М. К. Ганди. Моя жизнь.
МОЕ УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ
Я изложил перед ними свои взгляды. Я считал, что индийцы, живущие в Англии, должны принять участие в войне. Английские студенты поступали добровольцами в армию, и индийцы могли сделать то же. Против этого было выдвинуто немало возражений. Утверждали, что между положением индийцев и положением англичан - целая пропасть. Мы – рабы, а они – хозяева. Как может раб помогать хозяину, если последний очутился в беде? Разве не долг раба, стремящегося к освобождению, использовать затруднения хозяина? Эти доводы в то время не подействовали на меня. Я понимал различие в положении индийцев и англичан, но не считал, что мы низведены до положения рабов. Мне казалось тогда, что дело не в британской системе, а в отдельных британских чиновниках, и что мы можем перевоспитать их своей любовью. Если мы можем улучшить свое положение благодаря помощи англичан и их сотрудничеству с нами, то наш долг стоять с ними плечом к плечу в годину тяжелых испытаний и тем самым привлечь их на свою сторону. Хотя я понимал, что британская система несовершенна, но все же не считал ее нетерпимой, как считаю теперь. Но если, потеряв веру в эту систему, я отказался теперь сотрудничать с британским правительством, то как могли мои друзья, которые уже тогда потеряли веру и в систему и в ее представителей, сотрудничать с британским правительством? Друзья возражали мне, полагая, что наступило время для решительного провозглашения требований индийцев и улучшения их положения. Я же считал, что не нужно пользоваться в интересах Индии затруднениями Англии, что достойнее и разумнее не выдвигать требований, пока англичане воюют. Поэтому я настаивал на этой точке зрения и призвал желающих записываться добровольцами. Призыв мой нашел горячий отклик: среди добровольцев оказались представители почти всех национальностей и вероисповеданий Индии.
Я сообщил об этом лорду Крю, выразив нашу готовность пройти обучение для работы в госпиталях, если это будет необходимым условием для принятия нашего предложения. Лорд Крю не без некоторого колебания принял наше предложение и выразил нам благодарность за то, что в критический момент мы предложили свои услуги империи…
НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Как только до Южной Африки докатилась весть о том, что я вместе с другими индийцами предложил свои услуги британской армии, я получил две телеграммы. Одна из них была от м-ра Полака. Он спрашивал, как согласовать это мое поведение с принципом ахимсы, которого я придерживался. Я до некоторой степени предвидел такое возражение, так как уже в книге "Хинд сварадж, или Индийский гомрул" я трактовал этот вопрос и имел обыкновение постоянно беседовать на эту тему с друзьями в Южной Африке. Все мы признавали, что война безнравственна. Уж если я не хотел преследовать по суду нападавшего на меня, то еще меньше мне хотелось принимать участие в войне, тем более что я не знал, которая из воюющих сторон права и на чьей стороне справедливость. Друзья, конечно, знали, что во время бурской войны я служил в армии на стороне Англии, но они полагали, что взгляды мои с тех пор изменились. В действительности же мотивы, которые побудили меня участвовать в бурской войне, оказались решающими и теперь. Для меня было совершенно ясно, что участие в войне несовместимо с принципом ахимсы. Но человеку не всегда дано с одинаковой ясностью представлять себе свой долг. Приверженец истины часто вынужден двигаться ощупью. Ахимса – всеобъемлющий принцип. Все мы – слабые смертные, пребывающие в пламени химсы. Пословица, гласящая, что живое живет за счет живого, таит в себе глубокий смысл. Человек не живет ни минуты без того, чтобы сознательно или бессознательно не совершать внешней химсы. Уже сам факт, что он живет – ест, пьет и двигается, – неизбежно влечет за собой химсу, т.е. разрушение жизни, пусть даже самое незначительное. Поэтому приверженец ахимсы будет преданным своей вере лишь в том случае, если в основе всех его поступков лежит сострадание, если он старается избежать уничтожения даже мельчайших существ, пытается спасти их и таким образом постоянно стремится высвободиться из смертельных тисков химсы. Он будет становиться все воздержаннее, сострадательнее, хотя никогда полностью не освободится от внешней химсы. Далее, благодаря тому, что ахимса представляет собой единство всей жизни вообще, ошибка, совершенная одним человеком, не может не иметь последствий для всех, а это значит, человек не может полностью освободиться от химсы. Пока он член общества, он не может не участвовать в химсе, которую порождает само существование общества. Когда два народа воюют, долг приверженца ахимсы заключается в том, чтобы прекратить войну. Тот, кто не может выполнить этот долг, кто не имеет силы сопротивляться войне, кто не подготовлен к этому, может принимать в ней участие и одновременно всей душой стремиться к тому, чтобы освободить от войны себя, свой народ и весь мир. Я надеялся улучшить свое положение и положение своего народа с помощью Британской империи. Находясь в Англии, я пользовался защитой британского флота и искал убежища под охраной его оружия, т. е. непосредственно участвовал в его возможных насильственных действиях. Поэтому, если я желал сохранить связи с империей и жить под ее покровительством, мне предстояло вступить на один из трех путей: я мог открыто объявить о своем сопротивлении войне и в соответствии с законом сатьяграхи бойкотировать Британскую империю до тех пор, пока она не изменит своей военной политики; я мог добиться для себя тюремного заключения, оказав гражданское неповиновение тем законам империи, которые того заслуживали; наконец, я мог принять участие в войне и тем самым приобрести силу и способность сопротивляться военному насилию. Мне недоставало этой силы и способности, и я думал, что единственное средство приобрести их - поступить на военную службу…
Я не делал никакого различия, с точки зрения ахимсы, между воюющей и невоюющей стороной. … Совершенно так же тот, кто ограничивается уходом за раненными в бою, также не может уйти от ответственности за войну...
ОСНОВАНИЕ АШРАМА
Сатьяграха ашрам был основан 25 мая 1915 года… Меня всегда тянуло в Ахмадабад. Будучи гуджаратцем, я считал, что смогу принести наибольшую пользу своей стране, употребляя язык гуджарати. Кроме того, Ахмадабад как древний центр кустарного ткачества являлся наиболее подходящим местом для возрождения кустарного прядения на дому. В этом городе – столице Гуджарата – можно было больше всего рассчитывать на денежную помощь со стороны богатых горожан. С ахмадабадскими друзьями я обсуждал вопрос о неприкасаемых. Я сказал, что при первой же возможности проведу в ашрам кандидата из неприкасаемых, если, конечно, он будет этого достоин. - Где вы найдете неприкасаемого, отвечающего вашим требованиям? – самоуверенно возразил один приятель-вишнуит. В конце концов, я решил основать ашрам в Ахмадабаде. … Поэтому мои компаньоны и я остановились на названии "Сатьяграха ашрам", что отражало и цель и метод нашего служения. … В то время среди нас было около тринадцати тамилов. Пятеро тамильских юношей последовали за мной из Южной Африки, а остальные прибыли из разных уголков Индии. Всего нас было двадцать пять человек – мужчин и женщин. Так был основан наш ашрам. Мы все ели за одним столом и старались жить единой семьей.
НА НАКОВАЛЬНЕ
Ашрам существовал всего лишь несколько месяцев, когда нам пришлось выдержать испытание, какого я и не ожидал. Я получил от Амритлала Таккара следующее письмо: "Скромная и честная семья неприкасаемых хочет поселиться в вашем ашраме. Примете ли вы ее?" Я был взволнован. Я не ожидал, что семья неприкасаемых да еще с рекомендацией такого человека, как Таккар Бапа, так скоро выразит желание попасть в ашрам. Я показал это письмо обитателям ашрама. Они благосклонно отнеслись к пожеланию неприкасаемых. … Семья неприкасаемых состояла из Дадабхая, его жены Данибехн и их дочери Лакшми, только начавшей ходить. Дадабхай работал учителем в Бомбее. Они согласились подчиниться всем правилам и были приняты нами в ашрам. Однако приезд неприкасаемых взбудоражил друзей, оказывавших помощь ашраму. Первая трудность возникла из-за пользования колодцем, в котором брали воду и для хозяина бунгало. Слуга его заявил, что вода, расплескивающаяся из нашего ведра, может осквернить его. Он всячески стал поносить нас и досаждать Дадабхаю. Я сказал, чтобы не обращали внимания на эти оскорбления и продолжали брать воду из колодца, чего бы это ни стоило. Когда он увидел, что мы никак не отвечаем на его ругательства, ему стало стыдно, и он оставил нас в покое. Нам перестали помогать деньгами. Приятель, спрашивавший меня, смогут ли неприкасаемые выполнять правила ашрама, не подозревал о возможности таких последствий. Одновременно с прекращением денежной помощи появились слухи о возможном общественном бойкоте ашрама. Мы были готовы ко всему. Я заявил товарищам по ашраму, что мы не покинем Ахмадабада, даже если нас будут бойкотировать и лишат самого необходимого. Мы скорей перейдем в квартал неприкасаемых и будем жить на те средства, которые сумеем заработать физическим трудом. Дело дошло до того, что в один прекрасный день Маганлал Ганди сообщил мне:
– Денег больше нет, и жить нам в следующем месяце не на что.
– Ну что ж, тогда переедем в квартал неприкасаемых, – спокойно ответил я.
Не впервые мне приходилось подвергаться подобному испытанию и всякий раз в самую последнюю минуту бог приходил нам на помощь. Однажды утром, вскоре после того как Маганлал предупредил меня о денежных затруднениях, кто-то из детей прибежал ко мне и сказал, что на улице в автомобиле меня ждет какой-то шет, который хочет поговорить со мной. Я вышел к нему. – Я хотел бы оказать помощь ашраму, – сказал он. – Примете ли вы ее? – Безусловно, – сказал я… Оказанная помощь отсрочила наше переселение в квартал неприкасаемых. Мы были вполне обеспечены на целый год. Но буря разразилась в самом ашраме. В Южной Африке мои друзья из неприкасаемых приходили ко мне, жили и ели со мной, однако здесь моей жене и другим женщинам, видимо, пришлось не по душе принятие неприкасаемых в ашрам… Принятие семьи неприкасаемых явилось хорошим уроком для ашрама. С самого начала мы заявили во всеуслышание, что ашрам не поощряет неприкасаемости. Желавшие помогать ашраму таким образом получили от нас предостережение, и работа ашрама в этом направлении была значительно упрощена.
ЗАКОНОПРОЕКТ РОУЛЕТТА И МОЯ ДИЛЕММА
Не успев еще окончательно поправиться, я случайно прочел в газетах только что опубликованный отчет комиссии Роулетта. Я был просто ошеломлен его рекомендациями. Шанкарлал Банкер и Умар Собани посоветовали мне немедленно начать действовать. Приблизительно через месяц я поехал в Ахмадабад. Там я поделился своими соображениями с Валлабхаи... — Надо найти хотя бы горстку людей, которые согласятся подписать протест, и если вопреки этому протесту предложенное мероприятие войдет в силу как закон, мы тотчас начнем сатьяграху…
В то время как агитация против отчета комиссии Роулетта принимала все более широкий размах, правительство, со своей стороны, твердо решило провести предложения комиссии в жизнь. Законопроект Роулетта был опубликован. Всего раз в жизни я присутствовал на заседании индийской законодательной палаты — как раз при обсуждении этого законопроекта. Шастриджи произнес пылкую речь, в которой торжественно предостерегал правительство… Но разбудить человека можно только тогда, когда он действительно спит; если же он только притворяется спящим, все попытки напрасны. Примерно такой была позиция правительства. Оно стремилось только проделать комедию юридических формальностей. Решение уже было принято. …Ежедневно мы обсуждали с ним планы предстоящей борьбы, но тогда не приходило в голову ничего, кроме организации митингов. Никакой другой программы не было. Я прекрасно понимал, что и сам не знаю, в какую форму должно вылиться гражданское неповиновение против билля Роулетта, если он все же получит силу закона. Ведь неповиновение этому закону будет возможно только в том случае, если правительство своими действиями создаст подходящую обстановку. Если же этого не случится, имеем ли мы право оказать гражданское неповиновение другим законам? Если да, то в каких пределах? … Пока мы размышляли и спорили, билль Роулетта был опубликован, т. е. стал законом… Ночью во сне мне пришла в голову мысль, что мы должны призвать страну к всеобщему харталу. Сатьяграха представляет собой процесс самоочищения, борьба наша — священна, и я считаю, что нужно начать борьбу с акта самоочищения. Пусть все население Индии оставит на один день свои занятия и превратит его в день молитвы и поста. Мусульмане не постятся больше суток, поэтому пост должен длиться двадцать четыре часа. Трудно сказать, получит ли наш призыв отклик во всех провинциях, но за Бомбей, Мадрас, Бихар и Синд я ручаюсь. И будет хорошо, даже если только эти провинции как следует проведут хартал. … Я набросал краткое воззвание. Хартал был вначале назначен на 30 марта 1919 года, а затем перенесен на 6 апреля. Население было лишь кратко оповещено о хартале. Вряд ли было возможно широко осведомить население: времени у нас было в обрез. Кто может сказать, как все это произошло? Вся Индия от края до края, все города и села — все провели в назначенный день полный хартал. Это было великолепное зрелище!
НЕЗАБЫВАЕМАЯ НЕДЕЛЯ
Совершив небольшое путешествие по Южной Индии, я, если не ошибаюсь, 4 апреля прибыл в Бомбей, куда Шанкарлал Банкер настоятельно просил меня приехать для участия в проведении дня 6 апреля. В Дели хартал начался уже 30 марта. Там было законом слово покойного ныне свами Шраддхананджи и Хакима Аджмала Хана Сахиба. Телеграмма относительно переноса хартала на 6 апреля пришла в столицу слишком поздно. В Дели еще не видели подобного хартала. Индусы и мусульмане сплотились как единая семья. Свами Шраддхананджи был приглашен произнести речь в Джами Масджиде, что он и сделал. Власти, конечно, не могли примириться со всем происходящим. Полиция преградила путь процессии хартала, направлявшейся к железнодорожной станции, и открыла по ней огонь. Были раненые и убитые. По Дели прокатилась волна репрессий. Шраддхананджи вызвал меня туда. Я ответил, что выеду тотчас после проведения хартала в Бомбее 6 апреля. События, подобные делийским, произошли также в Лахоре и Амритсаре. Из Амритсара д-р Сатьяпал и д-р Китчлу прислали мне настоятельное приглашение приехать туда. В то время я их совершенно не знал, однако ответил, что приеду в Амритсар уже из Дели. Утром 6 апреля жители Бомбея тысячными толпами направились в Чаупати, чтобы совершить омовение в море, и затем огромной процессией продолжили свой путь в Тхакурдвар. В процессии приняли участие женщины и дети. Большими группами присоединялись мусульмане. Из Тхакурдвара мусульманские друзья пригласили нас в мечеть, где убедили м-с Найду и меня произнести речи. … Нужно ли говорить, что хартал в Бомбее увенчался полным успехом. Подготавливая кампанию гражданского неповиновения, мы обсудили два-три вопроса. Было решено, что гражданское неповиновение коснется только тех законов, которые массы сами склонны нарушать. Так, в высшей степени непопулярен был соляной налог, и совсем недавно проходило движение за его отмену. Я предложил, чтобы население, игнорируя закон о соляной монополии, само выпаривало соль из морской воды домашним способом. Второе мое предложение касалось продажи запрещенной литературы. Для этого пригодились только что запрещенные мои книги "Хинд сварадж" и "Сарводайя" (пересказ книги Раскина "Последнему, что и первому" на гуджарати). Отпечатать их и открыто продавать было самым простым актом гражданского неповиновения. Было отпечатано достаточное число экземпляров и приготовлено для распродажи на грандиозном митинге 6 апреля вечером, после окончания хартала. …На следующее утро мы созвали митинг, чтобы принять резолюцию о свадеши и индусско-мусульманском единстве. … Я отчетливо помню нескольких женщин, присутствовавших на этом собрании. Мужчин было тоже очень мало. … Малочисленность присутствовавших не смутила и не удивила меня. Я давно заметил пристрастие людей к активной деятельности и нелюбовь к спокойным конструктивным усилиям. … Поезд был еще на пути к станции Палвал, когда мне вручили приказ о запрещении въезда в Пенджаб на том основании, что мое присутствие в этой провинции может вызвать там беспорядки. Полиция предложила мне немедленно сойти с поезда. Я отказался сделать это, заявив: - Я еду в Пенджаб по настоятельной просьбе, причем не для того, чтобы вызвать беспорядки, а наоборот, прекратить их. Поэтому подчиниться вашему приказу я, к сожалению, не могу. … В Палвале меня высадили из поезда и взяли под стражу. Вскоре прибыл поезд из Дели. Меня в сопровождении полицейского посадили в вагон третьего класса. В Матхуре меня высадили и поместили в полицейские казармы…
Я поехал в Ахмадабад. Я узнал, что была попытка разобрать рельсы около Надиада, что в Вирамгаме убит правительственный чиновник, а в Ахмадабаде объявлено военное положение. … Митинг состоялся в воскресенье 13 апреля, а военное положение было отменено то ли в тот же день, то ли на другой день. Выступая на митинге, я старался показать народу его неправоту и, наложив на себя знак покаяния, трехдневный пост, предложил всем также поститься один день, а виноватым в совершении насилия покаяться в своей вине.
…Сэр Майкл О' Двайер возлагал на меня ответственность события в Пенджабе, а некоторые из разгневанных молодых пенджабцев и за объявление военного положения. Они утверждали, что, не приостанови я кампанию гражданского неповиновения, избиения в Джалианвала Багхе не произошло бы. Некоторые из пенджабцев дошли до того, что грозили убить меня, если я появлюсь в Пенджабе…
ХАЛИФАТ ПРОТИВ ЗАЩИТЫ КОРОВ
Я получил приглашение принять участие в объединенной конференции индусов и Среди делегатов был маулана Хасрат Мохани. Я был знаком с ним и раньше, но только теперь понял, какой он боец. С самого начала наши взгляды по многим вопросам были разными, а по ряду вопросов мы расходимся и теперь. Одна из многочисленных резолюций, принятых на конференции, призывала индусов и мусульман дать обет свадеши и, как естественное следствие этого, начать бойкот иностранных товаров. О кхади еще не было речи. Хасрат Мохани считал эту резолюцию неприемлемой. По его мнению, отомстить британской империи необходимо будет лишь в том случае, если не восторжествует справедливость в вопросе о халифате. Он выдвинул контр-предложение и требовал бойкота только английских товаров, если это реально. Я отверг его предложение как в принципе, так и с точки зрения его реальности, приведя доводы, которые теперь широко известны. Я изложил также перед собравшимися свой взгляд на ненасилие. Мои слова произвели большое впечатление на слушателей. До меня выступал Хасрат Мохани, и его речь была принята с таким шумным воодушевлением, что я боялся, как бы мои слова не оказались гласом вопиющего в пустыне. … Один за другим ораторы высказывались в защиту моей точки зрения. … Большинство поняло, что резолюция бойкота английских товаров ничего, кроме вреда, не принесет, так как даже те, кто голосовали за нее, на практике не смогли бы ее осуществить. - Один лишь бойкот иностранных тканей, - сказал маулана Хасрат Мохани, - не устраивает нас… Но дайте нам, кроме этого, еще какое-нибудь средство, способное быстро подействовать на англичан. Слушая Хасрата Мохани, я решил, что нужно придумать что-то новое, лучшее, чем бойкот иностранных тканей. … Я не мог подобрать подходящих слов на языке хинди или урду для выражения своей новой мысли, и это несколько сбивало меня. Я выразил ее, наконец, словом "несотрудничество", впервые употребленным мною на этом собрании. Пока говорил маулана Хасрат, я подумал, что напрасно он говорит об активном сопротивлении правительству, с которым он во многом сотрудничает, если применение оружия невозможно или нежелательно. Поэтому мне казалось, что единственным действенным сопротивлением правительству будет отказ от сотрудничества с ним. Таким образом, я пришел к слову "несотрудничество". Я тогда еще не имел ясного представления о всей сложности несотрудничества…
Но прошло еще много месяцев, прежде чем слово "несотрудничество" получило широкое распространение. А пока оно затерялось в протоколах конференции. Месяц спустя, на сессии Конгресса в Амритсаре я еще поддерживал резолюцию о сотрудничестве с правительством: тогда я еще надеялся, что никакого предательства с его стороны не будет.
СЕССИЯ КОНГРЕССА В АМРИТСАРЕ
Председателем Конгресса был пандит Мотилал Неру… До этого мое участие в ежегодных заседаниях Конгресса ограничивалось пропагандой языка хинди… Как раз в этот момент в печати было опубликовано заявление короля о новых реформах. Даже мне оно показалось не вполне удовлетворительным; большинство же было совершенно не удовлетворено. Но тогда мне казалось, что реформы эти, хотя и недостаточны, но приемлемы. … Поэтому я думал, что правильнее будет высказаться в резолюции не за отклонение, а за принятие реформ. Дешбандху Читта Ранджан Дас, наоборот, твердо стоял за отказ от реформ как совершенно недостаточных и неудовлетворительных. Локаманья держался нейтрально, но решил присоединиться к той резолюции, которую одобрит Дешбандху. …С замиранием сердца я предложил свою резолюцию присутствующим. Пандит Малавияджи и м-р Джинна должны были поддержать ее. Я мог заметить, что, хотя расхождения во мнениях не были резко выраженными и в наших речах не было ничего, кроме холодных рассуждений, собравшимся не понравилось само наличие разногласий. Они желали полного единства во взглядах…
ВСТУПЛЕНИЕ В КОНГРЕСС
Свое участие в заседаниях Конгресса в Амритсаре я рассматриваю как действительное начало своей политической деятельности в Конгрессе. Мое присутствие на предыдущих сессиях было не чем иным, как ежегодно повторяемым изъявлением верности Конгрессу. При этом я не считал, что для меня уготована какая-нибудь другая работа, кроме сугубо личной, и не рассчитывал на большее. Из опыта в Амритсаре я понял, что у меня есть определенные способности к некоторым вещам, которые могут быть полезными Конгрессу. Я видел, что Локаманья, Дешбандху, пандит Мотилалджи и другие лидеры довольны моей работой по расследованию в Пенджабе...
РОЖДЕНИЕ КХАДИ
Не припомню, чтобы мне случалось видеть ручной ткацкий станок или ручную прялку до 1908 года, когда в "Хинд сварадж" я указал на них как на радикальное средство против растущего обнищания Индии… Даже в 1915 году, вернувшись из Южной Африки, я, собственно, не видел ручной прялки. Основав сатьяграха-ашрам в Сабармати, мы приобрели несколько ручных ткацких станков. Но среди нас были только люди свободных профессий и коммерсанты, ремесленников же не было совсем. Нужно было найти специалиста, который научил бы нас ткацкому делу. В конце концов, такого человека удалось найти в Паланпуре, но он не посвятил нас во все тайны своего ремесла… Мы поставили себе целью одеваться лишь в ткани, сделанные собственными руками. Поэтому прежде всего мы перестали пользоваться фабричными тканями. Все члены ашрама решили носить одежду из тканей ручного производства, причем выделанных из индийской пряжи. Соблюдение этого правила дало нам возможность непосредственно познакомиться с условиями жизни ткачей, узнать, сколько продукции они в состоянии произвести, с какими трудностями сталкиваются при получении пряжи, каким образом они становятся жертвами обмана, и, наконец, об их растущей задолженности… Таким образом, согласившись носить ткани из фабричной пряжи и пропагандируя их среди друзей, мы стали добровольными агентами индийских прядильных фабрик. Это в свою очередь привело нас в тесное соприкосновение с фабриками и дало возможность в какой-то мере познакомиться с их положением и трудностями. Мы увидели, что основной целью фабрик является неуклонное увеличение выпуска продукции из собственной пряжи. Их сотрудничество с ткачом-кустарем было не добровольным, а вынужденным и временным явлением. Нам не терпелось начать выработку собственной пряжи. Было совершенно ясно, что, пока мы не добьемся этого, мы будем зависеть от фабрик. Мы знали, что в качестве агентов индийских ткацких фабрик мы не окажем стране никаких услуг…
Ганди М.К. Моя жизнь [Электронный ресурс] / М.К. Ганди; пер. с англ. под ред. Р.А.Ульяновского. – Электрон. дан – М.: Гл. ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1969. Режим доступа: http://www.antimilitary.narod.ru/library.htm
- Введение
- Тема 1. Национально-освободительное движение в индии в 1920—1940-е гг. Занятие 1. Ганди и гандизм План:
- Методические рекомендации
- Занятие 2. Индийский национальный конгресс в борьбе за независимость индии План:
- Методические рекомендации
- Темы докладов:
- Источники и литература
- Тема 2. Кемализм — идеология и практика турецкой республики План:
- Методические рекомендации
- Темы докладов:
- Источники и литература
- Тема 3 создание государства израиль План:
- Методические рекомендации
- Тема доклада:
- Источники и литература
- Темы рефератов
- Освободительная борьба ливийского народа (20 — 30-е годы хх в.). Система заданий в тестовой форме
- 1. Национально-освободительное движение в индии в 1920—1940-е гг.
- Вариант №1 часть а
- Часть в
- Вариант № 2. Часть а
- Часть в
- 2. Кемализм — идеология и практика турецкой республики Вариант №1 часть а
- Часть в
- Часть а
- Часть в
- 3. Создание государства израиль Вариант №1 часть а
- Часть в
- Вариант № 2. Часть а
- Часть в
- Опорные методические материалы Биографический справочник индия
- Глоссарий индия
- Восточные цивилизации г.Э. Фон Грюнебаум. Становление и особенности исламской цивилизации
- М. Л. Батунский ислам как тотальная система регуляции
- Г.Э. Фон Грюнебаум. Умма и власть
- С.Х. Наср о столкновении принципов западной и исламской цивилизаций
- Б.С. Ерасов цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур запада и востока
- Н. Чоудхури индуизм: религия, которой живут
- Л. Дюмон
- М. Сингер индийская цивилизация: структура и изменения
- Документы и материалы южная азия национально-освободительное движение индии
- М. К. Ганди. Моя жизнь.
- Исповедание веры
- Ганди м.К. «хинд сварадж»
- Речь м. Ганди на открытии гуджаратской политической конференции
- М. К. Ганди. Доктрина меча
- М. К. Ганди. Моя вера в ненасилие
- М. К. Ганди. Сатьяграха
- Речь м. Ганди на сессии инк в 1924 г.
- Наставления ганди крестьянству
- Из ответов ганди помещикам из соединенных провинций
- Позиция ганди по рабочему вопросу
- Вдохновители ганди
- Ганди м.К. Мой толстой.
- Лев толстой. Два письма к м. Ганди
- Джавахарлал неру о национально-освободительном движении в индии дж. Неру об индии во время I мировой войны
- Дж. Неру об англии и англичанах
- Дж. Неру о первой сатьяграхе
- Дж. Неру о ненасилии и доктрине меча
- Дж. Неру о расстановке сил в инк
- Дж. Неру о религиозно-общинных противоречиях в индии
- Дж. Неру о формуле ганди решения религиозно-общинной проблемы
- Дж. Неру о рабоче-крестьянском движении
- Дж. Неру о политической обстановке в индии в конце 1920—начале 1930-х гг.
- Дж. Неру. Клятва в день независимости
- Дж. Неру о конституции индии 1935 г.
- Дж. Неру о конфликте инк с правительством англии в связи с вовлечением индии в войну
- Джавахарлал неру о голоде в индии в 1943—1944 гг.
- Джинна мухаммед али о крестьянском движении в индии в 1930 г.
- Пальм датт. Индийский народ и национально-освободительное движение
- Декларация монтегю в палате общин в августе 1917 г.
- Акт об управлении индией 1919 г.
- Часть II. Правительство Индии. Законодательная власть.
- Амритсарская бойня
- Стачки железнодорожников в пенджабе
- Президентское обращение мотилала неру к амритсарской сессии инк
- Революционное движение в бенгалии
- Манифест ганди о несотрудничестве
- Резолюция о несотрудничестве, принятая инк в калькутте
- Приветствие в.И. Ленина индийской революционной ассоциации
- Из донесения сурица в москву
- Из письма якуб-хана на имя ганди о зверствах английских колонизаторов по отношению к крестьянам
- Бардолийская резолюция инк
- Мирутский судебный процесс
- Резолюция в честь участников борьбы
- Декларация инк основных правах граждан
- Программа социалистической партии конгресса
- Позиция инк по отношению к конституции индии 1935 г.
- Совместное воззвание сторонников классового профдвижения и лидеров национал-реформистского конгресса профсоюзов о едином фронте и профединстве
- Предвыборный манифест инк
- Манифест всеиндийского крестьянского союза (кисан сабха)
- Из решения конференции представителей законодательных ассамблей провинций
- Резолюция исполкома мусульманской лиги об отношениях с англией
- Заявление абдуллы гаруна10 о решении лиги по вопросу об образовании двух государств на территории индии
- Позиция инк по отношению ко II мировой войне
- Заявление вице-короля о предоставлении индии в будущем статута доминиона
- «Разъяснение» у. Черчиллем атлантической хартии как не имеющей отношения к английским колониям
- Из письма раджагопалачария к ганди
- Резолюция инк о кампании гражданского неповиновения английским властям
- Условия соглашения между инк и всеиндийской мусульманской лигой
- Дж. Оруэлл. Размышления о ганди.
- Договор о дружбе между великобританией и непалом
- Бирма. Из речи сайя сан — руководителя крестьянского восстания в бирме против английского владычества
- Из акта о правительственном строе индии
- Национально-освободительное движение турции четырнадцать пунктов в. Вильсона об условиях мира
- О «турецкой армении»
- Брест-литовский договор
- Русско-турецкий дополнительный договор
- Циркулярное письмо м. Кемаля, разосланное обществам «защиты национальных прав»
- Послание м. Кемаля падишаху
- Резолюция, принятая конгрессом «общества защиты прав восточной анатолии» в эрзеруме
- § 1. Восточные вилайеты Малой Азии; вилайет Трапезунда и санджака Джаника составляют единое, неделимое целое и входят в качестве интегральной части в состав Оттоманской империи...
- § 7. Проведение в жизнь приведенных решений возлагается на наше общество.
- Эрзерумский и сивасский конгрессы
- Письмо м. Кемаля полковнику шевкет-бею, командующему укрепленным районом чанак кале
- «Национальный обет»
- Письмо наркома иностранных дел ссср председателю внст мустафе кемаль-паше
- Решение великого национального собрания о фактической ликвидации власти султана
- Организация национальной турецкой армии
- Севрский договор
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.
- Глава II.
- Глава VIII.
- Соглашение между великобританией, францией и италией о сферах влияния в анатолии
- Из годового отчёта наркома иностранных дел рсфср Наша восточная политика летом и осенью 1920 г.
- Нота турецкого посла правительству рсфср
- Договор о дружбе и братстве между рсфср и турцией
- Договор о дружбе между армянской сср, азербайджанской сср, грузинской сср и турцией
- Упразднение султаната
- Мирный договор, заключенный между союзниками и турцией в лозанне
- Лозанская конвенция ксательно режима проливов
- Открытие первой сессии меджлиса второго созыва
- Закон об отмене ашара и введении взамен его нового поземельного налога
- Закон об охране порядка
- Договор о дружбе и нейтралитете между ссср и турцией
- О революции в турецкой письменности
- Закон о труде
- И.В. Сталин о кемалистской революции
- Конвенция монтрё
- Раздел I
- Раздел II
- Договор между турцией, францией и англией
- Закон о национальной обороне
- Беседа в. М. Молотова с послом турецкой республики в ссср а. Г. Актаем
- Беседа в. М. Молотова с послом турецкой республики в ссср а. Г. Актаем.
- Обмен заявлениями между советским правительством и турецким правительством
- Договор о ненападении и дружбе между германией и турцией
- Заявление турецкого посольства в ссср о провозглашении правительством турции нейтралитета
- Сообщение наркоминдела о советско-турецких отношениях
- Тегеранская конференция об участии турции в войне
- О денонсации советско-турецкого договора
- Ответ турецкого правительства на заявление советского правительства о денонсации турецко-советского договора
- Иран заявление снк рсфср об аннулировании всех соглашений
- Благодарность персидского правительства снк за аннулирование всех соглашений
- Договор о гарантии и нейтралитете между ссср и ираном (персией)
- Англо-иранское соглашение о нефтяной концессии
- Заявление ирана о соблюдении нейтралитета
- Нота советского правительства иранскому правительству
- Договор о союзе между ссср, великобританией и ираном
- Миссия мильспо
- Тегеранская декларация трех держав об иране
- Закон об отмене экономических полномочий мильспо
- Материалы первого съезда народной партии ирана
- Афганистан письмо эмира амануллы в. И. Ленину
- Ответ в. И. Ленина афганскому эмиру
- Постановления лойя джирги
- Договор между ссср и афганистаном о нейтралитете и взаимном ненападении
- Конституция афганистана
- Ирак прокламация к иракским повстанцам
- Из письма шейха аль-исфахани гражданскому комиссару англии в ираке а. Вильсону
- Союзный договор между великобританией и ираком
- Телеграмма министра иностранных дел ирака наркому иностранных дел ссср
- Телеграмма наркома иностранных дел ссср министру иностранных дел ирака
- Французский мандат на сирию и ливан, утвержденный советом лиги наций
- Устав партии народа («хизб аш-шааб»)
- Манифест главнокомандующего войсками сирийской национальной революции султана атраша
- Конституция сирии
- Докладная записка секретаря совета обороны империи рене кассена
- Ответ вице-адмирала мюзелье
- Соглашение о сотрудничестве великобритании и свободной франции на среднем востоке
- Декларация генерала катру о независимости сирии
- Телеграмма министра иностранных дел сирийской республики наркому иностранных дел ссср
- Телеграмма наркома иностранных дел ссср министру иностранных дел сирийской республики
- Телеграмма министра иностранных дел ливанской республики наркому иностранных дел ссср
- Телеграмма наркома иностранных дел ссср министру иностранных дел ливанской республики
- Базельская программа всо15
- И. Шохат. Предложение об обороне еврейской общины в земле израильской
- "Декларация бальфура»
- Сообщение в отдел ближневосточной разведки госдепартамента сша
- Соглашение фейсала— вейцманна
- Британский мандат на палестину, утвержденный советом лиги наций
- Меморандум черчилля
- «Белая книга» 1939 г.
- I. Конституция
- II. Иммиграция
- III. Земля
- Государственный департамент, отдел по делам ближнего востока. Принципиальные факторы, касающиеся палестины
- Палестинский вопрос
- Резолюция 181 (II) генеральной ассамблеи оон, касающаяся будущего правительства палестины
- 29 Ноября 1947 г.
- Часть I. Будущая Конституция и Правительство Палестины
- Экономический Союз Палестины
- Часть III.. Город Иерусалим
- Договор между великобританией и трансиорданией, заключенный в иерусалиме
- Саудовской аравия установление дипломатических отношений между ссср и королевством хиджас, султаном неджда и присоединенных территорий (саудовской аравией)
- Письмо агента и генерального консула ссср в джедде на имя короля хиджаза16 и султана неджда и присоединенных областей
- Письмо короля хиджаза и султана неджда и присоединенных областей на имя агента и генерального консула союза сср в джедде
- Нота заместителя управляющего иностранными делами хиджаза на имя агента и генерального консула союза сср в джедде
- Нота агента и генерального консула союза сср в джедде на имя управляющего иностранными делами хиджаза
- Нота заместителя управляющего иностранными делами хиджаза на имя агента и генерального консула союза сср в джедде
- Йемен договор о дружбе и торговле между ссср и йеменом
- Пакт лиги арабских государств
- Африка египет требования вафда
- Декларация британского правительства о прекращении британского протектората над египтом
- Конституция египта 19 апреля 1923 г. И конституция египта 1930 г.
- Англо-египетский договор
- Партия вафд об англо-египетских отношениях
- Установление дипломатических отношений между ссср и египтом
- Алжир, тунис, мароко меморандум алжиро-тунисского комитета парижской мирной конференции
- Позиция тунисской партии «новый дестур» во время второй мировой войны
- Национальный обет, принятый национальным собранием рифской республики
- Документы об испано-рифских отношениях
- Письмо генерального секретаря диего сааведра сейиду мухаммаду ибн мухаммаду азаркану
- Письмо мухаммада ибн мухаммада азаркана сеньору сааведра
- Соглашение между представителем главного командования союзных войск в северной африке адмиралом кларком и верховным комиссаром французской африки адмиралом дарланом
- Послание мусульманских представителей алжира союзникам
- Манифест алжирского народа
- Эфиопия договор о мире и дружбе между италией и эфиопией, заключенный
- Выступление представителя ссср в. Потемкина на заседании совета лиги наций по вопросу об итальянской агрессии в эфиопии
- Обращение к императору эфиопии хайле селассие I
- Послание императора хайле селассие I к населению
- Соглашение между англией и эфиопией
- Военная конвенция между англией и эфиопией
- Установление дипломатических отношений между ссср и эфиопией (абиссинией)
- Британский и французский мандаты на камерун, британский и французский мандаты на того, бельгийский и британский мандаты на германскую восточную африку, утвержденные советом лиги наций
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл., ул. К.Маркса, 36