logo
Яблонская

М. Сингер индийская цивилизация: структура и изменения

Трансформация индийской цивилизации

Какие бы глубокие изменения не происходили в индийском обществе, носители этих изменений в большинстве продолжают считать себя верными адептами индуизма. Это возможно благодаря некоторым общим чертам индуизма, облегчающим адаптацию. Одной из этих черт является то, что индуизм допускает множество путей спасения и предписывает различные обязанности разным людям согласно уровню их развития и положению в жизни. Эта концепция предполагает последователю выбор между выполнением ритуалов, преданностью Богу и аскетическим отрешением.

Другая черта индуизма, поддерживающая доктринальный плюрализм и децентрализованную структуру, — представление о том, что религиозные и философские истины имеют не только теоретическое значение, но и применяются на практике. Вера в нереальность мира и индивида и конечное уничтожение первого не мешает адептам индуизма принимать активное участие в «мирских» делах. Видимое противоречие они объясняют тем, что религиозные доктрины верны на другом, высшем, космическом уровне.

Третья черта индуизма, облегчающая адаптацию к новому, — это модель социальной организации, описанная в священных текстах, — теория варн. Как отмечает М.Н. Шринивас, теория варн выполняет важную связующую и объясняющую функцию по отношению к местным различиям. Она связывает высшие установки санскритизации с экономической и политической мобильностью каст, которые приобретают власть, богатство и современное образование. Таким образом, санскритизация представляет собой процесс включения групп в систему, а также обеспечения мобильности групп, уже включенных в нее.

Традиция и изменение в индийской цивилизации

Индийское общество и культура не являются традиционными в том значении, которое вкладывали в это слово в предыдущем веке, т.е. подчиненное неизменяющейся традиции и древним обычаям. Традиционализм индийской цивилизации в другом — в способности инкорпорировать инновации в развивающуюся и изменяющуюся структуру культуры и общества….

… Индийцы, таким образом, признают новшества во многих формах, но смотрят на модернизацию как на процесс культурной реставрации, где новое оказывается чем-то старым, а не наоборот, что-то новое возникает из старого.

Сравнительное изучение цивилизаций. — С. . 381 — 388.