2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
1. Союз Белоруссии и России. К концу 1990-х гг. Белоруссия рассматривалась Россией как страна, которая из всех бывших республик СССР была в наибольшей мере готова к реинтеграции. Уже в силу этого политического факта проект российско-белорусской интеграции был обречен стать модельным для постсоветского пространства — как в случае его успеха, так и в случае неудачи. Начало его реализации было положено Договором от 2 апреля 1997 г. и было продолжено подписанием президентами обеих стран Договора 8 декабря 1999 г. о создании Союзного государства. Белоруссия получала равные права с Россией, создавались союзные органы, решения которых становились обязательными для исполнения каждой из стран-союзниц. Трудно перечислить все преимущества, которые получили бы РФ и РБ, если бы заявленный уровень интеграции все же удалось достигнуть.
В 2002 году президент РФ В.В. Путин предложил строить Союзное государство по образцу ЕС, то есть на несколько иных основаниях, чем это предполагалось ранее.
Процесс стагнации интеграционного проекта России и Белоруссии, шедший, как минимум, с 2001 года, летом 2006 года перерос в череду кризисов. Наиболее известными из них стали газовый и нефтяной 2006-2007 гг. На Минском саммите СНГ в ноябре 2006 г. Россия превратила в важнейшую тему переговоров свое решение перевести все отношения со странами Содружества на рыночные основания. В январе 2007 года В.В. Путин заявил, что Россия де факто дотирует экономику Белоруссии в 2007 году на $5,8 млрд.
Газовый и нефтяной кризисы вынудили Белоруссию озаботиться проблемой обеспечения альтернативных поставок нефти через балтийские порты и нефтепровод Вентспилс-Новополоцк. С 2007-го года в экспертной среде стали всё чаще говорить об “уходе Лукашенко на запад”, о “дрейфе Белоруссии в Европу”. Создавалось впечатление, что Кремль не стремился удержать Белоруссию в российской орбите влияния, а готовился «потерять» ее с наименьшими для себя издержками.
Показательно в этом плане, что к 2008 году из 19 базовых пунктов Программы создания союзного государства оказались выполненными только семь. Основные же задачи по интеграции в рамках Союзного государства выполнены не были. В их числе оказались:
- подготовка и публичное обсуждение Конституционного акта Союзного государства;
- проведение референдума;
- формирование руководящих органов Союзного государства, выборы в единый парламент;
- определение международно-правовой природы Союзного государства;
- создание механизма согласования интересов;
- введение единой валюты;
- унификация валютного и финансового законодательства и т.д.
Представляется, что для преодоления паралича интеграционного процесса между Россией и Белоруссией принципиально важен ответ на вопрос: является ли создание Союзного государства самостоятельной политической целью или планы по объединению определяются только соображениями экономической выгоды? Москва, особенно последовательно с 2005 года, дает достаточно внятное его разъяснение: любые внешние связи РФ имеют смысл только в той мере, в какой они экономически выгодны.
2. По договору от 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия образовали Таможенный союз, к которому 26 февраля 1999 г. присоединился Таджикистан. Эти государства поставили цель создать единое экономическое и таможенное пространство, то есть иметь общую таможенную границу с третьими странами. По договору от 10 октября 2000 г. Таможенный союз был по инициативе Н. Назарбаева преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В новом договоре “пятерка” определялась как международная организация, были прописаны ее институциональная структура, механизмы принятия решений, вопросы членства, финансирования и правоспособности. Документом создавались предпосылки и для того, чтобы ЕврАзЭС стал наиболее приемлемой организационной формой экономического объединения весьма различных по уровню развития, культурным и политическим особенностям стран. Одна из первоочередных задач, стоявших перед ЕврАзЭС – остановить наметившееся на всем постсоветском пространстве снижение объема взаимного товарооборота, что объяснялось в значительной степени как практикой антидемпинговых процедур, так и особенно неотработанностью введенного порядка возмещения косвенных налогов (прежде всего НДС), уплаченных в стране экспортирования товара. Из-за этого поставщик вынужден был платить налог дважды (в своей стране и стране-импортере), не будучи уверенным в возврате первого платежа. Поэтому обычно оба налога закладывались в цену товара, делая его необоснованно дорогим и неконкурентоспособным. Другими текущими задачами, стоящими перед странами-членами ЕврАзЭС, являются:
- помощь предпринимателям, особенно мелким и средним, в выходе на объединенный рынок;
- обеспечение притока инвестиций из стран-членов и инвестирования в их экономику;
- завершение гармонизации таможенных пошлин с учетом требований ВТО;
- создание таможенного союза в 2006 г. и, возможно, согласованном вступлении в эту организацию.
3. Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), в которое входили Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан (присоединился в 1998 году) было образовано в 1994 г. Эта региональная организация занималась, прежде всего, локальными проблемами (землепользованием, водоснабжением, экологией). В 2004 году к ОЦАС (Организация центрально-азиатского сотрудничества, как стал называться ЦАЭС) присоединилась Россия, что расширило круг вопросов, которыми стала заниматься эта организация, и в известной степени снизило степень соперничества Казахстана и Узбекистана за лидерство в регионе. В 2005 году страны ОЦАС приняли решение войти в ЕврАзЭС и слить обе эти организации. При этом руководство Узбекистана не только санкционировало вступление страны в ЕврАзЭС, но и заключило договор о союзнических отношениях с Россией, что еще два-три года назад казалось делом невероятным.
4. Неформальное объединение пяти стран – Грузии, Украины, Азербайджана (ГУАМ ) и после вступления Узбекистана в 1999 г. ГУУАМ начало складываться в 1997 году в Страсбурге на встрече президентов 4-х стран СНГ. В подписанном 24 апреля 1999 г. в Вашингтоне заявлении руководителей ГУУАМ главные цели группировки декларировались как миротворческая деятельность, борьба с сепаратизмом и религиозным фанатизмом, развитие транспортного коридора “Европа-Кавказ-Азия” (“шелковый путь”), интеграция в европейские структуры, сотрудничество с НАТО. На встрече “пятерки” в Нью-Йорке в 2000 году, где президенты участвовали в саммите 1000-летия, было заявлено о намерении оформить ГУУАМ как международную организацию, что и было сделано в 2001 году в Ялте.
С самого начала ГУУАМ виделся своим создателям как политико-организационная платформа для выражения особого мнения участников по международным и региональным вопросам, отличного от мнения других постсоветских государств и прежде всего России. Эта организация с самого начала поддерживалась США и ЕС, которые считали ее важным средством сдерживания влияния России на ее южных и юго-западных рубежах, а также в Центральной Азии. Вяло функционировавший ГУУАМ получил “второе дыхание” в связи с новой инициативой “постреволюционной” Грузии о возрождении его на базе “Карпатской декларации” В. Ющенко и М. Саакашвили. Этот документ предусматривал не только расширение состава, но и превращение ГУУАМ в военно-политическую и экономическую организацию с лидерством в ней Украины.
Декларация подтверждала (в скрытой форме) общую антироссийскую направленность ГУАМ, а в открытой - прозападную ориентацию стрнан-участниц, что должно было свидетельствовать о завершении “цивилизованного развода” бывших советских республик и международно-правовом закреплении раскола СНГ. Речь шла о том, что СНГ перестало быть единой организацией с общими целями, превратившись в консультативный форум глав правительств и государств, где страны СНГ разделились поровну на две группировки, ориентирующиеся либо на Россию, либо на Украину (вне группировок оставались, по мнению Саакашвили, Туркмения и Армения).
Претензии этой группировки на конкуренцию со странами, которые группировались вокруг России, могли быть реализованы лишь при мощной финансовой поддержке извне, прежде всего со стороны США и ЕС. При их прямом содействии 2 декабря 2005 года году в Киеве было создано ”Содружество государств демократического выбора”, в котором, помимо государств ГУУАМ, оказались Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Македония, Словения. Характерно, что форум этих стран состоялся параллельно со встречей “Украина - ЕС”, в связи с чем в его работе приняли участие генеральный секретарь Совета Европы Тэрри Дэвис и генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо.
Против возрождения ГУУАМ с “оранжевой окраской” выступил Узбекистан, который сначала приостановил свое членство, а затем и объявил о выходе из этой организации
5. 23 февраля 2003 г. в Москве президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали ставшее неожиданным для многих заявление о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). При этом было подчеркнуто, что данная инициатива не отменяет предыдущие экономические соглашения между странами “четверки” и не является началом конца СНГ. Для реализации заявленной идеи была создана независимая от национальных правительств комиссия, которая подготовила согласованную концепцию и серию других связанных с созданием ЕЭП документов. На саммите стран СНГ в Ялте 19 сентября 2003 г. соглашение о создании ЕЭП было подписано четырьмя президентами с оговорками, внесенными украинской стороной (ЕЭП должно соответствовать национальному законодательству и учитывать нормы ВТО). Соглашение вместе с тем предусматривало создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. формирование единых принципов деятельности естественных монополий и равных тарифов на их услуги для всех участников. Решения в рамках Совета государств должны были приниматься по принципу “одна страна – один голос”. В перспективе часть полномочий сторон должна была перейти к единому регулирующему (не наднациональному) органу, в котором вес голосов определялся бы экономическим уровнем развития страны, при этом каждая из сторон должна была самостоятельно определять, готова ли она присоединяться к тем или иным соглашениям. Обязательное выполнение соглашений предусматривалось лишь для стран, их подписавших.
Следует признать, что реализация идеи ЕЭП сулила очевидные выгоды всем участникам проекта. Несмотря на сложность его реализации, она тем не менее была возможной, так как на “четверку” приходилась подавляющая часть экономического потенциала стран постсоветского пространства, 80% внешнеторгового оборота в СНГ, общий евразийский массив, связанный единой транспортной системой, по преимуществу славянское население, удобные выходы на внешние рынки, общность культурного и исторического наследия и многие другие общие черты и преимущества, создающие реальные предпосылки для эффективной экономической интеграции.
Декларацию о создании ЕЭП можно было считать одним из успехов России в СНГ, так как ей удалось включить в интеграционный процесс одну из ключевых стран постсоветского пространства – Украину. Однако с самого начала это вовлечение было ограниченным и двусмысленным. Представители Украины на переговорах разного уровня прямо или косвенно давали понять, что рассматривают ЕЭП лишь как механизм формирования зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, а не как торгово-экономический союз, способный консолидировано выступать на международной арене. Кроме того, Украина свое присоединение к проекту обуславливала выгодным для нее урегулированием спора с Россией о статусе Тузлы, Керченского пролива и Азовского моря в целом, за которыми просматривались далеко идущие ориентиры будущих отношений Украины с НАТО и ЕС. После “оранжевой революции” Киев, признав Россию стратегическим партнером, заявил о присоединении к ЕС генеральным направлением своей политики. Президент Украины В. Ющенко на двойных саммитах НАТО и ЕС в Брюсселе заявил о прекращении колебаний его страны между Востоком и Западом, выбрав окончательно западный вектор в своей ориентации. Взамен Ющенко получил заверения в принципиальной готовности Запада принять Украину в НАТО и ЕС в течение 4-6 лет, а до того – в ВТО. После этого Украина объявила, что будет принимать участи в реализации ЕЭП только в тех случаях, когда это не будет мешать ее интеграции в структуры Запада. Становилось ясно, что Украина по существу превращалась в инструмент, который не должен был допустить возникновения “четверки” как реального единого экономического пространства в Евразии.
6. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Через полгода после образования СНГ, 15 мая 1992 г. главами государств Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан (24.09.1993), Грузия (09.12.1993), Белоруссия (31.12.1993). В целях повышения роли ДКБ в поддержании региональной безопасности в мае 2002 г. он был преобразован в международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности. Консультативными.
Несколько позднее стали формироваться качественно новые структуры, такие, как Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), военная база на аэродроме Кант в Киргизии и др. Подписание ДКБ и создание ОДКБ означали выход на международную арену нового военно-политического образования. Формирование единого пространства безопасности в рамках ОДКБ предполагает одновременное углубление экономической и политической интеграции государств-членов Договора. В качестве основных направлений деятельности ОДКБ ее Устав определяет:
- меры по формированию в рамках организации:
а) действенной системы коллективной безопасности;
б) созданию коалиционных группировок войск и органов управления ими;
в) подготовке военных кадровых специалистов для вооруженных сил и обеспечению их необходимым вооружением и военной техникой;
- меры по борьбе с международным терроризмом, экстремизмом, другими нетрадиционными угрозами безопасности государств-членов в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными организациями при главенствующей роли ООН;
- согласование и координацию внешнеполитических позиций по международным и региональным проблемам безопасности;
- меры по развитию договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности, по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.
ОДКБ является одной из самых действенных организаций, состоящей из государств-членов СНГ. Они объединились вокруг России перед лицом реальных угроз стабильности и безопасности (международного терроризма, транснациональной преступности, наркоинтервенций). Вместе с тем пока что ОДКБ не удалось превратиться во влиятельную международную региональную организацию, что особенно заметно на фоне роста влияния НАТО и ЕС. Но означает это только одно: усилия Российской Федерации и ее партнеров по ОДКБ и ЕврАзЭС должны быть умножены, чтобы противостоять новым вызовам и угрозам.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.