logo
Яблонская

Дж. Неру о религиозно-общинных противоречиях в индии

Май 1933 г.

Попробуем разобраться в тех разнообразных силах и движениях, которые волновали Индию в двадцатые годы. Самой серьезной проблемой был индусско-мусульманский вопрос. Трения между индусами и мусульманами росли, и во многих местах Северной Индии происходили столкновения, вызванные такими ничтожными причинами, как право исполнять музыку вблизи мечетей. После удивительного единства в дни кампании несотрудничества произошла странная и внезапная перемена. Так как же она произошла и что служило основой прежнего единства?

Основой национального движения были в значительной степени беды экономического характера и безработица. Они вызвали у всех групп населения чувство враждебности к английскому правительству и неопределенное стремление к свараджу, к свободе. Чувство враждебности служило общим связующим звеном и приводило к совместным выступлениям, но побудительные причины, которыми руководствовались различные группы, были разными. Для каждой такой группы сварадж имел свое значение: безработные представители среднего класса надеялись на получение работы, крестьяне ждали облегчения множества тягот, которые взвалили на них помещики, и т. д. Если брать этот вопрос с точки зрения религиозных групп, то мусульмане приняли участие в движении как единая группа главным образом из-за халифата. Это представляло собой чисто религиозную проблему, касавшуюся только мусульман; немусульман это не касалось. Однако Ганди принял ее и призвал других последовать его примеру, ибо считал своим долгом помочь попавшему в беду брату. Кроме того, он надеялся таким путем сблизить индусов и мусульман. В целом мировоззрение мусульман представляло собой мусульманский национализм или мусульманский интернационализм, а не подлинный национализм. Какое-то время конфликт между этими двумя видами национализма не чувствовался…

Массовое движение 1921 года сильно напугало английское правительство... Обычный прямой путь арестов и наказаний ничего не давал, так как именно этого и добивался Конгресс. Тогда секретная служба прибегла к методу ослабления Конгресса изнутри. Полицейские агенты и агенты секретной службы проникали в комитеты Конгресса и создавали трудности, подстрекая к применению силы. Применяли и другой способ — засылали тайных агентов под видом садхку5 и факиров, чтобы вызывать религиозно-общинные беспорядки...

Безработные мусульмане среднего класса считали, что индусы монополизировали все должности и стоят на их пути. Поэтому они требовали для себя особого статуса и особой доли во всех областях. Политически индусско-мусульманский вопрос, по существу, касался средних классов и борьбы за получение работы. Однако он оказывал влияние и на массы.

В целом индусам жилось лучше, чем мусульманам. Они раньше стали получать английское образование и занимали большинство государственных должностей. Они были также богаче мусульман... Широкое распространение фабрично-заводских изделий, пожалуй, сильнее ударило по мусульманам, чем по индусам, так как среди мусульман было сравнительно больше ремесленников…

Для того чтобы бороться против них их же оружием, активизировали свою деятельность индусские общинные организации. Рядясь в тогу подлинных националистов, они были на самом деле такими же сектантскими и ограниченными организациями, как и другие.

Конгресс как партия держался в стороне от [религиозных] общинных организаций, но многие его члены не устояли перед воздействием этой заразы... В довершение неразберихи возник еще и третий тип сектантского национализма — сикхский национализм. В прошлом между сикхами и индусами не существовало четкой разделительной грани. Но национальное пробуждение коснулось также и мужественных сикхов, и они стали добиваться признания своих отдельных, особых интересов. Многие из них когда-то служили в армии, и эти бывшие солдаты образовали костяк небольшой, но высокоорганизованной общины, которая в отличие от большинства групп в Индии привыкла действовать, а не говорить. Большинство сикхов составляли пенджабские крестьяне-собственники, которые считали, что угроза им исходит от городских банкиров и городов. Эти опасения и являлись подлинной причиной их стремления утвердить себя в качестве самостоятельной группы. Вначале движение акали, названное так потому, что акали составляли наиболее активную и воинственную группу сикхов, выдвинуло на первый план религиозные вопросы, или, вернее, вопросы владения собственностью, принадлежащей святыням. В связи с этим у них возник конфликт с властями. В Гуру-ка Баге6, около Амритсара, акали проявили поразительное мужество и выдержку. Полиция подвергла самым жестоким избиениям акали-джатхи [группы людей], однако те не отступили ни на шаг, но и не подняли руку на полицию. В конце концов акали победили и получили свои святыни во владение. После этого они включились в политическую борьбу и в выдвижении своих экстремистских требований не отставали от других [религиозных] общинных групп…

Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. — С. 103—107.