logo search
МЭ-2012

15.1. Место и роль Европейского союза в современной мировой экономике и политике

Европейский союз, в состав которого к началу 2008 г. входили 27 государств с населением около 500 млн чел., представляет собой крупнейшее в мире экономическое и политическое интеграционное объединение и занимает позиции одного из лидеров современной мировой экономики. Вместе с тем, с учетом фактора возрастания в мировой экономике (совокупном мировом ВВП) удельного веса Китая, Индии, некоторых других развивающихся стран, а также (при благоприятном варианте развития) и России, доля Европейского союза в долговременной перспективе будет сокращаться. По прогнозным оценкам ИМЭМО РАН, доля ЕС в составе 27 стран, составлявшая в 2005 г. 23,7%, в 2010 г. должна стать 18,9% совокупного мирового ВВП, а в 2020 г. — 17,6%.

Как и другие субъекты современного мирового хозяйства, ЕС стоит перед задачами эффективного ответа на вызовы глобализации экономики и те кардинальные сдвиги, которые происходят в мировом хозяйстве начала XXI в., на демографические и энергетические проблемы, которые могут приобрести для Европейского союза кризисный характер. Актуальны задачи существенного повышения международной конкурентоспособности экономики Евросоюза в целом, отдельных ее отраслей и предприятий. Перед ЕС стоят также актуальные задачи осуществления реформ как на уровне Сообщества в целом, так и на уровне отдельных стран-участниц, ориентированных на повышение эффективности государственной политики в экономической и социальной сферах. Иными словами, стоят задачи существенной модернизации экономики, ее структурного совершенствования на основе инновационного развития и повышения динамичности и эффективности. ЕС предстоит преодолеть нынешнее отставание от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития прежде всего за счет формирования и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки, формирования в конечном итоге экономики знания. Повышение уровня международной конкуренции в инновационных отраслях требует дальнейшего развития и совершенствования общеевропейской кооперации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и концентрации совместных усилий стран — участниц ЕС на приоритетных направлениях научных исследований. В ЕС реализуется рамочная программа по содействию НИОКР, основные приоритеты которой определены семью тематическими направлениями исследования:

информационные технологии;

реализация устойчивого развития и решение экологических проблем;

нанотехнологии и новые материалы, а также новые устройства и технологические процессы;

геномика и биотехнологии для здравоохранения;

авиационные и космические исследования;

разработка безопасных и качественных продуктов питания;

исследования, содействующие построению гражданского общества, базирующегося на знаниях.

Рассмотрим тенденции, реализующиеся в настоящее время в экономике ЕС. Прежде всего, это дальнейшее снижение удельного веса в ВВП материального производства, в частности сельского хозяйства. Этой тенденции будут способствовать сокращение и постепенная ликвидация государственных субсидий для отдельных отраслей сферы материального производства (сельское хозяйство, горнодобывающая и металлургическая промышленность, производство одеясды, обуви и других товаров массового спроса). По мнению руководителей ЕС, это должно обусловить коренную модернизацию указанных отраслей. Одновременно с этим развиваются такие отрасли, как автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленность и электротехника. Предстоит осуществить качественные изменения в энергетике стран ЕС, прежде всего с целью преодоления энергетической зависимости от внешних топливно-энергетических ресурсов (в том числе путем развития в некоторых странах ЕС атомной энергетики, а также так называемых альтернативных источников энергии (ветряной, геотермальной, солнечной, энергии приливов).

На экономическое развитие стран ЕС все большее воздействие оказывает нарастание конкуренции со стороны Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и др. В связи с этим аналитики ожидают постепенного вывода из стран ЕС (особенно «старых» членов ЕС) традиционного промышленного производства. Одновременно с этим европейские ТНК будут расширять на территории стран базирования производства наукоемких товаров и услуг, обеспечивающих стратегическое управление своими зарубежными подразделениями и дальнейшую экспансию в миро хозяйственной сфере.

Характерной тенденцией развития экономики Евросоюза является увеличение доли отраслей сферы обращения и услуг, прежде всего за счет роста оказания финансовых и деловых услуг. Кроме того, дальнейшее развитие должны получить туризм и гостиничный бизнес.

На основе повышения инновационной активности и структурных сдвигов в экономике ЕС планируется снижение энергоемкости производства, а также его трудоемкости (в том числе в сфере услуг на базе расширения использования Интернет-технологий). Сложившееся к настоящему времени положение ЕС как интеграционной структуры и одного из лидеров мировой экономики является результатом экономического и политического развития данного сообщества государств за достаточно продолжительное время. По существу начало формированию Европейского экономического сообщества было положено еще в 1945—1950 гг., когда США начали осуществлять так называемый «план Маршала», связанный с экономической помощью западноевропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития — ОЭСР. В 1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург, в 1951 г. — Европейское объединение угля и стали — ЕОУС, в которое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о создании Европейского экономического сообщества — ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган —

Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1965 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом и были учреждены единый Совет и единая Комиссия Европейских сообществ (этот договор вступил в силу с 1 июля 1967 г.). В марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или, как его еще называли, Договор об «Общем рынке», в состав этой межгосударственной организации входили лишь шесть государств (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург). В начале 2008 г. стран -участниц ЕС было уже 27:

Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (страны — родоначальницы ЕС);

Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к Сообществу в 1973 г.);

Греция (вступила в Сообщество в 1981 г.);

Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986 г.);

Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995 г.);

Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва,

Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004 г.);

Болгария и Румыния (вошли в состав ЕС в январе 2007 г.).

С расширением ЕС до 27 государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении. За эти 50 лет Европейское экономическое сообщество не просто расширилось с 6 до 27 стран-участниц, но и приобрело новое качество, пройдя все основные стадии процесса международной экономической интеграции — зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз — и, как результат, трансформировавшись в Европейский союз — ЕС.

ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов, обеспечивающих реализацию процесса международной экономической интеграции. ЕС фактически действует с 1974 г., однако его статус официально был закреплен в 1986 г. Единым европейским актом. В него входят руководители государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. ЕС определяет общие политические ориентиры развития ЕС. В соответствии с регламентом ЕС заседает два раза в год. На этих заседаниях обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС, а также общее состояние мировой экономики и политики, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются соответствующие программы и решения стратегического характера. Если возникает необходимость, то созываются внеплановые заседания Совета для принятия решений по сложным актуальным проблемам. Принимаемые ЕС политические решения затем трансформируются в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС. Совет Европейского союза (Совет министров) является высшим законодательным органом ЕС. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств - членов, осуществляет (совместно с Европарламентом) руководство бюджетом, заключает международные соглашения. В состав Совета Европейского союза входят представители стран — членов ЕС в ранге министров национальных правительств. На практике фактически существуют более 25 советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответствующих министров стран-участниц (например, Совет по транспорту объединяет министров транспорта стран ЕС). Европейская комиссия (Комиссия Европейских сообществ —КЕС) — исполнительный орган ЕС, который разрабатывает законодательные предложения ЕС как по собственной инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета и направляет их в Совет. Комиссия следит за применением законодательных актов, принятых Советом, в случаях нарушений может применять санкции, например, передавать соответствующие дела в Суд Европейских сообществ.

Кроме того, Комиссия имеет полномочия принимать решения в таких сферах, как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и т.д., управлять бюджетом и фондами, несет ответственность за бюджетные расходы. По своей структуре Европейская комиссия состоит из нескольких департаментов (по различным направлениям деятельности), члены Комиссии независимы в своей деятельности от национальных правительств, поскольку она (вместе с Европейским парламентом) является наднациональным органом. Европейский парламент — избирается в ходе прямых всеобщих выборов. Он участвует в законодательном процессе ЕС и осуществляет контроль за деятельностью Европейской комиссии, других институтов ЕС, утверждает бюджет ЕС и заключает межгосударственные соглашения. С 1979 г. Европарламент избирается прямым голосованием.

Суд Европейских сообществ (Европейский суд) — состоял в конце 2007 г. из 27 судей (по одному от каждого государства-члена) и дополнительно одного судьи, а также юридических советников. Суд регулирует разногласия стран — членов ЕС между собой и ЕС, и политике между институтами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами; выдает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления (не имеющие юридической силы) по делам, переданным ему национальными судами. Суд налагает штрафы на государства — члены ЕС, не выполняющие его постановлений.

Однако компетенция Суда не распространяется на новые сферы деятельности ЕС, учрежденные Маастрихтским договором (общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество стран — членов ЕС в области правосудия и внутренних дел). В 1989 г. в соответствии с Единым европейским актом для содействия Суду ЕС был дополнительно учрежден Суд первой инстанции. В его компетенцию входит рассмотрение исков отдельных лиц и компаний против институтов и органов ЕС; споров, связанных с правилами конкуренции; трудовых споров; применения антидемпинговых процедур и др.

Кроме главных органов в ЕС действуют рабочие органы: Палата аудиторов (Счетная палата), Экономический и социальный комитет и Комитет регионов — консультативные органы, обеспечивающие соблюдение интересов различных экономических и социальных категорий граждан и регионов. Действуют Европейский инвестиционный банк, задачей которого является кредитование проектов, связанных со структурным переустройством в странах —членах ЕС; Европейский инвестиционный фонд, предоставляющий гарантии по кредитам в основном малым и средним предпринимателям, и, наконец, Европейский центральный банк, созданный в соответствии с Маастрихтским договором и с 1999 г. отвечающий в качестве независимого органа за кредитно-денежную политику в валютно-экономическом союзе.

Специфическим инструментом является общий бюджет ЕС. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресурсов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенной тарифа ЕС на импортируемую на территорию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчислений государствами-членами в размере 1% собираемого налога на добавленную стоимость. Важным источником единого бюджета ЕС являются и отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП. Однако несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются достаточно сложные социально-экономические проблемы.

Например, в большинстве этих стран значителен уровень безработицы. Она в последние годы составляла 8—9% экономически активного населения в ЕС в составе 15 стран-участниц (ЕС-15) и более 14% — в новых странах — членах ЕС. Из числа «старых» членов ЕС наиболее высоким был уровень безработицы в Германии и Франции (около 10%), а из числа новых членов ЕС — в Польше (более 18%). Правда, в 2006—2007 гг. в Евросоюзе было создано почти 6,5 млн новых рабочих мест и еще 5 млн новых рабочих мест планируется создать к 2009 г. В результате уровень безработицы дол жен составить в 2009 г. около 7% экономически активного населения (самый низкий показатель с середины 1980-х гг.). Только после 2015 г., в результате структурных реформ на рынке труда, в сфере образования и профессиональной подготовки, а также в области дерегулирования предпринимательской среды, уровень безработицы в ЕС, как ожидают, должен снизиться по ЕС в составе 27 стран до 5—6%.

В странах ЕС ухудшается демографическая ситуация, нарастает старение населения. При этом наименьший уровень рождаемости (менее 10%) характерен для стран — членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, Мальты, Греции, Испании и Италии, с которыми сопоставимы лишь Германия и Австрия. Данная ситуация осложняется нарастанием эмиграции значительной части экономически активного населения из стран Центральной и Восточной Европы в развитые страны ЕС. Кроме того, возрастает опасность роста в странах Европейского союза неконтролируемой иммиграции, которая порождает и усиливает межнациональную и социальную напряженность.

Серьезной для ЕС является проблема энергетической безопасн-сти, особенно обострившаяся в связи с сохраняющимся высоким уровнем цен на топливно-энергетические ресурсы.

Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС (а в их рамках — и отдельными регионами) в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов. В ходе расширения Европейского союза (учитывая то, что в последние годы в него вступали далеко не самые развитые страны) эти различия не уменьшались, а, напротив, возрастали. Так, у девяти восточноевропейских государств (включая вступившие в 2007 г. в ЕС Болгарию и Румынию) уровень ВВП на душу населения колебался от 30 до 70% среднего по Европейскому союзу уровня.

Основные этапы осуществления интеграционного процесса в рамках ЕС Изменить ситуацию могут кардинальные сдвиги, связанные с переходом экономики ЕС на путь инновационного развития. Есть проблемы и с ходом собственно интеграционных преобразований в рамках Европейского союза. Так, не все страны —члены ЕС (в том числе и Великобритания) к началу 2008 г. входили в состав «зоны евро» (Экономического и валютного союза). Расширение ЕС до 27 государств не снимает эти проблемы, а в определенной степени их усиливает.