4.2. Организация внешнеэкономических операций
Организация внешнеэкономических операций на предприятии включает в себя следующие этапы:
Изучение конъюнктуры внешнего рынка экспортером и импортером по интересующему их виду товара.
Выбор форм и методов работы на рынке.
Проведение рекламной компании.
Установление контактов с инофирмами.
Анализ и проработка конкурентных материалов.
Проведение переговоров, согласование проекта контракта и его заключение.
Исполнение контрактных обязательств и контроль за исполнением.
Организация и техника внешнеэкономических операций требует высокого профессионализма, соблюдения деловой этики, умения вести переговоры с партнером, знания международных экономических законов и мировой практики внешней торговли.
1. Изучение конъюнктуры рынка экспортерами проводится с целью выявления спроса на определенные виды товаров на мировом рынке или на рынках отдельных географических регионов и стран, в том числе:
определения существующего и перспективного спроса на определенные виды товаров;
выявление требований к характеристикам товаров для ориентации производства на потребности рынка;
оценки конкурентоспособности товаров на отдельных рынках;
определения коммерческих условий сбыта, включая уровень цен и перспективы его изменения, кредитную политику конкурентов и формы расчета;
выбор наиболее эффективных форм и средств рекламы;
определения возможных форм и методов коммерческой работы на рынке.
Изучение конъюнктуры рынка импортерами выполняется в целях:
выявления современных требований к товарам, закупка которых планируется;
определения возможных поставщиков с точки зрения качества товаров, технического уровня производства и их финансового положения;
определения уровня цен и прогноза его изменения;
выбора наиболее целесообразных форм и методов закупок.
2. Выбор форм и методов работы на рынке экспортерами осуществляется с учетом:
- торгово-политических условий работы;
- таможенного режима страны-импортера и нетарифных барьеров (запрет импорта, лимитирование, лицензирование, сертификация и т.п.);
- способов сбыта, применяемых в импортирующей стране конкурентами, оптимальных сроков поставок, условий платежей.
На основе этих данных принимаются решения о привлечении агентских фирм, создании смешанных обществ и совместных предприятий, создании за границей запасов товаров. Разрабатывается структура сбытовой сети, определяется возможность использования лизинга как способа сбыта товаров.
Учитывается также уровень развития смежных отраслей экономики страны-импортера для определения возможности развития производственной и сбытовой кооперации.
Необходимо знать и учитывать законодательные акты страны сбыта, касающиеся способов размещения импортных заказов.
Большинство товаров можно экспортировать или импортировать на основе различных форм и методов международной торговли. Например, сырьевые и продовольственные товары можно закупать:
через биржи и аукционы,
на основе международных товарных соглашений по долгосрочным контрактам,
на основе компенсационных соглашений,
по разовым краткосрочным контрактам (продовольствие).
Дорогостоящее оборудование может приобретаться на основе лизинга или компенсационных сделок. Торговля инжиниринговыми услугами и «ноу-хау» (know haw) имеет свои особенности. Поэтому необходимо изучить международную практику торговли по планированным экспортно-импортным операциям.
3. Проведение рекламной компании включает осуществление комплекса мероприятий, состав и содержание которых определяется еще на первой стадии внешнеторговых операций - исследовании рынка.
Рекламная компания включает:
- издание и доведение печатной рекламы до потенциальных покупателей различными методами включая прямую почтовую рассылку;
- организация рекламы через средства массовой информации - радио, телевидения, кино, периодическая и специальная печать;
-участие в конкурсах, шоу- представлениях, выставках, ярмарках, салонах, благотворительных мероприятиях, проведение рекламных конференций и т.д.
Для экспортеров машин и оборудования, наряду с рекламой, необходимо проводить работу по технической информации, обеспечивая этой информацией ее возможных потребителей, а также инжиниринговые фирмы соответствующего профиля.
В ходе маркетинговых исследований и проведения рекламной кампании важно учесть отношения между контрагентами. Так, традиционных контрагентов, с которыми регулярно ведется обмен товарами, необходимо своевременно информировать о повышении технического уровня производства, разработке новых товаров. Это поможет сохранить таких контрагентов в условиях агрессивной рекламы конкурентов. В случае, когда экспортерам известны контрагенты, но деловых контрактов с ними ранее не заключалось, следует использовать целенаправленную рекламу. При этом сообщаются сведения об общем профиле производства, его техническом уровне, научно-исследовательской базе, высоком качестве продукции, стабильности финансового положения, опыте работы с крупнейшими потребителями и отзывах этих потребителей.
Рекламные кампании проводятся, чтобы заинтересовать крупных покупателей с устойчивым финансовым положением и выявить потенциальных поставщиков и уровень конкуренции между ними.
4. Установление контактов с инофирмами проводится методами, принятыми в международной торговле, в зависимости от того, кто является инициатором предстоящей сделки (См. тему 6).
5. Анализ и проработка конкурентных материалов включают проведение сравнения сходных показателей предполагаемого контракта (условия поставки, цена, скидки, формы расчета, сроки поставки и др.) у конкурентов; подготовку конкурентного листа, расчет экспортных цен.
6. Подготовка и заключение международного контракта. Их необходимо осуществлять на основе международного права и практики международной торговли, учитывая возможные риски (См. тему 7).
7. Исполнение контрактных обязательств является важнейшим этапом внешнеторговой операции, определяющим эффективность сделки. Схему исполнения экспортных контрактов можно условно представить в следующем порядке:
- заключение договоров с поставщиками экспортных товаров на основе общих положений условий поставок товаров для экспорта;
- контроль за изготовлением экспортных товаров;
- уведомление импортеров об отгрузке товара поставщикам для своевременного фрахтования транспортных средств, открытия аккредитивов, предоставления гарантий платежей;
- оплата счетов поставщиков экспортных товаров;
- страхование транспортных средств;
- оформление товаросопроводительных и платежных документов;
- уведомление импортеров о поставке товаров;
- получение платежей импортеров;
- рассмотрение и удовлетворение претензий импортеров.
Сложные контракты по поставке оборудования могут предусматривать командирование специалистов для осуществления монтажных и пусконаладочных работ и для технического обслуживания оборудования в гарантийный период; заключение договоров о транспортировке грузов по территории импортирующей страны, а также договоров с национальными монтажными фирмами, если это по условиям контрактов входит в обязательства экспортеров.
Результаты исполнения экспортных контрактов можно сводить в таблицу в вертикальных графах которой указываются этапы внешнеторговых операций и сроки их выполнения в соответствии с условиями экспортных контрактов и договоров с поставщиками товаров, а в горизонтальных - отмечаются номера контрактов и фактические сроки исполнения отдельных обязательств. Табличная форма позволяет и планировать основные этапы внешнеторговых операций, и контролировать их выполнение.
Исполнение импортных операций включает этапы работы по выплате импортерам авансов, если это предусмотрено контрактом и осуществление платежей по его условиям; организацию разгрузочных и транспортных операций, предъявление импортеру претензий в связи с ненадлежащим исполнением ими контрактных обязательств.
При сложных импортных операциях могут предусматриваться командировки специалистов на фирму иностранного поставщика для осуществления контроля производства и приемки импортируемой продукции; направление заявок на специальные транспортные средства; осуществление контроля за монтажом и вводом в эксплуатацию импортного оборудования.
Планирование и контроль импортных операций также целесообразно вести в табличной форме или в виде записи отдельных мероприятий, с использованием компьютерных программ.
- Экономика предприятия
- Тема 1,2. Введение. Предприятие в системе национальной экономики страны
- 1. Экономика предприятия как наука.
- 2. Понятие, признаки, этапы формирования отраслей. Производственная и непроизводственная сферы национальной экономики.
- 3. Промышленность как ведущая отрасль национальной экономики Республики Беларусь.
- 4. Особенности других отраслей производственной сферы.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 3. Предприятие как субъект хозяйствования – 4 часа Вопросы.
- Предприятие: сущность, классификация, функции.
- 2. Организационно-правовые формы предприятий.
- 3. Государственные предприятия
- 4. Особенности предприятий частной формы собственности.
- 5. Формы объединений предприятий.
- 6. Внешняя экономическая среда предприятия. Понятие, состав и формирование.
- Литература:
- Тема 4. Приватизация государственной собственности – 4 часа
- Вопросы.
- 1. Сущность, цели и основные принципы приватизации.
- Методы и способы приватизации.
- Субъекты и объекты приватизации, источники средств для приватизации государственной собственности.
- Организация и порядок проведения государственного
- Подготовительная работа:
- Непосредственный процесс приватизации:
- Подходы к оценке стоимости приватизируемого имущества.
- Имущественный метод определения оценочной стоимости.
- Методы оценки стоимости объекта по доходам.
- Оценка стоимости предприятия методом аналога.
- Тема 5. Труд и его эффективность – 4 часа Вопросы
- Понятие трудовых ресурсов, их классификация. Сущность трудовых ресурсов предприятия
- Признаки классификации трудовых ресурсов
- Показатели движения трудовых ресурсов.
- Формы подготовки и повышения квалификации персонала в условиях рыночной среды
- 4. Определение потребности предприятия в трудовых ресурсах
- Определение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
- Понятие производительности труда, показатели и методы измерения. Производительность труда: показатели
- Тема 2. Международное и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Международная регламентация мировой торговли
- 2.2. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
- 2.3. Основные механизмы государственного регулирования внешней торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Международные коммерческие операции
- 3.1. Содержание международной коммерческой деятельности
- 3.2. Контрагенты. Международная классификация фирм
- 3.3. Виды внешнеторговых сделок
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия
- 4.1. Задачи управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии. Планирование внешнеэкономической деятельности
- 1. Стратегические решения во внешнеэкономической деятельности
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности.
- 4.2. Организация внешнеэкономических операций
- 4.3. Формы организации внешнеэкономической службы на предприятии
- 4.4. Проблемы и риски участников внешнеэкономической деятельности и методы управления ими
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1. Сущность и содержание понятий менеджмента и управления.
- 2. Предмет, методы и задачи науки управления
- 3. Системный подход управлении.
- 4.Уровни управления.
- Литература
- Тема 2. Принципы, законы и закономерности менеджмента. Эволюция управленческой мысли.
- Вопросы.
- Принципы менеджмента.
- Законы и закономерности менеджмента.
- Общие законы менеджмента.
- Эволюция управленческой мысли. Этапы, периоды и школы управленческой мысли.
- Школы управленческой мысли.
- Менеджмент 60-х гг. Хх века, его содержание и характеристика.
- Литература Тема 3. Организация как объект управления. Целепостановка в управленческой деятельности. Вопросы.
- Определение понятия организации. Организация как управленческий объект. Классификация организаций.
- Формы хозяйственных организаций
- Типы предпринимательских организаций в рб
- Целепостановка в управленческой деятельности
- Литература
- Тема 4. Общее понятие функций управления и их классификация (4 ч). Вопросы.
- Понятие и сущность управления. Функции управления и их классификация.
- 2. Общие функции управления, их классификация и характеристика:
- 3. Конкретные функции управления, их назначение и особенности.
- Литература