2. Планирование внешнеэкономической деятельности.
Планирование внешнеторговой операции представляет собой разработку взаимоувязанных по времени и содержанию организационных и коммерческих мероприятий, основанных на маркетинговых исследований.
Основная цель внешнеэкономической деятельности для предприятия – максимизация прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда.
При разработке планов внешнеэкономической деятельности предстоит ответить на следующие вопросы:
Что, когда экспортировать, соответственно импортировать?
В каких условиях осуществлять внешнеторговую деятельность (системы регулирования внешнеэкономической деятельности внутри своей страны и в зарубежных государствах: законодательство, налогообложение, таможенные процедуры, тарифы и пошлины и т.д.; число и позиции конкурентов и т.д.)?
Каким образом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: непосредственно или через посредников (отечественных или зарубежных)?
Какими ресурсами располагает предприятие для осуществления ВЭД (основные, оборотные средства, финансы, персонал, информация)?
Кто на предприятии отвечает за выполнение конкретных частных задач (маркетинг, производство, материально-техническое снабжение и т.д.), как достигается координация действий соответствующих органов и специалистов?
Какими должны быть результаты (величина прибыли, рентабельность, эффективность экспорта и импорта)?
Планирование ВЭД включает составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработку бизнес-плана. Согласно мировой практике, оперативные (до 1-го года) планы определяют решение конкретных задач по осуществлению экспортных и импортных операций. Они содержат конкретную информацию о сроках, объёмах, ассортименте, очерёдности поставок.
Важнейшие показатели оперативного планирования внешнеэкономической деятельности на предприятии:
валютная выручка с разбивкой по времени, товарам или товарным группам, регионам;
ассортимент экспорта и импорта;
доля экспорта в стоимости продукции;
затраты на импорт;
рентабельность экспортных и импортных операций.
Среднесрочные планы (2-3 года) решают более масштабные задачи, связанные с перестройкой существующих производственных процессов, обновлением ассортимента, расширение или свёртывание экспорта, соответственно, импорта.
Особую роль играет стратегический план (бизнес-план фирмы).
Бизнес-план для новых внешнеэкономических проектов предполагает обоснование эффективности разработки, освоения и расширения внешних рынков для фирмы. В нем дается обоснование необходимости привлечения внешних источников финансирования, проводится анализ внешней среды бизнеса, анализ сильных и слабых сторон предприятия с точки зрения внешнеэкономической деятельности (SWOT-анализ), доказывается общая эффективность проекта и реальность его окупаемости и прибыльности.
Затем в бизнес-плане дается описание внешнеэкономического проекта: характеристика товара, предназначенного к поставке за рубеж; характеристика правового и финансового положения фирмы; организационные структуры и ведущие сотрудники, ответственные за реализацию данного внешнеэкономического проекта; меры по выводу товара на данный внешний рынок (формирование сбытовой сети, реклама и другие средства стимулирования сбыта, ценовая политика).
Следующими идут раздел бизнес-плана, характеристика производства и сбыта, раздел маркетинговой работы.
И наконец, дается оценка рисков данного проекта, приводится финансовый план по его реализации с указанием средств, выделяемых самой фирмой, и средств, необходимых ей в виде внешних заимствований. Рассчитывается точка безубыточности внешнеэкономического проекта. Бизнес-план завершается приложениями, иллюстрирующими и обосновывающими положения и статьи плана.
- Экономика предприятия
- Тема 1,2. Введение. Предприятие в системе национальной экономики страны
- 1. Экономика предприятия как наука.
- 2. Понятие, признаки, этапы формирования отраслей. Производственная и непроизводственная сферы национальной экономики.
- 3. Промышленность как ведущая отрасль национальной экономики Республики Беларусь.
- 4. Особенности других отраслей производственной сферы.
- Контрольные вопросы:
- Литература:
- Тема 3. Предприятие как субъект хозяйствования – 4 часа Вопросы.
- Предприятие: сущность, классификация, функции.
- 2. Организационно-правовые формы предприятий.
- 3. Государственные предприятия
- 4. Особенности предприятий частной формы собственности.
- 5. Формы объединений предприятий.
- 6. Внешняя экономическая среда предприятия. Понятие, состав и формирование.
- Литература:
- Тема 4. Приватизация государственной собственности – 4 часа
- Вопросы.
- 1. Сущность, цели и основные принципы приватизации.
- Методы и способы приватизации.
- Субъекты и объекты приватизации, источники средств для приватизации государственной собственности.
- Организация и порядок проведения государственного
- Подготовительная работа:
- Непосредственный процесс приватизации:
- Подходы к оценке стоимости приватизируемого имущества.
- Имущественный метод определения оценочной стоимости.
- Методы оценки стоимости объекта по доходам.
- Оценка стоимости предприятия методом аналога.
- Тема 5. Труд и его эффективность – 4 часа Вопросы
- Понятие трудовых ресурсов, их классификация. Сущность трудовых ресурсов предприятия
- Признаки классификации трудовых ресурсов
- Показатели движения трудовых ресурсов.
- Формы подготовки и повышения квалификации персонала в условиях рыночной среды
- 4. Определение потребности предприятия в трудовых ресурсах
- Определение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
- Понятие производительности труда, показатели и методы измерения. Производительность труда: показатели
- Тема 2. Международное и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 2.1. Международная регламентация мировой торговли
- 2.2. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
- 2.3. Основные механизмы государственного регулирования внешней торговли
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Международные коммерческие операции
- 3.1. Содержание международной коммерческой деятельности
- 3.2. Контрагенты. Международная классификация фирм
- 3.3. Виды внешнеторговых сделок
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия
- 4.1. Задачи управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии. Планирование внешнеэкономической деятельности
- 1. Стратегические решения во внешнеэкономической деятельности
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности.
- 4.2. Организация внешнеэкономических операций
- 4.3. Формы организации внешнеэкономической службы на предприятии
- 4.4. Проблемы и риски участников внешнеэкономической деятельности и методы управления ими
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1. Сущность и содержание понятий менеджмента и управления.
- 2. Предмет, методы и задачи науки управления
- 3. Системный подход управлении.
- 4.Уровни управления.
- Литература
- Тема 2. Принципы, законы и закономерности менеджмента. Эволюция управленческой мысли.
- Вопросы.
- Принципы менеджмента.
- Законы и закономерности менеджмента.
- Общие законы менеджмента.
- Эволюция управленческой мысли. Этапы, периоды и школы управленческой мысли.
- Школы управленческой мысли.
- Менеджмент 60-х гг. Хх века, его содержание и характеристика.
- Литература Тема 3. Организация как объект управления. Целепостановка в управленческой деятельности. Вопросы.
- Определение понятия организации. Организация как управленческий объект. Классификация организаций.
- Формы хозяйственных организаций
- Типы предпринимательских организаций в рб
- Целепостановка в управленческой деятельности
- Литература
- Тема 4. Общее понятие функций управления и их классификация (4 ч). Вопросы.
- Понятие и сущность управления. Функции управления и их классификация.
- 2. Общие функции управления, их классификация и характеристика:
- 3. Конкретные функции управления, их назначение и особенности.
- Литература