logo search
МЭ-2012

15.2. Основные этапы осуществления интеграционного процесса в рамках Европейского союза

Оценка места и роли Европейского союза в современной моровой экономике не может быть полной без учета фактора реализации процесса европейской экономической интеграции. Действительно, процессы международной экономической интеграции оказывают существенное воздействие на участвующие в них страны. В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны, по сравнению с другими, вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что проявляется в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Поэтому, когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное «срастание» их в единое экономическое целое.

Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.

1.Экономико-географические предпосылки. К ним относится территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно. Например, в 1960 г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктур транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран.

2.Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

3.Общие исторические корни народов сближающихся стран.

Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.

4.Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности сближения и объединения.

Для политического руководства центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, факторов производства — рабочей силы и капитала. Логика развертывания международной экономической интеграции выглядит таким образом: «от свободы межстранового движения товаров и услуг — к свободе движения рабочей силы и капитала». В настоящее время к указанным четырем свободам (движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала) в документах ЕС добавляется еще одна очень важная свобода — свобода развития знания (free movement of knowledge).

В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических свиязей к формам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию (что обеспечивается свободным движением капитала в рамках интеграционной группировки). Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.).

При этом спектр такого взаимодействия очень широк — от малого бизнеса до крупных ТНК.

Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между внутренним и международным рынками формирующегося межгосударственного объединения и складывается уже новый, специфический «внутренний» рынок интеграционного объединения (союза) в целом.

Однако это — идеальная картина развертывания процесса международной экономической интеграции. На практике же он протекает вовсе не так просто, по восходящей линии, а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно приходится разрешать противоречия между национальными экономическими интересами интегрирующихся стран (и их политическими элитами). Поэтому важной для интеграционного процесса проблемой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами. В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни.

Международная экономическая интеграция — это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и «срастания» национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.

Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, и основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение «поля деятельности» за счет создания единого экономического пространства.

Собственно процесс международной экономической интеграции в рамках Европейского союза начался в марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества — ЕЭС, на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность ЕС.

Как показывает исторический опыт, в ходе процесса международной экономической интеграции страны-участницы проходят несколько основных этапов, обязательными их которых являются следующие.

1Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.

2.Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).

3.Формирование так называемого общего рынка — здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства.

4.Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:

взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);

взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;

проведение странами единой экономической политики;

создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;

переход к единой валюте интеграционного сообщества —одна из наиболее сложных проблем данного этапа.

5.Завершающий этап — полная экономическая (а также политическая) интеграция.

На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу, которое затем трансформировалось в ЕС.

На протяжении первых десяти лет своего развития ЕЭС (в составе

первых шести стран-участниц — Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом этапе создания зоны свободной торговли, и к таможенному союзу (второму этапу) перешло только в 1968 г.

На практике между созданием зоны свободной торговли и таможенного союза существует только одно основное отличие — единый таможенный тариф, который добавляется к основным условиям зоны свободной торговли. Однако при этом создается единая для всех стран таможенного союза система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Поэтому переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу — это сложная, многолетняя работа по взаимному согласованию внешнеторговой (и торговой вообще) политики, а вместе с ней и отдельных элементов общей экономической политики. Таким образом, таможенный союз подразумевает не только единство таможенной территории, совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении третьих стран, но и сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения). А это, в свою очередь, ставит вопрос о сближении в проведении государственной экономической политики в целом. При формировании таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран — участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза.

ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно долго — с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в., постепенно развиваясь в направлении полноценного Общего рынка. Однако в реальной практике с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продолжением процесса формирования единого таможенного пространства началось формирование единого валютно-финансового пространства.

В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами Сообщества, а также начавшегося в 1973 г. мирового топливно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на экономическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не удалось.

В марте 1979 г. была сформирована Европейская валютная система — ЕВС — с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества — ЭКЮ (European Currency Unit — ECU). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов Сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса центральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25%, который нередко называли «валютной змеей»).

Самым главным было то, что Общий рынок к этому времени стал уже этапом действительного интеграционного переплетения национальных экономик западноевропейских стран — здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами — одна из наиболее сложных (и чувствительных для национальных экономик) форм международного обмена (особенно в области финансов, страхования), то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.

В феврале 1986 г. двенадцатью странами Сообщества был принят важный документ — Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987 г., которым предусматривалось создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка стран Сообщества, т.е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов. Значительный шаг в развертывании процесса западноевропейской интеграции был сделан в феврале 1992 г., когда в г. Маастрихте (Нидерланды) был согласован Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор—Maastricht Treaty, Treaty on Monetary and Political Union), вступивший в силу в ноябре 1993 г. после ратификации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993 г. вводилось единое гражданство ЕС, которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран — членов ЕС. Во-вторых, формировался политический союз, что подразумевало осуществление интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента Европейского Союза.

Одной из главных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза — ЭВС. При этом подчеркивалось, что Европейский валютный союз с единой для стран-участниц валютой — евро — будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем — так называемые критерии конвергенции или Маастрихтские стандарты:

дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран может составлять не более 3% ВВП;

накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5-процентных пункта средний уровень инфляции трех стран

ЕС, добившихся самой низкой инфляции;

соблюдение по крайней мере в течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны были девальвировать по собственной инициативе национальную валюту по отношению к валюте любого другого государства — члена ЕС);

долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на 2-процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя. В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. Фактически Амстердамский договор представлял собой дополненный и скорректированный вариант Маастрихтского договора. Он подтвердил цели Европейского союза и дополнил договор соответствующим разделом, касающимся механизмов осуществления общей политики и политики безопасности.

В декабре 2000 г. был подписан Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества и ряд других, относящихся к ним актов. Этот договор внес определенные изменения в основные принципы и процедуры принятия решений квалифицированным большинством и блокирования их меньшинством. Ниццкий договор определил новые квоты для стран — членов ЕС, а также для стран — претендентов в основных органах Европейского союза — Совете ЕС и Европейском парламенте.

В мае 1998 г. были определены 11 из 15 стран Европейского союза, которые соответствовали указанным «Маастрихтским стандартам», с 1 января 1999 г. ввели общую валюту — евро и начали участвовать в создании ЭВС или так называемой зоны евро (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция). 1 января 2001 г. к ним присоединилась Греция. В январе 2007 г. в состав зоны евро вошла Словения, а в январе 2008 г. — Кипр и Мальта. Таким образом, к началу 2008 г. ЭВС включал в своем составе 15 стран — членов Европейского союза.

Экономика зоны евро является одной из крупнейших в мире, с которой сравнима лишь экономика США. Материальную основу зоны евро составляют ведущие промышленно развитые страны:

Германия, Италия, Франция, Испания, на которых приходится более 80% совокупного ВВП стран, входящих в ЭВС. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков — ЕСЦБ, а созданный Европейский центральный банк —

ЕЦБ начал использовать евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.

Последний этап формирования зоны евро начался с 1 января 2002 г., когда евро вошел в наличное обращение, при этом сначала обращался параллельно с национальными валютами стран — членов зоны евро, а затем последние постепенно уходили из обращения, обмениваясь на евро. С 1 июля 2002 г. национальные валюты были изъяты из обращения и осуществлен полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.

К началу 2008 г. Великобритания не присоединилась к зоне евро, и роль мировых финансовых центров постепенно начинает переходить от Лондона к Франкфурту-на-Майне (где располагается ЕЦБ) и Парижу. В перспективе завершение формирования Экономического и валютного союза ЕС может изменить расстановку сил в мировой экономике в пользу «новой Европы» за счет некоторого ослабления позиций таких мировых лидеров, как США и Японии.

В целом экономический потенциал стран, входящих в ЭВС, создает предпосылки для того, чтобы евро мог претендовать на роль одной из ведущих мировых валют. Однако относительно слабым местом для евро является отсутствие достаточно развитого финансового рынка, который был бы сопоставим с соответствующим рынком США (имеющим по своей сути глобальные масштабы). В Европейском союзе наиболее развит финансовый рынок Великобритании, однако к началу 2008 г. эта страна не входила в зону евро. Решение собственно экономических проблем международной экономической интеграции в рамках Европейского союза сопровождалось и решением проблем политического взаимодействия, которые на практике оказались не менее сложными, чем экономические проблемы. О том, насколько сложно решить проблемы политической консолидации стран ЕС, свидетельствует история Конституции Европейского союза, которая была принята странами ЕС в 2004 г., но затем в 2005 г. не была утверждена на национальных референдумах части этих государств (Франции и Нидерландов). В итоге в октябре 2007 г. 27 странами — членами Европейского союза было подписано так называемое Лиссабонское соглашение. Оно фактически представляет собой сокращенную версию Конституции ЕС (так называемый Договор о реформах), которая лишь вносит дополнения в уже существующие договора ЕС. Соглашение не требует утверждения на общенациональных референдумах, а может быть одобрено только парламентами стран — членов ЕС. Единственная страна, в которой референдум по Соглашению состоялся в 2008 г., это Ирландия, и результаты референдума оказались отрицательными.

Таким образом, в ближайшие годы в ЕС возобновится приостановившийся на время процесс передачи полномочий национальных правительств на уровень интеграционного сообщества Европейского союза. Если ратификация Лиссабонского соглашения пойдет по намеченному плану, то оно вступит в силу уже в 2009 г. Это означает, что период с 2009 г. по 2017 г. в ЕС будет осуществлен целый ряд радикальных реформ, прежде всего касающихся механизма принятия решений. Так, в ЕС будет создан пост президента. В настоящее время этот пост каждые полгода переходит от одной страны ЕС к другой. Согласно Лиссабонскому соглашению, президент ЕС будет избираться на два с половиной года, а его основной задачей станет координация работы совета.

Серьезным изменениям подвергается и Европейская комиссия —в 2014 г. число комиссаров сократится с 27 до 18 (включая президента Комиссии). При этом пост европейского комиссара по иностранным делам становится более полноценным, чем в прошлом, что позволит ЕС быть более представительным на мировой политической арене. Другим серьезным изменением, в соответствии с Лиссабонским соглашением, становится положение о механизме принятия решений. Старый механизм, действующий в ЕС до настоящего времени, был рассчитан еще на Евросоюз в составе 12 стран, которым практически всегда удавалось договариваться между собой и не создавать конфликтных ситуаций. Эта система наделяла правом вето каждую страну-участницу. Даже когда Евросоюз насчитывал 15 стран, эта система еще действовала. Но с принятием затем 12 новых членов, большинство которых составляли восточноевропейские страны, часть из которых находилась под сильным влиянием США, принимать решения в ЕС стало очень непросто. В связи с этим ЕС в 2006—2007 гг. оказался в состоянии серьезного политического кризиса. Поэтому подписание Лиссабонского соглашения явилось важным шагом в направлении разрешения этого кризиса.

Новая система принятия решений в ЕС, лишающая страны —члены Евросоюза права вето по большинству обсуждаемых вопросов, позволит ведущим странам ЕС (особенно Франции и Германии) легче проводить необходимые решения и принимать соответствующие документы. В новых условиях решение считается принятым, если за него высказывается двойное большинство —55% стран и 65% населения ЕС.

В связи с этим Европарламент и Европейская комиссия получают дополнительные права. Таким образом, институты ЕС смогут действовать более эффективно, чем раньше, опираясь в большей степени на поддержку европейцев и в меньшей степени — национальных правительств стран — членов Евросоюза. То, что национальное вето было снято и полномочия Европейского суда были расширены, свидетельствует о значительном прогрессе, которого удалось достигнуть ЕС после провала референдумов во Франции и Нидерландах по Европейской конституции в 2005 г. Вместе с тем, серьезной проблемой для ЕС остается особая позиция Великобритании, к началу 2008 г. не вступившей в Экономический и валютный союз и не стремящейся жертвовать определенной частью своего суверенитета ради общеевропейских ценностей (пункт о возможном выходе страны из Европейского союза имеется в настоящее время в уставе ЕС).