3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
В середине 90-х годов ХХ века российская дипломатия столкнулась в первой волной интернационализации кавказского региона. В это же время Моcква понесла в регионе первые серьезные потери: образование в 1997 году ГУАМ, прекращение российского пограничного участия в Грузии, отказ Азербайджана и Грузии от пролонгации договора о вхождении в ОДКБ. Конкуренты Москвы воспользовались для проникновения на Кавказ тем фактом, что в распоряжении Кремля оставались лишь два малоэффективных и высокозатратных способа поддержания контроля над кавказской периферией. Это могли быть финансовые вливания в страны и республики Большого Кавказа, на что Россия не была способна, или военное присутствие, которое после поражений российской армии в Чечне почти полностью потеряло свой вес и значение. Анкара предпочитала действовать в Закавказье, не скрывая своей опоры на этнически и религиозно родственный Азербайджан. Иран, в северо-западных провинциях которого проживает вдвое больше азербайджанцев, чем в государстве со столицей в Баку, вынужденно опирался в своей кавказской политике на христианскую Армению. Ее исторически обусловленные антитурецкие настроения, в связи с событиями в Нагорном Карабахе превратились еще и в антиазербайджанские.
США выработали собственную стратегию утверждения на Кавказе, базировавшуюся на принципах двоякого характера: во-первых, они объявили о предпочтении, отдаваемом механизмам свободной конкуренции за влияние в странах Закавказья и об отказе от заранее оговариваемых “сфер влияния”. США избрали здесь практику “адресного инвестирования” таким образом, чтобы не слишком значительные вложения максимально служили делу реализации американских стратегических целей:
а) вытеснить с Кавказа Россию или лишить ее преимущественного влияния,
б) установить контроль над природными ресурсами, в первую очередь нефтегазовыми,
в) консолидировать мусульманские государства на антироссийской основе и т.д.
Последовательно прозападную позицию в межкавказских отношениях занимала Грузия. Вовлеченная в СНГ Эдуардом Шеварнадзе, она рассчитывала на помощь Москвы в улаживании грузино-абхазского конфликта. “Революция роз” в этой стране, свергнувшая власть Шеварнадзе, превратила русофобию уже в отличительный элемент внешней политики Тбилиси, доведя отношения с РФ до крайней степени расстройства и охлаждения. Разрыв дипломатических отношений с Россией и выход из состава СНГ Грузии стали следствием попытки М. Саакашвили в августе 2008 г. ликвидировать независимость Южной Осетии.
Единственным действительно стратегическим партнером России в Закавказье в настоящее время является Армения. Среди многих основополагающих факторов, обусловивших приоритет России в ориентировании Армении после провозглашения независимости, была и карабахская проблема, оказывавшая и продолжающая оказывать решающее влияние на внутриполитическую жизнь и международную деятельность страны. Заинтересованная в военной поддержке и экономической помощи со стороны России, Армения сохранила российские военные базы на своей территории, совместно с российскими пограничниками охраняет армяно-турецкую и армяно-иранскую границы, развивает с Россией многостороннее сотрудничество в политической и экономической областях. До тех пор, пока Российская Федерация сможет сохранять сложившийся уровень и масштаб отношений с этой дружественней страной и ее народом, до тех пор она не перестанет быть лидером в геостратегической схватке за Закавказье.
Выводы о результатах геополитики Российской Федерации на Южном Кавказе могут быть сведены к нескольким пунктам:
- России приходится признавать, что Закавказье перестало быть зоной ее преимущественного геополитического влияния. Этот регион становится территорией соперничества и кооперации различных проектов – Большого Ближнего Востока, Большого Черноморского региона, Европейской политики нового добрососедства и др.;
- Россия утратила роль арбитра в узловых для геополитики Южного Кавказа территориальных конфликтах;
- попытки экономического воздействия на государства региона оказались неэффективными даже в случае с такой экономически уязвимой страной, как Грузия и откровенно контрпродуктивными в отношении Азербайджана. Отказ от экономического поощрения союзнических отношений в случае с Арменией стал для других государств СНГ еще одним свидетельством бесперспективности стратегических интеграционных отношений с Россией;
- столь же неэффективной проявила себя модель влияния Москвы на внутриполитическую жизнь постсоветских государств, работая только с действующей властью, даже если она представлена вчерашними “цветными” революционерами.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.