logo
Яблонская

Глоссарий индия

Августовские волнения. Под таким названием вошел в историю Индии подъем национально-освободительного движения в 1942 г., когда по ряду городов страны прокатилась волна демонстраций и забастовок. Непосредственным поводом был арест колониальными властями 9 августа всех лидеров Национального конгресса, включая Ганди. Несмотря на жестокое подавление волнений они продолжались до февраля 1943 г.

Ахимса (букв. "отрицание химсы, насилия") — ненасилие, воздержание от нанесения физического вреда живым существам, непричинение зла, воздержание от причинения страданий. Учение ахимсы существовало еще в древней Индии, а затем было развито в буддизме, индуизме и особенно в джайнизме. Принципы ахимсы стали неотъемлемой частью политической доктрины Ганди.

Ашрам — обитель. По догматам индуизма каждый человек, достигший преклонного возраста, должен уединиться в ашрам и посвятить себя религии. Так Ганди назвал свою трудовую общину на ферме в Фениксе (Южная Африка). Впоследствии в Индии недалеко от Ахмадабада в Севаграме он основал общину под названием "Сатьяграха ашрам".

"Бхагаватгита" (букв. "Песнь божества") — этико-философский религиозный трактат на санскрите, составляющий часть индийского эпоса "Махабхарата". Повествует о размышлениях Кришны, одного из воплощений бога Вишну.

Брахмо самадж (на языке Бенгали — Общество Брахмы) - религиозно-реформаторское просветительское общество, созданное в Бенгалии (Индия) в 1828 г. Раммохан Раем. Выступало против каст, ранних браков и других устоев индуизма и феодализма, за распространение в Индии европейского просвещения, поощрение промышленности и науки. С начала ХХ в., с развитием буржуазно-национального движения, брахмоистское движение перестало играть значительную роль в общественной жизни Бенгалии.

Гомруль, движение за гомруль (англ. Home Rule, буквально — самоуправление, автономия). Сначала так называлась борьба за осуществление программы автономии Ирландии (70-е гг. XIX — начала XX вв.). Во время Первой мировой войны движение гомруля получило широкое распространение в Индии. Лиги гомруля создавались в разных районах Индии, в 1916 г. оформился центр этого движения — Всеиндийская Лига гомруля во главе с А. Безант.

Гурдвара — сикхский храм

Джатха — отряд, команда.

Джи — частица, добавляемая к имени в знак уважения.

Заминдар — землевладелец, в частности в Бенгалии.

Кхади (кадар) — домотканое хлопчатобумажное полотно. Ганди призывал изготовлять ткани в самой Индии с помощью ручной прялки (чаркха) и бойкотировать иностранные текстильные товары. Пропаганда кхади рассматривалась сторонниками Ганди как важная часть программы борьбы против английского господства. Члены партии ИНК обязаны были носить одежду из кхади.

Конференции «Круглого стола» — конференции по вопросам Индии (1-я — 1930—1931 гг., 2-я — 1931 г., 3-я — 1932 г.), созывались английским правительством в Лондоне для обсуждения рекомендаций Комиссии Саймона, содержавших проект новых конституционных реформ для Индии. На конференциях присутствовали члены английского парламента, колониальной администрации в Индии, индийские князья, различные политические партии и организации в Индии. ИНК отверг предложение участвовать в 1-й конференции, объявив кампанию гражданского неповиновения. В работе 2-й конференции ИНК, представленный М. К. Ганди, принял участие с целью разоблачения колониальной политики правительства Великобритании в отношении Индии, особенно его стремление противопоставить друг другу религиозные общины, касты и тем самым парализовать борьбу народов Индии за независимость. Ганди призвал к установлению единства всех религиозных общин и каст в борьбе за свободу страны. В работе 3-й конференции ИНК не участвовал. На этих конференциях так и не выработали согласованного проекта новой конституции для Индии.

Криппса миссия — миссия английского правительства в Индию в марте 1942 г., во время 2-й мировой войны 1939—1945 гг., возглавленная Р. С. Криппсом. Цель миссии — укрепить позиции Великобритании в Индии путём уступок индийскому национальному движению. Криппс вел переговоры с индийскими политическими лидерами на основании следующей декларации английского правительства: Великобритания обязуется сразу после окончания войны предоставить Индии права доминиона; для выработки новой конституции будет создан орган, куда войдут представители как провинций, так и княжеств; провинции и княжества, которые не пожелают войти в Индийский Союз, могут либо сохранить прежние отношения с Великобританией, либо образовать отдельные доминионы. В связи с тем, что руководство крупнейшей партии Индии — Национального конгресса — отвергло эти предложения (ибо они не предполагали создания индийского национального правительства до окончания войны), переговоры Криппса окончились провалом.

Кумб мела — праздник, отмечаемый один раз в двенадцать лет на берегу Ганга в районе г. Аллахабада.

Кшатрии — вторая высокая, военная каста у индусов.

Маджлис — общество студентов-индийцев в Кембридже

Маулана — ученый мусульманин.

Мела — большое скопление людей, особенно в религиозные праздники.

Мусульманская лига — политическая партия Пакистана. Создана в 1906 г. в г. Дакка на конференции руководителей мусульманских общественных организаций Британской Индии. Целью партии были провозглашены защита политических прав индийских мусульман и представительство их интересов перед английскими властями. В 1916 г. Лига заключила соглашение с ИНК о совместной борьбе за получение Индией прав доминиона. В 1937 г. Мусульманская лига потребовала автономии провинций с мусульманским большинством населения. В 1940 г. выдвинула требование создания независимого мусульманского государства (Лахорская резолюция партии) и возглавила борьбу за образование Пакистана. В первые годы после образования Пакистана (1947) лидеры Мусульманской лиги возглавляли его центральное и провинциальные правительства.

Нагпурская резолюция. Принята на сессии ИНК в Нагпуре 6 декабря 1920 г. В ней говорится о борьбе за предоставление Индии независимости, выработаны формы этой борьбы, изменена организационная структура Конгресса, взят курс на создание массовой опоры и вовлечение в борьбу трудящихся.

Назарана — незаконные подати.

«Пакт Ганди-Дас» — заключен в 1924 г., согласно которому свараджисты уполномочивались осуществлять свою деятельность в законодательных органах от имени Конгресса и в качестве его составной части.

Пандит — ученый.

Панчаят (от санскр. и хинди панча — пять) — в странах Южной Азии, особенно в Индии, название выборного комитета, стоящего во главе тех или иных корпоративных организаций, например каст и кастовых групп, сельских кооперативов, некоторых видов общин, храмов и других объединений, как традиционных, так и вновь формирующихся, в Индии — орган сельского самоуправления. Вопреки названию, Панчаят обычно состоит не из пяти, а из произвольного числа членов.

«План Маунтбэттена» — конституционный проект последнего вице-короля Индии Маунтбэттена о разделе Индии на два доминиона — Индийский союз и Пакистан. Согласно этому плану Бенгалию и Пенджаб предполагалось разделить по религиозному принципу раздельным куриальным голосованием. Этот «План» в августе 1947 г. был утвержден английским парламентом в качестве Закона о независимости Индии.

«План Уэйвелла» — конституционный проект вице-короля Уэйвелла, опубликованный в июне 1945 г., провозглашавший курс британского правительства на предоставление Индии статуса доминиона, право индийцев на выработку конституции, передачу индийцам всех постов в составе высшего исполнительного совета, за исключением должностей вице-короля и верховного главнокомандующего, право внешних сношений, установление паритета представительства в исполнительном совете «кастовых индусов» и мусульман. Признав в целом «План Уэйвелла», ИНК, считая себя светской политической организацией, не мог согласиться с формулой общинного паритета, кроме того, термин «кастовые индусы» отсекал от участия в деятельности ИНК «неприкасаемых». Мусульманская Лига, претендовавшая на исключительное политическое представительство индийских мусульман, была недовольна вхождением в состав Исполнительного совета мусульман-конгрессистов.

Пурна сварадж — полная независимость.

Рай бахадур — титул, которым английское правительство награждало индийцев.

Реформа «Монтегю — Челмсфорда» — Закон об управлении Индией, принятый английским парламентом в 1919 г. в условиях усиления национально-освободительного движения в Индии. Основывался на докладе министра по делам Индии Э. Монтегю и вице-короля Индии Ф. Челмсфорда, опубликован в 1918 г. Предусматривал создание двухпалатного законодательного органа при генерал-губернаторе, состоявшего из Государственного совета и Законодательного собрания, часть членов которых назначалась. За генерал-губернатором сохранялось право вето. В крупных провинциях вводилась т. н. диархия (двоевластие); сущность её заключалась в сложной и запутанной системе разделения власти между департаментами, министры которых ответственны перед законодательными органами, и департаментами, возглавлявшимися министрами, ответственными перед губернаторами провинций. Система диархии по существу лишала вновь созданные органы возможности действовать сколько-нибудь эффективно. Реформа сохраняла принцип раздельных религиозно-общинных курий, введённый в 1909 г.; право выбирать законодательные органы получало всего около 1 % населения Индии, в провинциальные — около 3 %. Реформа вызвала протест различных слоев индийского общества. Национальный конгресс бойкотировал выборы (1921) в новые законодательные органы. Эта реформа действовала до 1935 г.

Сарводайя (букв. "общее благоденствие") — этим термином Ганди обозначал идеальное общество, основанное на всеобщем равноправии, отсутствии эксплуатации, гармонии интересов всех его членов.

Сатьяграха (санскр., буквально — упорство в истине) — тактика ненасильственного сопротивления, предложенная М.Ганди. Впервые была применена им в Южно-Африканском Союзе как форма борьбы против расовой дискриминации. Она включала массовые митинги, демонстрации, прекращение работы, бойкот английских учреждений и колониальной администрации, отказ от уплаты налогов (в качестве крайней меры) и пр.

"Сатьяграха ашрам" — община, основанная Ганди и его последователями. Членами общины стала значительная часть сподвижников Ганди по его деятельности в Южной Африке.

Свадеши движение (санскр. свадеши, буквально — отечественный) - движение за развитие национальной промышленности. Зародилось в последней четверти XIX в. Одним из инициаторов «свадеша» был М. Г. Ранаде. В 1906 г. лозунг свадеши был выдвинут калькуттской сессией ИНК, как одно из главных программных требований. В 1905—1907 гг., 1918—1922 гг. и 1930 г. «свадеш» проходил в форме бойкота индийцами английских товаров.

Сварадж (санскр., буквально — своё правление) - программный политический лозунг национально-освободительного движения в Индии, призывал к борьбе против английского господства, за самоуправление. Появился в начале ХХ в. и, как программное требование, впервые был принят на калькуттской сессии ИНК в 1906 г. Нагпурская сессия ИНК (1920 г.) борьбу за реализацию «свараджа» поставила основной целью деятельности ИНК. Однако «сварадж» понимался группировками конгресса по-разному. Умеренные конгрессисты призывали к борьбе за ограниченное самоуправление в рамках Британской империи, радикальное крыло ИНК считало целью борьбы достижение Индией независимости. Лахорская сессия ИНК (1929 г.) выдвинула задачу достижения полного «свараджа» (пурна сварадж). Но оттенки в толковании «свараджа» продолжали сохраняться: представители правого крыла национально-освободительного движения вкладывали в это понятие достижение Индией статута доминиона, представители левого крыла (Дж. Неру, С. Ч. Бос и др.) — достижение Индией полной независимости.

Свараджисты — часть членов ИНК, образовавшая в 1923 г. внутри конгресса самостоятельную партию. Её лидеры — М. Неру и Ч. Дас. В отличие от М. К. Ганди, призывавшего к бойкоту законодательных органов, созданных в 1921 г. по реформе «Монтегю-Челмсфорда», считали возможным использовать парламентскую трибуну в борьбе за сварадж, который ими толковался как борьба за получение Индией прав доминиона. В период революционного подъёма в 1928—1933 гг., проходившего под лозунгом достижения Индией полной независимости, партия «свараджистов» распалась.

Тилак сварадж фанд — фонд, учрежденный Конгрессом в память Тилака в 1920 г. для финансирования движения несотрудничества и национально-освободительной борьбы.

Толстого ферма — названная в честь Л.Н. Толстого и основанная Ганди недалеко от Иоханнесбурга община. Организация фермы происходила в период особенного увлечения Ганди морально-этическим учением Толстого.

Умеренные — название правого крыла партии Индийский национальный конгресс. Лидеры умеренных - Г. К. Гокхале и С. Банерджи. В отличие от крайних умеренные, стремясь добиться частичных уступок для индийской буржуазии, проводили политику сотрудничества с английским правительством и колониальной администрацией. В 1907 г. на сессии Конгресса в Сурате произошел открытый разрыв умеренных с Конгрессом, но на сессии в Лакхнау (1916 г.) они вновь объединились. На Нагпурской сессии (1920 г.) умеренные окончательно откололись от Конгресса и образовали Либеральную партию.

Феникс — небольшая ферма близ Дурбана в Южной Африке, приобретенная Ганди и его последователями. Там была организована община, члены которой жили за счет собственного физического труда.

Халифат (халифатское движение) — халифат — власть халифа, верховного религиозного главы мусульман. С начала XVI в. титул халифа перешел к турецким султанам, которые, несмотря на то что их фактическая власть не простиралась дальше непосредственно подчиненной им территории, считались покровителями и защитниками ислама во всем мире. Их престиж усиливался тем, что в их обладании находились священные мусульманские города Мекка и Медина. Во время первой мировой войны и непосредственно вслед за ее окончанием, когда встал вопрос о разделе Турции, среди индийских мусульман началось движение в защиту прав халифа, за сохранение под его властью священных мест ислама и за ограждение политической самостоятельности Турции. Это "халифатское движение" имело антиимпериалистический характер, поскольку Англия выступила против Турции. Движение пошло на убыль после заключения окончательного мира между Турцией и Антантой, в особенности с 1923 г., когда постановлением Национального собрания Турции власть халифа была упразднена, а сам он выслан из Турции.

Хартал (хинди, буквально — закрытие лавок) - в Индии прекращение всякой деловой активности в знак протеста против чего-либо. Участвовали широкие слои населения. В условиях национально-освободительного движения в Индии приобрело значение всеобщей забастовки. Во время харталов проводились митинги и демонстрации протеста. В 1918—1947 гг. хартал был одной из основных форм кампаний несотрудничества с колониальными властями, проводившихся Индийским национальным конгрессом. После достижения Индией независимости (1947) хартал как метод политической борьбы иногда использовался различными политическими партиями.

Чаури-Чаура — деревня близ г. Горакхпура (Соединенные провинции), в которой 4 февраля 1922 г. крестьяне разгромили полицейский участок и убили несколько человек.

Шет — старшина общины купцов, вообще богатый купец; приставка к именам богатых купцов.

ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ

Бест — (перс.), в обычном праве Ирана право убежища (неприкосновенности) на территории священных и неприкосновенных мест. Обычай предоставлять убежище в наиболее почитаемых религиозных местах (храмах, мечетях, гробницах и т.п.) широко распространён в мусульманских странах Востока. С XIX в. право «беста» иногда распространялось на помещения иностранных посольств, миссий и других учреждений, пользующихся экстерриториальностью. К «бесту» прибегали нередко в знак протеста против насилий и притеснений властей; в этом случае он приобретал характер массовых политических демонстраций, сопровождавшихся закрытием базаров, магазинов, мастерских их владельцами.

Газават (араб. буквально — набег, поход, нашествие). См. Джихад.

Гази (араб. от газа — воевать; иногда в литературе встречается русифицированное множественное число газии). 1) В средние века участник газавата — войны мусульман с «неверными»; в некоторых странах существовали также специальные отряды гази, вербовавшиеся преимущественно из бедняков и деклассированных элементов (по существу наёмники), для защиты границ и подавления народных восстаний. 2) Почётный титул, которым во многих странах мусульманского Востока награждали особо отличившихся военачальников; например, за победу в Сакарийской битве (август—сентябрь 1921) Мустафа Кемаль Ататюрк получил от ВНСТ титул гази. После упразднения титулов в Турции в 1934 г. был отменён и титул гази.

«Дженгелийцев» движение («джангали» по-персидски «человек леса», «лесовик») - народно-патриотическое движение в Иране. Основные базы повстанцев находились в густых лесах Гиляна. Главная цель — освобождение иранцев от засилья иностранцев. Большая часть партизан-дженгелийцев по национальности были представителями народности гиляк. У них был свой печатный орган — газета «Дженгель», выходила на персидском языке, хотя на ее страницах публиковались также художественные произведения, как правило, на языке гиляки. Предводитель дженгелийцев мирза Кучек хан.

Джихад (араб. — священная война, война за веру; буквально — усердие, рвение), одно из предписаний ислама, опирающееся на Коран (например, сура 9, стих 29), согласно которому все боеспособные мусульмане должны вести «священную войну» против «неверных». По учению о джихаде, разработанному мусульманскими законоведами, весь мир делится на «область ислама» (или «область веры») и «область войны» (страны, населённые немусульманами — «неверными»). В новейшее время в мусульманских странах «Джихад» — призыв к борьбе в защиту отечества.

Имам (араб. — находящийся впереди): 1) духовный руководитель, наставник у мусульман; 2) глава мусульманской общины, правитель мусульманского теократического государства, халиф, 3) основоположники религиозно-юридических толков (мазхабов) в суннизме, 4) верховный глава шиитов, 5) духовное лицо, руководящее богослужением в мечети.

Каджарская династия — династия, правившая в Иране в 1796-1925 гг. 31 октября 1925 г. 5-й меджлис вынес решение о низложении династии Каджаров, а 12 декабря об установлении династии Пехлеви.

Меджлис — (араб.), название одной из палат парламента Ирана. Меджлисом называют иногда парламент Турции — Великое национальное собрание.

Медресе (арабское мадраса, от дараса — изучать) — мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — мектебов, а также служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока и других. Медресе получили распространение в IX — XIII вв. в странах, где преобладало население, исповедовавшее ислам. Медресе открывались обычно при больших мечетях. В учебной программе медресе — арабский язык, теологические, юридические, исторические и некоторые прикладные дисциплины. В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 60-е годы ХХ века во многих странах ислама, сложились два основных типа медресе: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и медресе — чтения Корана, готовящие служителей культа. Во всех светских медресе изучение Корана обязательно. Выпускники имеют право поступать в университет.

Мильспо миссии — американские финансовые миссии в Иране (1922—1927, 1943—1945 гг.) и Гаити (1927—1929 гг.) во главе с экономическим советником государственного департамента США А. Мильспо. В Иране миссии Мильспо, занявшего пост главного администратора финансов, установили контроль США над ключевыми позициями в финансах и во всей экономике страны, вмешивались в политическую жизнь. Протесты общественности Ирана привели к удалению Мильспо из страны.

Муджахиды (от арабо-перс. муджахид — борец за веру, за правое, священное дело) — члены нелегального революционно-демократического общества в Иране, созданного в 1905 г. и игравшего активную роль в Иранской революции 1905 — 1911 гг. Программа муджахидов (принята в 1907 г.) требовала буржуазно-демократических свобод, конфискации шахских и выкупа ханских земель и раздела их между крестьянами, 8-часового рабочего дня, отмены налогов с неимущих и т. д. Муджахиды создавали отряды федаев — основную вооруженную силу революции.

Муфтий (араб. муфти, от афта — высказывать мнение) — у мусульман высшее духовное лицо, облечённое правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата. Решение муфтий (фетва) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама (суннизма или шиизма), а также толка (мазхаба).

Факих — исламский законовед.

Федаи, фидаи (перс. и араб., буквально — человек, жертвующий собой во имя веры, идеи). 1) В средние века в Иране, Сирии, Ливане — член тайной организации ассасинов. 2) Во время Иранской революции 1905—1911 гг.— член добровольческих вооруженных отрядов городской бедноты, мелкой буржуазии, крестьян и рабочих, составлявших главную вооруженную силу революции; особенно важную роль играли в Тебризском восстании 1908—1909 гг. 3) В новейшее время: а) член отрядов самообороны, созданных в период национально-демократического движения в Иранском Азербайджане в 1945—1946 гг.; б) бойцы городских отрядов патриотического подполья в Алжире в период национально-освободительной войны 1954—1962 г.; в) радикальные деятели Исламской революции в Иране; г) федаи (иногда — федаины) — член вооруженных партизанских отрядов Палестинского движения сопротивления.

Фетва (араб. — мнение, решение) — в мусульманских странах юридическое заключение (обычно в форме вопроса и ответа) высшего религиозного авторитета (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. В средние века и новое время получение фетвы было обязательным по каждому важному вопросу (в т. ч. объявление войны, заключение мира и т.п.).

Шариат (араб. шариа, буквально — правильный путь, образ действия) — свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну, фикх. Разработан в VII—XII вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман, включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Применяется в странах, где ислам является государственной религией, особенно в сфере семейно-брачного и наследственного права.

Этатизм (от франц. état — государство) — 1) направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. Идеи этатизма исторически прослеживаются во многих политических доктринах. В XVIII — XIX вв. они были связаны по преимуществу с обоснованием и защитой абсолютизма. Этатизм выступал главным образом как антилиберальная доктрина, как требование сильной государственной власти. Крайняя форма этатизма — фашистская теория и практика «тотального государства».2) В начале ХХ в. этатизмом стали называть политику государственного капитализма. Наибольшее распространение этот термин получил применительно к Турции. Принцип этатизма был принят Кемалем Ататюрком и включен (в 1931 г.) в программу Народно-республиканской партии, а в 1937 г. — в Конституцию Турецкой Республики как официальная экономическая доктрина. Политика этатизма позволила Турции добиться ускоренного развития национальной экономики. После II-й Мировой войны в связи с усилением влияния крупной буржуазии правительство Турции отошло от политики этатизма, она была вытеснена теорией «смешанной экономики». В 60-е гг. был выдвинут лозунг «нового этатизма». Новая Конституция (июль 1961 г.) подразумевала плановую экономику, допускалась возможность национализации частных предприятий. В 1961 г. создается система контроля за деятельностью государственных институтов и партий. Но на практике эта система оказалась малоэффективной.