Л. Дюмон
HOMO HIERARCHICUS
Социальная иерархия и каста
Система каст представляет собой иерархию наследственных групп, которые одновременно различаются и взаимодействуют между собой на основе трех факторов: 1) градация статусов, 2) детальные правила, которые призваны обеспечить их разделение, 3) разделение труда и взаимозависимость.
Базисный принцип этой концепции основан на оппозиции чистое/нечистое. Эта оппозиция подразумевает иерархию, которая есть превосходство чистого над нечистым, она предполагает разделение труда, так как чистые и нечистые профессии должны быть разделены. Целое основано на необходимом и иерархизированном сосуществовании двух противоположностей.
Этот факт имеет первостепенное значение: именно целое управляет частями; и это целое воспринимается как основанное на оппозиции.
…Оппозиция чистое/нечистое и истоки института неприкасаемых. Обычно признают, что эта оппозиция проявляется в наиболее общей форме в противопоставлении двух крайних категорий: брахманов, жрецов по преимуществу, которые занимают высшее положение по отношению ко всему множеству каст, и неприкасаемых — крайне нечистых слуг, живущих за пределами деревень в отдельных поселениях. Неприкасаемые не могут пользоваться тем же колодцем, что и все остальные, вход в индуистские храмы им был воспрещен вплоть до реформы Ганди, они также обязаны подчиняться множеству других запретов...
Взаимообусловленность чистоты брахманов и нечистоты неприкасамых. Из-за того, что неприкасаемые физически удалены из деревни и вынуждены исполнять всю черную работу, их иногда принимают за аутсайдеров религиозного общества. В то время как принцип, на основе которого они отделяются от других, является принципом религиозным, основой оппозиции. Мы уже заметили, что выполнение нечистых работ одними необходимо для поддержания чистоты других.
…Некоторые выводы. Подчеркнем три момента, касающиеся принципов разделения общества на касты: 1) все критерии различения представлены в сознании как разные формы одного принципа; 2) все позволяют противопоставлять одну часть общества другой его части; 3) именно в этом и состоит в действительности иерархический принцип, а линейный порядок каст от А до Z представляет собой лишь его побочный продукт.
…В рамках социальной организации чистые люди являются отчасти эквивалентом того, что мы называем «приличные люди» или «люди благородного происхождения». Как мы отметили, нечистота отмечала прорыв биологического в социальную жизнь. Таким образом, мы видим в этом функциональный эквивалент отдаления человека от природы, которое столь очевидно у нас и которое, казалось бы, склонна игнорировать или даже отрицать индийская мысль. Наконец, это понятие не соотносится только с престижем, блеском и благополучием. В общей системе ценностей оно занимает место, которое у нас принадлежит добру и злу, вводя в нее различие относительное вместо различия абсолютного.
Теория варн: власть и жречество
…Иерархия и власть. В реальной градации статусов власть занимает место, которое теоретическая иерархия чистого/нечистого не предусматривает. Так, в том случае, когда царь, употребляющий в пищу мясо, стоит выше, чем торговец или земледелец-вегетарианец, иерархия не только оказывается дополненной, но и оспаривается. Таким образом, нужно либо признать, что идеология «не работает» в «срединной зоне» лестницы статусов, или допустить вмешательство постороннего фактора, который призван уравновесить иерархию после того, как определены крайние точки.
Чтобы разобраться в этом, нам как раз и нужно обратиться к теории варн. В рамках этой теории две первые варны с самого начала рассматривались как «две силы», которые, будучи связанными особым образом, должны властвовать над миром; она позволяет царю приобщиться в какой-то мере к высшему рангу, которому он служит. Таким образом, власть в некотором роде уравновешивает чистоту на второстепенных уровнях, оставаясь в то же время подчиненной ей на высшем уровне или уровне целого.
Касты и разделение труда
Система каст включает специализацию и взаимозависимость групп, которые она организует. Специализация влечет за собой разделение между группами, но она направлена на нужды целого. Эта связь с целым создает сочетание разделения труда с иерархией отношений…
Система джаджмани. Системой джаджмани принято называть практику предоставления услуг и ответных услуг, которая поддерживается в деревне совокупностью каст и является более или менее универсальной для всей Индии. Речь по большому счету идет о натуральной экономике в противовес экономике рыночной, т.е. о таком типе хозяйствования индийской деревни, которая находит или находила в своем непосредственном окружении все необходимые продукты и в особенности услуги...
С одной стороны, джаджмани — это разделение труда, основанное на личных наследственных отношениях: для выполнения каждого конкретного дела каждая семья имеет в своем распоряжении семью специалистов. С другой стороны, это основанный на обычае способ регулировать обмен услугами (за обычные работы платят натурой, причем вознаграждение дается не за каждую работу, а растягивается на целый год), что естественно для стабильных отношений, существующих в кругу земледельцев.
Вообще, существуют два типа каст: те, которые обладают землей, и все остальные. В каждой деревне одна каста (или несколько каст) владеет землей. Эта каста оказывается таким образом доминирующей, она обладает экономической властью, так как располагает средствами пропитания, продовольствием, а также властью политической благодаря подчинению ей большей территории.
Все остальные касты являются зависимыми. Обычно их члены получают доступ прямо или косвенно к средствам пропитания через личные отношения с членами доминирующей касты и в силу функций, которые они выполняют и которые кажутся доминирующей касте необходимыми.
Однако экономическая и политическая власть доминирующих каст оказывается жестко ограниченной. Главная идея — это ориентация на целое, которая, даже не будучи осознанной, определяет самые мельчайшие нюансы отношений, так как именно она управляет специализацией и взаимозависимостью. Эта ориентация, которая узаконивает в глазах участников их взаимное положение, предстает как нечто противоположное собственно экономическому феномену. Экономический феномен предполагает наличие индивидуального субъекта, а здесь, наоборот, именно целое — деревенская община, стоит как бы в центре системы. Этот взгляд на вещи, согласно которому упорядоченное целое определяет место каждого, является целиком религиозным. И все функции и специальности, которые кажутся нам в разной мере религиозными, находятся именно в рамках, этого общего подхода.
…Таким образом, в разделении труда присутствует не более или менее произвольное противопоставление религиозных и нерелигиозных, экономических обязанностей, а одновременно религиозное обоснование взаимозависимости и ее религиозное же выражение. Точнее, это выведение взаимозависимости из религии.
Проблема экономики
Приложимо ли к традиционной Индии понятие экономики?
Вспомним тот простой, но основательно забытый факт, что у нас экономика как отдельная категория, независимая от политики, появляется не раньше XVIII в. Что же касается Индии, то здесь большую роль сыграло явление, многие аспекты которого хорошо известны и изучены, но значимость и основополагающий характер которого часто недооценивается. Это английское господство, ускорившее процесс появления личной собственности, заменившее традиционную политическую форму правления современной, основной обязанностью которого является обеспечение охраны собственности. Превращение земли в товар — это лишь один из многих аспектов произошедших изменений. Несомненно, что в современной Индии четко выделенная сфера собственно экономической деятельности появилась благодаря английскому правлению. То, что характеризует именно это общество, как и другие традиционные общества, — это тесная связь двух аспектов одного феномена, их неразличение. Подобно тому, как религиозное вмещает политическое, политическое вмещает в себя экономическое. Разница между ними состоит в том, что политико-экономическое, находясь в подчинении у религиозного, все же выделено, названо, тогда как экономическое остается невыделенным из политического.
Сравнительное изучение цивилизаций. — С. 372 — 380.
- Введение
- Тема 1. Национально-освободительное движение в индии в 1920—1940-е гг. Занятие 1. Ганди и гандизм План:
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Индийский национальный конгресс в борьбе за независимость индии План:
- Методические рекомендации
- Темы докладов:
- Источники и литература
- Тема 2. Кемализм — идеология и практика турецкой республики План:
- Методические рекомендации
- Темы докладов:
- Источники и литература
- Тема 3 создание государства израиль План:
- Методические рекомендации
- Тема доклада:
- Источники и литература
- Темы рефератов
- Освободительная борьба ливийского народа (20 — 30-е годы хх в.). Система заданий в тестовой форме
- 1. Национально-освободительное движение в индии в 1920—1940-е гг.
- Вариант №1 часть а
- Часть в
- Вариант № 2. Часть а
- Часть в
- 2. Кемализм — идеология и практика турецкой республики Вариант №1 часть а
- Часть в
- Часть а
- Часть в
- 3. Создание государства израиль Вариант №1 часть а
- Часть в
- Вариант № 2. Часть а
- Часть в
- Опорные методические материалы Биографический справочник индия
- Глоссарий индия
- Восточные цивилизации г.Э. Фон Грюнебаум. Становление и особенности исламской цивилизации
- М. Л. Батунский ислам как тотальная система регуляции
- Г.Э. Фон Грюнебаум. Умма и власть
- С.Х. Наср о столкновении принципов западной и исламской цивилизаций
- Б.С. Ерасов цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур запада и востока
- Н. Чоудхури индуизм: религия, которой живут
- Л. Дюмон
- М. Сингер индийская цивилизация: структура и изменения
- Документы и материалы южная азия национально-освободительное движение индии
- М. К. Ганди. Моя жизнь.
- Исповедание веры
- Ганди м.К. «хинд сварадж»
- Речь м. Ганди на открытии гуджаратской политической конференции
- М. К. Ганди. Доктрина меча
- М. К. Ганди. Моя вера в ненасилие
- М. К. Ганди. Сатьяграха
- Речь м. Ганди на сессии инк в 1924 г.
- Наставления ганди крестьянству
- Из ответов ганди помещикам из соединенных провинций
- Позиция ганди по рабочему вопросу
- Вдохновители ганди
- Ганди м.К. Мой толстой.
- Лев толстой. Два письма к м. Ганди
- Джавахарлал неру о национально-освободительном движении в индии дж. Неру об индии во время I мировой войны
- Дж. Неру об англии и англичанах
- Дж. Неру о первой сатьяграхе
- Дж. Неру о ненасилии и доктрине меча
- Дж. Неру о расстановке сил в инк
- Дж. Неру о религиозно-общинных противоречиях в индии
- Дж. Неру о формуле ганди решения религиозно-общинной проблемы
- Дж. Неру о рабоче-крестьянском движении
- Дж. Неру о политической обстановке в индии в конце 1920—начале 1930-х гг.
- Дж. Неру. Клятва в день независимости
- Дж. Неру о конституции индии 1935 г.
- Дж. Неру о конфликте инк с правительством англии в связи с вовлечением индии в войну
- Джавахарлал неру о голоде в индии в 1943—1944 гг.
- Джинна мухаммед али о крестьянском движении в индии в 1930 г.
- Пальм датт. Индийский народ и национально-освободительное движение
- Декларация монтегю в палате общин в августе 1917 г.
- Акт об управлении индией 1919 г.
- Часть II. Правительство Индии. Законодательная власть.
- Амритсарская бойня
- Стачки железнодорожников в пенджабе
- Президентское обращение мотилала неру к амритсарской сессии инк
- Революционное движение в бенгалии
- Манифест ганди о несотрудничестве
- Резолюция о несотрудничестве, принятая инк в калькутте
- Приветствие в.И. Ленина индийской революционной ассоциации
- Из донесения сурица в москву
- Из письма якуб-хана на имя ганди о зверствах английских колонизаторов по отношению к крестьянам
- Бардолийская резолюция инк
- Мирутский судебный процесс
- Резолюция в честь участников борьбы
- Декларация инк основных правах граждан
- Программа социалистической партии конгресса
- Позиция инк по отношению к конституции индии 1935 г.
- Совместное воззвание сторонников классового профдвижения и лидеров национал-реформистского конгресса профсоюзов о едином фронте и профединстве
- Предвыборный манифест инк
- Манифест всеиндийского крестьянского союза (кисан сабха)
- Из решения конференции представителей законодательных ассамблей провинций
- Резолюция исполкома мусульманской лиги об отношениях с англией
- Заявление абдуллы гаруна10 о решении лиги по вопросу об образовании двух государств на территории индии
- Позиция инк по отношению ко II мировой войне
- Заявление вице-короля о предоставлении индии в будущем статута доминиона
- «Разъяснение» у. Черчиллем атлантической хартии как не имеющей отношения к английским колониям
- Из письма раджагопалачария к ганди
- Резолюция инк о кампании гражданского неповиновения английским властям
- Условия соглашения между инк и всеиндийской мусульманской лигой
- Дж. Оруэлл. Размышления о ганди.
- Договор о дружбе между великобританией и непалом
- Бирма. Из речи сайя сан — руководителя крестьянского восстания в бирме против английского владычества
- Из акта о правительственном строе индии
- Национально-освободительное движение турции четырнадцать пунктов в. Вильсона об условиях мира
- О «турецкой армении»
- Брест-литовский договор
- Русско-турецкий дополнительный договор
- Циркулярное письмо м. Кемаля, разосланное обществам «защиты национальных прав»
- Послание м. Кемаля падишаху
- Резолюция, принятая конгрессом «общества защиты прав восточной анатолии» в эрзеруме
- § 1. Восточные вилайеты Малой Азии; вилайет Трапезунда и санджака Джаника составляют единое, неделимое целое и входят в качестве интегральной части в состав Оттоманской империи...
- § 7. Проведение в жизнь приведенных решений возлагается на наше общество.
- Эрзерумский и сивасский конгрессы
- Письмо м. Кемаля полковнику шевкет-бею, командующему укрепленным районом чанак кале
- «Национальный обет»
- Письмо наркома иностранных дел ссср председателю внст мустафе кемаль-паше
- Решение великого национального собрания о фактической ликвидации власти султана
- Организация национальной турецкой армии
- Севрский договор
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.
- Глава II.
- Глава VIII.
- Соглашение между великобританией, францией и италией о сферах влияния в анатолии
- Из годового отчёта наркома иностранных дел рсфср Наша восточная политика летом и осенью 1920 г.
- Нота турецкого посла правительству рсфср
- Договор о дружбе и братстве между рсфср и турцией
- Договор о дружбе между армянской сср, азербайджанской сср, грузинской сср и турцией
- Упразднение султаната
- Мирный договор, заключенный между союзниками и турцией в лозанне
- Лозанская конвенция ксательно режима проливов
- Открытие первой сессии меджлиса второго созыва
- Закон об отмене ашара и введении взамен его нового поземельного налога
- Закон об охране порядка
- Договор о дружбе и нейтралитете между ссср и турцией
- О революции в турецкой письменности
- Закон о труде
- И.В. Сталин о кемалистской революции
- Конвенция монтрё
- Раздел I
- Раздел II
- Договор между турцией, францией и англией
- Закон о национальной обороне
- Беседа в. М. Молотова с послом турецкой республики в ссср а. Г. Актаем
- Беседа в. М. Молотова с послом турецкой республики в ссср а. Г. Актаем.
- Обмен заявлениями между советским правительством и турецким правительством
- Договор о ненападении и дружбе между германией и турцией
- Заявление турецкого посольства в ссср о провозглашении правительством турции нейтралитета
- Сообщение наркоминдела о советско-турецких отношениях
- Тегеранская конференция об участии турции в войне
- О денонсации советско-турецкого договора
- Ответ турецкого правительства на заявление советского правительства о денонсации турецко-советского договора
- Иран заявление снк рсфср об аннулировании всех соглашений
- Благодарность персидского правительства снк за аннулирование всех соглашений
- Договор о гарантии и нейтралитете между ссср и ираном (персией)
- Англо-иранское соглашение о нефтяной концессии
- Заявление ирана о соблюдении нейтралитета
- Нота советского правительства иранскому правительству
- Договор о союзе между ссср, великобританией и ираном
- Миссия мильспо
- Тегеранская декларация трех держав об иране
- Закон об отмене экономических полномочий мильспо
- Материалы первого съезда народной партии ирана
- Афганистан письмо эмира амануллы в. И. Ленину
- Ответ в. И. Ленина афганскому эмиру
- Постановления лойя джирги
- Договор между ссср и афганистаном о нейтралитете и взаимном ненападении
- Конституция афганистана
- Ирак прокламация к иракским повстанцам
- Из письма шейха аль-исфахани гражданскому комиссару англии в ираке а. Вильсону
- Союзный договор между великобританией и ираком
- Телеграмма министра иностранных дел ирака наркому иностранных дел ссср
- Телеграмма наркома иностранных дел ссср министру иностранных дел ирака
- Французский мандат на сирию и ливан, утвержденный советом лиги наций
- Устав партии народа («хизб аш-шааб»)
- Манифест главнокомандующего войсками сирийской национальной революции султана атраша
- Конституция сирии
- Докладная записка секретаря совета обороны империи рене кассена
- Ответ вице-адмирала мюзелье
- Соглашение о сотрудничестве великобритании и свободной франции на среднем востоке
- Декларация генерала катру о независимости сирии
- Телеграмма министра иностранных дел сирийской республики наркому иностранных дел ссср
- Телеграмма наркома иностранных дел ссср министру иностранных дел сирийской республики
- Телеграмма министра иностранных дел ливанской республики наркому иностранных дел ссср
- Телеграмма наркома иностранных дел ссср министру иностранных дел ливанской республики
- Базельская программа всо15
- И. Шохат. Предложение об обороне еврейской общины в земле израильской
- "Декларация бальфура»
- Сообщение в отдел ближневосточной разведки госдепартамента сша
- Соглашение фейсала— вейцманна
- Британский мандат на палестину, утвержденный советом лиги наций
- Меморандум черчилля
- «Белая книга» 1939 г.
- I. Конституция
- II. Иммиграция
- III. Земля
- Государственный департамент, отдел по делам ближнего востока. Принципиальные факторы, касающиеся палестины
- Палестинский вопрос
- Резолюция 181 (II) генеральной ассамблеи оон, касающаяся будущего правительства палестины
- 29 Ноября 1947 г.
- Часть I. Будущая Конституция и Правительство Палестины
- Экономический Союз Палестины
- Часть III.. Город Иерусалим
- Договор между великобританией и трансиорданией, заключенный в иерусалиме
- Саудовской аравия установление дипломатических отношений между ссср и королевством хиджас, султаном неджда и присоединенных территорий (саудовской аравией)
- Письмо агента и генерального консула ссср в джедде на имя короля хиджаза16 и султана неджда и присоединенных областей
- Письмо короля хиджаза и султана неджда и присоединенных областей на имя агента и генерального консула союза сср в джедде
- Нота заместителя управляющего иностранными делами хиджаза на имя агента и генерального консула союза сср в джедде
- Нота агента и генерального консула союза сср в джедде на имя управляющего иностранными делами хиджаза
- Нота заместителя управляющего иностранными делами хиджаза на имя агента и генерального консула союза сср в джедде
- Йемен договор о дружбе и торговле между ссср и йеменом
- Пакт лиги арабских государств
- Африка египет требования вафда
- Декларация британского правительства о прекращении британского протектората над египтом
- Конституция египта 19 апреля 1923 г. И конституция египта 1930 г.
- Англо-египетский договор
- Партия вафд об англо-египетских отношениях
- Установление дипломатических отношений между ссср и египтом
- Алжир, тунис, мароко меморандум алжиро-тунисского комитета парижской мирной конференции
- Позиция тунисской партии «новый дестур» во время второй мировой войны
- Национальный обет, принятый национальным собранием рифской республики
- Документы об испано-рифских отношениях
- Письмо генерального секретаря диего сааведра сейиду мухаммаду ибн мухаммаду азаркану
- Письмо мухаммада ибн мухаммада азаркана сеньору сааведра
- Соглашение между представителем главного командования союзных войск в северной африке адмиралом кларком и верховным комиссаром французской африки адмиралом дарланом
- Послание мусульманских представителей алжира союзникам
- Манифест алжирского народа
- Эфиопия договор о мире и дружбе между италией и эфиопией, заключенный
- Выступление представителя ссср в. Потемкина на заседании совета лиги наций по вопросу об итальянской агрессии в эфиопии
- Обращение к императору эфиопии хайле селассие I
- Послание императора хайле селассие I к населению
- Соглашение между англией и эфиопией
- Военная конвенция между англией и эфиопией
- Установление дипломатических отношений между ссср и эфиопией (абиссинией)
- Британский и французский мандаты на камерун, британский и французский мандаты на того, бельгийский и британский мандаты на германскую восточную африку, утвержденные советом лиги наций
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36