logo
Лекции Бекиш Е

2.3. Основные механизмы государственного регулирования внешней торговли

Целью государственного регулирования (управления) внешнеэкономической деятельностью является стимулирование внутренней, национальной экономики. Это означает, что эффективным может быть признано только такое государственное управление ВЭД, при котором наблюдаются очевидные позитивные тенденции развития национальной экономики: рост объема инвестиций, повышение конкурентоспособности товаров отечественного производства, положительное торговое сальдо и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями.

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Республики Беларусь, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договора в области экономических отношений.

Нормативно-правовая база международного предпринимательства в Беларуси включает большое число правовых актов, среди которых основными являются: Гражданский кодекс РБ; Налоговый кодекс РБ; Закон РБ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25 ноября 2004 г, Закон РБ «Об иностранных инвестициях в РБ»; Закон РБ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Закон РБ «О таможенном тарифе»; Таможенный кодекс РБ; Закон РБ «О международном коммерческом арбитраже», Закон РБ «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», Указ Президента Республики Беларусь № 178 от 27 марта 2008 г. «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».

Как и любое государство, Республика Беларусь регулирует свою внешнюю торговлю посредством экономических и административных методов.

Регулирующая роль государства реализуется посредством применения

К экономическим методам относятся меры, связанные с использованием стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам. Экономический метод используется и при регулировании импорта посредством таможенных тарифов и использования различных видов пошлин.

Под административными методами регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер по регламентированию ВЭД.

В мировой практике и в торговой политике принято различать:

Классификационные схемы современных нетарифных мер регулирования, насчитывают более 600 конкретных видов нетарифных ограничений.

Наиболее распространенные в настоящее время меры нетарифного регулирования охватывают следующие категории:

Количественные ограничения и сходные административные меры: импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании при производстве готовой продукции.

Нетарифные сборы, налоги, финансовые меры: предварительные импортные депозиты, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Ограничительная практика правительственных органов: субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная (для национальных предприятий) система размещения государственных заказов, транспортные мероприятия, дискриминирующие иностранные грузы и предприятия, научно-исследовательская и конструкторская деятельность, пользующаяся льготным государственным финансированием, дискриминационная политика в отношении иностранных инвестиций, связанных с внешней торговлей, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика, практика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их.

Таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и общепринятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации в тех случаях, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно. Это же касается завышенных и произвольных требований к документам, необходимым для таможенного оформления.

Технические барьеры в торговле: санитарно-ветеринарные нормы и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары; промышленные стандарты и требования безопасности; требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки. В соответствии с требованиями ВТО названные выше меры не должны формулироваться или применяться таким образом, чтобы создавать препятствия для международной торговли.

К числу нетарифных ограничений относят внешнеэкономическую деятельность в свободных экономических зонах, которая ведется в особом (облегченном) режиме, устанавливаемом законодательством и международными договорами.

Валютные ограничения: государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала; введение паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата валюты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок и др.

Специфической особенностью современного нетарифного государственного регулирования импорта является комплексность воздействия на импорт и своеобразная неопределенность степени протекционистского воздействия конкретных форм нетарифного импортного регулирования.

В экспортной торговле используются те же виды нетарифных ограничений, что и в импорте (квоты, лицензии, запреты и др.). Однако цели их применения иные. Большинство нетарифных ограничений в экспорте используются для решения следующих основных задач:

В Республике Беларусь сформирована и функционирует система нетарифного регулирования внешней торговли товарами с учетом экономической политики и международных обязательств республики.

Меры нетарифного регулирования внешней торговли применяются по основаниям и в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в интересах экономической политики, так и в целях обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, жизни и здоровья человека, животных и растений, художественного, исторического и археологического достояния республики, охраны окружающей природной среды.

Государственным органом, ответственным за применение мер нетарифного регулирования по причинам экономического характера, а также осуществляющим выдачу соответствующих разрешительных документов, является Министерство торговли Республики Беларусь. Органом, контролирующим применение мер нетарифного регулирования по причинам неэкономического характера, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь».

Выдачу соответствующих разрешительных документов осуществляют органы госуправления по их ведомственной компетенции.

Меры нетарифного регулирования экономического характера в торговле с Российской Федерацией в основном не применяются.

В настоящее время в Республике Беларусь в отношении импорта и (или) экспорта товаров действуют следующие меры нетарифного регулирования внешней торговли:

Меры нетарифного регулирования, применяемые по причинам экономического характера, такие, как лицензирование, квотирование импорта и/или экспорта отдельных видов товаров, применяемые в республике, в основном определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров».

В постановлении учтены нормы ряда международных договоров, прежде всего Протокола о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров, а также связанных с этим отдельных видов деятельности государств-членов Евразийского экономического сообщества (подписан в г. Москве 25 октября 2004 г.), Соглашения о завершении унификации и создании единой системы нетарифного регулирования в Союзном государстве от 29 января 2001 г., Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об утверждении перечней товаров, в отношении которых применяются количественные ограничения, запреты или ограничения, Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза, иных обязательств Республики Беларусь.

В постановлении максимально учтены обязательства, принятые Республикой Беларусь в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию.

Постановлением также утверждены перечни товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством торговли.

При решении задач в регулировании внешнеэкономической деятельности любое государство, в том числе и наше, должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы:

1. Учет требований международных организаций, например.

2. Либерализация внешней торговли.

3. Торговля по мировым ценам.

4. Введение реального валютного рынка.

5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами.