logo
Лекции Бекиш Е

2. Планирование внешнеэкономической деятельности.

Планирование внешнеторговой операции представляет собой разработку взаимоувязанных по времени и содержанию организационных и коммерческих мероприятий, основанных на маркетинговых исследований.

Основная цель внешнеэкономической деятельности для предприятия – максимизация прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда.

При разработке планов внешнеэкономической деятельности предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Что, когда экспортировать, соответственно импортировать?

  2. В каких условиях осуществлять внешнеторговую деятельность (системы регулирования внешнеэкономической деятельности внутри своей страны и в зарубежных государствах: законодательство, налогообложение, таможенные процедуры, тарифы и пошлины и т.д.; число и позиции конкурентов и т.д.)?

  3. Каким образом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: непосредственно или через посредников (отечественных или зарубежных)?

  4. Какими ресурсами располагает предприятие для осуществления ВЭД (основные, оборотные средства, финансы, персонал, информация)?

  5. Кто на предприятии отвечает за выполнение конкретных частных задач (маркетинг, производство, материально-техническое снабжение и т.д.), как достигается координация действий соответствующих органов и специалистов?

  6. Какими должны быть результаты (величина прибыли, рентабельность, эффективность экспорта и импорта)?

Планирование ВЭД включает составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработку бизнес-плана. Согласно мировой практике, оперативные (до 1-го года) планы определяют решение конкретных задач по осуществлению экспортных и импортных операций. Они содержат конкретную информацию о сроках, объёмах, ассортименте, очерёдности поставок.

Важнейшие показатели оперативного планирования внешнеэкономической деятельности на предприятии:

  1. валютная выручка с разбивкой по времени, товарам или товарным группам, регионам;

  2. ассортимент экспорта и импорта;

  3. доля экспорта в стоимости продукции;

  4. затраты на импорт;

  5. рентабельность экспортных и импортных операций.

Среднесрочные планы (2-3 года) решают более масштабные задачи, связанные с перестройкой существующих производственных процессов, обновлением ассортимента, расширение или свёртывание экспорта, соответственно, импорта.

Особую роль играет стратегический план (бизнес-план фирмы).

Бизнес-план для новых внешнеэкономических проектов предполагает обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для фирмы. В нем дается обоснование необходимости привлечения внешних источников финансирования, проводится анализ внешней среды бизнеса, анализ сильных и слабых сторон предприятия с точки зрения внешнеэкономической деятельности (SWOT-анализ), доказывается общая эффективность проекта и реальность его окупаемости и прибыльности.

Затем в бизнес-плане дается описание внешнеэкономического проекта: характеристика товара, предназначенного к поставке за рубеж; характеристика правового и финансового положения фирмы; организационные структуры и ведущие сотрудники, ответственные за реализацию данного внешнеэкономического проекта; меры по выводу товара на данный внешний рынок (формирование сбытовой сети, реклама и другие средства стимулирования сбыта, ценовая политика).

Следующими идут раздел бизнес-плана, характеристика производства и сбыта, раздел маркетинговой работы.

И наконец, дается оценка рисков данного проекта, приводится финансовый план по его реализации с указанием средств, выделяемых самой фирмой, и средств, необходимых ей в виде внешних заимствований. Рассчитывается точка безубыточности внешнеэкономического проекта. Бизнес-план завершается приложениями, иллюстрирующими и обосновывающими положения и статьи плана.