logo
Яблонская

Методические рекомендации

В начале работы следует остановиться на положении в Индии после окончания I-ой Мировой войны. Проанализируйте экономические и политические сдвиги в Индии, произошедшие под влиянием I-ой Мировой войны. Проанализируйте особенности нового этапа британской политики в Индии: реформа Монтегю-Челмсфорда и закон Роулетта. Дайте оценку реформе Монтегю-Челмсфорда с точки зрения воздействия ее на освободительные настроения индийцев, отношения между двумя крупнейшими конфессиями и характера государственной власти в Индии. Установите, почему при всей ограниченности эта реформа была шагом вперед в процессе становления основ конституционной государственности в Индии. Как повлияли открывшиеся для верхушки индийского общества возможности участвовать в решении социально-экономических проблем провинций на ее политические настроения и позиции? Какое отношение со стороны индийской общественности вызвал закон Роулетта?

Покажите влияние на национально-освободительные настроения индийской общественности событий Октября 1917 г. в России. Каковы были планы Коминтерна относительно вовлечения Индии в мировой революционный процесс?

Рассмотрите перемены, произошедшие в национально-освободительном движении к концу 1910-х годов: расширение антиимпериалистического движения, рост влияния «крайних» на руководство ИНК, начало сближения с Мусульманской Лигой. Проанализируйте произошедший раскол ИНК (1918) и выход из него группы умеренных. Оцените результаты бомбейской сессии ИНК 1918 г. Охарактеризуйте движение за гомруль и его роль в антиколониальной борьбе Индии. Как отнеслись к этому движению ведущие политические силы страны? Проанализируйте изменения в организационной структуре ИНК: создание Рабочего комитета, партийного аппарата, региональных комитетов, установление контроля ИНК над рабочими и профсоюзными организациями. Насколько оправданным был курс на развертывание массового движения?

Какое значение сыграло принятие на Калькуттском съезде ИНК (сентябрь 1920) программы несотрудничества и признание гандистского учения официальной идеологией ИНК на съезде в Нагпуре (декабрь 1920), а тем самым и признание лидерства Ганди в превращении ИНК в массовую демократическую политическую организацию?

Рассмотрите конкретные события начала 1920-х годов. Какие новые тенденции в национально-освободительном движении появились? Проанализируйте социальный состав участников движения. Что позволило перейти от локальных выступлений 1918 — 1919 гг. к общеиндийской борьбе? Выделите этапы первой общеиндийской кампании гражданского неповиновения? Что послужило причиной её прекращения? Как это решение было воспринято ведущими политическими лидерами страны? Насколько оправданным было решение Ганди? Какую роль оно сыграло в последующей радикализации движения: консолидация левых, возрождение террористических организаций.

Охарактеризуйте перегруппировку политических сил в Индии в 1923—1927 гг. Осветите позиции двух его основных течений — «противников перемен» (М. Ганди, Раджагополачари, Р. Прасад) и «сторонников перемен» (М.Неру, Дас). Изучите программу созданной в 1923 г. внутри ИНК Свараджистской партии. Какое значение сыграл «Пакт Ганди—Дас» в преодолении раскола и выработке совместной программы действий. Дайте оценку деятельности свараджистов. Почему их политика не достигла цели? Рассмотрите деятельность левонационалистического течения внутри ИНК (Дж. Неру, С. Ч. Бос). Отметьте арбитраж М. Ганди в преодолении идейно-политического кризиса и раскола внутри ИНК. Проанализируйте решения Мадрасского съезда ИНК (1927 г.). Какое значение для национального движения сыграл выдвинутый съездом лозунг — полная независимость. Осветите религиозно-общинные противоречия 1923 — 1926 гг. Какую роль в этом сыграла политика англичан «разделяй и властвуй»? Раскройте новые требования Мусульманской Лиги и «Хинду маха сабха». Покажите, как классовые противоречия использовались для разжигания религиозной розни. Какую позицию в отношении религиозных конфликтов занимал Конгресс? Проанализируйте «Делийские предложения» Лиги. Какое отношение к ним выразил ИНК?

Рассмотрите деятельность «комиссии Саймона». Выясните причины, по которым члены ИНК решили её бойкотировать. Охарактеризуйте «Конституцию Неру». Почему этот конституционный проект не был принят Комиссией Саймона? Выделите этапы второй общеиндийской сатьяграхи. Раскройте содержание «Делийского пакта» (Пакт Ганди-Ирвин), как платформы временного перемирия между национальным движением и колониальными властями. Сделайте вывод о результатах второй кампании для его участников и ИНК.

Осветите сессию Конгресса в Калькутте. Раскройте смысл предложений Ганди. Назовите основные решения сессии. Отметьте дипломатические и конституционные маневры ИНК, в частности участие в Конференции круглого стола.

Проанализируйте статьи Конституции 1935 г. Насколько, на ваш взгляд, обосновано её название «рабская»? Как лидеры Конгресса расценили этот акт, какую программу действий они выдвинули? Рассмотрите Закон 1935 г. с точки зрения обострения конфессиональной проблемы в стране.

Изучите основные тенденции политической жизни Индии накануне II-ой Мировой войны: проблема единого фронта, деятельность новых лидеров — Дж. Неру и С.Ч. Боса. Проанализируйте религиозно-общинную теорию «двух наций». Рассмотрите дилемму перед которой оказались во время Второй мировой войны индийское национально-освободительное движение и ИНК: жесткая конфронтация с британской стороной через общенациональную сатьяграху или продолжение конституционного процесса мирным легальным путем. Назовите причины, по которым Конгресс выбрал второй путь. Какую роль в этом выборе сыграл Ганди? Осветите «августовскую революцию», к каким последствиям она привела. Охарактеризуйте политику Великобритании по отношению к Индии в годы войны. Проанализируйте «План Маунтбэттена» и раздел Британской Индии. Подведите итоги деятельности ИНК в период борьбы за независимость.