4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
Страны Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан – играют для России важную роль в качестве защиты от исламского мира и Азии, а также в качестве энергетических и экономических партнеров. Казахстан уже связан с Россией и является членом Таможенного Союза наряду с Беларусью. Туркменистан пытается по мере сил оставаться в изоляции, а Узбекистан активно выступает против попыток России к возрождению. Кыргызстан и Таджикистан, возможно, хотят оказать помощь России, однако внутренняя нестабильность и проблемы безопасности в обеих странах представляют для Москвы проблемы.
Отношения в сфере безопасности и военного сотрудничества РФ С ЦАР
1-й этап. 1992-1995
Страны ЦА были по большому счету оставлены ельцинской Россией наедине с угрозами, исходящими из охваченного гражданской войной Афганистана. Одновременно с этим в начале 90-х годов Россия значительно снизила уровень военного сотрудничества со странами Центральной Азии. Декларируемые планы формирования системы коллективной безопасности в ЦА (и в СНГ в целом) в рамках подписанного в мае 1992 года в Ташкенте Договора «О коллективной безопасности» практически не реализовывались. Аналогичная ситуация в сфере безопасности складывалась и в двустороннем формате отношений РФ со странами региона.
Важным исключением, выбивающимся из общего контекста политики России того времени, стала деятельность 201-я мотострелковой дивизии в Таджикистане и российских пограничников в ряде стран региона. Во многом именно усилиями российских военных в начале 90-х годов была предотвращена угроза дестабилизации Центральной Азии вследствие гражданской войны в Таджикистане (период 1992-1996 годов).
Однако в целом ельцинское руководство пыталось дистанцироваться от событий в ЦА. В отсутствии политической воли и поддержки со стороны Кремля российские военные фактически были оставлены на произвол судьбы, а само военное присутствие России в регионе стало постепенно приобретать все более формальный характер. Москва не смогла воспрепятствовать ни эскалации внутритаджикского конфликта, ни потоку наркотиков из Афганистана, ни усилению военного присутствия в регионе со стороны других стран.
2-й этап 1995-2000
Во второй половине 90-х годов Россия уже стала придавать большее значение стабильности и безопасности в ЦА. Главным образом это было связано с возросшим пониманием в РФ угрозы ее собственной безопасности со стороны радикального ислама. В конце 90-х годов исламские радикалы практически полностью контролировали Афганистан (после поражения сил Северного альянса в 1998 году) и Чеченскую республику (после вывода из нее в 1996 году российских войск). Учитывая рост террористической активности внутри самой РФ и параллельную эскалацию военного конфликта на северном Кавказе, в Москве появилось осознание тесной взаимосвязи между деструктивными силами, действующими на территории России, в Афганистане и ряде стран Центральной Азии.
3-й этап с 2000
Развитие сотрудничества со странами региона в военной сфере и по вопросам безопасности, пожалуй, рассматривается Москвой как основной механизм проецирования и усиления своего влияния в регионе, что в целом идет в контексте современного внешнеполитического курса Кремля на укрепление глобальных позиций.
Началом воплощения усилий Москвы по налаживанию практического взаимодействия стало создание в августе 2001 года в г.Бишкеке (Кыргызстан) отделения Антитеррористического центра (АТЦ СНГ) по Центральной Азии, которое было укомплектовано сотрудниками спецслужб России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Вскоре после этого, в 2003 году, РФ открыла военную авиабазу в Кыргызстане (г.Кант), которая стала одной из составляющих Коллективных сил быстрого реагирования, сформированных в рамках ОДКБ.
Наиболее активно сотрудничество в военной сфере и по вопросам безопасности сегодня развивается с Казахстаном, Таджикистаном, а также Узбекистаном. Москва, извлекая уроки из ошибок 90-х годов (из-за которых в 1999 году практически перестал работать ДКБ, подписанный в 1992 году в г.Ташкенте) начала придавать на порядок большое значение стимулированию заинтересованности государств региона в сотрудничестве именно с Россией.
Так уже с 2002 года Москва предоставила странам-участницам ОДКБ льготные условия для подготовки военных кадров в российских военных учебных заведениях, а также право приобретать российское оружие и технику для подразделений национальных ВС по ценам внутреннего российского рынка. Начиная с 2004 года, вошло в практику проведение ежегодных совместных учений, ориентированных на противодействие угрозам региональной безопасности.
Сегодня прослеживается все более четкий акцент России на развитии как двусторонних, так и многосторонних форм сотрудничества, где Москва берет на себя функцию координатора процесса формирования региональной системы безопасности. Последние события на Южном Кавказе и вокруг него внесли дополнительный импульс в вопросы взаимодействия России со своими центральноазиатскими партнерами в сфере безопасности. На саммите ОДКБ в Москве в начале сентября 2008 года главы государств Центральной Азии поддержали предложение России об усилении военной составляющей ОДКБ и углублении в рамках Организации коалиционного военного строительства.
И несколько фактов в тему:
1) Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), в которое входили Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан (присоединился в 1998 году) было образовано в 1994 г. Эта региональная организация занималась, прежде всего, локальными проблемами (Землепользованием, водоснабжением, экологией). В 2004 году к ОЦАС (Организация центрально-азиатского сотрудничества, как стал называться ЦАЭС) присоединилась Россия, что расширило круг вопросов, которыми стала заниматься эта организация, и в известной степени снизило степень соперничества Казахстана и Узбекистана за лидерство в регионе. В 2005 году страны ОЦАС приняли решение войти в ЕврАзЭС и слить обе эти организации. При этом руководство Узбекистана не только санкционировало вступление страны в ЕврАзЭС, но и заключило договор о союзнических отношениях с Россией, что еще два-три года назад казалось делом невероятным.
2) ТАДЖИКИСТАН. Эта миротворческая операция проводилась российскими силами в Таджикистане в составе Коллективных миротворческих сил под эгидой СНГ. Росссия выдвинула идею создания коалиции сил стран СНГ для обеспечения стабильности в регионе. В 1993 - решение о создании Коллективных Миротворческих Сил (КМС). При разработке их задач учитывался опыт миротворческих операций в Приднестровье и Южной Осетии. Помимо России, еще 3 страны взяли на себя обязательство направить по одному батальону в состав миротворческих сил. Узбекистан, Киргизия, Казахстан). КМС представляли собой обычную войсковую группировку российской армии. Используя вывеску КМС и эгиду СНГ Россия занимает стратегически важное для нее положение в этом регионе, поддерживая своей мощью сложившийся расклад сил в Таджикистане.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.