3. Субъекты мировой экономики
Мировое хозяйство представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из отдельных элементов, субъектов, которые сами являются системами с присушим только им регулированием.
Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами составляют международный уровень, который регулируется международными правилами и нормами. Отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, образуют транснациональный уровень — сфера деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. Он все больше становится автономным, все меньше поддается регулированию.
Транснациональный уровень включает также сеть потоков неформальной деятельности: торговля наркотиками, оружием, подпольная миграция.
Множество элементов, из которых состоит мировая хозяйственная система, действуют там одновременно. Между центрами силы существуют столкновения, договоренности, объединения.
Возникают черты олигополии, которые распространяют свою стратегию либо на весь мир, либо на отдельные районы.
В социально-экономическом плане мировое хозяйство неоднородно. Ведущее место в нем принадлежит промышленно развитым западным странам. Особое место занимают развивающиеся страны, у которых во многом сохраняется зависимый характер их экономик от индустриальных стран. Большую специфику в своем развитии имеют восточноевропейские страны с переходной экономикой и целый ряд других государств. В целом мировое хозяйство представляет собой сложное социально-экономическое образование.
В производственном и социальном плане мировое хозяйство представляет собой арену противоречий, конкурентной борьбы, которые развертываются как внутри стран, так и в планетарном масштабе. Они охватывают факторы производства (производительные силы), национальные образования и экономические объединения, группы предпринимателей, предпринимателей и рабочую силу.
В мировом хозяйстве, как и в любой сложной системе, имеются узкие места или аттракторы, обладающие такими свойствами, что даже слабые воздействия на них способны вызывать существенные, а иногда и катастрофические изменения в состоянии и поведении всей сложной системы.
Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.
Государство — основной субъект мирового хозяйства.
Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.
Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.
Роль государства в экономике проявляется, прежде всего, в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.
В течение длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы у них возросли с 8,35 в 1870 г. до 47% в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80—90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся странах — до 25%. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной роли государства.
• Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80 - 90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах - 6% их совокупного ВВП.
Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в развивающихся странах — около 5%).
Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.
В общегосударственное потребление входят также расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше.
Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.
• Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 - 14% ВВП.
Государственное кредитование и субсидирование - важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.
Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых.
Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20% ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.
В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
Транснациональные компании.
ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.
Влияние и масштабы деятельности ТНК растут. В 2008 г. насчитывалось свыше 85 тыс. подобных объединений, а в 1970 г. — 7тыс. В сферу их деятельности входит около 700 тыс. дочерних компаний и отделений за границей. В целом ТНК обеспечивают 25% мирового производства, но при этом следует иметь в виду, что основная их хозяйственная деятельность сосредоточена в странах базирования. На страны базирования приходится 2/3 объема их производства.
Экономическая мощь ТНК высоко концентрирована. На 100 крупнейших ТНК (0,16% их общего числа) приходится 15% зарубежных активов всех международных компаний и 22% их международных продаж. Странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Япония и ЕС. Крупнейшие транснациональные компании по объему оборота нередко превосходят ВВП целого ряда развивающихся и малых развитых стран. Так, оборот американской «Дженерал Моторз» превышает объем ВВП Норвегии и Финляндии.
Все транснациональные компании проводят широкую внешнеэкономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.
В основе стратегии ТНК находится мировой подход, предусматривающий оптимизацию результатов не каждого отдельного звена, а для объединения в целом. С этой целью используются различные внутрифирменные переводные, (трансфертные) цены. Принимая решение увеличить выпуск готовых товаров или полуфабрикатов на каком-либо зарубежном рынке, корпорация учитывает такие условия, как важность данного рынка с точки зрения перспектив его роста, способность заграничных предприятий конкурировать с местными производителями однотипной продукции, курс валюты, торговые ограничения, транспортные расходы. Мировая стратегия исходит также из конфигурации отрасли и ее координации. При решении проблемы географии, территориального размещения предприятий возможен выбор от предельной концентрации до дисперсного размещения по многим странам различных функциональных блоков — исследования и разработки, материальное снабжение, производственный процесс, маркетинг, послепродажное обслуживание.
ТНК проникают на рынки других стран за счет имеющихся у них монопольных преимуществ, дающих возможность использовать факторы производства других стран. Основными источниками капиталовложений выступают сами принимающие и третьи страны. У американских ТНК доля самофинансирования и рефинансирования составляет около 16% инвестиционных расходов. Основные финансовые средства (45%) мобилизуются на рынке принимающей страны, т.е. принимающие страны в основном сами финансируют деятельность иностранных ТНК.
ТНК и государство. ТНК обладают большими возможностями воздействия на экономику стран пребывания. Приток их прямых инвестиций достигает 5% мировых валовых вложений в основной капитал. Операции между подразделениями ТНК, расположенными в разных странах, представляют собой существенную часть внешнеторговых оборотов и расчетов даже крупных западных стран.
На торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю между независимыми компаниями приходится в общей сложности примерно 2/3 мирового торгового оборота. Доля ТНК в экспорте промышленной продукции некоторых малых стран превышает 50% (Венгрия, Малайзия).
Существующий порядок свободного перемещения капитала позволяет ТНК переводить из страны в страну в своих интересах огромные объемы капитала.
Стратегия ТНК и стратегия государства, ориентированная на процветание страны, стали расходиться. Сферы их деятельности больше не перекрывают одна другую. ТНК в своей деятельности выходят далеко за границы национальных государств. Многие национальные государства располагают более ограниченными, чем раньше, возможностями самостоятельно перераспределять прибыль. Между государством и ТНК нарастает структурная напряженность, увеличиваются расхождения между интересами глобальных участников рынка, с одной стороны, и интересами национальных общественных и политических сил — с другой.
Мировая направленность деятельности ТНК, их стремление к максимальному увеличению прибыли нередко приходят в противоречие с интересами принимающих стран. В связи с тем, что государство должно являться выразителем национальных интересов и обладает суверенитетом на определенной территории, транснациональный капитал стремится обойти или выхолостить монополию государства на власть. ТНК предпринимают попытки относиться к иностранному государству как к обычному хозяйствующему субъекту.
Как отмечалось, у абсолютного большинства ТНК подавляющая часть их деловой активности связана со страной базирования. Нередко их зарубежная деятельность следует общей хозяйственной стратегии страны базирования, что создает возможность для пересечения юрисдикции страны, базирования и принимающей страны.
ТНК как субъект хозяйствования в мировой экономике занимает своеобразное положение. На международной арене они де-факто имеют экономические права, но не имеют международных обязательств. Попытки регулирования деятельности ТНК были предприняты еще в 70-е годы. В рамках ООН велись переговоры о заключении многостороннего соглашения по регулированию деятельности ТНК, которое поставило бы их деятельность в определенные рамки. Эти усилия встретили сопротивление ведущих западных стран. В последующие годы страны стали определять свои отношения с конкретными ТНК на двухстороннем уровне. Эта практика создает определенные противоречия между интересами транснационального капитала и национального государства. Конкретное проявление этих противоречий зависит от экономической мощи субъектов отношений, положения дочерних компаний ТНК в стране пребывания.
Международные экономические организации.
Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.
МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.
МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.
В 80 - 90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый институт. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк Средства на осуществление экономических программ, и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.
Со второй половины 80-х годов объектом воздействия МВФ выступают только развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.
Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.
Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.
Региональные экономические интеграционные группировки.
Участниками мирового хозяйства выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов, прежде всего во внешнеэкономической сфере.
Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).
ЕС организован в наднациональной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присущи только национальным государствам. На их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский совет, Совет министров) и наднациональный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Данное деление органов ЕС отражает разделение компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами. Наднациональные органы реализуют общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. Главной особенностью организационно-правовой системы ЕС выступает превосходство права Европейского Союза над национальным правом в пределах основных договоров. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения, соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи.
В Северной Америке с 1994 г. действует Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). В ее состав входят США, Канада, Мексика. Соглашение предусматривает к 2010 г. ликвидировать взаимные барьеры в движении только товаров и капитала. Основу интеграционного процесса в этом регионе создает транснационализация капитала, а именно американского, занимающего господствующие позиции в регионе. Как субъект мировой экономики НАФТА находится в начале процесса формирования
- Мировая экономика
- 1. Понятие мировой экономики (мирового хозяйства, всемирного хозяйства)
- 2. Этапы формирования современной мировой экономики
- 3. Субъекты мировой экономики
- 4. Основные показатели развития мировой экономики
- Хронологические таблицы по истории мировой экономики
- 1. Классификация теорий развития мировой экономики
- 2. Концепции глобальной экономической системы
- 3. Концепции мировой экономики российских ученых. Место и роль России на перспективу в свете ее положений
- 1.Сущность международного разделения груда и факторы его определяющие.
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на рубеже хх-ххi веков.
- 3.Международная специализация
- 4. Международное производственное кооперирование (мпк).
- 5. Тенденция мрт
- 1. Международные корпорации: сущность и виды Возникновение феномена тнк
- 2. Структура тнк. Механизмы и принципы деятельности тнк
- 3. Сфера деятельности и география тнк
- 4. Значение в мэ и мэо. Положительное и отрицательное воздействие тнк
- 5. Регулирование деятельности тнк
- 1. Типологии стран мира
- 2. Основные показатели классификации стран по уровню и качеству жизни
- 3. Основные признаки развитых стран. Основные модели развития развитых стран
- 4. Характеристика развивающихся стран в мировой экономике
- 1. Новые индустриальные страны
- 3. Слаборазвитые страны.
- 1. Определяющие факторы развития мировой экономики
- 2. Понятие глобализации. Ее влияние на мировое и национальное хозяйство. Антиглобализм.
- 3. Понятия регионализации и интеграции, их взаимосвязь. Особенности регионализации и интеграции по странам и формам внешнеэкономических связей.
- 4. Понятие либерализации экономической деятельности и ее особенности в различных странах и регионах мира.
- 5. Сущность постиндустриализации. Основные черты постиндустриальной экономики и ее проблемы. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство. «Новая экономика» и ее главные черты и последствия
- 1. Концепция догоняющего развития
- 2. Догоняющее развитие как исторический феномен
- 3. Внутренние противоречия модели "догоняющего" развития»
- 1. Понятие и типы глобальных проблемах мирового развития, критерии глобальности
- 2. Проблема преодоления бедности и отсталости
- 3. Проблема мира и демилитаризации
- 4. Продовольственная проблема
- 5.Экологический кризис как глобальная проблема
- 6. Демографическая проблема
- 7. Проблема устойчивого экологического развития человечества
- 8. Основные пути решения глобальных проблем
- 1. Понятие природно-ресурсного потенциала
- 2. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 3. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 4. Распределение природных ресурсов между странами
- 5. Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 1. Сущность и характеристика демографического потенциала. Основные показатели, характеризующие демографические процессы
- 2. Анализ демографического потенциала мирового хозяйства
- 2.1. Религиозный состав населения
- 2.2. Расовый состав населения
- 2.3. Семейный состав населения
- 2.4. Возрастная структура
- 2.5. Плотность населения
- 2.5. Рождаемость и смертность населения
- Средняя продолжительность жизни
- 3. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов
- 4. Процессы урбанизации в мировой экономике
- 5. Миграции населения
- 1.Понятие научно-технического прогресса, его роль в мировом хозяйстве.
- 2. Понятие инновационного потенциала.
- 3. Инновационная политика развитых и развивающихся стран
- 4. Научные ресурсы мира
- 5. Отраслевая структура науки
- 6. Проблемы и перспективы развития инновационной системы рф
- 1. Состав и структура мирового хозяйства
- 2. Факторы размещения производительных сил и их изменения в эпоху нтр
- 3. Топливная промышленность
- 5.Электроэнергетика
- 6. Металлургическая промышленность
- 7. Машиностроительный комплекс
- 8. Химическая промышленность
- 9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- 10. Легкая промышленность состав, особенности размещения
- 11.Сельское хозяйство
- 12. Значение транспорта в мировом хозяйстве
- 1. История становления экономики сша
- 2.Отраслевая структура экономики сша
- 3. Финансовый кризис в сша
- 1. Особенности формирования экономики стран ес
- 2. Общая характеристика экономики стран ес.
- Основные этапы становления экономики Японии
- 2 Японская модель экономического развития.
- 3. Роль Японии в мирохозяйственных связях.
- 4 Ресурсный потенциал Японии
- 5. Отраслевая структура экономики Японии
- 1. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира.
- 2. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- 3. Новые индустриальные страны
- 4. Слаборазвитые страны
- 5. Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации.
- 1 Основные этапы формирования кнр
- 2 Анализ социально-экономических показателей развития Китая
- 3. Ресурсный потенциал Китая
- 4. Отраслевая структура экономики Китая
- 1. Ресурсный потенциал России
- 2. Анализ основных макроэкономических показателей рф
- 3. Динамика структуры экономики рф
- 4. Перспективы экономического развития экономики рф на 2010-2012 годы