logo search
мэ пиздец

19. Конкуренции: сущность, формы, методы

Конкуренция – один из регуляторов предложения общественного производства, фактор образования средней нормы прибыли, формирование рыночной стоимости товара, дифференциации товарных производителей по доходам. Конкуренция выступает экономическим законом рыночных отношений, товарного производства вообще, и одновременно одним из рычагов общественного воспроизводства. Первой функцией конкуренции является прямое влияние на процесс ценообразования. Вторая экономическая функция – стимулирование НТП.

Конкуренция может быть внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая (предметная) конкуренция – это конкуренции между производителями, которые имеют отличия в цене, качестве, дизайне и приводит индивидуальную стоимости к единой рыночной цене.

Межотраслевая конкуренция – борьба между предприятиями различных отраслей за наиболее прибыльное применение капитала и получения наиболее высокой нормы прибыли.

По методам осуществления экономическую конкуренции разделяют на: ценовую, неценовую, неэкономическое (нечестную).

При ценовой конкуренции основным элементом соревнования выступает цена. Ценовая конкуренция – соревнования предпринимателей путем уменьшения затрат на производство, снижение цен на товары и услуги без существенного изменения ассортимента или качества.

В современных условиях более значительную роль играет неценовая конкуренция. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предоставление большего объема услуг, продление сроков гарантированного обслуживания, проведение рекламных кампаний.

Неэкономичная конкуренция – подкуп должностных лиц для урегулирования дел, переманивание лучших специалистов.

В зависимости от режима конкурентной борьбы различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – это свободная конкуренция в условиях рынка, где не существует предпринимателей, способных диктовать или навязывать свои условия производства и реализации продуктов и услуг.

Несовершенная конкуренция выступает в двух формах монополистической и олигополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция возникает, когда применяется широкая дифференциация продукта, связанная либо с его особенностями (качество, марка, упаковка), или с местонахождением продавцов особыми услугами, сопутствующими продаже товара. Олигополистическая конкуренция возникает, когда однородную продукцию (или близкие субституты) продают несколько (два-три) продавцов.

В последнее время конкуренция особенно обострилась в области трудовых ресурсов и научно-технических нововведений. Это связано со значительно возросшей научноемкостью производства, требованиями дальнейшей его инновации. Национальные системы образования развитых стран не могут в полной мере удовлетворить возросшие потребности фирм в высококвалифицированных кадрах. Для решения этой вновь возникшей проблемы компании прибегают к различным способам – от создания собственных высших учебных заведений до переманивания кадров из других компаний и даже из других стран. А постоянное совершенствование стало неотъемлемым условием процветания фирмы. Научное открытие или принципиально новый товар может вознести компанию на вершину успеха, но такое же открытие конкурента может перечеркнуть все многолетние усилия фирмы.

Конкуренция приобретает все более широкий международный характер, появляются новые формы и методы конкурентной борьбы, например, получает развитие неценовая конкуренция, основанная на предложении новых, более совершенных товаров, более разнообразных сопутствующих услуг, использовании более широкой и изобретательной рекламы; активизирующее воздействие оказывает научно-технический прогресс. На современном этапе развития капитализма все это придает конкуренции особую остроту.