4.3. Формы организации внешнеэкономической службы на предприятии
Внешнеэкономическую деятельность сегодня ведет практически любое предприятие независимо от формы собственности, характера и объемов производства. Специфика международного обмена товаров и услуг, значительная степень сложности правового регулирования и технического исполнения внешнеторговых операций обусловливают наличие у предприятия специальных служб, в функциональные обязанности которых входят подготовка, обеспечение и сопровождение каждой хозяйственной операции с участием зарубежных партнеров.
На производственном предприятии выбор формы организации службы внешнеэкономической деятельности определяют различные факторы:
мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.);
степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только намерено включиться в международные операции);
методы реализации продукции фирмы: самостоятельные экспортные операции или через посредников;
масштаб предприятия и объём его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления внешнеэкономической деятельностью;
регулярность внешнеэкономических операций.
В зависимости от этих факторов предприятия применяют различные формы организации внешнеэкономической деятельности:
отдел внешнеэкономических связей в структуре управления предприятием;
сектор ВЭС в составе отделов маркетинга или сбыта;
внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений;
посредничество отраслевых внешнеэкономических объединений, обслуживающих внешнеэкономические интересы различных предприятий;
посредничество специализированных внешнеэкономических акционерных обществ системы международной торговли;
услуги иностранных посредников.
Большинство предприятий, осуществляющих активную внешнеэкономическую деятельность, организуют свою ВЭД через отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС).
Основные задачи ОВЭС:
планирование внешнеэкономической деятельности,
участие в определении экспортных цен,
поиск новых экспортных заказов,
контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам,
анализ эффективности операций,
организация и участие в проведении переговоров с потенциальными клиентами,
управление экспортным потенциалом предприятия,
контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки экспортных товаров,
анализ рекламаций,
изучение конъюнктуры зарубежных рынков,
сбор конкурентной информации,
подготовка предложений по рекламным компаниям, по участию в выставках, ярмарках, разработка проектов стратегии.
Типы построения внешнеэкономических служб на фирме
В практике организации внешнеэкономической деятельности встречаются пять основных типов построения линейно-функциональных структур.
По видам (функциям) внешнеэкономической деятельности. Такую структуру имеют небольшие по размерам фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и их сегментов, отличающихся определенной однородностью, стабильностью и незначительной емкостью. Такая структура подходит для фирм, производящих стандартные, товары, которые не требуют значительной модификации в зависимости от различного предъявляемого к ним на разных зарубежных рынках спроса, а также не являются объектом активного воздействия научно-технического прогресса и т.д.
Такой тип структур имеет ряд недостатков: отсутствие специальных подразделений по видам товаров, что затрудняет управление процессом разработки нового товара, замедляет инновацию; отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам приводит к замедлению реакции на изменения спроса на зарубежных рынках.
По товарно-отраслевому принципу. Такую структуру имеют фирмы, выпускающие и/или экспортирующие продукцию широкого ассортимента с различной технологией изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инновации и специализирующиеся на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера.
Недостатки такой структуры: чрезмерная технологическая ориентация при поставке товаров за рубеж, трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта, сложность проведения комплексной региональной политики, утяжеление структуры за счет многочисленных товарных отделов, ослабление координационных связей по функциям, их дублирование и неоправданное дробление, усложнение общего стратегического управления.
По географическому принципу. Такая структура имеет наибольшее распространение при организации внешнеэкономической деятельности. Она позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию фирмы, добиваться чуткого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Такая структура подходит для фирм, продающих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на различных зарубежных рынках, способных взаимозаменять и/или дополнять друг друга. Товары этих фирм не должны быть подвержены резким колебаниям конъюнктуры и спроса и отличаться сезонностью продаж. Они должны продаваться через широкую сбытовую сеть посредников.
Такая структура не лишена и определенных недостатков. Она привносит децентрализацию и дублирование ряда функций в управлении, снижает координацию внешнеэкономической работы по товарам и функциям, не дает эффективности для наукоемких товаров и услуг и для фирм с широким номенклатурным рядом продаваемых за рубеж товаров.
По группам потребителей или по рыночным сегментам. Такая структура рассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей, повышая степень их обслуживания. Она обеспечивает долговременность связей с партнерами и оптимизирует прибыль.
При построении организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью на фирме, как правило, происходит комбинирование различных типов и формирование оригинальных структур управления, отвечающих условиям деятельности на внешних рынках именно данной фирмы, именно на данном рынке, именно с данной продукцией.
- Экономика предприятия
- Тема 1,2. Введение. Предприятие в системе национальной экономики страны
- 1. Экономика предприятия как наука.
- 2. Понятие, признаки, этапы формирования отраслей. Производственная и непроизводственная сферы национальной экономики.
- 3. Промышленность как ведущая отрасль национальной экономики Республики Беларусь.
- 4. Особенности других отраслей производственной сферы.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 3. Предприятие как субъект хозяйствования – 4 часа Вопросы.
- Предприятие: сущность, классификация, функции.
- 2. Организационно-правовые формы предприятий.
- 3. Государственные предприятия
- 4. Особенности предприятий частной формы собственности.
- 5. Формы объединений предприятий.
- 6. Внешняя экономическая среда предприятия. Понятие, состав и формирование.
- Литература:
- Тема 4. Приватизация государственной собственности – 4 часа
- Вопросы.
- 1. Сущность, цели и основные принципы приватизации.
- Методы и способы приватизации.
- Субъекты и объекты приватизации, источники средств для приватизации государственной собственности.
- Организация и порядок проведения государственного
- Подготовительная работа:
- Непосредственный процесс приватизации:
- Подходы к оценке стоимости приватизируемого имущества.
- Имущественный метод определения оценочной стоимости.
- Методы оценки стоимости объекта по доходам.
- Оценка стоимости предприятия методом аналога.
- Тема 5. Труд и его эффективность – 4 часа Вопросы
- Понятие трудовых ресурсов, их классификация. Сущность трудовых ресурсов предприятия
- Признаки классификации трудовых ресурсов
- Показатели движения трудовых ресурсов.
- Формы подготовки и повышения квалификации персонала в условиях рыночной среды
- 4. Определение потребности предприятия в трудовых ресурсах
- Определение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
- Понятие производительности труда, показатели и методы измерения. Производительность труда: показатели
- Тема 2. Международное и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Международная регламентация мировой торговли
- 2.2. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
- 2.3. Основные механизмы государственного регулирования внешней торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Международные коммерческие операции
- 3.1. Содержание международной коммерческой деятельности
- 3.2. Контрагенты. Международная классификация фирм
- 3.3. Виды внешнеторговых сделок
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия
- 4.1. Задачи управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии. Планирование внешнеэкономической деятельности
- 1. Стратегические решения во внешнеэкономической деятельности
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности.
- 4.2. Организация внешнеэкономических операций
- 4.3. Формы организации внешнеэкономической службы на предприятии
- 4.4. Проблемы и риски участников внешнеэкономической деятельности и методы управления ими
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1. Сущность и содержание понятий менеджмента и управления.
- 2. Предмет, методы и задачи науки управления
- 3. Системный подход управлении.
- 4.Уровни управления.
- Литература
- Тема 2. Принципы, законы и закономерности менеджмента. Эволюция управленческой мысли.
- Вопросы.
- Принципы менеджмента.
- Законы и закономерности менеджмента.
- Общие законы менеджмента.
- Эволюция управленческой мысли. Этапы, периоды и школы управленческой мысли.
- Школы управленческой мысли.
- Менеджмент 60-х гг. Хх века, его содержание и характеристика.
- Литература Тема 3. Организация как объект управления. Целепостановка в управленческой деятельности. Вопросы.
- Определение понятия организации. Организация как управленческий объект. Классификация организаций.
- Формы хозяйственных организаций
- Типы предпринимательских организаций в рб
- Целепостановка в управленческой деятельности
- Литература
- Тема 4. Общее понятие функций управления и их классификация (4 ч). Вопросы.
- Понятие и сущность управления. Функции управления и их классификация.
- 2. Общие функции управления, их классификация и характеристика:
- 3. Конкретные функции управления, их назначение и особенности.
- Литература