logo search
Главы 1-5 Диппротокол

4.3. Понятие современного этикета

Протокол и этикет дипломатического и делового общения

"Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих "недостатков?" — философски вопрошал выдающийся французский мыслитель Ш.Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять себя в относительно узкие рамки самим же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их.

Между тем мир цивилизованного общения не только привел в порядок, систематизировал такого рода правила (сам термин ''этикет" — фр. слово – означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе), но и нашел для них разумные объяснения функциональной полезности, целесообразности, предопределив тем самым в немалой степени и возможности их реализации.

Суммируя эти обоснования, можно отметить, что современный этикет, во-первых, способствует взаимопониманию людей в процессе дипломатического и делового общения: во-вторых, обеспечивает в немалой степени его целесообразность и практичность; в-третьих, является достаточно надежной гарантией проявления взаимного уважения субъектов общения; в-четвертых, служит формированию положительного имиджа деловых партнеров и является в этом смысле, помимо всего прочего, "прибыльным делом".

В этикете высоко ценятся умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение (в основе девиз — "учитесь властвовать собой"), быть внимательным к окружающим, а также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Можно выделить несколько видов этикета.

Придворный этикет - (родоначальник этикета) - строгий регламент правил поведения и форм обхождения при дворах монархов. Применяется в настоящее время в странах с монархической формой правления.

Воинский этикет - свод общепринятых в вооруженных силах правил, норм и манер поведения военнослужащих.

Дипломатический этикет — правила и нормы поведения дипломатов и других официальных лиц различных государств в отношениях друг с другом, а также на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, переговоры, встречи делегаций и т.п.).

Общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами.

Основанные, прежде всего, на здравом смысле и учитывающие многовековой опыт цивилизованного человеческого общения, большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или в немалой степени совпадают. Однако строгому соблюдению правил этикета в кругу дипломатов, других официальных лиц, а сегодня и представителей деловых кругов, придается особое значение.

"Протокол и этикет дипломатического и делового общения"

К сожалению, "выход в свет" многих новоявленных российских бизнесменов являет собой далеко не лучшие образцы следования нормам и традициям принятых во всем мире норм этикета. Огромные деньги придали нашим "нуворишам" такую уверенность в себе, которая захлестывает все остальное; "Я могу себе позволить делать так, как хочу, диктовать правила. Я уже самостоятельно добился столько в жизни, что могу себе позволить плевать на приличия и условности". И делают это, порой демонстративно и сознательно, но нередко даже не подозревая, что "так" не принято. Поэтому на официальных приемах доморощенные "крутые" расплевывают косточки от вишни и черешни. Они дарят женщинам зажигалки и колготки; попивают кофе, оттопыривая мизинец. Далеко не редкость, когда на наиболее престижных форумах мира наши бизнесмены закатывают пышные обеды с бесконечной водкой, гигантскими тарелками икры и битьем хрусталя.

Но ведь дело не только в вульгарном поведении в быту. Увы, и при ведении переговоров наш бизнесмен не умеет слушать, перебивает партнера, старается больше говорить сам. Иностранцы воспринимают это как элементарную грубость, как стремление уйти от обсуждения важных проблем, а то и как проявление позиции превосходства.

Линия и манеры поведения человека часто, хотя, разумеется, далеко и не всегда совпадают с его внутренним существом. Как бы то ни было, но о человеке сплошь и рядом судят по его "оболочке". Еще Гегель писал: "Каков человек внешне, т.е.. в своих действиях (а не в своей внешней наружности, как это само собой разумеется), таков он и внутренне, и если он лишь внутренний, т.е. если он остается только в области намерений, умонастроений, если он "добродетелен", "морален" и т.д.. а его внешнее не тождественно с его внутренним, то, однако, так же бессодержательно и пусто, как и другое". И далее: "... Хотя человек может в том или другом отдельном случае притворяться и многое скрывать, он, однако, не может скрыть своей внутренней природы вообще..." (Гегель. Соч., т. I, с. 234, 236).

Особого внимания заслуживает вопрос о так называемом "речевом этикете". "Развяжите человеку руки, — говорил М.Е.Салтыков-Щедрин, — дайте ему свободу высказать всю свою мысль — и перед вами уже встанет не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной".

Специалисты по правилам ведения речи обращают особое внимание на следование ряду обязательных правил для участников беседы, соблюдение которых является необходимым условием ее нормального хода.

Итак, говорящему:

не рекомендуется ставить в центр внимания собственную персону; напротив, стремиться быть скромным в самооценках, не навязывать упорно собеседнику личных взглядов и мнений, демонстрировать намерение понять точку зрения партнера;

Естественно, на слушающего также распространяются свои нормы этикета речи. Он, в частности, обязан:

Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, реагировать на обращенную к другому речь. Но если тот, к кому обращены вопрос или какое-либо высказывание, не реагирует, уместно включиться в процесс беседы (как бы спасая положение) и придать ей естественный ход.

Как показывают наблюдения, особенно распространены нарушения этикета со стороны слушающих. Наверное, здесь поистине незаменимы мудрые советы выдающегося деятеля российской культуры Д.С.Лихачева: "Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Поэтому давайте постепенно привыкать и к другому слову — не только гласность, но и демократия, "'выпускание пара". А демократия — норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре..." (Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: "Высшая школа", 1989, с. 18—24).