54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
АТР Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой экономически наиболее динамичный, а политически – неоднородный регион планеты. Несмотря на бурный рост экономики стран Восточной и Юго-Восточной Азии и увеличение роли государств региона в мировой политике, Россия пока не продемонстрировала убедительных свидетельств своей способности использовать географическое присутствие в этой части света для национального развития. Стратегические установки по развитию экономики не всегда учитывают крупные хозяйственные и геополитические перемены в АТР. Между тем динамизм и неоднозначность развития Восточной Азии будет оказывать все возрастающее влияние на Россию, прежде всего на ее восточносибирские и дальневосточные регионы. Москве придется не только адаптироваться к вызовам, исходящим из АТР, но и искать механизмы выгодного для РФ воздействия на регион. В этом плане Москва нуждается в стратегии, которая увязывала бы внутренние цели и механизмы развития с фактором, которым в целом предстает Азиатско-Тихоокеанский регион.
Основа конструктивного продвижения России на азиатско-тихоокеанском направлении видится в установлении:
- новых отношений с США;
- нормализации взаимоотношений с Японией;
- стабильном добрососедстве с Китаем;
- динамичном развитии всесторонних связей с двумя Кореями;
- упрочении отношений с государствами АСЕАН;
- тесного сотрудничества с Индией.
Продвижение на этих направлениях будет, скорее всего, постепенным: через двусторонние отношения (прежде всего, естественно, с ведущими державами АТР), укрепление роли межгосударственных (правительственных и неправительственных) институтов сотрудничества в тех областях, в которых будет налицо готовность вывести его на более высокий уровень.
Одна из основных проблем России в АТР состоит в том, что уменьшение ее политического веса. Экономические интересы России в АТР огромны, особенно если иметь в виду необходимость скорейшего развития восточной части ее территории. Регион – 2 ое место по партнерству с Россией после ЕС.
Для активного участия в экономической жизни АТР Москве нужно было излечить РДВ от целого ряда внутренних пороков. ( российский дальний восток).
• плохо управляемый, если не хаотический процесс децентрализации управления РДВ;
• номенклатурно-криминальный характер приватизации на Дальнем Востоке;
• неспособность реализовать конкретные проекты развития и создать нужную инфраструктуру (СЭЗ в Находке, не построенный за многие годы мост через Амур, соединяющий Благовещенск с Хэйхе и т.п.);
• высокомерное отношение к Японии и японцам со стороны властей и населения;
• контроль криминальных элементов над экономическими обменами с сопредельными странами;
• националистические проявления в регионе и недостаток интернационализма, проявляемый со стороны некоторых дальневосточных руководителей.
Для ускорения процессов интеграции в АТР были созданы наднациональные органы: Парламентский форум АТР (АТПФ) и форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»(АТЭС). Ежегодно с участием России представители нескольких десятков государств собираются на Парламентский форум АТР (АТПФ). На его обсуждение выносятся, например, вопросы законодательного обеспечения борьбы с международным терроризмом и противодействия наркотрафику, охраны здоровья и борьбы с бедностью, вкладов парламентов в совершенствование национальных экономик. Его вниманием пользуется опыт межконфессионального взаимодействия и диалог цивилизаций. Особая тема деятельности АТПФ — энергетическая безопасность стран АТР, совместное реагирование на чрезвычайные ситуации.
Каждый саммит АТЭС — это еще и серия двусторонних встреч, посвященных как международным проблемам, так и связям между конкретными странами. Россия окончательно была принята в АТЭС в ноябре 1998 г. Этот факт имел серьезное значение. Экономический рост любого государства невозможен без активного выхода на внешние рынки, без участия в многосторонней системе международной торговли и инвестиций. АТЭС как раз и являлось организацией, вырабатывающей “правила игры” в региональной торговле на перспективу. Вступление России в данный форум призвано было обеспечить стране равноправный голос, дать импульс развитию дальневосточным регионам, поскольку именно они были предназначены для российского участия в хозяйственной жизни АТР”.
До конца ХХ века такое участие ограничивалось четырьмя общеатэсовскими проектами. Конкретно Россия участвовала:
- в процессе создания и укрепления правовой инфраструктуры экономической жизни стран-участниц форума. Конечная цель данного проекта – создать единое коммерческо-правовое поле для всего тихоокеанского региона или большей его части. От России в этой работе участвует Генпрокуратура;
- в подкомитете по стандартам, где создается концепция контроля над потребительским рынком региона. Представителей от России на эту работу делегирует Госстандарт;
- в группе по промышленной науке и технологии, которая занята вопросами создания новых материалов и финансированием возможных проектов в этой сфере. От России участвуют представители Миннауки;
- в заседаниях группы по рыболовству, где вырабатывается проект Россия-Япония-США, преследующий цель сокращения нелегального вывоза морепродуктов из прибрежной зоны РФ. Российские участники представляют здесь Госкомрыболовства.
Такой масштаб участия России в мероприятиях АТЭС был весьма далек от возможностей и потребностей ее вхождения в интеграционные процессы в АТР. Участие президента РФ В.В. Путина в работе саммита АТЭС в Брунее в ноябре 2000 года должно было привести к динамизации деятельности всех российских органов и организаций, ответственных за реализацию восточного вектора внешней политики России. Освещая в своем выступлении на форуме АТЭС интересы России в этой организации с “деловой точки зрения”, он подчеркнул: “В части экспорта – это, в первую очередь, наши природные ресурсы, в том числе энергетические. Но это также российская наука, которая является важнейшей частью мировой науки. Это машиностроение, транспортные магистрали, рыболовство, а также туризм. Для экспорта энергии создается инфраструктура, ориентированная на Азию, и здесь есть возможности для инвесторов других стран. Ряд энергоместорождений Сибири и Дальнего Востока выведен на режим соглашений о разделе продукции с иностранными инвесторами”.
Мусульманский компонент российской внешней политики
Россия имеет статус наблюдателя в Организации Исламского сотрудничества. международная организация исламских стран. Основана 25 сентября 1969 года на Конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины.
Сегодня Американские эксперты уже работают над новой концепцией диалога «США — исламский мир», где, естественно, места для России не останется. Несмотря на неудачу иракской компании, последующая политика США в исламском мире будет не менее активной. Американцы учтут свои ошибки и с помощью союзников в арабских странах постараются восстановить доверие — где-то экономически, а где-то с помощью изощренной дипломатии или же угрозой применения силы. Исламский мир нуждается в противовесе. Татарстан активно работает в исламском мире и добился определенного авторитета среди ведущих исламских стран, однако политический и экономический ресурс республики не таков, чтобы она могла вести серьезную политику. Вся бурная деятельность сводится к продаже товаров и созданию совместных предприятий. Да и список товаров невелик — это КАМАЗы, вертолеты, остальное «по мелочевке». Татарстан, который воспринимают как мусульманскую республику, мог бы быть посредником в российской внешней политике. Преимущество Татарстана заключается в том, что там мирно живут как мусульмане, так христиане. Таких примеров в мире не так много.
Российско – украинские отношения
Во время президентства Леонида Кучмы Украина придерживались «многовекторного» геополитического курса, благодаря чему отношения между Украиной и Россией оставались на приемлемом уровне. Ситуация обострилась со времён «Оранжевой революции» 2004 года, которую российская политическая элита оценила как антиконституционную и стимулированную Западом[5].
Новая власть объявила об односторонней ориентации на Запад, и продолжения курса, начатого при президентстве Л. Д. Кучмы, на вступление в НАТО и ЕС. При этом, согласно данным социологического опроса, 60 % населения Украины выступает против вступления в НАТО[6]. Дополнительное напряжение стали вносить усиленные попытки украинской власти внедрить новые трактовки различных исторических событий и персонажей, таких как Голодомор, УПА или гетман Мазепа.
Первая встреча новоизбранного президента Украины Ющенко с президентом РФ Путиным прошла уже 24 января 2005 года, А. Зинченко свидетельствовал в 2006 году о встречах с Путиным в начале 2005 года: «Тогда ничто не предвещало серьезных осложнений межгосударственной ситуации в конце прошлого года…».
Значительное место в российско-украинских отношениях занимали «газовые конфликты». Нестабильность политической ситуации на Украине заставила российскую сторону выйти из некоторых крупных совместных промышленных проектов в сфере авиации и оборонной промышленности.
В апреле 2010 года заключены Харьковские соглашения, предусматривающие сохранение базы российского флота в Севастополе до как минимум 2042 года и скидки для Украины на российский газ.
В июле 2010 года премьер-министр Украины Н. Я. Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией
Как правило, в опросах общественного мнения россияне говорят, что они имеют более негативное отношение к Украине, чем позитивное.
Основные вопросы, которые повлияли на взгляды россиян к Украине:
• Возможное членство Украины в НАТО
• Попытки добиться признания Голодомора геноцидом украинского народа
• Попытки чтить Украинскую повстанческую армию
Отношение украинцев к России:
По данным многолетних социологических исследований, проводимых Институтом социологии Национальной академии наук Украины, на Украине индекс национальной дистанцированности по отношению к русским имеет самый низкий показатель среди всех нетитульных национальностей, что свидетельствует о том, что население Украины относится к русским практически так же позитивно, как и к украинцам. Согласно данным опросов, 87 % жителей Украины готовы принять русских в качестве жителей, 8 % — только в качестве туристов, 5 % вообще не допускали бы их на Украину. В то же время, социологическое исследование 2000 года показало, что население Львовской области из всех зарубежных государств наиболее негативно относится к России (20 %). Исследование 2005 года показало, что наименее позитивно к России относятся в западноукраинских областях, а также в Киеве и Киевской области.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.