2. Основные показатели классификации стран по уровню и качеству жизни
Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, заболеваемостью различными болезнями, состоянием личной безопасности, природной среды, безработицей и, конечно, уровнем потребления различных товаров и услуг.
Проанализируем подробнее данные об основных демографических и некоторых социальных и экономических индикаторах по главным группам регионов, регионам и странам мира, которые можно сгруппировать более или менее систематические данные по следующим группам показателей:
1. общедемографические;
2. показатели рождаемости и смертности;
3. показатели образования;
4. показатели здравоохранения.
Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из вышеперечисленных показателей является показатель под названием индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и начал использовался с 1993 г. ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.
Кроме общего рассчитывается индекс человеческого развития для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, а так же географических регионов в рамках специальной Программы развития ООН. Индекс развития человека рассчитывается на основе трех базовых показателей: продолжительность жизни, уровень образования, ВВП на душу населения. Классификация по рейтингу в ИРЧП выделяет страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала — 64, со средним уровнем — 66 и с низким уровнем — 45.
При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей
Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие.
Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);
Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.
Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия.
Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:
Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.
Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.
1.Индекс ожидаемой продолжительности жизни - фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):
максимальное - 85 лет
минимальное - 25 лет
2. Индекс грамотности (15 лет и старше)
максимальное - 100%
минимальное - 0%
3. Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охват % образованием:
максимальное - 100%
минимальное - 0%
4.Совокупный индекс достигнутого уровня образования:
5.Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):
максимальное - 40000 долл. по ППС
минимальное - 100 долл. по ППС
6.Индекс развития человеческого потенциала
Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.
Кроме ИРЧП, в таблице названы и другие индексы, послужившие для его расчетов основой, но имеющие и самостоятельное значение, особенно индексы демографические. В целом индекс человеческого развития равен среднеарифметическому от суммы трех составляющих его индексов.
Индекс предстоящей продолжительности жизни строится на предпосылке, что в современных условиях минимальная продолжительность жизни даже в самых неблагополучных странах не опускается ниже 25 лет, а в наиболее благополучных странах максимальная продолжительность жизни не превышает в среднем 85 лет. Формула этого индекса выглядит следующим образом:
Индекс предстоящей продолжительности жизни |
= | Предстоящая продолжительность жизни в стране |
- | Минимальная продолжительность жизни в мире |
------------------------------------------------------------------------------- | ||||
Максимальная продолжительность жизни в мире |
- | Минимальная продолжительность жизни в мире |
Индекс охвата населения образованием рассчитывается по следующей формуле:
Индекс охвата населения образованием |
= |
2 |
´ | Доля грамотных в возрасте свыше 15 лет |
´ | Доля охвата образованием населения в школьном и студенческом возрасте |
--------------------------------------------------------------------------------- | ||||||
3 |
Индекс уровня жизни упрощенно может быть представлен как отношение национального ВВП на душу населения, скорректированного по ППС, к среднемировому значению этого показателя.
Помимо ИРЧП можно выделить еще два кумулятивных показателя, позволяющий проранжировать страны — индекс гуманитарного развития, индекс устойчивого экономического благосостояния.
Индекс гуманитарного развития (от 0 до 1) — агрегатный показатель, рассчитанный на основе характеристик продолжительности жизни, уровня знаний (показатель степени грамотности населения) и уровня овладения ресурсами, необходимыми для нормальной жизни. Этот показатель дает совсем другие результаты, чем расчет ВВП на душу населения. США, например, имеющие самый высокий в мире показатель на душу населения по ВВП, по индексу гуманитарного развития занимает только 19-е место, уступая таким странам, как Австрия, Канада и Испания.
Индекс устойчивого экономического благосостояния — наиболее комплексный, он учитывает и неравенство в распределении благ, и, главное, поправки на издержки экологического характера, связанные с национальным хозяйствованием.
Отметим, что на распределении доходов населения сказываются не только особенности хозяйственной структуры страны, но и особенности ее политической системы. Так, по характеру распределения доходов страны делят на пять типов:
страны с очень низким уровнем семейных доходов;
страны с преимущественно низким уровнем доходов;
страны с очень низким и очень высоким уровнем семейных доходов (например, Португалия в 1980-х годах и Россия в 1990-х годах);
страны с низким, средним и высоким уровнем семейных доходов;
страны с преимущественно средним уровнем доходов.
Следует отметить парадокс, состоящий в том, что именно страны третьего типа являются крупнейшими рынками предметов роскоши и престижных товаров. При общей бедности в этих странах насчитывается немало богатых, заботящихся о своем престиже.
ЮНЕСКО и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также периодически проводят исследования динамики уровня жизни и «жизнеспособности народов» (по терминологии ЮНЕСКО-ВОЗ) в зависимости от социально-экономической политики правительств и экологической ситуации в той или иной стране.
Коэффициент жизнеспособности измеряется по пятибалльной шкале — он характеризует возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации в условиях продолжения социально-экономической политики правительства, осуществляемой на момент обследования конкретной страны. Согласно исследованиям ЮНЕСКО-ВОЗ В настоящий момент пять баллов не имеет ни одна страна в мире. Четыре балла получили Швеция, Нидерланды, Бельгия, Дания, Исландия.
«Тройку» имеют США, Япония, Германия и другие индустриально развитые страны, а также новые индустриальные — (о. Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и др.), Израиль, Коста-Рика, Югославия.
«Двойка» означает, что жизнеспособность нации может снижаться, если государство не будет увеличивать ассигнований на здравоохранение, науку, образование, на уменьшение загрязнения окружающей среды и жилищное строительство. Этот балл, согласно критериям ЮНЕСКО-ВОЗ, требует регулирования розничных цен, особенно на продовольствие, медикаменты и медицинские услуги.
Два балла получили Китай, КНДР, Ирак, Бразилия, Аргентина, Монголия, Албания, Турция, другие развивающиеся страны, государства Восточной Европы, Куба, Вьетнам. Такую же оценку имеют страны Балтии, Туркмения, арабские территории, ранее оккупированные Израилем (сектор Газа, Западный берег Иордана).
От 1,7 до 1,9 баллов имеют Украина, Казахстан, другие страны Средней Азии, Молдавия, Белоруссия, коренное население Южно-Африканской Республики, аборигены Австралии, индейцы Южной и Центральной Америки, а также страны Центральной и Восточной Африки. По 1,6 балла получили Сомали и Гаити, Бирма и Папуа-Новая Гвинея; по 1,5 — Западная Сахара, Босния, Афганистан.
Наконец, балл ниже 1,5 по существу смертный приговор нации, он означает, что вследствие социально-экономической политики правительства и постоянного ухудшения экологической ситуации население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию — «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет способностей к самостоятельному мышлению. Балл ниже 1,5 означает также, что население страны все более восприимчиво к инфекциям и болезням, и характеризуется возрастающим уровнем нетрудоспособности. А личная и творческая индивидуальность такого населения постоянно снижается — ВОЗ и ЮНЕСКО именуют этот процесс «обезличиванием и дебилизацией».
Пример такого рода — Буркина-Фасо, до 80% населения которой являются носителями СПИДа. Эта страна, а также Чад, Эфиопия, Южный Судан и Коморские Острова имеют коэффициент жизнеспособности 1,1-1,3.
Коэффициент жизнеспособности 1,4 балла получила в середине 90-х гг. Россия.
В общей численности населения очевиден огромный перевес группы менее развитых регионов, к которой примыкает относительно небольшая по численности группа слаборазвитых стран. По прогнозам к 2025 г. численность населения группы развитых регионов немного увеличится (с 1,17 до 1,24 млрд человек), а слаборазвитых — вдвое (с 575 млн до 1,62 млрд человек). Процент среднего роста населения за 1995-2000 гг. в мире составил 1,5%, в развитых регионах — 0,3, в менее развитых — 1,8, в слаборазвитых — 2,7%. Гораздо быстрее растет городское население. Его доля в мире 45%, в развитых странах — 75, в менее развитых — 38, в слаборазвитых — 22%.
По наиважнейшему демографическому показателю средней продолжительности жизни при рождении со значительным отрывом лидируют развитые страны (71,2 года у мужчин; 78,6 — у женщин) при средних показателях для всего мира — 63,7/67,8. Впереди Западная, Северная, Южная Европа и Северная Америка (свыше 73 лет у мужчин и 80 — у женщин). Но выше всего среди регионов мира этот показатель — в Австралии и Новой Зеландии (75,1/80,9). Приближается к ним Океания, состоящая из многочисленных небольших островков (71,3/76,4), Самый высокий уровень имеет Япония (76,8/82,9), что делает тихоокеанскую островную группу (Япония — Океания — Новая Зеландия) наиболее благоприятной по продолжительности жизни для землян. Нынешняя Россия имеет показатель 61,5/73,6.
Показатель младенческой смертности также весьма показателен, в мире он равен 57 на 1000 родившихся, в развитых странах — 9, в менее развитых — 63, в слаборазвитых — 102.
Программа Развития ООН рассчитала ежегодный "Индекс человеческого развития с учетом гендерного фактора" (Gender-related development index (GDI)), учитывающий неравенство между женщинами и мужчинами в различных странах по таким параметрам, как продолжительность и качество жизни, а также уровень образования полов.
Первая десятка стран, в которых женщинам живется хуже всего, в частности, из-за бытового насилия, угрозы изнасилований и высокой вероятности заражения ВИЧ/СПИДом, выглядит следующим образом:
1. Афганистан
2. Демократическая Республика Конго
3. Ирак
4. Непал
5. Судан
6. Гватемала
7. Мали
8. Пакистан
9. Саудовская Аравия
10. Сомали
Стоит отметить, что в Мали каждая десятая женщина умирает при родах или во время беременности, а в Пакистане преступления мужчин караются групповым изнасилованием их женщин. (По данным организации Equality Now.)
Однако в следующих десяти странах женщины могут рассчитывать на высокую продолжительность жизни, хороший уровень образования и достойное качество жизни:
1. Исландия
2. Норвегия
3. Австралия
4. Канада
5. Ирландия
6. Швеция
7. Швейцария
8. Япония
9. Нидерланды
10. Франция
Ценность показателей продолжительности жизни и младенческой смертности связана с тем, что они, пожалуй, наиболее точно (если говорить об отдельных индикаторах) отражают уровень социального развития стран. Общий коэффициент смертности здесь менее подходит, поскольку на его уровень сильно влияют не только социальное развитие, но и особенности возрастной структуры.
На уровне продолжительности жизни сказывается не только уровень социального развития, но и успехи в здравоохранении и — особенно — в достижении здорового образа жизни. Наиболее впечатляющи они в Японии, затем идет Сингапур, достигший большого прогресса с момента достижения независимости. Далее следуют наиболее известные своим здоровым образом жизни Финляндия, Швеция, Канада, Швейцария, Австралия или же достигшие высокого уровня здравоохранения Бельгия, Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды.
Суммарный коэффициент рождаемости — один из наиболее точно отражающих воспроизводство населения. Развитые регионы в целом находятся ниже грани простого воспроизводства — 1,71. Менее развитые в целом имеют почти вдвое больший показатель — 3,38. Самая же высокая плодовитость при неконтролируемой либо слабоконтролируемой рождаемости в группе слаборазвитых регионов — 5,59.
По уровню рождаемости выделяется Африка (5,58). В Азии, Латинской Америке и на Карибах — 2,96; в Центральной Америке — 3,32; в Южной Америке — 2,86; в Океании — 2,48. Это регионы все еще быстрого демографического роста.
По суммарному коэффициенту рождаемости резко контрастируют с ними Европа (без республик бывшего СССР) — 1,59; Северная Америка — 2,06; Австралия — Новая Зеландия — 1,91. Соответственно и рост населения там невелик, особенно в Европе.
Особняком стоят страны СНГ. С 1995 г. их население, за счет славянских республик, особенно России (с 1992 г.) и Украины (с 1991 г.), заметно сокращается. А на славянские республики (Россию, Украину, Белоруссию) приходится 70% населения СНГ. Суммарный коэффициент рождаемости в России — 1,53; в Украине — 1,64; в Белоруссии — 1,65. В других странах СНГ показатель от 2,10 (Грузия) до 4,70 (Таджикистан). Так или иначе, территория Евразии, занимаемая восточно-славянскими народами, постепенно теряет население. Суммарный коэффициент рождаемости в России и в Украине неумолимо приближается к единице.
Наконец, нельзя обойти вниманием данные о проценте рожденных под наблюдением специалиста, ибо они отражают огромное социальное неравенство между странами мира. Данные эти имеются далеко не по всем странам и не могут поэтому суммироваться по регионам мира.
Показатель 100% имеют, по опубликованным данным, всего 6 стран, это Япония, США, Болгария, Бельгия, Швеция, Норвегия. У 30 стран он в интервале от 90 до 100, среди них почти все развитые страны, а также Израиль (99%), Куба (99%), Сингапур (99%), КНДР (99%), Пуэрто-Рико (99%), Монголия (99%), ОАЭ (99%), Чили (99%), Тринидад и Тобаго (98%), Малайзия (98%), Кувейт (97%), Венесуэла (97%), Коста-Рика (97%), Уругвай (96%), Китай (95%).
Менее 50% рожденных под наблюдением специалиста имеют 32 страны, среди них такие демографические гиганты, как Индия (31), Пакистан (35), Нигерия (37), Индонезия (40), и это определяет общее довольно печальное положение на планете Земля. Все эти страны афро-азиатские. 10% и менее имеют 5 стран: Эфиопия, Афганистан, Бангладеш, Непал, Сомали. В последнем — 2% рожденных под наблюдением специалиста.
Показатели уровня образования демонстрируют удручающую картину. Среди мужчин и женщин 100%-ную грамотность имеют страны СНГ, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, большинство европейских стран. Но даже в Европе уже встречаются исключения: в Португалии 11% неграмотных среди мужчин и 19% среди женщин, в Югославии — 3 и 12, в Испании — 3 и 7, в Греции — 2 и 11, в Италии — 2 и 4% соответственно. «Рекорд» держит Буркина-Фасо (72%). Среди стран, где неграмотных больше половины (50% и более) можно отметить также Бенин, Гвинею, Сомали, Непал, Нигер, Мали, Чад, Судан, Афганистан, Мозамбик, Пакистан, Мавритания, Бангладеш и др.
Среди развивающихся стран лучшие показатели имеют Турция, Перу, Парагвай, Вьетнам, Лаос, Чили, Коста-Рика, Сингапур, Шри-Ланка, Куба, Аргентина, Таиланд, Уругвай, Израиль (3%), Тринидад и Тобаго, Ямайка, Республика Корея. На основе изложенной информации ряд исследователей предлагают такую классификацию стран мира по уровню развития (сочетание индекса потенциала человеческого развития с индексом уровня экономического развития).
I класс (наивысший): Канада, Франция, Норвегия, США, Исландия, Нидерланды, Япония, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция (10 стран).
II класс (высший): Испания, Австрия, Бельгия, Австралия, Великобритания, Швейцария, Ирландия, Дания, Германия, Греция, Италия, Израиль, Люксембург, Португалия, Мальта, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Белоруссия (19 стран). Здесь страны, расположенные не только как бы в эпицентре развитого капитализма (Бельгия, Германия), но и на его периферии (Греция, Ирландия, Португалия). Характерно присутствие Израиля, с одной стороны, и Белоруссии, с другой.
III класс (выше среднего): страны с высоким уровнем промышленного развития, но имеющие средний ИРЧП, и страны с высоким ИРЧП, но со средним уровнем промышленного развития: Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Латвия, Литва, Эстония, Албания, Болгария, Румыния, Словения, Чили, Коста-Рика, Аргентина, Уругвай, Панама, Венесуэла, Мексика, Колумбия, Белиз, Бруней, Таиланд, Малайзия, Ливия, Кипр, Сингапур, Республика Корея, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты (итого 36). К их числу не относятся более мелкие островные государства, не играющие вследствие своей величины существенной роли, хотя и достаточно развитые: Барбадос, Тринидад и Тобаго, Багамские острова, Антигуа и Барбуда, Доминика, Фиджи, Сент-Винсет и др. (итого 11). Это IV класс (дополнительный).
К V классу (среднему) отнесем все страны, в которых средний уровень экономического развития сочетается со средним ИРЧП: Ливан, Суринам, Иран, Эквадор, Саудовская Аравия, Турция, КНДР, Сирия, Хорватия, Македония, Тунис, Алжир, Ямайка, Иордания, Куба, Доминиканская Республика, Оман, Перу, Южно-Африканская Республика, Шри-Ланка, Парагвай, Ботсвана, Филиппины, Индонезия, Монголия, Гайана, Китай, Египет, Сальвадор, Боливия, Свазиленд, Гватемала, Намибия, Марокко, Габон, Вьетнам, Никарагуа, Папуа - Новая Гвинея, Зимбабве, Конго (итого 40). Возможно, сюда же следует отнести Югославию и Боснию и Герцеговину, ослабленные многолетними войнами.
VI класс (ниже среднего) — страны с низким ИРЧП, но со средним уровнем экономического развития: Гана, Камерун, Кения, Индия, Пакистан, Нигерия, Кот-д'Ивуар, Сенегал (итого 8). Из этих 8 стран 3 демографических гиганта — Индия, Пакистан, Нигерия.
И, наконец, VII класс (низший) — страны с низким ИРЧП и низким уровнем экономического развития: Мьянма, Экваториальная Гвинея, Лаос, Лесото, Коморские острова, Заир, Замбия, Бангладеш, Бенин, Того, Йемен, Танзания, Мавритания, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Камбоджа, Непал, Бутан, Гаити, Ангола, Судан, Уганда, Малави, Джибути, Гвинея-Бисау, Чад, Гамбия, Мозамбик, Гвинея, Эритрея, Бурунди, Эфиопия, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Руанда, Сьерра-Леоне (итого 37). Это все беднейшие афро-азиатские страны. Из них значительно населена одна Бангладеш, но и ее то и дело не щадят ужасающие наводнения, тропические ураганы.
Особо следует сказать о странах СНГ, доля которых в мировом промышленном производстве сократилась за годы реформ с 20 до 10%. Однако по уровню образования и квалификации работников СНГ сохраняет ведущие позиции относительно соседних стран. Развитые страны, особенно США, намного превосходят СНГ по числу университетов (в США их около 2 тыс.) и специализированных колледжей, по материально-технической базе обучения, позволяющей оперативно использовать последние достижения науки и техники, а также по интенсивности труда студентов. В то же время в школах и вузах России и других стран СНГ выше уровень базового образования, комплексность знаний, общая гуманитарная подготовка, навыки коллективной работы. Население СНГ также отличает относительно высокий уровень культуры.
- Мировая экономика
- 1. Понятие мировой экономики (мирового хозяйства, всемирного хозяйства)
- 2. Этапы формирования современной мировой экономики
- 3. Субъекты мировой экономики
- 4. Основные показатели развития мировой экономики
- Хронологические таблицы по истории мировой экономики
- 1. Классификация теорий развития мировой экономики
- 2. Концепции глобальной экономической системы
- 3. Концепции мировой экономики российских ученых. Место и роль России на перспективу в свете ее положений
- 1.Сущность международного разделения груда и факторы его определяющие.
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на рубеже хх-ххi веков.
- 3.Международная специализация
- 4. Международное производственное кооперирование (мпк).
- 5. Тенденция мрт
- 1. Международные корпорации: сущность и виды Возникновение феномена тнк
- 2. Структура тнк. Механизмы и принципы деятельности тнк
- 3. Сфера деятельности и география тнк
- 4. Значение в мэ и мэо. Положительное и отрицательное воздействие тнк
- 5. Регулирование деятельности тнк
- 1. Типологии стран мира
- 2. Основные показатели классификации стран по уровню и качеству жизни
- 3. Основные признаки развитых стран. Основные модели развития развитых стран
- 4. Характеристика развивающихся стран в мировой экономике
- 1. Новые индустриальные страны
- 3. Слаборазвитые страны.
- 1. Определяющие факторы развития мировой экономики
- 2. Понятие глобализации. Ее влияние на мировое и национальное хозяйство. Антиглобализм.
- 3. Понятия регионализации и интеграции, их взаимосвязь. Особенности регионализации и интеграции по странам и формам внешнеэкономических связей.
- 4. Понятие либерализации экономической деятельности и ее особенности в различных странах и регионах мира.
- 5. Сущность постиндустриализации. Основные черты постиндустриальной экономики и ее проблемы. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство. «Новая экономика» и ее главные черты и последствия
- 1. Концепция догоняющего развития
- 2. Догоняющее развитие как исторический феномен
- 3. Внутренние противоречия модели "догоняющего" развития»
- 1. Понятие и типы глобальных проблемах мирового развития, критерии глобальности
- 2. Проблема преодоления бедности и отсталости
- 3. Проблема мира и демилитаризации
- 4. Продовольственная проблема
- 5.Экологический кризис как глобальная проблема
- 6. Демографическая проблема
- 7. Проблема устойчивого экологического развития человечества
- 8. Основные пути решения глобальных проблем
- 1. Понятие природно-ресурсного потенциала
- 2. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 3. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 4. Распределение природных ресурсов между странами
- 5. Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 1. Сущность и характеристика демографического потенциала. Основные показатели, характеризующие демографические процессы
- 2. Анализ демографического потенциала мирового хозяйства
- 2.1. Религиозный состав населения
- 2.2. Расовый состав населения
- 2.3. Семейный состав населения
- 2.4. Возрастная структура
- 2.5. Плотность населения
- 2.5. Рождаемость и смертность населения
- Средняя продолжительность жизни
- 3. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов
- 4. Процессы урбанизации в мировой экономике
- 5. Миграции населения
- 1.Понятие научно-технического прогресса, его роль в мировом хозяйстве.
- 2. Понятие инновационного потенциала.
- 3. Инновационная политика развитых и развивающихся стран
- 4. Научные ресурсы мира
- 5. Отраслевая структура науки
- 6. Проблемы и перспективы развития инновационной системы рф
- 1. Состав и структура мирового хозяйства
- 2. Факторы размещения производительных сил и их изменения в эпоху нтр
- 3. Топливная промышленность
- 5.Электроэнергетика
- 6. Металлургическая промышленность
- 7. Машиностроительный комплекс
- 8. Химическая промышленность
- 9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- 10. Легкая промышленность состав, особенности размещения
- 11.Сельское хозяйство
- 12. Значение транспорта в мировом хозяйстве
- 1. История становления экономики сша
- 2.Отраслевая структура экономики сша
- 3. Финансовый кризис в сша
- 1. Особенности формирования экономики стран ес
- 2. Общая характеристика экономики стран ес.
- Основные этапы становления экономики Японии
- 2 Японская модель экономического развития.
- 3. Роль Японии в мирохозяйственных связях.
- 4 Ресурсный потенциал Японии
- 5. Отраслевая структура экономики Японии
- 1. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира.
- 2. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- 3. Новые индустриальные страны
- 4. Слаборазвитые страны
- 5. Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации.
- 1 Основные этапы формирования кнр
- 2 Анализ социально-экономических показателей развития Китая
- 3. Ресурсный потенциал Китая
- 4. Отраслевая структура экономики Китая
- 1. Ресурсный потенциал России
- 2. Анализ основных макроэкономических показателей рф
- 3. Динамика структуры экономики рф
- 4. Перспективы экономического развития экономики рф на 2010-2012 годы