logo
Finalnyy_fayl

54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.

АТР Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой экономически наиболее динамичный, а политически – неоднородный регион планеты. Несмотря на бурный рост экономики стран Восточной и Юго-Восточной Азии и увеличение роли государств региона в мировой политике, Россия пока не продемонстрировала убедительных свидетельств своей способности использовать географическое присутствие в этой части света для национального развития. Стратегические установки по развитию экономики не всегда учитывают крупные хозяйственные и геополитические перемены в АТР. Между тем динамизм и неоднозначность развития Восточной Азии будет оказывать все возрастающее влияние на Россию, прежде всего на ее восточносибирские и дальневосточные регионы. Москве придется не только адаптироваться к вызовам, исходящим из АТР, но и искать механизмы выгодного для РФ воздействия на регион. В этом плане Москва нуждается в стратегии, которая увязывала бы внутренние цели и механизмы развития с фактором, которым в целом предстает Азиатско-Тихоокеанский регион.

Основа конструктивного продвижения России на азиатско-тихоокеанском направлении видится в установлении:

- новых отношений с США;

- нормализации взаимоотношений с Японией;

- стабильном добрососедстве с Китаем;

- динамичном развитии всесторонних связей с двумя Кореями;

- упрочении отношений с государствами АСЕАН;

- тесного сотрудничества с Индией.

Продвижение на этих направлениях будет, скорее всего, постепенным: через двусторонние отношения (прежде всего, естественно, с ведущими державами АТР), укрепление роли межгосударственных (правительственных и неправительственных) институтов сотрудничества в тех областях, в которых будет налицо готовность вывести его на более высокий уровень.

Одна из основных проблем России в АТР состоит в том, что уменьшение ее политического веса. Экономические интересы России в АТР огромны, особенно если иметь в виду необходимость скорейшего развития восточной части ее территории. Регион – 2 ое место по партнерству с Россией после ЕС.

Для активного участия в экономической жизни АТР Москве нужно было излечить РДВ от целого ряда внутренних пороков. ( российский дальний восток).

• плохо управляемый, если не хаотический процесс децентрализации управления РДВ;

• номенклатурно-криминальный характер приватизации на Дальнем Востоке;

• неспособность реализовать конкретные проекты развития и создать нужную инфраструктуру (СЭЗ в Находке, не построенный за многие годы мост через Амур, соединяющий Благовещенск с Хэйхе и т.п.);

• высокомерное отношение к Японии и японцам со стороны властей и населения;

• контроль криминальных элементов над экономическими обменами с сопредельными странами;

• националистические проявления в регионе и недостаток интернационализма, проявляемый со стороны некоторых дальневосточных руководителей.

Для ускорения процессов интеграции в АТР были созданы наднациональные органы: Парламентский форум АТР (АТПФ) и форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»(АТЭС). Ежегодно с участием России представители нескольких десятков государств собираются на Парламентский форум АТР (АТПФ). На его обсуждение выносятся, например, вопросы законодательного обеспечения борьбы с международным терроризмом и противодействия наркотрафику, охраны здоровья и борьбы с бедностью, вкладов парламентов в совершенствование национальных экономик. Его вниманием пользуется опыт межконфессионального взаимодействия и диалог цивилизаций. Особая тема деятельности АТПФ — энергетическая безопасность стран АТР, совместное реагирование на чрезвычайные ситуации.

Каждый саммит АТЭС — это еще и серия двусторонних встреч, посвященных как международным проблемам, так и связям между конкретными странами. Россия окончательно была принята в АТЭС в ноябре 1998 г. Этот факт имел серьезное значение. Экономический рост любого государства невозможен без активного выхода на внешние рынки, без участия в многосторонней системе международной торговли и инвестиций. АТЭС как раз и являлось организацией, вырабатывающей “правила игры” в региональной торговле на перспективу. Вступление России в данный форум призвано было обеспечить стране равноправный голос, дать импульс развитию дальневосточным регионам, поскольку именно они были предназначены для российского участия в хозяйственной жизни АТР”.

До конца ХХ века такое участие ограничивалось четырьмя общеатэсовскими проектами. Конкретно Россия участвовала:

- в процессе создания и укрепления правовой инфраструктуры экономической жизни стран-участниц форума. Конечная цель данного проекта – создать единое коммерческо-правовое поле для всего тихоокеанского региона или большей его части. От России в этой работе участвует Генпрокуратура;

- в подкомитете по стандартам, где создается концепция контроля над потребительским рынком региона. Представителей от России на эту работу делегирует Госстандарт;

- в группе по промышленной науке и технологии, которая занята вопросами создания новых материалов и финансированием возможных проектов в этой сфере. От России участвуют представители Миннауки;

- в заседаниях группы по рыболовству, где вырабатывается проект Россия-Япония-США, преследующий цель сокращения нелегального вывоза морепродуктов из прибрежной зоны РФ. Российские участники представляют здесь Госкомрыболовства.

Такой масштаб участия России в мероприятиях АТЭС был весьма далек от возможностей и потребностей ее вхождения в интеграционные процессы в АТР. Участие президента РФ В.В. Путина в работе саммита АТЭС в Брунее в ноябре 2000 года должно было привести к динамизации деятельности всех российских органов и организаций, ответственных за реализацию восточного вектора внешней политики России. Освещая в своем выступлении на форуме АТЭС интересы России в этой организации с “деловой точки зрения”, он подчеркнул: “В части экспорта – это, в первую очередь, наши природные ресурсы, в том числе энергетические. Но это также российская наука, которая является важнейшей частью мировой науки. Это машиностроение, транспортные магистрали, рыболовство, а также туризм. Для экспорта энергии создается инфраструктура, ориентированная на Азию, и здесь есть возможности для инвесторов других стран. Ряд энергоместорождений Сибири и Дальнего Востока выведен на режим соглашений о разделе продукции с иностранными инвесторами”.

Мусульманский компонент российской внешней политики

Россия имеет статус наблюдателя в Организации Исламского сотрудничества. международная организация исламских стран. Основана 25 сентября 1969 года на Конференции глав мусульманских государств в Рабате с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах, борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма и поддержки Организации освобождения Палестины.

Сегодня Американские эксперты уже работают над новой концепцией диалога «США — исламский мир», где, естественно, места для России не останется. Несмотря на неудачу иракской компании, последующая политика США в исламском мире будет не менее активной. Американцы учтут свои ошибки и с помощью союзников в арабских странах постараются восстановить доверие — где-то экономически, а где-то с помощью изощренной дипломатии или же угрозой применения силы. Исламский мир нуждается в противовесе. Татарстан активно работает в исламском мире и добился определенного авторитета среди ведущих исламских стран, однако политический и экономический ресурс республики не таков, чтобы она могла вести серьезную политику. Вся бурная деятельность сводится к продаже товаров и созданию совместных предприятий. Да и список товаров невелик — это КАМАЗы, вертолеты, остальное «по мелочевке». Татарстан, который воспринимают как мусульманскую республику, мог бы быть посредником в российской внешней политике. Преимущество Татарстана заключается в том, что там мирно живут как мусульмане, так христиане. Таких примеров в мире не так много.

Российско – украинские отношения

Во время президентства Леонида Кучмы Украина придерживались «многовекторного» геополитического курса, благодаря чему отношения между Украиной и Россией оставались на приемлемом уровне. Ситуация обострилась со времён «Оранжевой революции» 2004 года, которую российская политическая элита оценила как антиконституционную и стимулированную Западом[5].

Новая власть объявила об односторонней ориентации на Запад, и продолжения курса, начатого при президентстве Л. Д. Кучмы, на вступление в НАТО и ЕС. При этом, согласно данным социологического опроса, 60 % населения Украины выступает против вступления в НАТО[6]. Дополнительное напряжение стали вносить усиленные попытки украинской власти внедрить новые трактовки различных исторических событий и персонажей, таких как Голодомор, УПА или гетман Мазепа.

Первая встреча новоизбранного президента Украины Ющенко с президентом РФ Путиным прошла уже 24 января 2005 года, А. Зинченко свидетельствовал в 2006 году о встречах с Путиным в начале 2005 года: «Тогда ничто не предвещало серьезных осложнений межгосударственной ситуации в конце прошлого года…».

Значительное место в российско-украинских отношениях занимали «газовые конфликты». Нестабильность политической ситуации на Украине заставила российскую сторону выйти из некоторых крупных совместных промышленных проектов в сфере авиации и оборонной промышленности.

В апреле 2010 года заключены Харьковские соглашения, предусматривающие сохранение базы российского флота в Севастополе до как минимум 2042 года и скидки для Украины на российский газ.

В июле 2010 года премьер-министр Украины Н. Я. Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией

Как правило, в опросах общественного мнения россияне говорят, что они имеют более негативное отношение к Украине, чем позитивное.

Основные вопросы, которые повлияли на взгляды россиян к Украине:

• Возможное членство Украины в НАТО

• Попытки добиться признания Голодомора геноцидом украинского народа

• Попытки чтить Украинскую повстанческую армию

Отношение украинцев к России:

По данным многолетних социологических исследований, проводимых Институтом социологии Национальной академии наук Украины, на Украине индекс национальной дистанцированности по отношению к русским имеет самый низкий показатель среди всех нетитульных национальностей, что свидетельствует о том, что население Украины относится к русским практически так же позитивно, как и к украинцам. Согласно данным опросов, 87 % жителей Украины готовы принять русских в качестве жителей, 8 % — только в качестве туристов, 5 % вообще не допускали бы их на Украину. В то же время, социологическое исследование 2000 года показало, что население Львовской области из всех зарубежных государств наиболее негативно относится к России (20 %). Исследование 2005 года показало, что наименее позитивно к России относятся в западноукраинских областях, а также в Киеве и Киевской области.