logo
Лекции Бекиш Е

3.2. Контрагенты. Международная классификация фирм

Одно из основных условий для успешного осуществления внешнеторговых операций — выбор подходящего партнера (контрагента).

Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

Контрагентом продавца (экспортера) является покупатель (импортер), подрядчика — заказчик, арендодателя — арендатор и т.п.

Среди контрагентов можно выделить фирмы и государственные органы и организации. Чаще всего при осуществлении конкретных внешнеторговых операций контрагентами выступают фирмы.

Под фирмой понимается предприятие, зарегистрированное в соответствующей правовой форме и осуществляющее хозяйственную деятельность с целью извлечения прибыли.

Фирмы, выступающие на мировом рынке, различаются по виду хозяйственной деятельности, по правовому положению, по характеру собственности, по принадлежности капитала и контролю, по объему операций.

По виду хозяйственной деятельности фирмы-контрагенты могут быть промышленными, торговыми, строительными, транспортными, страховыми, туристическими и т.п.

По правовому положению выделяют индивидуальных предпринимателей, товарищества, общества. Большая часть фирм является акционерными компаниями или обществами с ограниченной ответственностью.

Знание правового положения позволяет ответить на вопросы: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы, кто оплачивает ее долги в случае банкротства, кто имеет право заключать договоры от имени фирмы.

По характеру собственности различают частные, государственные и кооперативные фирмы.

По принадлежности капитала и контролю национальные, иностранные и смешанные фирмы.

По объему операций выделяют крупные, средние и мелкие компании, причем в различных странах эти понятия не являются одинаковыми.

Бизнес-форматы (организационно-правовые формы предприятий), предусмотренные законодательствами различных стран

Соединенные Штаты Америки. В США используются четыре огранизационно-правовые формы предприятий:

Помимо устава на организационном собрании учредителей принимается внутренний регламент (он не подлежит регистрации), в котором отражаются наиболее важные аспекты регулирования деятельности корпорации: права и обязанности акционеров, совета директоров, управляющих, порядок выпуска акций, оплаты дивидендов, составления отчетов и т. д.

Великобритания. Самыми распространенными организационными формами предприятий в Великобритании являются:

Германия. В Германии могут создаваться следующие типы предприятий:

Правовая форма этих компаний обязательно указывается в их названии (в скобках после фирменного наименования).