56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.
1. Союз Белоруссии и России. К концу 1990-х гг. Белоруссия рассматривалась Россией как страна, которая из всех бывших республик СССР была в наибольшей мере готова к реинтеграции, так как в наибольшей степени включила в свою государственную идентичность багаж совместного — общероссийского и советского — прошлого. Уже в силу этого политического факта проект российско-белорусской интеграции был обречен стать модельным для постсоветского пространства — как в случае его успеха, так и в случае неудачи. Начало его реализации было положено Договором от 2 апреля 1997 г. и было продолжено подписанием президентами обеих стран Договора 8 декабря 1999 г. о создании Союзного государства. Эти документы дали новый импульс развитию взаимоотношений двух стран во всех сферах общественной жизни. Второй из них предусматривал создание уже к 2005 г. полноценного союзного государства с единой валютой. Согласно этому документу, Белоруссия получала равные права с Россией, создавались союзные органы, решения которых становились обязательными для исполнения каждой из стран-союзниц. Трудно перечислить все преимущества, которые получили бы РФ и РБ, если бы заявленный уровень интеграции все же удалось достигнуть:
К договору 1999 года прилагалась «Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства». Главной слабостью этого документа являлось отсутствие в нем указаний о сроках исполнения каждого из пунктов, не была предусмотрена разбивка процесса интеграции на этапы с определением их последовательности и т.д. Не была указана и конкретная форма будущего государства. В документе оно было описано как союз двух стран с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, общей таможенной территорией, совместным бюджетом. Союзные государства также должны были проводить согласованную политику в международных делах, в сфере обороны и безопасности, в борьбе с преступностью и т.д.
Решающую роль в определении будущей формы государства мог бы сыграть конкретный план последовательности интеграционных действий, который, однако, так и не был составлен. Более того, само подписание договора носило декларативно-пропагандистский характер и де-факто не требовало сколько-нибудь активных действий по его реализации. Не случайно в 2002 году президент РФ В.В. Путин предложил строить Союзное государство по образцу ЕС, то есть на несколько иных основаниях, чем это предполагалось ранее.
Процесс стагнации интеграционного проекта России и Белоруссии, шедший, как минимум, с 2001 года, летом 2006 года перерос в череду кризисов. Наиболее известными из них стали газовый и нефтяной 2006-2007 гг. На Минском саммите СНГ в ноябре 2006 г. Россия превратила в важнейшую тему переговоров свое решение перевести все отношения со странами Содружества на рыночные основания. Белоруссия настаивала на поставках газа по ценам Смоленской области. В декабре Н. Чергинец, председатель комитета по внешним связям, безопасности и обороне Совета Республики Беларусь сказал: «То, что происходит, уже напоминает полномасштабную экономическую войну по всем направлениям». Только за 2 минуты до наступления Нового 2007 года соглашение между Россией и Белоруссией о цене на газ на 2007-2011 гг. было заключено.
Начался новый — нефтяной — этап кризиса отношений России и Белоруссии. Надо сказать, что Минск не делил с Россией экспортные пошлины на нефтепродукты с 2001 года, что предусматривалось ещё соглашением 1995 года. 1 января Россия ввела пошлины на экспорт нефти в Белоруссию ($180,7 за тонну), что сделало нерентабельным всю белорусскую переработку нефти. В ответ Минск ввёл плату за транзит нефти в размере $45 за тонну. Отказ России платить вынудил Белоруссию перекрыть нефтепроводы «Дружба-1» и «Дружба-2», в результате чего уже 8 января 2007 г. были остановлены поставки нефти в Словакию, Венгрию, Польшу, Чехию и Германию. 10 января 2007 г. состоялся телефонный разговор Путина и Лукашенко, после чего пошлина на транзит нефти была отменена и 11 января поставки нефти возобновились.
12 января были достигнуты новые договорённости: российская экспортная пошлина снижалась до $53 (с увеличением после 2007 г.), Минск же отказывался от введения платы за транзит. Фактически Россия вынудила Беларусь разделять с ней доходы от реэкспорта российской нефти, а также сохранила за собой бесплатную аренду земли под газопроводом Ямал-Европа и нефтепродуктопроводом «Запад-Транснефтепродукт». Белоруссия отменила экспортные ограничения для российских компаний.
Газовый и нефтяной кризисы вынудили Белоруссию озаботиться проблемой обеспечения альтернативных поставок нефти через балтийские порты и нефтепровод Вентспилс-Новополоцк. 26 января 2007 г. А. Лукашенко признал, что односторонняя ориентация на Россию была ошибкой: «Я признаю ошибку и недостаток нашей внешней политики, что она получилась одновекторная, с вектором в сторону России. И мы фактически потеряли Запад. Мы стояли на одной ноге, а должны стоять на двух».
С 2007-го года в экспертной среде стали всё чаще говорить об “уходе Лукашенко на запад”, о “дрейфе Белоруссии в Европу”. Белорусские интересы в Евросоюзе cтали активно лоббироваться Польшей и Литвой, а доля ЕС в экспорте Белоруссии значительно превзошла удельный вес РФ и продолжает свой рост. Озабоченность Москвы возможной «переориентацией» Минска на другой военно-политический лагерь приводила, вместе с тем, не к интенсификации отношений с союзным государством, как этого можно было бы ожидать. Напротив, скорее речь шла о стремлении России преодолеть свою инфраструктурную зависимость от Белоруссии. Создавалось впечатление, что Кремль не стремился удержать Белоруссию в российской орбите влияния, а готовился «потерять» ее с наименьшими для себя издержками. Особенно явно об этом свидетельствовала забота об обходных маршрутах поставок энергоносителей, имея в виду проекты строительства Североевропейского газопровода и Балтийской транспортной системы-2. Что же касается военной сферы, то в январе 2008 года Россия объявила о своём намерении отказаться и от радиолокационных станций, расположенных за рубежом, в том числе в Белоруссии. С этой целью планируется развернуть на территории России сеть оптических станций контроля космического пространства. А это означало, что ещё одна сфера сотрудничества между двумя странами, прежде считавшаяся крайне важной, будет свёрнута.
Показательно в этом плане, что к 2008 году из 19 базовых пунктов Программы создания союзного государства оказались выполненными только семь. Определенные успехи были только в создании единого оборонного, а также таможенного пространства. Россия с сильным запозданием ратифицировала документы Союзного государства. Основные же задачи по интеграции в рамках Союзного государства выполнены не были. В их числе оказались:
- подготовка и публичное обсуждение Конституционного акта Союзного государства;
- проведение референдума;
- формирование руководящих органов Союзного государства, выборы в единый парламент;
- определение международно-правовой природы Союзного государства;
- создание механизма согласования интересов;
- введение единой валюты;
- унификация валютного и финансового законодательства и т.д.
Представляется, что для преодоления паралича интеграционного процесса между Россией и Белоруссией принципиально важен ответ на вопрос: является ли создание Союзного государства самостоятельной политической целью или планы по объединению определяются только соображениями экономической выгоды?
- 1. Основные цели внешней политики России на постсоветском пространстве.
- 2. Позиция России по отношению ко всем субрегиональным группировкам в снг.
- 3. Россия и пути решения конфликтных ситуаций в Закавказье.
- 4. Россия и ее деятельность по разрешению конфликтных ситуаций в Центральной Азии.
- 5. Проблемы российско-американских отношений в связи с политикой сша на постсоветском пространстве.
- 6. Сфера конфликтов и противоречий в отношениях России и сша.
- 7. Возможности и перспективы российско-американского сотрудничества и взаимодействия.
- 8. Основные итоги и перспективы отношений рф с латиноамериканскими и карибскими государствами.
- 9. Россия и проблемы европейской экономической и политической интеграции.
- 10. Участие России в работе общеевропейских организаций и ее инициативы.
- 11. Позиция России по вопросу о строительстве в рамках ес совместных вооруженных формирований.
- 12. Российско-французские отношения
- 13. Российско-германские отношения
- 14. Российско-английские отношения
- 15. Российско-итальянские отношения
- 16. Российско-испанские отношения
- 17. Отношения России и Североатлантического блока.
- 18. Отношения России и ес.
- 19.Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.
- 20.Роль России и российского Дальнего Востока в интеграционных процессах в атр.
- 21. Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове
- 22.Состояние и перспективы российско-японских отношений.
- 23.Россия и Китай: стратегическое партнерство и реалии двусторонних отношений.
- 24.Характер и состояние отношений России с Индией. Российско-пакистанские отношения.
- 25. Ситуация в африканском регионе и внешняя политика Российской Федерации.
- 26. Отношения России с Израилем.
- 27. Отношения России и Сирии.
- 28. Позиция России в связи с победой хамас на парламентских выборах в Палестинской автономии.
- 29. Оценка действий России во время иракского кризиса.
- 30. Россия и “американский фактор” на Ближнем и Среднем Востоке.
- 31. Основные инициативы рф в оон последних лет.
- 32. Роль России в урегулировании ситуации вокруг Ирака и 33. Российско-Иракские отношения.
- 34. Роль и место современной России в мировом сообществе.
- 35.Внешнеполитические ресурсы современной России.
- 36.Периодизация внешней политики современной России.
- 37.Основные внешнеполитические документы.
- 38.Государственные органы, осуществляющие внешнеполитическую деятельность рф.
- 40. Концепция многополюсного мира. Основные постулаты. Либеральные критики концепции.
- 41. Западные трактовки понятия и практики “стратегического партнерства”.
- 42. Россия и расширение нато на Восток. Геополитические последствия. Основные формы взаимоотношений Россия-нато.
- 43. Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.
- 44. Россия и Европейское сообщество. Эволюция взаимоотношений и интеграционные перспективы. Концепция 4-х общих пространств.
- 45. Россия и вто. Цели, сроки и условия вступления.
- 46. Россия в Совете Европы. Обязательства и основные итоги членства.
- 47. Эволюция российско-американских отношений в 1991-2005 гг. Проблема стратегических ядерных вооружений.
- 48.Территориальные проблемы в российско-японских отношениях.
- 49.Российско-китайские отношения. Основные направления и проблемы сотрудничества.
- 50.Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.
- 51.Участие России в борьбе с международным терроризмом. Россия и Балканы: утрата российских внешнеполитических позиций.
- 52.Позиция России по вопросу ближневосточного урегулирования.
- 53.Россия и Балто-Черноморский коридор. Гууам и основные направления его деятельности.
- 54.Российско-украинские отношения. Мусульманский компонент российской внешней политики. Политика России в азиатско-тихоокеанском регионе.
- 55. Безопасность и этническая миграция в Россию.
- 56. Российско-белорусские отношения. Проблемы строительства Союзного государства Белоруссии и России.