logo
Finalnyy_fayl

10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.

“Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом” 1997 г. ЕС установил для России торговые льготы:

- около 80% российского экспорта, главным образом энергоносители, ввозятся беспошлинно;

- еще 10% подпадают под общую систему преференций;

- Россия имела возможность защищать свой рынок от экспорта некоторых европейских товаров до момента вступления в ВТО.

У России и ЕС режим диалога. Президент должен встречаться с председателями Европейского совета и Еврокомиссии, министры – в совете сотрудничества.

Саммит ЕС, 1999, “Общая стратегия Европейского союза в отношении России”: курс на тесное сотрудничество.

1999 г. «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2001 – 2010 гг.)»:

а) статус России как самостоятельного центра многополярного мира;

б) сотрудничество и партнерство РФ – ЕС непосредственно в двустороннем режиме;

в) их совместное представительство, взаимодействие во внешнем мире в качестве партнерства

2001, саммит ЕС в Москве, главные вопросы:

• энергетический диалог (ЕС готов инвестировать в энергетический сектор России 460 – 600 млрд. евро);

• связи с Калининградской области РФ после вступления в ЕС Литвы и Польши. ЕС в этом случае взял на себя “обязательство способствовать развитию Калининградской области”, достигнув принципиальных договоренностей по вопросам перемещения людей и товаров;

• создание комиссии “высокого уровня для выработки предложений по созданию единого экономического пространства”;

• изучение вопроса по использованию евро в двусторонних торгово – экономических отношениях;

• подтверждение позиции ЕС по ее поддержке вступления России в ВТО;

• урегулирование текущих торговых споров и т.д.

Не внешнеторговый режим ЕС, а именно низкая конкурентоспособность российской продукции является основным фактором, сдерживающим взаимную торговлю.

Ключевая проблема в отношениях РФ и Евросоюза в настоящий момент — отказ Москвы ратифицировать европейскую Энергетическую хартию и Транзитный протокол к ней. Хартия предусматривает общие правила добычи, продажи и транзита энергоносителей, установить единые транзитные тарифы, свободный доступ всех производителей нефти и газа к трубопроводной системе любой страны, присоединившейся к хартии. Именно это положение не устраивает Москву.

Конфликты в диалоге: несовместимость законодательств сторон и явное нежелание их гармонизировать; очевидный конфликт интересов на постсоветском пространстве; двойные стандарты ЕС по вопросу о положении и правах русскоязычного населения в странах Балтии.

Есть альтернативный вариант евроинтеграции России: присоединение к ЕЭП, как Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн.

Сотрудничество должно идти в сфере высоких технологий: у России хорошо с фундаментальными исследованиями, а у Европы – с их коммерциализацией.

Россия участвует в деятельности ОБСЕ с самого начала деятельности организации (СБСЕ с 1973, ОБСЕ с 1995). Русский язык является одним из официальных языков организации.

В 1999 году по инициативе России в отношении военной операции НАТО в бывшей Югославии был задействован Московский механизм ОБСЕ.

Открытый конфликт между Россией и ОБСЕ начался 3 июля 2004 года, когда в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее организацию в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». В 2005 г. Парламентская ассамблея приняла резолюцию по Абхазии, расцененную как критичная по отношению к России. В 2006 году на заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ российский министр Лавров заявил о возможности выхода РФ из организации, в 2007 году заместитель министра А. Грушко сообщил о сокращении взносов России в бюджет организации.

В конце 2007 года Россия инициировала проект реформы Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, а после его отклонения предложила сократить бюджет бюро.

В июле 2004 года по инициативе России Парламентской ассамблеей была принята резолюция о национальных меньшинствах, содержащая рекомендации в адрес Латвии и Эстонии.

В 2009 г. резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ «О воссоединении разделённой Европы» была охарактеризована главой российской делегации как надругательство над историей.

В пкт. 19 принятой в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ декларации приветствуется обязательство России к концу 2002 года вывести войска из Молдовы. Летом 2011 года Парламентская ассамблея призвала Россию завершить вывод войск из Приднестровья, ссылаясь на обязательства в рамках ОБСЕ.

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, заверив организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами. Вторая чеченская война могла привести к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 г. ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни. Россия входит в число 5 крупнейших спонсоров организации. Россия ратифицировала более 50 конвенций СЕ по различным вопросам. Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека. Российские представители активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы. При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации.

Россия – ЗЕС (упразднен в 2011 г.). Объем сотрудничества невелик, диалог плохо налажен. Особо следует подчеркнуть внимание ЗЕС к Украине: в мае 1996 года Украина была названа "важным европейским партнером" союза, чего не было сделано в адрес России. Политика ЗЕС сводилась к политике ЕС.