12. Значение транспорта в мировом хозяйстве
Транспорт— одна из важнейших отраслей хозяйства. Он обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основой географического разделения труда. Обмен и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещение производительных сил.
Виды транспорта
Транспорт подразделяют на сухопутный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и электронный (линии электропередачи).
Автомобильный транспорт часто называют транспортом XX века, так как, зародившись в начале нашего века, он стал ведущим среди видов сухопутного транспорта. Протяженность его сети растет и достигла в настоящее время 24 млн. км., причем около 1/2 приходится на США, Индию, Россию, Японию, Китай. По уровню автомобилизации в мире лидируют США и ряд стран Западной Европы. Автомобильный транспорт лидирует по объему пассажирских перевозок— 80% мирового объема.
Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, по-прежнему остается важным видом сухопутного транспорта, особенно по объему перевозимых грузов (10% мирового объема). Мировая железнодорожная сеть в целом сложилась еще в начале XX века, ее протяженность сейчас составляет 12,5 млн. км. Но размещение ее неравномерно. Хотя железные дороги имеются в 140 странах мира, более 1/2 их общей длины приходится на "первую десятку стран": США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. Особенно по густоте сети выделяются страны Европы. Но наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или отсутствует.
Трубопроводный транспорт — активно развивается благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Трубопроводный транспорт составляет 11% от объема мирового грузооборота.
Водный транспорт прежде всего характеризуется выдающейся ролью морского транспорта. На него приходится 62% мирового грузооборота, он также обслуживает около 4/5 всей международной торговли. Именно благодаря развитию морского транспорта океан уже не разделяет, а соединяет страны и континенты. Общая протяженность морских трасс составляет миллионы километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, руду, зерно и др., причем обычно на расстояние 8 — 10 тысяч км. "Контейнерная революция" на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов — готовых изделий и полуфабрикатов. Морские перевозки обеспечиваются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. т. Первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место по размерам морских перевозок занимает Тихий океан, третье — Индийский.
Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы (особенно Суэцкий и Панамский) и морские проливы (Ла-Манш, Гибралтарский и др.).
Внутренний водный транспорт — старейший вид транспорта. Сейчас он занимает по длине сети последнее место в мировой транспортной системе.
Развитие и размещение внутреннего водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками — наличием рек и озер, пригодных для судоходства. Амазонка, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Поэтому по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай.
Большое значение в некоторых странах имеют также судоходство по искусственным путям и озерное судоходство.
Воздушный транспорт. Этот вид наиболее скоростного, но достаточно дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. Его преимущества кроме скорости — качество поставок, географическая мобильность, позволяющая легко расширять и менять трассы. Сеть регулярных авиалиний теперь опоясывает весь земной шар, протягиваясь на миллионы километров. Ее опорные точки — 5 тысяч аэропортов. Главные воздушные державы мира — США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, ФРГ.
Мировая транспортная система.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX веке и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в "разделении труда" между отдельными видами транспорта, увеличении пропускной способности транспортных путей, появлении принципиально новых транспортных средств, например, сверхскоростных поездов на воздушной подушке. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7-10 раз.
Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78% общей длины мировой транспортной сети и 74% мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 кв. км. территории, а в развивающихся — 5-10 км.
Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных систем: Северной Америки (на нее приходится около 30% общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.
С момента зарождения транспорт оказывал сильное влияние на окружающую среду. С ростом протяженности транспортной сети, интенсивности перевозок все более усиливаются негативные воздействия, при этом различные виды транспорта имеют как бы свою "специализацию". Так, главным загрязнителем атмосферы является автомобильный транспорт, воздушный транспорт и железнодорожный транспорт, эти виды транспорта создают также "шумовое загрязнение" и требуют больших площадей для сооружения магистралей, заправочных станций, стоянок, вокзалов и т. д. (за исключением воздушного). Водный транспорт главным образом служит источником загрязнения нефтью океанов и внутренних вод.
Лекция 13 Экономика США.
природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический и финансовый потенциал США. Структура национального хозяйства: воспроизводственная, отраслевая, территориальная. Особенности и предпосылки экономического развития. Важнейшие промышленные и финансовые центры США, транснациональные корпорации. Внешнеэкономическая стратегия США. Американский капитал в мирохозяйственных процессах.
|
- Мировая экономика
- 1. Понятие мировой экономики (мирового хозяйства, всемирного хозяйства)
- 2. Этапы формирования современной мировой экономики
- 3. Субъекты мировой экономики
- 4. Основные показатели развития мировой экономики
- Хронологические таблицы по истории мировой экономики
- 1. Классификация теорий развития мировой экономики
- 2. Концепции глобальной экономической системы
- 3. Концепции мировой экономики российских ученых. Место и роль России на перспективу в свете ее положений
- 1.Сущность международного разделения груда и факторы его определяющие.
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на рубеже хх-ххi веков.
- 3.Международная специализация
- 4. Международное производственное кооперирование (мпк).
- 5. Тенденция мрт
- 1. Международные корпорации: сущность и виды Возникновение феномена тнк
- 2. Структура тнк. Механизмы и принципы деятельности тнк
- 3. Сфера деятельности и география тнк
- 4. Значение в мэ и мэо. Положительное и отрицательное воздействие тнк
- 5. Регулирование деятельности тнк
- 1. Типологии стран мира
- 2. Основные показатели классификации стран по уровню и качеству жизни
- 3. Основные признаки развитых стран. Основные модели развития развитых стран
- 4. Характеристика развивающихся стран в мировой экономике
- 1. Новые индустриальные страны
- 3. Слаборазвитые страны.
- 1. Определяющие факторы развития мировой экономики
- 2. Понятие глобализации. Ее влияние на мировое и национальное хозяйство. Антиглобализм.
- 3. Понятия регионализации и интеграции, их взаимосвязь. Особенности регионализации и интеграции по странам и формам внешнеэкономических связей.
- 4. Понятие либерализации экономической деятельности и ее особенности в различных странах и регионах мира.
- 5. Сущность постиндустриализации. Основные черты постиндустриальной экономики и ее проблемы. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство. «Новая экономика» и ее главные черты и последствия
- 1. Концепция догоняющего развития
- 2. Догоняющее развитие как исторический феномен
- 3. Внутренние противоречия модели "догоняющего" развития»
- 1. Понятие и типы глобальных проблемах мирового развития, критерии глобальности
- 2. Проблема преодоления бедности и отсталости
- 3. Проблема мира и демилитаризации
- 4. Продовольственная проблема
- 5.Экологический кризис как глобальная проблема
- 6. Демографическая проблема
- 7. Проблема устойчивого экологического развития человечества
- 8. Основные пути решения глобальных проблем
- 1. Понятие природно-ресурсного потенциала
- 2. Ресурсы минерального сырья и топлива
- 3. Земельные, водные и лесные ресурсы
- 4. Распределение природных ресурсов между странами
- 5. Роль природных ресурсов в мировой экономике
- 1. Сущность и характеристика демографического потенциала. Основные показатели, характеризующие демографические процессы
- 2. Анализ демографического потенциала мирового хозяйства
- 2.1. Религиозный состав населения
- 2.2. Расовый состав населения
- 2.3. Семейный состав населения
- 2.4. Возрастная структура
- 2.5. Плотность населения
- 2.5. Рождаемость и смертность населения
- Средняя продолжительность жизни
- 3. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов
- 4. Процессы урбанизации в мировой экономике
- 5. Миграции населения
- 1.Понятие научно-технического прогресса, его роль в мировом хозяйстве.
- 2. Понятие инновационного потенциала.
- 3. Инновационная политика развитых и развивающихся стран
- 4. Научные ресурсы мира
- 5. Отраслевая структура науки
- 6. Проблемы и перспективы развития инновационной системы рф
- 1. Состав и структура мирового хозяйства
- 2. Факторы размещения производительных сил и их изменения в эпоху нтр
- 3. Топливная промышленность
- 5.Электроэнергетика
- 6. Металлургическая промышленность
- 7. Машиностроительный комплекс
- 8. Химическая промышленность
- 9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность
- 10. Легкая промышленность состав, особенности размещения
- 11.Сельское хозяйство
- 12. Значение транспорта в мировом хозяйстве
- 1. История становления экономики сша
- 2.Отраслевая структура экономики сша
- 3. Финансовый кризис в сша
- 1. Особенности формирования экономики стран ес
- 2. Общая характеристика экономики стран ес.
- Основные этапы становления экономики Японии
- 2 Японская модель экономического развития.
- 3. Роль Японии в мирохозяйственных связях.
- 4 Ресурсный потенциал Японии
- 5. Отраслевая структура экономики Японии
- 1. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран мира.
- 2. Развивающиеся страны в мировой экономике.
- 3. Новые индустриальные страны
- 4. Слаборазвитые страны
- 5. Экономическая помощь наименее развитым странам и современные формы их эксплуатации.
- 1 Основные этапы формирования кнр
- 2 Анализ социально-экономических показателей развития Китая
- 3. Ресурсный потенциал Китая
- 4. Отраслевая структура экономики Китая
- 1. Ресурсный потенциал России
- 2. Анализ основных макроэкономических показателей рф
- 3. Динамика структуры экономики рф
- 4. Перспективы экономического развития экономики рф на 2010-2012 годы