большая часть товаров и услуг в Российской Федерации создается в сфере обрабатывающих производств, только пятая часть обрабатывающих отраслей промышленности в России конкурирует со странами ЕС. Позиции российского машиностроения на рынках промышленно развитых стран Запада остаются крайне слабыми. Согласно данным Евростата, в 2000 г. лишь 13 из 83 отраслей обрабатывающей промышленности России имели положительное сальдо в торговле со странами ЕС. В то время как, например, в Чехии таких отраслей было 43. За период 1990-х гг. 4 отрасли российского машиностроения покинули группу 30-ти крупнейших отраслей-экспортеров продукции обрабатывающей промышленности в страны ЕС. Доля в экспорте наукоемких производств, таких, как фармацевтика, компьютеры, оргтехника, медицинская аппаратура, оптика, аэрокосмическая промышленность и специализированных производств: насосно-компрессорное оборудование, сельскохозяйственная техника, оборудование для горнодобывающего, металлургического, текстильного, пищевого производства, моторов, осветительных приборов и тому подобное в сумме не превышала 5% . В начале XXI в. основу российского товарного экспорта, как и в предыдущие годы, составляли сырье и продукция низкой степени переработки. Доля машин и оборудования, включая военную технику, в экспорте РФ составляет всего 7-—8%, тогда как удельный вес этой товарной группы в мировом экспорте составляет около 40%, в том числе в экспорте США — 48%, Германии — 50%, Японии — 70%. Ежегодный объем экспорта машин и оборудования из России в 6,5 раз меньше аналогичного показателя Южной Кореи, в 5,5 раз — Малайзии, в 2,5 раза — Таиланда.

В конце 1980-х гг. СССР поставлял на мировой рынок 150—200 гражданских авиалайнеров, а сейчас производит не более 10—15. Структура внешней торговли страны слабо диверсифицирована, большую часть российского экспорта составляют энергоносители, а в структуре импорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности в основном из развитых стран, хотя Россия на период до 2025 г. могла бы поставить задачу приоритетного развития по 12—16 макротехнологиям, что означало бы активный переход на инновационную модель экономического роста. Причем до 2010 г. основными макротехнологиями могли бы быть 6—7, по которым наш суммарный уровень знаний сегодня приближаются к мировому, если не превосходит его (авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение). Если указанные макротехнологии в России удастся сделать конкурентными, то, по ориентировочным расчетам, Россия на рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3% до 10—12% занимаемой на нем доли, а это только по экспорту дало бы до 140—180 млрд. долл. в год.

В настоящее время в России лишь 10—12% предприятий инновационно активны (для сравнения: в ЕС таких предприятий более 50%, в США более 30%).

Необходимо отметить, что инновационная деятельность призвана обеспечивать национальную безопасность, следовательно, постановка задачи увеличения объема и совершенствования структуры финансирования научно-технической сферы должна учитывать критические пороговые показатели национальной безопасности в соответствии с мировой практикой (в скобках — фактическое значение показателя в 2000 г.): доля инновационных предприятий в промышленности — 25% (10,6%); доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции — 15% (3,5%); средний возраст научного оборудования —7 лет (12 лет); средний возраст исследователей, имеющих ученую степень — 48 лет (55 лет). Для достижения этих показателей необходимо выполнение следующих требований к финансированию инновационного сектора в России: доля затрат на науку в ВВП — 2—3% (фактически 1,16%), доля затрат на науку в общих расходах федерального бюджета — 4% (как это уже предусмотрено федеральным законодательством) — (фактически 1,72%); доля затрат на инновации в объеме реализованной промышленной продукции — 2,5% (фактически06%). Необходимо отметить, что достижение этих показателей столкнулось с определенными трудностями. Так, в 2004 г. ВВП страны составил 17 трлн 8, 4 млрд руб., а расходы на науку —196 млрд руб. (1,15 ВВП). И до настоящего времени, по данным Всемирного Банка, в России доля инвестиций в основной капитал ВВП составляет 21%, а в Китае — 48%, что говорит о более благоприятном деловом климате для инвесторов. Доля затрат на науку в ВВП в настоящее время в Швеции составляет 3,7%, Японии —3,2%, США —2,8%.

Сегодня объем прямых иностранных инвестиций в России составляет порядка 1% мировых, а в реальный сектор экономики — менее 0,5%. В 2006 г. удалось резко увеличить объем прямых иностранных инвестиций в экономику России — по данным Министерства экономического развития и торговли РФ до 31 млрд долл., а в 2007 г., по данным Правительства РФ—до 41 млрд долл. В связи с этим крайне остро встал вопрос о допуске иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики.

В настоящее время в России необходимо создавать и развивать венчурные фонды, которые являются основой стимулирования инновационных процессов в развитых странах. Венчурный инновационный фонд — (ВИФ), созданный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 362-р с целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования недостаточно финансируется государством. В экономически развитых странах он выступает в качестве одного из важнейших двигателей инновационного процесса; в России же суммарный объем инвестиций венчурных фондов составил в 2005 г. всего 62,5 млн долл.

Что касается экспорта высокотехнологичной продукции, то наиболее перспективными представляются рынки Азии, Латинской Америки и Африки. России необходимо любой ценой сохранять присутствие на рынках высокотехнологичной продукции, в том числе и военной техники.

Перспективным для России является и рынок гражданской авиатехники, который, по оценкам экспертов, удвоится к 2025 г. Именно поэтому в 2006 г. была создана государственная авиастроительная компания. В развитых странах авиационные предприятия получают прямую государственную поддержку в размере 33% от стоимости разработки.

Значительным конкурентным преимуществом обладает Россия в ракетно-космической отрасли, ее экспортный потенциал оценивается в 1—1,2 млрд. долл. Перспективными являются российские технологии в сфере ядерной энергетики: малые плавучие АЭС, реакторы на быстрых нейтронах и др. В сфере нано- и биотехнологий, программного обеспечения в России также существуют наработки мирового уровня. С позиций улучшения структуры промышленного экспорта (соответственно и производства) следует провести подробную инвентаризацию в отношениях с АТР и развивающимися странами других регионов. Если, благодаря успешной инвестиционной и инновационной политике, обеспечивающей модернизацию отечественной промышленности и повышение доли ее наукоемких производств, России удастся закрепиться на названных направлениях, то откроется шанс перейти впоследствии к экспансии на рынки стран ОЭСР.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое отраслевая структура мировой экономики?

2.Какие сдвиги произошли в отраслевой структуре мировой экономики в конце XX — начале XXI в.?

3.Какую роль имеют инновационные факторы в развитии отраслевой структуры?

4.Раскройте роль и место добывающей промышленности в мировой эко-номике.

5.Перечислите основные отрасли обрабатывающей промышленности.

6.Охарактеризуйте основные направления развития мирового машино-строения в XXI в.

7.Что такое макротехнология?

8.Охарактеризуйте проблемы перехода российской промышленности к инновационной модели развития.