3.1./. Черная металлургия
В отрасль входят 274 крупных и средних предприятия.
Сложности текущего периода для металлургической промыш
ленности выражаются в продолжающемся росте цен на элементыосновных и оборотных фондов, сырье, топливо и оборудование присохраняющемся неудовлетворительном состоянии техниlCO-ЭICOНОмичесlCOГО уровня основных фондов (особенно устаревших заводов Урала).
Предприятия черной металлургии находятся в сложном финансовом положении, что в значительной степени определяется опережающим ростом цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на железнодорожные перевозки, а также недостатlCOМ обо
ротных средств, усугубляющимся взаимными неплатежами предприятий за отгруженную продукцию.
Получаемой массы прибыли явно недостаточно для финансирования инвестиционных программ, необходимых для поддержания и повышения техничесlCOГО и технологического уровня про изводства и продукции, содержания социальной сферы, так как значительное ICOличество металлургических предприятий являетсяградообразующими.
Основной задачей реструктуризации черной металлургии ЯВляется снижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспечивающей ее ICOнкурентоспособность как на внутреннем, так и навнешнем рынках. В процессе ее осуществления необходимо:
· определить оптимальный уровень мощностей предприятий, необходимых для обеспечения потребности внутреннего рынка и экспорта металлопродукции, с выводом излишних и устаревших мощностей;
· осуществить специализацию предприятий черной металлур
187
'111 ,
I11
гии с учетом потребностей регионов в металлопродукции, макси
мальное СНижение транспортных расходов, связанных с перевоз
кой сырья и ГОТовой продукции;
· поддержать рудно-сырьевой потенциал отрасли, обеспечи
вающий максимальную экономическую независимость развития
металлургии от внешних поставщиков;
· провести реконструкцию предприятий, направленную на
снижение издержек ПРОИЗводства и ПОВышение ее качественных
характеристик;
· диверсифицировать предприятия с учетом градообразующе_
го ПОложения подавляющего числа предприятий черной металлур
гии при сохранении рабочих мест с организацией производства
ВЫсококачественных товаров народного потребления (холодильни
ков, телевизоров, видеомагнитофонов, мебели, обуви и т.д.), стро
ительных материалов из вскрышных пород И отходов производ
ства (кирпич, щебень, мел, цемент, СТРоительный фаянс и т.д.).
В черной металлургии остро стоит вопрос привлечения инвес
ТИций. для обеспечения инвестиционных проектов в реструктури_
зации необходимы:
· передача объектов соцкультбыта от предприятий в ведение
местных органов власти, что ПОЗВолит направить на инвестиции
освободившиеся среДСТва предприятий;
· создание финансово-промышленных групп для решения
крупномасштабных задач реСТРуктуризации;
· подГОТовка предложений о запрещении использования амор
тизационных ОТЧислений на другие НУЖДы, кроме капитального
строительства;
· привлечение Иностранных и отечественных инвесторов под
гарантии предприятий, регионов, а также Правительства Российс
кой Федерации.
ТеХНологическое обновление предприятнй черной металлургии
в первую очередь должно быть направлено на Сиижение издержек
ПРОИЗВодства и улучшение качества ПРОДУкции, что предполагает:
· расширение ИСПОЛЬзования пылеугольного топлива в домен
IJOM процесс е;
188
. ускоренный вывод мартеновских печей с заменой их на кислородно-конвертерный и электросталеплавильный способ про из
водства стали;
. развитие внепечных способов рафинирования стали;
. внедрение совмещенных процессов выплавки и про катки
стали;
. установка агрегатов по прямому восстановлению железа. По экспертным оценкам, средний проектный срок окупаемос
ти инвестиций за счет поэтапного ввода мощностей, передачиобъектов социальной сферы местным органам власти и исключения затрат на их строительство и содержание инфраструктуры в
2000-2005 годах составит:
. по горнорудным предприятиям - 6-8 лет;
. по предприятиям черной металлургии - 5-6 лет. Прогнозируемый объем экспорта продукции предприятий чер
ной метШlЛургuи в 200 J году - 6,6 млрд дОJUlаров США.
В 2000-2001 годах по-прежнему будет преобладать экспорт
готового проката и полуфабрикатов черных металлов.
По прогнозу на 2005 ГОД, основной рост потребления металлопродукции из черных металлов ожидается в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Китае, часть спроса которых будет удовлетворена за счет прироста производства в Японии, Южной Корее, Китае и Индии.
Следует отметить, что при исключении изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры, а также сохранении существующих тенденций развития экономики страны в металлургии:
. про изойдут структурные изменения, направленные на вывод из эксплуатации нерентабельных горнорудных предприятий, а также неэффективных производственных мощностей (мартеновскоепроизводство, доменные печи малого объема, ряд устаревших неэффективных станов);
. будут созданы и получат развитие финансово-промышленные группы, деятельность которых будет направлена на обеспечение потребности металлургии в инвестициях, а также объединяю
189
щие предприятия, связанные технологическими процессами и за
интересованные в развитии определенных видов металлопродук
ции, возрастет удельный вес экономически эффективных техноло
гических процессов - ПРОИЗводство кислородно-конвертерной ста
ли, электростали, непрерывной разливки стали;
· в доменном процессе получит дальнейшее развитие техно
логия вдуваиия угольной пьти;
· до 2005 года будут конкурентоспособны такие виды продук
ции, как холодно катаный лист, сортовой про кат КОНСТРУКЦИОННых
марок сталн, жаропрочные сплавы;
· удельный вес ПРОДУКЦИИ черной металлургии, получаемой с
применением современных технологий, к 2005 году должен соста
вить около 60%.
3.1.2. Цветная металлургия
В отрасль входит 145 предприятий, добывающих и непосред
ственно производищих металлопродукцию, а также 800 предприя
тий, производищих золотую, алмазную и ювелирную продукцию.
Предприятия цветной металлургии в настоящее время нахо
дятся в Сложном финансовом положении, что в значительной сте
пени определяется опережающим ростом цен на топливно-энерге_
тические ресурсы и тарифов на железнодорожные перевозки, а
также недостатком оборотных средств, усугубляющимся взаимны
ми неплатежами предприятий за отгруженную ПРОдукцию.
Получаемой прибыли явно недостаточно для финансирования
инвестиционных про грамм, необходимых для Поддержания и повышения технического и технологического уровия ПРОИЗВОдства и
продукции, а также для содержания Социальной сферы, так как
значительное количество металлургических предприятий являют
ся градообразующими.
Основной задачей реСТРУlC1}'pизации цветной металлургии яв
ляется СНижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспе
чивающей ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на
внешнем рынках. В процессе ее осуществления необходимо:
190
. определение оптимального уровня мощностей предприяmй, необходимых для обеспечения потребиости внутреннего рыика и экспорта металлопродукции с 8LIВОДОМ излишних И устаревших
мощиостей;
. специализация предприятий цветной металлурmи с учетом ПО1'ребностей регионов в металлопродукции, максимального снижеНИЯ транспоprных расходов по перевозке сырья и готовой про
дукции исходи из углубленного изучения современных потребнос
тей как на внутреннем, так и на внешнем рынках:
. поддержание рудно-сырьевого потенциала отрасли, обеспечивающего максимальную экономическую независимость развития металлургии от внешних поставщиков;
. реконструкция предприятий, направленная на снижение издержек производства и повышение ее качественных характеристик;
. диверсификация предприятий в направлении сохранения рабочих мест с организацией производства высококачественных товаров народного потребления (телевизоры, мебель, посуда, столовые приборы и т.д.), строительных материалов из вскрышных пород И отходов производства (кирпич, щебень, мел, цемент и т.д.).
В цветной металлургии крайне остро стоит вопрос привлечения инвестиций. дли обеспечения инвестиционных проектов необходимы:
. передача объектов соцкультбыта от предприятий в ведение меС!ных органов власти, что позволит направить на инвестиции освободившиеся средства предприятий;
. создание Финансово-промышленных групп для решения
крупномасштабных задач реструктуризации;
. подготовка предложений о запрещении использования аморmзационных отчислений на другие нужды, кроме капитальногостроительства;
. привлечение иностранных и отечественных инвесторов под гаранmи предприятий, регионов, а также Правительства Российской Федерации;
. осуществление реструктуризации товарной продукции пред
191
приятий цветной металлургии, перерабатывающих первичные ме
таллы (алюминий, медь, титан, никель, магний и др.), направлен
ной на обеспечение внутренних потребностей страны и конкурен
тоспособности продукции ПОвышенной товарной готовности на
внешнем рынке.
Технологическое обновление предприятий цветной металлур
гии в первую очередь должно быть направлено на расширение вне
дрения ресурсосберегающих технологий, снижение издержек про
изводства и улучшение качества продукции.
Основными задачами в области технологического обновления
ЯВЛяются:
· использование автогенных процессов выплавки меди, свин
ца и никеля:
· внедрение совмещенных процессов выплавки и прокатки
сплавов цветных металлов;
· установка агрегатов по прямому восстановлению меди и мед
ных сплавов;
· реконструкция алюминиевых заводов по электролизу на обо
жженных электродах.
По экспертным оценкам средний проектный срок окупаемос
ти инвестиций за счет поэтапного ввода мощностей, передачи
объектов Социальной сферы местным органам власти и Исключе
ния затрат на их строительство и содержание инфраструктуры
в 2000-2005 годах составит:
· по горнорудным предприятиям - 6-8 лет;
· по предприятиям цветной металлургии - 4-5 лет.
Объем экспорта продукции цветной металлургии (без золота,
алмазов, платиноидов и редкоземельных металлов) прогнозирует
ся в 2000 году в размере 4,9 млрд долларов СШл.
При исключении изменений внутриполитической ситуации,
мировой экономической конъюнктуры, а также сохранении суще
СТВующих тенденций развития экономики страны в цветной ме
таллургии:
· про изойдут СТРуктурные изменения, направленные на вывод
192
из эксплуатации нерентабельных горнорудных предприятий, а также вывод неэффективных производственных мощностей;
. будут созданы и получат развитие финансово-промышленные группы, деятельность которых будет направлена на обеспечение потребности металлургии в инвестициях, а также объединяющие предприятия, связанные технологическими процессами и заинтересованные в развитии определенных видов металлопродукции, возрастет удельный вес экономически эффективных технологических процессов;
. будут продолжать пользоваться спросом на внешнем рынке такие виды продукции цветной металлургии, как алюминий, никель, медная и алюминиевая фольга, медь, металлы редкоземельной и платиновой групп;
. удельный вес металлургической продукции, получаемой с применением современных технологических процессов к 2005 году должен составить около 60%.
3.2. Потенциал химического комплекса
Химический комплекс является многоотраслевым. Его предприятия производят десятки тысяч видов продукции различногоназначения. В комплексе по состоянию на начало 2000 года функционировало 633 крупных и средних промышленных предприятияи 110 научных и проектно-конструкторских организаций, опытныхи экспериментальных заводов (по кругу предприятий, входившихв состав бывшего Роскомхимнефтепрома) с общей численностьюработающих 972 тыс. человек, в том числе промышленно-производственного персонала - 967,9 тыс. человек.
В химическом комплексе создан значительный производственный потенциал. Стоимость основных промышленно-производственных фондов составляет 353 млрд рублей. При этом 65% оборудования является морально и физически устаревшим, более 60% химических производств эксплуатируется более 25 лет, износ оборудования достиг 77%. Использование производственных мощно
193
III~
стей остается на низком уровне - 15-50% из-за снижения спроса и
низкой конкурентоспособности продукции.
Наряду с проблемами общего хараю'ера (резкий спад про из
водства, продолжающийся кризис неплатежей, тяжелое финансо
вое положение большинства предприятий), в отрасли сохраияют
ся проблемы, связанные с высоким износом основных производ
ственных фондов, низким уровнем их обновления, недостаточным
внедрением передовых технологий, сложиой экологической обста
новкой, ростом социальной напряженности в областях сосредото
чения химических предприятий, подверженных депрессии. Требу
ется решение вопросов сохранения высококвалифицированных
кадров рабочих и инженерно-технических работников предприя
тий, работников научных организаций; функционировання градо
образующих химических предприятий.
Основной целью реструктуризации химического комплекса
является повышение эффективности работы предприятий на основе создания конкурентной среды, внедрения ресурсосберегающихи экологически чистых технологий и активизации процессов инве
стирования в высокоэффективные ПРОизводства.
В рамках поставленной цели намечаетСJl осуществление сле
дующих мер:
· увеличение выпуска для внутреннего и внешнего рынков
химической продукции;
· расширение ассортимента и улучшение потребительских
свойств социальноориентированной химнческой продукции;
· развитие импортозамещающнх производств;
· формирование экспортного потенциала химического комп
лекса;
· инвестирование перспективных технологий и получение новых материалов для развития прогрессивных направлений в экономике;
· проведение научно-исследовательских и экспериментадьных работ по приоритетным направлениям;
· выработка и реализация мер по социальной защите высво
бождаемых работников в связи с реструктуризацией предприятий;
. повышение уровия профессионального обучения, селективиая поддержка химических предприятий, определяющих ситуацию
иа рынке труда конкретных регионов.
Основные усилия предполагается направить на:
. поддержание структурообразующих базовых производств
химического комплекса за счет их модернизации, реконструкции и технического перевооружения;
. сокращение числа неэффективных производств, перепро
филирование предприятий на выпуск продукции, пользующейся
спросом;
. дальнейшее развитие сырьевой базы для химических про из
водств (фосфориты, калийные соли, известНJlК, титановые руды, бишофит и др);
. завершение строительства объектов и осуществление ввода тех из них, которые имеют важное значение для насыщеиия рынка необходимой конкурентоспособной продукцией (полиэфирный комплекс, поликарбонаты, мембранный каустнк, озонобезопасные хладоны, поверхностно-активные вещества и др.);
. перепрофилирование объектов или продажу морально уста
ревшего оборудования из-за длительных сроков строительства.
Инвестиционное обеспечение реструктурнзации комплекса
должно осуществляться на основе:
. максималЬного использования собственных средств предприятий и широкого привnечения отечественных и иностранных инBe~pOB;
. селективной государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий химического комплекса для решения проблем федерального значения (соэдание мощностей по пронзводству озонобезопасных хпадонов и сырья для них, полиэфирныхи аНИДНЫХ волокон и полупродуктов для них, медицинских препарaroв и сырья для них и др.);
. государственной поддержки ограниченного числа предприятий и крупных мощностей для выпуска важнейшей продукции
(АО "Комититан" , новые припортовые сооружения для перегрузкихимической продукции);
195
194
11: 1;' 111 1 1 11111 I :;11' . 111 / . Illi 1111 . //1 . 1 . 111 / . 1 1 11I I ,,111 I ,1/111 /1 / 1 ,'JlII 11 111 11 ~ 1I11 iI 11 11 11 " 11 . 1 11 '1 11111111111111 · использования средств бюджетов субьектов Российской Фе дерации для развития Мощностей по выпуску продукции для ме стных Нужд и развития производственной инфраструктуры пред приятий; · ПОвышения роли субьектов Российской Федерации с учетом имеющегося накопленного Опыта по реструктуризации промыш ленности, создания новых высокоэффективных ПРОИЗводств и при влечения отечественных и иностранных инвесторов; · заключения региональных Соглашений с иностранными и отечественными банками по проектному финансированию, компенсационным сделкам, взаимным поставкам продукции и использо вания для этих целей региональных ресурсов и предоставления гарантий администрации регионов; · использования в большей степени потенциала государств _ участников СНГ дЛЯ расширения кооперативных связей и взаимо ВЫгодных поставок сырья, полуфабрикатов и ГОтовой продукции. Предоставление благоприятных УСловий на рынках государств _ участников СНГ, например, ОТмена налога на добавленную сто имость при поставке ПРодукции в эти страны, как это имеет место при экспорте продукции в страны дальнего зарубежья; · совершенствования УСЛОвий приватизации предприятий, имея в виду оценку обьекта, соответствующую реальной рыноч ной стоимости и с учетом его ликвидности; · расширения привлечения средств населения для реализа ции высокоэффективных проектов путем выпуска облигационных займов. К основным, подлежащим реализации направлениям реструк туризации отраслей и подотраслей химического комплекса и ин ституциональным преобразованиям относятся следующие: · совершенствование системы управления предприятиями с государственной долей акций путем передачи их в доверительное управление на конкурсной основе негосударственным юридичес ким лицам с целью ПОВышения эффективности ПРоизводства за счет ЭКОномической заинтересованности в увеличении собственной при были; . расширение системы страховых компаний по страхованию риска при финансировании отрасли отечественными и иностранными инвесторами; . расширение лизинговой деятельности, создание лизинговых компаний, действующих в химической отрасли; . структурное преобразование предприятий с учетом территориального фактора - удаленности от сырьевых источников, потребителей, эффективности экспорта. Переориентация деятельностиэтих предприятий на региональный рынок, выпуск наукоемкойпродукции, продукции высоких технологий с низкими удельнымиэнергетическими, топливными и транспортными затратами, позволяющими конкурировать на внутреннем и внешнем рынках в условиях невыгодного географического положения; . диверсификация производства этих предприятий на выпуск нетрадиционной продукции, в том числе изготовляемой в смежных отраслях, но дефицитной на местных рынках, содейс~вие созданию конкурентной среды, в том числе за счет диверсификациипроизводства; . развитие вертикально интегрированных предприятий с технологическим циклом от добычи и переработки сырья до выпускаготовой продукции, позволяющим комплексно, с высокой степенью п~реработки, использовать региональные ресурсы и, как следствие, повышать эффективность своей работы. 3.3. Потенциал машиностроительного комплекса Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка иоборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, обьединяющих 1547 предприятий и организаций, на которых занято 1908 тысяч человек (таблица З). Предприятия машиностроительного комплекса размещены в субьектах Российской Федерации. Более 80% продукции отрасли 197 196
111:" иll!I!!!III1111 |
|
|
|
|
| Таблица 3 |
f | Подотрасли |
| Количество пред-I | Число занятых | ||
|
| маШИНОСТРоительного комплекса |
| ПРИJlТИЙ (единнц) |
| (тыс. человек) |
|
| Автомобильная ПРОмышленность |
| 244 | f | 765 |
|
| Тяжелое, энергетическое и транс- |
|
|
|
|
|
| портное машиностроение | , | 144 | , | .264 |
|
| Химическое и нефтяное |
|
|
|
|
|
| машиностроение | , | 128 | f | 102 |
|
| Строительно-дорожное и комму- |
|
|
|
|
|
| нальное маШИНостроение | I | 84 | f | 72 |
|
| Электporeхническая ПРомwшлен- |
|
|
|
|
|
| ность и приборостроение | 515 | f | 346 | |
|
| Станкостроительная и Инструмен- |
|
|
|
|
|
| тальная ПРОМышленность | , | 259 | f | 134 |
| .С w |
|
|
|
| |
|
| ельскохозяиственное и трактор- |
|
|
|
|
|
| ное машИНостроение | i | 173 | f | 225 |
|
| ИТОГО: | 1547 | I | 1908 |
производится В 4 экономических районах (Центральном, Волго
Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском райо
не ПРОИЗводится более 30% Продукции всего КОМnлеI<Cа.
Непрекращающийся спад ПРоизводства привел к тому, что об
щий объем продажи машиностроительной прОдукции сократился
в 2000 году на 49% по сравнению с 1991 годом. Наибольшее сни
жение ПРоизошло в производстве сеЛЬскохозяйственной и строи
тельно-дорожной техники, тепло- и электровозов, металлорежу
щих cTaHICOB, кузнечно-прессовых машин.
Одной из важнейших пробле... J(OмnлеI<Cа JlвляетСJl неКОнкурен
тоспособность Многих видов машин н оборудования не толысо на
внешнем, но и на внутреннем рЫНках. Большинство машиностро
ительных изделий отечественного производства уступaюr зарубеж
ным аналогам по качеству и покупаются только Из-за их относи
тельной дешевизны.
Другой важной проблемой, влияющей на объем продажи машиностроительной продукции, является возможность зарубежныхпоставщиков поставлять оборудование в кредит с рассрочI<OЙ платежеЙ на 5-1 О лет, в то время как отечественные производителитакоЙ возможности не имеют.
К числу важных проблем следует отнести также прииявшую широкий размах систему бартерных операций или безналичных взаиморасчетов, удельный вес которых в общем объеме средств, полученных от реализацин товаров, по отдельным предприятиям достигает 80%, что крайне отрицательно влияет на систему финансовЫХ операций по выплате заработной. платы, налогов в бюджет, а также по формированию средств для инвестиций.
В связи с падением спроса на продукцию машиностроеНИJl в отрасли образовалСJl излишек невостребованного основного капитала (оборудование, здания), находящегося на балансе предприятий и вызывающего рост издержек производства. Одновременнопроисходит старение и износ ЭТИХ фондов, что увеличивает технологическую отсталость производства.
Продолжают развиваться опасные тенденции разрушения научно-техничесI<OГО потенциала машиностроительного I<Oмплекса. Большинство отраслевых НИИ и КБ находятся в крайне тяжелом положении. В научных организациях практически отсутствуют долгосрочные инвестиции и оборотные средства. Приходит в упадок опытно-экспериментальная база. Происходит качественноеухудшение кадров научных организаций за счет оттока ученых испециалистов в другие сферы деятельности и за рубеж.
Реструктуризация машиностроения может осуществляться толы<о вместе с ростом инвестиционной активности в стране и с подъемом всех отраслей - потребителей продукции машиностроеНИJf. Она предусматривает достижение следующих целей:
. преодоление ctpyktypho-технологичесI<OЙ несбалансирован
ности отрасли;
. повышение технологичесI<OГО уровия производства и техничесI<OГО уровня машин и оборудования и на этой основе I<OHкypeHтоспособности продукции отечественного машиностроения, рас
198
199
;:11
111
1,1
ширение ее экспортного потенциала на основе производства нау
коемких видов техники;
· модернизация значительной части производственных мощ
ностей, обеспечивающих их соответствие новым требованиям ин
вестиционных отраслей и потребительского рынка;
· восстановление научно-технического потенциала машиностроения и ИСпользование его для развития отрасли;
· обеспечение финансовой устойчивости предприятий и объе
динений машиностроения.
Направлениями реструктуризации машиностроительного ком
плекса для достижения этих целей будут оставаться:
· реформирование и реСТруктуризация предприятий с высо
кой степенью монополизации производства продукции;
· развитие дилерской и товаропроводящей сети, способству
ющей снижению издержек производства;
· развитие новых технологий, в первую очередь энерго- и ре
сурсосберегающих, способствующих наращиванию производства
конкурентоспособной продукции;
· сертификация машинно-технической продукции, в первую
очередь международная сертификация;
· увеличение (не менее, чем в 4-5 раз) темпов обновления
и вывода основных фондов, прежде всего невостребованных рын
ком машин и оборудования.
В этих целях должны быть проведены соответствующие изме
нения в важнейших подотраслях машиностроительного комплекса.
В автомобильной пРОмышленности:
· снижение издержек за счет совершенствования управления
с развитием сетей и методов сбыта и послепродажного техничес
кого обслуживания и организации новых сборочных производств;
· увеличение выпуска микроавтобусов и грузовых автомоби
лей за счет расширения различных модификаций малотоннажныхгрузовиков и создания производства магистральных автопоездов;
· создание и развитие производства современных и экологич
ных бензиновых и дизельных двигателей для малотоннажных гру_
зовиков, легковых автомобилей и магистральных автопоездов;
. создание и производство легковых автомобилей особо малого класса, увеличение выпуска автобусов и троллейбусов для виутригородских, пригородных И междугородных перевозок.
В станкостроительной и инструментальной промышленности:
. совершенствование производственной структуры подотрасли с перепрофилированием заводов на выпуск эффективных видовстанкоВ и компонентов при сокращении общего числа предприя
тий и возрастании доли средних и малых предприятий; .
. создание и развитие производства конкурентоспособного, высокоточного и автоматизированного станочного и кузнечно-прессового оборудования и инструментов. Прогнозируется увеличениедоли производства этого оборудования с 5% в 1995 году до 18% в 2005 году;
. развитие рынка металлообрабатывающего оборудования путем расширения комплектных поставок оборудования "под ключ" с последующим сервисным обслуживанием.
В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении:
. переход от крупносерийного производства техники к мелко
серийному в соответствии с поступающими заказами;
. расширение и углубление диверсификации предприятий;
. возрастание роли регионального фактора в проиэводстве не
сложной сельскохозяйственной техники.
В электротехнической промышленности и приборостроении:
_. переход на выпуск энергоресурсосберегающего оборудования и приборов (преобразовательные устройства, источники света, регулируемые электроприводы, приборы контроля и учета);
. модернизация часовой промышленности и ее адаптация к требованиям мирового рынка, в том числе с привлечением иностранного капитала и возрастанием экспорта часов нового поколения.
В энергетическом, нефтяном и транспортном машиностро
ении:
. создание совместных с иностранными партнерами предпри
ятий, консорциумов, групп, способствующих производству и сбы
200
201
1 . 11 111 111 111 1111 / llt: ,1" 1;,: 11 ту на внешнем рынке высокотехнологичной продукции для энергетики; · использование конверсионных авиационных и газотурбинных двигателей для организации выпуска модульных BыcokOТeMпературных газотурбинных энергетических установок; · развитие производства вагонов электропоездов, метро и пас сажирского подвижного состава нового поколения; · создание высокотехнологичных установок машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики. Промышленная политика в области машиностроеНИJl предусматривает проведение комплекса мер, в том числе с государствеиной поддержкой, осуществляемых в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции, формирования его современной структуры. Решение этих задач возможно при реализации следующих условий: · повышение емкости внутреннего рынка на машины и оборудование, в том числе за счет развития лизинговых операций, и соответствующее увеличение платежеспособного спроса на них встране; · создание в относительно короткие сроки конкурентоспособных изделий для мирового и внутреннего рынIЮВ подотраслями, обладающими большим научно-техническим потенциалом. Этому будет способствовать: · формирование институциональных и законодательных усло вий для развития позитивных структурных изменений; · реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения посильного налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе инвестирования З8 счет собственных и заемных средств; · меры внешнеэкономической поддержки, включая методы тарифиого и нетарифного регулирования в рамках правил Всемир ной торговой организации; · содействие привлечению частиых и иностранных инвести ций, прежде всего посредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение инвестиционныхрисков и повышение доверия со стороны инвесторов; . прямые государственные инвестиции и иные вложения в тех случаях, когда важные для страны проекты временно непривлекательНЫ для частного капитала; . создание преференциального режима приобретения потре бителями отечественной продукции, аналогичной импортируемой. Эrи меры будут осуществляться гибко и дифференцированно, с учетом возможностей государства, специфики подотраслей и регионов, а также изменений рыночной конъюнктуры. В настоящее время в машиностроении сформировались группы подотраслей и производcrв, отличающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Так, предприятия энергетического машиностроения, электротехнической промышленноcrи и прибороcrpoения по производствутяжелых станков и прессов обладают большим научно-техническим потенциалом и либо уже имеют конкурентоспособные изделия, либо способны в относительно короткие сроки создать их. Orечественное энергетическое и высоковольтное электротехническое оборудование по техническим показателям (ресурсы, надежНость, единичная мощность, КПД) и уровню цен конкурентоспособно на внешнем рынке. ДЩI объединений и предприятий этойгруппы в переходный период потребуются прямые государственные инвестиции и субсидии. Эrи меры должны дополияться созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса(государственная поддержка при организации сбыта продукции навнеwних рыиках, предоставлеиие государственных гарантий, а вряде случаев - связанных международных кредитов для поставкиотечествениой высокотехнологичной продукции). К отраслям и производствам другой группы предприятий машиностроения следует отнести продукцию автомобильной промышленности, транспортного (в части подвижного состава новогопоколения для пассажирских перевозок), строительно-дорожногои сельскохозяйcrвенного машиностроения, где будут применены 202 203
1111
111
111 111 111
меры, напраменные, в первую очередь, на стимулирование виутреннего и внешнего спроса на их продукцию.
Основные методы промышленной политики для этих подотрас
лей - защитные импортные тарифы в пределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые в течениевремени, необходимого для достижения приемлемых стандартовкачества и уровня издержек, а также общепризнанные методы нетарифного регулирования.
В этих отраслях не предусматривается применение методов
прямой государственной поддержки, кроме чрезвычайных случа
ев и отдельных высокоэффективных проектов или проектов, напраменных на решение социальных проблем.
В частности, политика в сфере автомобилестроения будет стро_
иться на поддержке освоения или сборки новых моделей автомо
билей (отечественных, иностранных и совместных фирм), позво
ляющих улучшить структуру автопарка России. При этом поддер
жка будет жестко обусломена институциональными преобразова
ниями автозаводов и их дилерских сетей, обеспечивающих повышение качества упрамения, уровня выпускаемой продукции, сни
жение издержек, стабилизацию и снижение цен, диверсификациюпроизводства.
3.4. Потенциал лесопромыwлениого комплекса
Лесопромышленный комплекс включает в себя лесозаготовительное, деревообрабатывающее, целлюлозно-бумажное и лесохимическое производства. Доля продукции,произведенной комплексом, составила 3,6% обьема промышленной продукции по России.
В состав комплекса входят предприятия по заготовке и транс
портировке древесины, проиэводству пиломатериалов, фанеры, шпал, древесных плит, мебели, деревянных домов, целлюлознобумажных товаров и другой продукции.
Лесопромышленный комплекс, базирующийся на использовании крупных возобномяемых лесосырьевых ресурсов (четверть
204
мировых запасов древесины сосредоточена в России), относится к
ориентированныIM на экспорт отраслям. Доля конкурентоспособ
ной продукции, реализуемой на внешнем рынке, составляет около50% от общего объема выпуска всей продукции.
В связи с большим риском вложения капиталов в лесной сектор иностранные инвестиции крайне ограничены. Собственные жеисточники финансирования предприятий комплекса также ограничеНЫ и используются, в первую очередь, на выживание предприятий и поддержание социальной сферы. Инвестирование за счет
централизованных капитальных можений в 1996 году осуществляли 4 предприятия, в том числе!! лесозаготовительной подотрас
ли - 2 предприятия, в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной подотраслях - по 1 предприятию.
В отношении 8 видов продукции (мебель, спички, фанера, ДСП,
пергамент, обои, бумага для упаковки пищевых продуктов, фильт
ровальный картон) ведется сертификация по показателям безопас
ности. Доля этой продукции в общем объеме ее производства со
стамяет 25%, в т.ч. мебель - 13%, фанера - 4%, ДСП - 2,5%.
Добровольная сертификация лесобумажной продукции по по
требительским характеристикам ведется в ограниченных dбъемахи, главным образом, при экспортных поставках.
Основными целями реструктуризации лесопромышлеННОI'О
комплекса являются:
. создание высокотехнологических производств, обеспеЧИ8i1ющих выпуск конкурентоспособной продукции и самофинансирование в перспективе;
. обеспечение социальной защищенности работников отрас
ли и высвобождаемых трудящихея;
. социально-экономическое, экологическое оздоровление в
районах расположения предприятий.
Реструктуризация лесопромышленного комплекса про водит
ся на основе развития отношений социального партнерства и взаимодействия всех 'Заинтересованных предприятий и коммерческихструктур отрасли разной формы собственности, органов управления на федеральном и региональном уровнях.
205
111 111 1111 11 111 11 111' /11 I!i 111 1 111111:: 11 1 11 11 I I11 111 '1 Основными видами лесопродукции, поступающей на товарные рынки, являются: деловая древесина, пиломатериалы, древесные плиты, фаиера, товарная целлюлоза, бумага, картон и мебель. Реструктуризация ПРОИЗводства с учетом размещения лесосы рьевых ресурсов, сложнвшейся лесопромышленной инфраструк туры, транспортной составляющей и рынков потребления лесобу ыажной продукции в территориальном аспекте будет ориентиро вана в разрезе экономических районов: · по заготовке деловой древесины - в Северном, Уральском, Центральном и Волго-Вятском экономических районах (доля ко торой составляет 50-60% общего объема производства в России), а также в Восточно-Сибирском и Дальневосточном экономических районах, поставляющих деловую древесину на целлюлозно-бумаж ные предприятия страны и на экспорт; · по производству пиломатериалов - в Восточно-Сибирском, Северном, Уральском и Западно-Сибирском экономических райо нах (70% общего объема производства); · по производству фанеры - в Северном, Северо-Западном и Уральском экономических районах (50% общего объема произ водства); · по производству товарной целлюлозы - в Восточно-Сибирс ком, Северном и Дальневосточном экономических районах и Ка лининградской области (90-95% общего объема производства); · по производству бумаги - в Северном, Волго-Вятском, Ураль ском, Северо-Западном экономических районах (80% общего объе ма производства); · по производству картона - в Северном, Восточно-Сибирс ком, Центральном и Северо-Западном экономических районах (80% общего объема производства). В процессе реструктуризации лесопромышленного комплекса будет высвобождено 50-55 тыс. работников, в том числе 20-25 Тыс. человек в связи с реорганизацией и ликвидацией предприятий, це хов и других структур. Социальная защита высвобождаемых работников будет решать t:JI путем создания новых бездотационных рабочих мест и установ ления необходимых социальных гарантий, пособий, компенсацийи льгот. Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест в населенных пунктах и лесных поселках, где прекращена деятельность лесопромышленных предприятий, составляющихоснову их экономики и являющихся градообразующими. Потребуется совершенствовать систему профессионального обучения в целях переподготовки специалистов и рабочих, высвобождаемых в процессе реструктуризации. Основными источниками инвестиций реструктуризации будут служить амортизационные отчисления, прибыль предприятий, средства, получаемые на инвестиционных торгах от российских и зарубежных инвесторов. Стратегия технологического обновления будет сосредоточена: . в лесозаготовительном производстве - на внедрении машин для сортиментной заготовки древесины, комплексных линий с автоматизированной системой учета древесины, мобильных лебедочных установок; . в лесопильно-деревообрабатывающем производстве - на использовании агрегатных линий на базе ленточнопильных и фрезернопильных станков, передвижных лесопильных установок, оборудования для оцилиндровки бревен, склеивания и обработки щитовых и погонажных изделий из массивной древесины; . в целлюлозно-бумажном производстве - на применении новых технологий варки и отбелки целлюлозы, "холодной" выгрузкимассы, применении кислородсодержащих реагентов для отбелкицеллюлозы, выпуске новых видов бумаги и изделий медицинскогои санитарно-гигиенического назначения, бумаги для мебельнойпромышленности и фильтроматериалов для очистки топлива, воздуха и масла в двигателях внутреннего сгорания, а также технических видов бумаги с использованием синтетических волокон. Лесное машиностроение является составной частью лесопромышленного комплекса и обеспечивает производство специализированной техники и оборудования для лесозаготовительных предприятий. 206 207
В период реСТРуктуризации предстоит организовать на заво
дах лесного машиностроения и на конверсионных предприятиях
сеРИЙное ПРоизводство комплексов многооперационных машин,
применяемых на заготовке, сортировке и вывозке древесины, не
уступающих по технико-экономическим параметрам зарубежным
аналогам и обеспечивающих внедрение экологически безопасных
технологий.
В качестве основного ИСТОЧника финансирования лесного ма
шиностроения потребуется разВитие лизинга, Привлечение внебюд
жетных средств.
Стратегия завоевания ВНутреннего рынка базируется на подъе
ме жизненного УРОвня населения, расширении ассортимента, по
Вышении качеСтва и Снижении себестоимости ВЫПускаемой про
дукции, защите отечественных товаРОПРОИзводителей.
Стратегня завоевания внешнего рынка будет направлена на
увеличение объемов ПРОИЗВОдства ПРОДУКЦИИ глубокой переработ
ки древесины и государственное регулирование (ограничение) )к
спорта сырья, введение сертификации на лесобумажные товары,
расширение экспорта в государства - участники СНГ, Китай, ЯпоНИю, КНДР, Корею и аКТИВное ПРОНИКновение на рынки других
стран, а также на Создание совместных предприятий и междуна
родных объединений, СОТРУДничество на компенсационной осно
ве, использование кредитных соглашений, лицензионной торгов
ли и меЖдународного Лизинга.
Для реализации про граммы реСтруктуризации лесопромыш_
ленного КОМплекса необходимо, в первую очередь, ускорить при
НЯПlе Лесного кодеКса Российской Федерации. Это позволит лесо
пользователям (арендаторам) и органам управления лесным хозяй
ством (арендодателям) шире внедрять РЫНочные ОТношения при
заГОТовке древесины, восстановлении вырубаемых площадей и
охране лесов от пожаров и создать законодательную базу, гаранти
рующую благоприятные УСЛовия для вложения капиталов в лес
ной ~eктop ЭКономики.
Требуется также введение ренты за Пользование лесными ре
208
сурсами и ускорение принятия Государственной Думой закона по организации свободных экономических зон, что позволит создать финансово-экономические условия для инвестирования средств R реструктуризацию лесопромышленного комплекса.
Институциональные преобразования будут осуществляться по
следующим направлениям:
· создание хозяйствующих субъектов на базе лесопромышленных холдинговых компаний, крупных акционерных обществ с участием финансовых институтов с восстановлением технологичес
ких, кооперированных связей, включающих производства всей технологической цепочки лесопромышленного комплекса (от лесозаготовок до выпуска продукции глубокой переработки) на основеслияния собственности (капиталов) и направленных на концентрацию финансовых, инвестиционных, сбытовых потоков;
· ликвидация убыточных, неперспективных предприятий; · перепрофилирование низкорентабельных социально значи
мых предприятий и производств;
· реконструкция действующих и создание новых конкурентоспособных предприятий глубокой переработки древесного сырья, преимущественно лиственной (низкосортной) древесины;
· организацня системы малых предприятий в европейской части России по выпуску товаров народного потребления из древесного сырья;
· создание комплексов по преимущественно глубокой перера
ботке древесного сырья, исключающих поставки древесины в круг
лом Виде, в Западной и Восточной Сибири, а также ценных ПОРОД
древесины на Дальнем Востоке и Северном Кавказе;
· передача социально-коммунальных объектов, находящихся на балансе лесопромышленных предприятий, в муниципальную собственность.
209
4. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПОТЕНЦИАЛА И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В ходе экономических реформ в реЗультате воздействия мно
жества внутренних и внешних факторов (включая приватизацион_
ные процессы, либерализацию цен, открытие внутреннего рынка
для международной конкуренции, формирование механизмов ре
ГУЛИрования естественных монополий, применение процедур бан
кротства и санации убытчныыx предприятий, развитие частного
финансового сектора) происходит существенное изменение струк
туры товарных рынков, характера и уровня монополизации рос
Сийской экономики.
Развитие конкуренции на отдельных товарных РЫнках (рын
ки большинства потребительских товаров, рынки торговых, бы
товых, медицинских, строительных услуг, услуг связи, автомо
бильного транспорта и др.) свидетельствует о снижении уровня
монополнзации, а также о смене стратегии поведения хозяйству
ющих субъектов.
Такая предПосылка монопольного поведения субъектов рын
Ка, как высокий уровень концентрации промышленности, все мень
ше Используется в качестве рычага давления на конкурента. Наличие достаточно крупных предприятий и развитие процессов эко
НОмической концентрации, как показывает практика, еще не озна
чает обязагельного злоупотребления доминирующим положением
на рынке, а в определенной степени отражает неравномерность
разВития в ходе СТРУктурной перестройки, тенденции возрожде
НИJl экономической активности вокруг отдельных точек роста. Кро
ме Того, в УСЛОвиях сохранения ограничений спроса и недостаточ
ности ресурсов для разВития производства монополистическая де
ятельность со стороны крупных предприятий не всегда ВОЗможна.
Вместе с тем ДОСтижение программных целей ЭКономическо
го развития и переход к стадии экономического роста могут быть
эффективными только при наличии Полноценной конкурентной
среды, СQ.здающей предпосылки для рационального размещения
210
ресурсов, оптимального использования производственных мощностей, перелива капиталов, развития деловой активности.
В этой связи необходимо обеспечить снижение уровня монополизации экономики и развитие конкурентной среды путем ограничения и устранения барьеров для входа новых хозяйствующихсубъектов на товарные рынки с высоким уровнем экономичесl<OЙконцентрации, реализации мер по демонополизации, содействияразвитию малого предпринимательства и товаропроводящей сети.
Устойчивыми тенденциями в развитии конкурентных отноше
ний можно считать:
· рост числа хозяйствующих субъектов (возросло число малы_x
предприятий);
· уменьшение степени монополизированности экономики (со
кратилось число крупных и средних предприятий);
· снижение концентрации производства (в медицинской и легкой промышленностях, промышленности строительных материа
лов), хотя в ряде отраслей уровень концентрации несколько повысился (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная);
· расширение конкурентной среды на региональных и местных рынках во многих субъектах Российской Федерации по целому ряду продовольственных и промышленных товаров, снятие барьеров для входа на рынок, прежде всего административных (присохранении информационных барьеров);
· расширение географических границ рынков.
В целях формирования и поддержания добросовестной конку
ренции с учетом исчерпан ия ряда эффективных возможностей (например, приватизации) акцент должен сместиться со сниженияконцентрации производства на снижение уровня концентрациимонополизированных товарных рынков.
В среднесрочной перспективе меры по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики будут сосредоточены на нескольких основных направлениях.
1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупрежденияи пресечения злоупотреблений рыночной властью, соглашений
211
и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектовили граждан, недобросовестной конкуренции, пропаганда правоIJЫХ знаний об антимонопольном законодательстве.
Предстоит внести изменения и дополнения в Закон рф "О кон
куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с целью усиления действенности превентивныхмер и санкций за нарушение законодательства, обеспечения егоl'ранспарентности, распространения принципов антимонопольно
го регулирования на ряд новых объектов контроля. В частностипредполагается:
· для получения информации о соглашениях между хозяйствующими субъектами, направленных на раздел рынка, ценовой сговор, создание препятствий для входа на рынок конкурентов, ввес
ти процедуру нотификации соглашений (согласованных действий);
· обеспечить применение установленных законодательством I1РИНЦИПОВ антимонопольного контроля при проведении конкурсов, торгов и аукционов, в том числе при размещении заказов напоставку продукции для государственных нужд;
· усилить контроль за действиями органов власти, направленt!ЫМИ на ограничение свободы перемещения товаров и капиталана всей территории Российской Федерации;
· в целях обеспечения гласности и публичности правоприменительной практики и защиты интересов хозяйствующих субъектов и граждан усовершенствовать процедуру рассмотрения дел по
фактам нарушения антимонопольного законодательства;
· скоординировать деятельность органов исполнительной власти в части реализации государственной конкурентной политики ирегулирования естественных монополий.
2. Противодействие созданию новых монопольных структур в
результате перераспределения собственности, реализации корпо
ративной инвестиционной политики и интеграционных процессов:
усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией, в том числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении имущественных сделок, формировании финансовопромышленных групп.
в целях профилактики возможных проявлений монополизма иаряду с нормами запрета злоупотребления монопольным положением как серьезного препятствия развитию экономики, будет предусмотрено:
. осуществление соответствующими органами государственной власти предварительного контроля за созданием новых интегрированных структур монопольного характера в результате слияния, присоединения коммерческих организаций, создания объединениЙ коммерческих организаций, в том числе финансово-промышленнЫХ групп, а также за при обретением крУПНЫХ пакетов акций(долей, вкладов) хозяйственных обществ и товариществ;
. обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации требований антимонопольного законодательства, в том числе в процесс е ПРИВlПИзации, при осуществлении процедур банкротства и санации убыточных предприятий, при регистрации операций на вторичном рынкекорпоративных ценных бумаг, рассмотрении учредительных документов коммерческих организаций и их объединений, в том числефинансово-промышленных групп.
з. Обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках, в том числе путем право вой регламентации вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий в сфере природопользования, предоставления государственной помощи в видесубсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных
хозяйствующих субъектов и регионов, развития конкурсных принципов и соблюдения антимонопольных требований при размещении государственных заказов и поставках продукции для государственных нужд.
Поддержка со стороны государства отдельных предприятий,
отраслей и регионов является неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Однако предоставление государственных средств, исключительных прав и привилегий можетсущественно влиять на состояние конкуренции, структуру издержек производства, может привести к нерациональному использо
212
213
,,11
l'
l' "
1,
ванию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию
необходимых структурных изменений в экономике за счет искус
ственного поддержания неконкурентоспособных и нежизнеспособных производств. Поэтому будет осуществлена четкая правоваярегламентация всех вопросов, связанных с предоставлением и использоваиием государственной помощи, и в первую очередь - государственных финансовых средств.
4. Демонополизация экономики и создание условий для разви
тня конкуренции на монополизированных товарных рынках с вы
сокой степенью концентрации, устранение барьеров для развития
конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субьектов.
Реализация этих задач будет осущеCТВЛJIТЬСЯ в соответствии с концепцией и основными направлениями, определенными постанов
лением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г.
.N'!! 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)", в рамках отрасле
вых и региональных программ демонополизации ЭКОНОМИКИ и развития конкуренции, а также мероприятий по деконцентрации отдельных товарных рынков и снижению уровня ведомственного монополизма.
Правительство Российской Федерации будет стимулировать
развитие инфраструктуры товарных рынков, в том числе развитие
альтернативных потребительской кооперации видов торговли в сельской местности, фирменной торговли и сервисной сети товаропроизводителей, муниципальной торговли товарами повседневиого спроса.
Правительство Российской Федерации будет создавать усло
вия для осуществления эффективного антимонопольиого контро
ля за действиями предприятий, занимающих доминирующее по
ложение на товарных рынках, в целях недопущения применениямонопольно высоких цен, а также осуществлять контроль за влиянием импорта на развитие конкуренции на внутренних товарныхрынках и предпринимать меры по защите внутреннего рынка отдемпинга.
214
Новый этап демонополизации экономики будет связан в первую очередь с расширением товарообмена и преодолением региональной обособленности товарных рынков. Эта задача будет решаться путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субьектов, а также развития системы предупреЖдения принятия аитирыночных администрпrивных решений.
В целях расширения географических границ товарных рынков, повышения уровня спроса иа производимую продукцию и восстановления единого экономического пространства РоссийскойФедерации будут реализованы меры по упорядочению расчетов, ликвидации бартера и существенному снижению тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Правительство Российской Федерации будет проводить последовательную политику по демонополизации (снижению концентрации) отдельных монополизированных товарных рынков на территории Российской Федерации с применением методов и средств, определенных в результате анализа условий конкуренции на этих рынках. Приоритетно во взаимодействии с органами исполнительной власти субьектов Российской Федерации должна быть обеспечена демонополизация социально значимых товарных рынков.
Демонополизация экономики и развитие конкуренции тесно связаны с повышением конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутренних рынках. ДЛя решения этой задачи Правительство Российской Федерации будет всемерно содействовать усилиям предприятий по техническому перевооружению и развитию производства продукции, пользующейся спросомна территории Российской Федерации, определяющей конкурентоспособность национальной экономики в целом, а также отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, и ориентированных на экспорт отраслей.
В условиях дальнейшей либерализации внешнеторгового режима и поэтапного присоединения России к ВТО важнейшее зна
чение имеет проведение государством рациональной политики вобласти применения защитных мер во внешней торговле и поддержке отечественных товаропроизводителей.
215
5. Согласование целей, задач и мер по демонополизации и раз
витию конкуренции на товарных рынках СНГ, гармонизация антимонопольного законодательства в рамках единого экономическогопространства СНГ, адаптация конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.
Одной из важнейших задач для дальнейшего совершенствова
ния и углубления интеграционных процессов стран СНГ и создания единого экономического пространства является проведениестранами СНГ согласованной антимонопольной политики и защи
ты прав потребителей. На базе Договора о проведении согласованной антимонопольной политики стран СНГ по инициативе Россий
ской Федерации создан и функционирует МежгосударственныйСовет по антимонопольной политике государств - участников снг.
Для дальнейшего проведения согласованной конкурентной
политики в рамках СНГ и углубления интеграционных процессов
будет укрепляться договорно-правовая база, предусматривающая
применение норм прямого действия к нарушителям законодатель
ства в сфере антимонопольной политики и защиты прав потреби
телей на территории СНГ.
1.4. Формирование рыночной инфраструктуры в АПк.
2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве. .
3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и про
довольственная безопасность России.
Рекомендуемая лнтература
1. Коваленко и.в. Экономика сельского хозяйства: Курс лекций.
М.,1998.
2. Мокров г.г., Мосенцова Е.М.. Плuев хс. Экономическая география
России. - М.: РИО РТА, 1998.
3. Экономический потенциал таможенной территории России: Учебно
информационное пособие / Составитель Е.М. Мосенцова. - М.: РИО
РТА, 1998.
4. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, г.п. Журавлевой. -
М., 1996. 5. Агропромышленный комплекс России. - М., 1999. 6. Агропромышленный комплекс России: Сборник нормативных актов
и документов. - М.,1998.
Тема 4
ПОТЕНЦИАЛ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта