10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
“Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом” 1997 г. ЕС установил для России торговые льготы:
- около 80% российского экспорта, главным образом энергоносители, ввозятся беспошлинно;
- еще 10% подпадают под общую систему преференций;
- Россия имела возможность защищать свой рынок от экспорта некоторых европейских товаров до момента вступления в ВТО.
У России и ЕС режим диалога. Президент должен встречаться с председателями Европейского совета и Еврокомиссии, министры – в совете сотрудничества.
Саммит ЕС, 1999, “Общая стратегия Европейского союза в отношении России”: курс на тесное сотрудничество.
1999 г. «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2001 – 2010 гг.)»:
а) статус России как самостоятельного центра многополярного мира;
б) сотрудничество и партнерство РФ – ЕС непосредственно в двустороннем режиме;
в) их совместное представительство, взаимодействие во внешнем мире в качестве партнерства
2001, саммит ЕС в Москве, главные вопросы:
• энергетический диалог (ЕС готов инвестировать в энергетический сектор России 460 – 600 млрд. евро);
• связи с Калининградской области РФ после вступления в ЕС Литвы и Польши. ЕС в этом случае взял на себя “обязательство способствовать развитию Калининградской области”, достигнув принципиальных договоренностей по вопросам перемещения людей и товаров;
• создание комиссии “высокого уровня для выработки предложений по созданию единого экономического пространства”;
• изучение вопроса по использованию евро в двусторонних торгово – экономических отношениях;
• подтверждение позиции ЕС по ее поддержке вступления России в ВТО;
• урегулирование текущих торговых споров и т.д.
Не внешнеторговый режим ЕС, а именно низкая конкурентоспособность российской продукции является основным фактором, сдерживающим взаимную торговлю.
Ключевая проблема в отношениях РФ и Евросоюза в настоящий момент — отказ Москвы ратифицировать европейскую Энергетическую хартию и Транзитный протокол к ней. Хартия предусматривает общие правила добычи, продажи и транзита энергоносителей, установить единые транзитные тарифы, свободный доступ всех производителей нефти и газа к трубопроводной системе любой страны, присоединившейся к хартии. Именно это положение не устраивает Москву.
Конфликты в диалоге: несовместимость законодательств сторон и явное нежелание их гармонизировать; очевидный конфликт интересов на постсоветском пространстве; двойные стандарты ЕС по вопросу о положении и правах русскоязычного населения в странах Балтии.
Есть альтернативный вариант евроинтеграции России: присоединение к ЕЭП, как Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн.
Сотрудничество должно идти в сфере высоких технологий: у России хорошо с фундаментальными исследованиями, а у Европы – с их коммерциализацией.
Россия участвует в деятельности ОБСЕ с самого начала деятельности организации (СБСЕ с 1973, ОБСЕ с 1995). Русский язык является одним из официальных языков организации.
В 1999 году по инициативе России в отношении военной операции НАТО в бывшей Югославии был задействован Московский механизм ОБСЕ.
Открытый конфликт между Россией и ОБСЕ начался 3 июля 2004 года, когда в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее организацию в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». В 2005 г. Парламентская ассамблея приняла резолюцию по Абхазии, расцененную как критичная по отношению к России. В 2006 году на заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ российский министр Лавров заявил о возможности выхода РФ из организации, в 2007 году заместитель министра А. Грушко сообщил о сокращении взносов России в бюджет организации.
В конце 2007 года Россия инициировала проект реформы Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, а после его отклонения предложила сократить бюджет бюро.
В июле 2004 года по инициативе России Парламентской ассамблеей была принята резолюция о национальных меньшинствах, содержащая рекомендации в адрес Латвии и Эстонии.
В 2009 г. резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ «О воссоединении разделённой Европы» была охарактеризована главой российской делегации как надругательство над историей.
В пкт. 19 принятой в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ декларации приветствуется обязательство России к концу 2002 года вывести войска из Молдовы. Летом 2011 года Парламентская ассамблея призвала Россию завершить вывод войск из Приднестровья, ссылаясь на обязательства в рамках ОБСЕ.
Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, заверив организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами. Вторая чеченская война могла привести к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 г. ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни. Россия входит в число 5 крупнейших спонсоров организации. Россия ратифицировала более 50 конвенций СЕ по различным вопросам. Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека. Российские представители активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы. При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации.
Россия – ЗЕС (упразднен в 2011 г.). Объем сотрудничества невелик, диалог плохо налажен. Особо следует подчеркнуть внимание ЗЕС к Украине: в мае 1996 года Украина была названа "важным европейским партнером" союза, чего не было сделано в адрес России. Политика ЗЕС сводилась к политике ЕС.
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.