logo
Finalnyy_fayl

53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.

Балто-Черноморский коридор развития – это проект создания в Восточной и Центральной Европе зоны опережающего инфраструктурно-промышленного развития и самостоятельного субъекта мирового развития как способ долгосрочной военной, политической и социально-экономической стабилизации региона.

Ликвидация «санитарного кордона» между Европой и Россией возможна на основе опережающего промышленного развития региона – Балто-Черноморского коридора развития – и наделения его ответственной мировой ролью. Балто-Черноморский коридор развития должен стать регионом стабильности и процветания, напрямую заинтересованным в снижении конфронтации между Россией и Западной Европой и углублении их взаимодействия. Только в этом случае будет обеспечена безопасность России и в то же время наступит конец «лимитрофной» судьбы центральноевропейских стран (от Прибалтики и Польши до Сербии, Болгарии и Греции), на протяжении своей истории не раз бывших разменной монетой или полем боя в противостоянии «востока» и «запада».

Вроде входит в программу часть стран восточной европы для развития взаимоотношений европы и россии , нужно развивать инфраструктуру в регионах

Как бы парадоксально это ни звучало, именно обеспечение энергетической независимости стран региона позволит снять конфликтность в трехсторонних отношениях ЕС, стран региона и России. В настоящий момент фактически завершено формирование важнейшего с данной точки зрения узла региональных энергетических противоречий – украинско-польско-белорусско-прибалтийского. Для решения энергетических проблем – предлагают развивать атомную энергетику…

ГУУАМ

Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1997 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав — в 2006 году) республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Казалось бы, правы те эксперты, которые видят, основную цель ГУУАМ именно в создании транспортного нефтегазового коридора. Однако педалирование украинским президентом этой проблемы на фоне основных тем речей других президентов, особенно Молдовы и Азербайджана, свидетельствует о неоднозначной оценке целей ГУУАМ уже в 2001 г. Так, президент Молдовы В. Воронин заявил, что для него важны именно политические дивиденды от ГУУАМ, в связи с чем он особо отметил недавние успехи молдавской дипломатии - вступление Молдовы в ВТО (8 мая 2001 г.) и присоединение к Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы (июнь 2001 г.). Для Азербайджана, которому США гарантировали осуществление доставки нефти в Европу в обход России (трасса Баку - Джейхан), тем более была важна политическая составляющая проекта ГУУАМ - поддержка интересов США на Кавказе. В не меньшей степени это касалось позиций Э. Шеварднадзе (Грузия) и И. Каримова (Узбекистан): эти лидеры ГУУАМ своим участием в данной организации стремились обрести надежную почву для дальнейших переговоров с Россией; они, ограничиваясь только участием в формировании международно-правовой базы ГУУАМ, старались определить, кто им больше предложит - Россия или США. Результатом компромисса позиций Украины с одной стороны, Молдовы, Грузии, Азербайджана - с другой, и Узбекистана - с третьей, стало принятие ключевого документа ГУУАМ - так называемой «Ялтинской Хартии» (7 июня 2001 г.) . В ней предстояло определить баланс интересов стран ГУУАМ во внешнеполитическом, экономическом и географическом планах. Речь идет в первую очередь о том, что страны ГУУАМ, с одной стороны, ориентируются на евроатлантические структуры (особенно - на политику США), с другой стороны, состоят в СНГ, ведущим игроком которого является Россия. Структурно ГУУАМ копирует ОБСЕ. Цели сотрудничества ГУУАМ, заявленные в п. 1 Хартии, так же, в основном, совпадают с целями ОБСЕ: это «содействие социально-экономическому развитию» стран региона, «укрепление и расширение торгово-экономических связей», «развитие транспортно-коммуникационных магистралей», «укрепление региональной безопасности», «взаимодействие в рамках международных организаций».

22 апреля 2005 в Кишинёве состоялся саммит ГУАМ. Государства-члены ГУАМ, как выразился президент Украины Виктор Ющенко, «больше не воспринимают себя осколками СССР» и намерены стать локомотивом «третьей волны демократических революций» на пространстве бывшего Союза. На саммите были подписаны два документа:

• декларации «Во имя демократии, стабильности и развития»

• совместное заявление «Создавая демократию от Балтики до Чёрного моря»

Одной из главных особенностей стран-участниц ГУАМ является то, что в советское время в состав этих республик по тем или иным причинам были включены территории, мнения населения которых по данному вопросу не учитывалось, и поэтому после распада СССР в них возникла определенная напряженность. К таким территориям относятся:

• Абхазия (с 1989) и Южная Осетия (с 1989) в Грузии

• Нагорный Карабах (с 1988) в Азербайджане

• Приднестровье (с 1989) в Молдавии

• Крым (с 1992) в Украине

В связи с такой ситуацией фактически основной для организации является проблема урегулирования региональных конфликтов — в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Участники встречи пришли к единому выводу: формат мирного процесса, в котором с начала 1990-х годов доминирует Россия, необходимо менять, подключая к нему новых участников со стороны США и Евросоюза.

18 и 19 июня 2007 года в Баку (Азербайджанская Республика) был проведен Второй саммит Организации за демократию и экономическое развитие под лозунгом: «ГУАМ: объединяя континенты». Подписали Бакинскую декларацию «ГУАМ: Объединяя континенты». Особое внимание в ней было уделено вопросам энергетической безопасности, использованию транзитного потенциала стран-членов, а также вопросам по борьбе с международным терроризмом, агрессивным сепаратизмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью. Также были определены перспективы развития сотрудничества в гуманитарной сфере, в том числе в области культуры, образования, здравоохранения, молодежных обменов, туризма и спорта до 2010 года, в связи с чем был подписан Протокол о сотрудничестве в области культуры на 2007-2010 годы. Советом была принята Стратегия развития отраслевого сотрудничества ГУАМ, которая призвала придать стимул эффективному взаимодействию государств-членов по соответствующим направлениям. Во время саммита обсуждался вопрос о создании совместного миротворческого батальона ГУАМ. Однако, по словам президента Молдавии Владимира Воронина, это решение позже было заблокировано.