5. Отраслевая структура экономики Японии
Развитые отрасли
Горнодобывающая промышленность. Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых.
Обрабатывающая промышленность. Япония – крупнейший в мире производитель морских судов, телевизоров, пианино, автомобилей, алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов. Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров.
Характерна высокая степень территориальной концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей. Общенациональное промышленное значение приобрел город Китакюсю на севере о. Кюсю.
Строительство. Стремительный рост японской экономики требовал развития строительного комплекса. Вплоть до начала 1960-х годов удовлетворялись прежде всего нужды предпринимателей и относительно мало внимания уделялось мерам по сокращению дефицита жилого фонда, дорог, систем водоснабжения и канализации. В 1995 ок. 40% стоимости заказов в строительстве приходилось на объекты общественного пользования и примерно 15% – на возведение жилья.
Таблица 15.13.
Стоимость зданий, введенных в эксплуатацию (х100млн йен)
| общая стоимость | Частный сектор | Общественный сектор |
2000 | *663 559 | *359 625 | *303 934 |
2001 | 624 853 | 331 364 | 293 489 |
2002 | 590 754 | 316 024 | 274 730 |
2003 | 553 431 | 317 379 | 236 052 |
2004 | 529 330 | 326 160 | 203 170 |
2005 | 536 080 | 338 704 | 197 376 |
2006 | 528 833 | 353 226 | 175 608 |
2007 | 500 514 | 330 587 | 169 927 |
2008 | 491 749 | 322 516 | 169 232 |
|
|
|
|
2009. 01 | 37 751 | 22 870 | 14 881 |
2009. 02 | 40 233 | 24 498 | 15 735 |
2009. 03 | 44 191 | 26 156 | 18 035 |
2009. 04 | 37 603 | 23 429 | 14 174 |
2009. 05 | 33 053 | 22 609 | 10 444 |
2009. 06 | 33 566 | 22 763 | 10 804 |
2009. 07 | 34 287 | 22 767 | 11 520 |
2009. 08 | 35 529 | 22 793 | 12 736 |
Источник: http://www.stat.go.jp/
Рассматривая данную таблицу, можно сказать, что стоимость введенных в эксплуатацию зданий значительно снизилась с 2000 года. Тогда как в 2000 году стоимость зданий частного и общественного секторов была примерно одинакова, в 2008 ситуация значительно изменилась: стоимость зданий частного сектора превышает стоимость зданий общественного сектора почти в два раза.
Таблица 15.14.
Объем заказов на постройку зданий
| общий объем заказов | частный сектор | общественный сектор |
2000 | 149 680 | 93 258 | 42 441 |
2001 | 137 470 | 86 290 | 38 204 |
2002 | 125 330 | 79 435 | 34 546 |
2003 | 125 485 | 84 022 | 30 400 |
2004 | 135 913 | 93 481 | 30 111 |
2005 | 134 537 | 96 960 | 24 738 |
2006 | 138 936 | 101 197 | 20 867 |
2007 | 141 141 | 104 472 | 21 031 |
2008 | 123 767 | 84 603 | 25 977 |
|
|
|
|
2009. 01 | 5 789 | 4 138 | 1 248 |
2009. 02 | 9 168 | 5 968 | 2 476 |
2009. 03 | 5 863 | 8 455 | 6 394 |
2009. 04 | 5 628 | 4 201 | 856 |
2009. 05 | 4 548 | 3 120 | 815 |
2009. 06 | 8 697 | 5 501 | 1 788 |
2009. 07 | 6 609 | 4 488 | 1 549 |
2009. 08 | 6 943 | 4 741 | 1 285 |
2009. 09 | 14 865 | 11 062 | 2 548 |
Источник: http://www.stat.go.jp/
Из данной таблицы видно, что общий объем заказов на постройку зданий то увеличивался, то уменьшался. В сентябре 2009 общий объем заказов резко возрос (более, чем в два раза), что было связано с увеличением заказов на постройку зданий частного сектора. При этом по сравнению с августом, объем заказов на постройку зданий общественного сектора также увеличился в два раза.
Сельское и лесное хозяйство. Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Средний размер хозяйства составляет менее 2 га. Значение агропроизводства как потенциального места работы резко снизилось после Второй мировой войны. Доля занятых в сельском хозяйстве уменьшилась с 40% в 1952 до 5% в 1996, причем более половины их составляют женщины и пенсионеры.
Под продовольственные культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей. Садоводство продолжает укреплять свои и без того традиционно прочные позиции.
Многие крестьянские семьи заняты в лесном хозяйстве, тем более что площадь сельскохозяйственных земель впятеро меньше площади сохранившихся в Японии обширных лесов. Примерно треть из них принадлежит государству.
Рис. 15.4. Производство мяса
Из данного рисунка видно, что по сравнению с 2000 годом, производство мяса значительно уменьшилось, при чем в 2001 году намечался небольшой рост производства. На временном промежутке с 2002 по 2008 год наблюдается неуклонное снижение.
Рис. 15.5. Производство молока.
Рассматривая данный рисунок, можно сказать, что в период с 2000 по 2001 год производство молока немного уменьшилось, но в период с 2001 по 2004 год намечался небольшой рост производства, однако с 2004 года производство молока в Японии снизилось и в 2008 году опустилось до минимальной отметки за 10 лет.
Рыболовство. Япония – крупная рыболовная держава. Высокой эффективностью отмечен промысел в глубоких водах. В акватории северных островов добываются лососевые, треска и сельдь, у побережья южных островов – тунец, скумбрия и сардины.
Рис. 15.6. Рыболовство.
Рассматривая данный рисунок, можно сказать, что рост производства рыбы
намечался лишь в период с 2002 по 2003 год. На всем остальном временном промежутке наблюдается устойчивое снижение.
Транспорт. Япония располагает развитой железнодорожной сетью, современным каботажным флотом и неплохой системой автомобильных дорог.
Таблица 15.15
Объем пассажирских перевозок (млн. человек)
| железная дорога | автомашины | воздушные перевозки | ||||||
| Японские Железные Дороги | фирмы, не являющиеся представителями ЯЖД | для коммерческих нужд | для частных нужд | пассажирские автомобили | грузовые машины | лекговые автомобили | внутри страны | на международном уровне |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 000 | |
1999 | 8 718 | 13 033 | 7 655 | 54 392 | 37 661 | 2 579 | 14 152 | 91 590 | 17 844 |
2000 | 8 671 | 12 976 | 7 491 | 55 350 | 36 505 | 2 485 | 14 783 | 92 875 | 19 543 |
2001 | 8 650 | 13 070 | 7 238 | 57 352 | 37 684 | 2 465 | 15 608 | 94 583 | 16 905 |
2002 | 8 585 | 12 976 | 7 141 | 58 339 | 38 139 | 2 406 | 16 283 | 96 688 | 17 891 |
2003 | 8 642 | 13 116 | 7 078 | 58 855 | 37 892 | 2 377 | 17 121 | 95 545 | 14 454 |
2004 | 8 618 | 13 068 | 6 870 | 59 121 | 37 559 | 2 201 | 17 992 | 93 764 | 18 274 |
2005 | 8 683 | 13 280 | 6 763 | 59 184 | 37 358 | 2 083 | 18 399 | 94 507 | 17 676 |
2006 | 8 778 | 13 465 | 6 747 | 59 197 | 36 570 | 2 022 | 19 233 | 96 975 | 17 410 |
2007 | 8 988 | 13 853 | 6 697 | 60 211 | 36 625 | 2 004 | 20 180 | 94 862 | 17 681 |
2008 | 8 984 | 13 992 | ... | ... | ... | ... | ... | 90 675 | 15 886 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2009. 01 | 748 | 1 152 | 536 | 5 003 | 3 098 | 137 | 1 670 | 6 506 | 1 258 |
2009. 02 | 648 | 1 071 | 486 | 4 405 | 2 622 | 146 | 1 530 | 6 185 | 1 202 |
2009. 03 | 738 | 1 143 | 558 | 4 987 | 2 953 | 159 | 1 779 | 7 643 | 1 342 |
2009. 04 | 755 | 1 189 | ... | ... | ... | ... | ... | p6 066 | p1 227 |
2009. 05 | 772 | 1 196 | ... | ... | ... | ... | ... | p6 748 | p1 096 |
2009. 06 | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | p6 360 | p1 057 |
2009. 07 | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | p7 304 | p1 373 |
Источник: http://www.stat.go.jp/
Более половины объема железнодорожных перевозок осуществляется Японскими Железными дорогами. Перевозки пассажирскими автомобилями в три раза превышают перевозки легковыми автомобилями. Внутри страны осуществляется практически в пять раз больше перевозок, чем на международном уровне.
Объемы грузовых перевозок с помощью Японских железных дорог превышает объем перевозок с помощью фирм, не являющихся представителями Японских железных дорог. Однако гораздо больший объем перевозок осуществляется с помощью автомобилями. Затем идут воздушные перевозки, на третьем месте – по воде.
Таблица 15.16.
Объем грузовых перевозок (х100 т)
| железные дороги | автомобили | морской транспорт | воздушный транспорт | |
| Японская железная дорога | фирмы, не являющиеся представителями ЯЖД | общее число | каботажные суда | на международном уровне |
1999 | 39 154 | 19 531 | 5 863 259 | 515 731 | 1 156.79 |
2000 | 39 620 | 19 654 | 5 773 619 | 527 367 | 1 160.82 |
2001 | 39 026 | 19 642 | 5 578 227 | 511 268 | 1 032.87 |
2002 | 38 197 | 18 395 | 5 339 487 | 490 880 | 1 215.47 |
2003 | 37 552 | 16 051 | 5 234 076 | 438 146 | 1 242.89 |
2004 | 36 789 | 15 431 | 5 075 877 | 433 249 | 1 323.45 |
2005 | 36 864 | 15 610 | 4 965 874 | 423 348 | 1 325.41 |
2006 | 36 371 | 15 501 | 4 961 325 | 413 747 | 1 310.41 |
2007 | 35 958 | 14 892 | 4 932 539 | 407 481 | 1 376.07 |
2008 | 32 850 | 13 376 | ... | 376 294 | 1 201.88 |
|
|
|
|
|
|
2009. 01 | 2 548 | 988 | 352 401 | 28 129 | 67.8 |
2009. 02 | 2 363 | 1 023 | 334 581 | 27 344 | 68.52 |
2009. 03 | 2 697 | 1 044 | 409 028 | 28 580 | 86.91 |
2009. 04 | 2 527 | 929 | ... | 24 632 | p86.71 |
2009. 05 | 2 119 | 785 | ... | 24 859 | p89.27 |
2009. 06 | ... | ... | ... | 26 385 | p101.52 |
2009. 07 | ... | ... | ... | 27 315 | p105.68 |
Источник: http://www.stat.go.jp/
Лекция 16. Развивающиеся страны в мировой экономике.
|
- Мировая экономика
- 1. Понятие мировой экономики (мирового хозяйства, всемирного хозяйства)
- 2. Этапы формирования современной мировой экономики
- 3. Субъекты мировой экономики
- 4. Основные показатели развития мировой экономики
- Хронологические таблицы по истории мировой экономики
- 1. Классификация теорий развития мировой экономики
- 2. Концепции глобальной экономической системы
- 3. Концепции мировой экономики российских ученых. Место и роль России на перспективу в свете ее положений
- 1.Сущность международного разделения груда и факторы его определяющие.
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на рубеже хх-ххi веков.
- 3.Международная специализация
- 4. Международное производственное кооперирование (мпк).
- 5. Тенденция мрт
- 1. Международные корпорации: сущность и виды Возникновение феномена тнк
- 2. Структура тнк. Механизмы и принципы деятельности тнк
- 3. Сфера деятельности и география тнк
- 4. Значение в мэ и мэо. Положительное и отрицательное воздействие тнк
- 5. Регулирование деятельности тнк
- 1. Типологии стран мира
- 2. Основные показатели классификации стран по уровню и качеству жизни
- 3. Основные признаки развитых стран. Основные модели развития развитых стран
- 4. Характеристика развивающихся стран в мировой экономике
- 1. Новые индустриальные страны
- 3. Слаборазвитые страны.
- 1. Определяющие факторы развития мировой экономики
- 2. Понятие глобализации. Ее влияние на мировое и национальное хозяйство. Антиглобализм.
- 3. Понятия регионализации и интеграции, их взаимосвязь. Особенности регионализации и интеграции по странам и формам внешнеэкономических связей.
- 4. Понятие либерализации экономической деятельности и ее особенности в различных странах и регионах мира.
- 5. Сущность постиндустриализации. Основные черты постиндустриальной экономики и ее проблемы. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство. «Новая экономика» и ее главные черты и последствия
- 1. Концепция догоняющего развития
- 2. Догоняющее развитие как исторический феномен
- 3. Внутренние противоречия модели "догоняющего" развития»
- 1. Понятие и типы глобальных проблемах мирового развития, критерии глобальности
- 2. Проблема преодоления бедности и отсталости
- 3. Проблема мира и демилитаризации
- 4. Продовольственная проблема
- 5.Экологический кризис как глобальная проблема
- 6. Демографическая проблема
- 7. Проблема устойчивого экологического развития человечества
- 8. Основные пути решения глобальных проблем
- 1. Понятие природно-ресурсного потенциала
- 2. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 3. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 4. Распределение природных ресурсов между странами
- 5. Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 1. Сущность и характеристика демографического потенциала. Основные показатели, характеризующие демографические процессы
- 2. Анализ демографического потенциала мирового хозяйства
- 2.1. Религиозный состав населения
- 2.2. Расовый состав населения
- 2.3. Семейный состав населения
- 2.4. Возрастная структура
- 2.5. Плотность населения
- 2.5. Рождаемость и смертность населения
- Средняя продолжительность жизни
- 3. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов
- 4. Процессы урбанизации в мировой экономике
- 5. Миграции населения
- 1.Понятие научно-технического прогресса, его роль в мировом хозяйстве.
- 2. Понятие инновационного потенциала.
- 3. Инновационная политика развитых и развивающихся стран
- 4. Научные ресурсы мира
- 5. Отраслевая структура науки
- 6. Проблемы и перспективы развития инновационной системы рф
- 1. Состав и структура мирового хозяйства
- 2. Факторы размещения производительных сил и их изменения в эпоху нтр
- 3. Топливная промышленность
- 5.Электроэнергетика
- 6. Металлургическая промышленность
- 7. Машиностроительный комплекс
- 8. Химическая промышленность
- 9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- 10. Легкая промышленность состав, особенности размещения
- 11.Сельское хозяйство
- 12. Значение транспорта в мировом хозяйстве
- 1. История становления экономики сша
- 2.Отраслевая структура экономики сша
- 3. Финансовый кризис в сша
- 1. Особенности формирования экономики стран ес
- 2. Общая характеристика экономики стран ес.
- Основные этапы становления экономики Японии
- 2 Японская модель экономического развития.
- 3. Роль Японии в мирохозяйственных связях.
- 4 Ресурсный потенциал Японии
- 5. Отраслевая структура экономики Японии
- 1. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира.
- 2. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- 3. Новые индустриальные страны
- 4. Слаборазвитые страны
- 5. Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации.
- 1 Основные этапы формирования кнр
- 2 Анализ социально-экономических показателей развития Китая
- 3. Ресурсный потенциал Китая
- 4. Отраслевая структура экономики Китая
- 1. Ресурсный потенциал России
- 2. Анализ основных макроэкономических показателей рф
- 3. Динамика структуры экономики рф
- 4. Перспективы экономического развития экономики рф на 2010-2012 годы