logo
Лекции Бекиш Е

1. Экономика предприятия как наука.

В классическом определении экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому Экономика предприятия – наука о том, как это явление осуществляется в рамках каждого отдельного предприятия.

Складывающаяся рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики предприятия. В период перехода к рынку возникают и развиваются принципиально новые организационно-правовые формы предприятий, новые экономические отношения с государством, новые хозяйственные отношения с поставщиками сырья и оборудования, с потребителями продукции, торговлей и т.д.

В ходе ведения экономики предприятия постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должно работать предприятие с поставщиками и потребителями, какие факторы определяют успех на рынке, какова должна быть система управления производством, маркетингом и т.д.

Имеющий место спад производства, банкротство отдельных предприятий являются свидетельством поиска ответов на вышеназванные вопросы методом проб и ошибок. А причиной этого является не просто не умение, а скорее не знание руководителями предприятий и менеджментом форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования.

Ключевой задачей предприятия является формирование способности адекватно реагировать на изменения, которые постоянно происходят на рынке под влиянием экономических, технологических, социальных и политических факторов и зарабатывать прибыль.

Предприятие является основным звеном рыночной экономики не только потому, что производит продукцию, необходимую потребителям, но и потому, что создает рабочие места, обеспечивает занятость населения и в определенной мере влияет на качество жизни. Экономика предприятия определяет экспорт страны, ее положение на мировом рынке.

Из вышеизложенного следует, что экономика предприятия – сложный и многогранный феномен, до сих пор не имеющий единого толкования. Мы будем исходить из положения, что экономика предприятия является:

Экономическая наука, как учебная дисциплина, существует только два столетия. Родоначальником ее был Адам Смит, который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» изданной в 1776г. обосновал роль разделения труда и специализации. Его идеи получили развитие в первой половине ХІХ века в трудах Р.Риккардо, Мальтуса, Милля, разработавших «классическую экономическую теорию». В «Капитале» К.Маркса была обоснована теория прибавочной стоимости. Особенно бурно развивалась экономическая наука в ХХ веке. Появились экономико-математические методы, моделирование хозяйственной деятельности, статистика и т.д.

Многие экономисты экономику предприятия трактуют как совокупность натуральных предметов производства, накопленных за определенный период времени со дня создания предприятия (здание, оборудование и т.д.) и стоимостную оценку всех его основных и оборотных средств, готовой продукции, денежных средств, находящихся на банковских счетах, ценных бумаг, доходов от прибыли, полученной в результате реализации продукции, имущества и т.д.

Поэтому предметом изучения курса «Экономика предприятия» будут экономические процессы, происходящие на уровне предприятия. К ним относятся конкретное производство товаров и услуг, основные и оборотные средства, рабочая сила, инвестиции, эффективность, прибыль и т.д., их взаимосвязь и пути развития.

Объектом изучения курса является предприятие.

Являясь одной из отраслей экономической науки, экономика предприятия связана с другими отраслями науки – правоведением, ценообразованием, статистикой, маркетингом, менеджментом, бухгалтерским учетом и рядом других.