1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
Экономический потенциал таможенной территории представ
ляет собой не только совокупность размещенных на ней экономи
ческих ресурсов, но и объем, структуру, качество и технический
уровень произведенных в стране за год товаров - услуг, что выра
жается валовым национальных продуктом и прежде всего его экс
портной составляющей. Иначе говоря, экспорт в насТоящее время
превратился в крупнейшую отрасль, через kOторую реализуется
около пятой части валового внутреннего продукта.
В настоящее время отечественный эkCПорт разВивается на фоне
тенденции к стабилизации экономики России, Появления призна
ков оживления деловой, в том числе инвестиционной активности,
дальнейшей либерализации внешнеЭКОНомической деятельности,
расширения участия страны в организациях многостороннего ЭКО
номического сотрудничества, улучшения мировой конъюнктуры
ДЛЯ основных товаров российского экспорта.
278
в ближайшей перспективе важным рычагом модернизации экономики и укрепления ее экспортного потенциала станет увеличение объемов капитальных вложений.
Большие возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации, возникли с образованием финансово-промышлениых групп. В соответствии с Федеральным законом "О финансово-промышленных группах" в целях повышения инвестиционной активностифинансово-промышленных групп в приоритетных отраслях и видах деятельности предусмотрена государственная поддержка соответствующих проектов, в том числе оказываемая путем предоставления государственных гарантий на привлечение инвестиционных кредитов.
Дополнительным источником стимулирования экспорта и производств, ориентированных на экспорт, должно стать смешанноегосударственно-коммерческое финансирование инвестиционныхпроектов с использоваиием междуиародного лизинга, в том числе в рамках разрабатываемой Министерством экономики Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств федеральной программы развития лизинга в РоссийскойФедерации.
Значительную позитивную роль в развитии российского экспорта играет последовательно проводимый курс на либерализациювнешнеэкономической деятельности. Согласно Указу ПрезндентаРоссийской Федерации от 6 марта 1995 г. Н!! 245 "Об основных
принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Россий
ской Федерации" количественные и иные нетарифные ограничениJl экспорта могут устанавливаться только в отношении отдельных товаров и в строго ограниченных законом случаях; отмененннстнтут "спецэкспортеров" стратегически важных сырьевых товаров; не допускается ограничение экспорта товаров и услуг довыполнения экспортерами обязательного объема поставок на внутренний рынок.
Тенденция к ограничению административного регулирования экспорта и усилению его государственной поддержки закреплена
279
в Федеральном законе "О государственном регулировании виешнеторговой деятельности" и упомянутом Указе Президента Российской Федерации.
Мировая конъюнктура для основных товаров российского экспорта вышядит сравнительно благоприятной: в течение 90-х годовотмечался как тенденция рост мировых цен на отдельные сырьевые товары, прежде всего топливно-энергетической и металлургической групп. С учетом прогнозируемого международными институтами роста мирового спроса на энергоносители и увеличения потребления цветных металлов в машиностроении промышленно развитых и новых индустриальных стран перспективы для значительной части российского экспорта можно оценить как хорошие.
Дополнительными факторами улучшения внешней конъюиктуры и, следовательно, повышения доходности российского экспорта являются расширение географии зарубежных поставок отечественной продукции с целью избежания случаев затоваривания
рынка, разработка системы определения таможенной стоимоститоваров при экспорте для недопущения ее необоснованного занижения, расширение практики установления рекомендуемых отраслевыми союзами производителей и экспортеров минимальных эк
спортных цен (уже применяется в отношении лесоматериалов ихимикатов).
Значительное сдерживающее влияние на российский экспорт
оказывают следующие факторы:
1) низкая конкурентоспособность отечественной промышлен
ной продукции, прежде всего машинно-технических изделий;
2) тяжелое финансовое положение большинства предприятий
обрабатывающей промышленности и конверсионных производств, делающее практически невозможным инвестирование в перспективные ориентированные на экспорт проекты за счет внутреннихресурсов и коммерциализацию имеющихся конкурентоспособныхразработок;
3) недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля каче~тва экспортной продукции на фоне значительного усиления в первой половине 90-х годов требований к потре
бительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитыхгосударств;
4) опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с увеличением цен на изделия обрабarывающей промышленности;
5) несовершенная транспортная инфраструктура, обеспечива
ющая российский экспорт;
6) недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства российских предприятий, нескоординированность их выступлений на внешних рынках;
7) разрыв традиционных производственных связей на постсоветском пространстве и со странами Восточной Европы, свертывание сотрудничества со многими партнерами из развивающихсястран;
8) сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, применение методов ограничительной деловойпрактики, включая картельные сошашения для вытеснения илинедопущения России на перспективные рынки;
9) низкий международный рейтинг надежности России для кредитов и инвестиций, затрудняющий использование иностранных средств для развития российского экспорта.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы российского экспорта, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мер государственного стимулирования экспорта, которые с одной стороныбудут способствовать эффективному преодолению существующих
проблем и препятствий в экспортной деятельности, а с другой стороны - позволят максимально использовать в интересах развитияэкспорта происходящие позитивные перемены в экономике и внеш
неэкономической политике России.
В этой связи шавной задачей в сфере торгово-экономических отношений является формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для развития российского экспорта и повышения его эффективности, а также механиз
280
281
мов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-юонсультационной, маркетинговой,дипломатичесюойи других вндов помощи отечественным экспортерам. Ее решениепредполагает:
· во-первых, проведение систематичесюой работы по изучению и анализу экспорmого потенциала страны и динамики ее юонкурентных преимуществ, а также тенденций в развитии торгово-политичесюой ситуации и юонъюнктуры мирового рынка;
· во-вторых, проведение постоянного контроля и анализа экспортной деятельности отечественных предприятий для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии
этой деятельности посредством предоставления эффективной поддержки со стороны государства;
· и, наюонец, в-третьих, формирование эффективных механизмов предоставления государственной поддержки экспортерам, чтопредполагает: создание системы внешнеторговой информации иинформационно-консультационных служб, включая их региональные и зарубежные представительства; обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также предоставление государственных гаран
тийных обязательств по экспортным кредитам; организацию оперативной работы государственных органов по активному продвижению российсюой экспортной продукции и защиту интересов отечественных предприятий за рубежом, а также шlфоюое привлече
ние российских деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта.
2. ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ
В середине 90-х годов Россия оказалась перед выбором адекватной экспортной стратегии и оптимальных форм международного экономичесюого сотрудничества, способных обеспечить ста
282
бильно высокий приток валюты и укрепление позиций страны на мировом рынке. or выбора экспортной стратегии зависят и средства ее реализации, меняются акценты при планировании и проведении мероприятий по стимулированию экспорта.
Современная международная специализация России сформировалась в основном в 70-е годы и определяется, прежде всего, еетопливно-сырьевыми ресурсами. В то же время в первой половине90-х годов положение в этом юомплексе ухудшилось в результатесокращения объемов геолого-разведочных работ, неоптимальнойэксплуатации имеющихся ресурсов и прогрессирующего старениямощностей. Все это привносит элементы не стабильности в развитие экспорта страны, основанного на сырье, тем более что доляпоследнего в мировой торговле имеет тенденцию к снижению, а мировые цены на него подвержены резким юолебаниям.
Тем не менее, в ближайшей и среднесрочной перспективе российский экспорт сохранит топливно-сырьевую направленность, и задача состоит в укреплении материально-техничесюой базы соответствующих отраслей.
Важным шагом в этом направлении станет оживление инвестиционной деятельности в топливно-сырьевых отраслях, в часmости, уже отмечено усиление активности крупного отечественногокапитала в нефтегазовой промышленности, металлургии, базовойхимии.
Необходимо развивать взаимовыгодное сотрудничество оборонной промышленности и сырьевых отраслей, способное обеспечить эти отрасли высококачественным оборудованием и передовыми технологиями, что в первую очередь касается топливно-энергетичесюого и лесопромышленного юомплексов.
С точки зрения повышения эффективности топливно-сырьевого экспорта особое значение имеют: увеличение глубины переработ1СИ и улучшение качества вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов; оптимизация ценовых и иных условийконтрактов; гибюое маневрирование совокупным экспортным потенциалом сырьевых отраслей в зависимости от конъюнктуры навнешних рынках, в том числе путем создания, по мере появления
283
I
t
I
,
у государства необходимых финансовых ресурсов, стабилизирующих экспортных резервов для оперативного реагирования на изменения мировых цен; совершенствование транспортной инфраструктуры в интересах снижения издержек по экспорту.
Дополнительные резервы развития сырьевого экспорта заключаются в государственной политике энергосбережения, суммарныйпотенциал которого составляет порядка 500 млн тонн условноготоплива, а также в интенсивном взаимном сотрудничестве оборонной промышленности и сырьевых отраслей по производству оборудования для более качественной обработки первичных ресурсов.
Преобладание топливно-сырьевых товаров в российском экспорте является объективным отражением реальных и наиболеезначимых конкурентных преимуществ России в международномразделении труда.
Вместе с тем интеграция России в мировую экономику в качестве равноправного партнера, усиление ее роли на внешних рынках невозможны без улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического обмена в пользу повышения удельного веса готовой продукции, активного освоения более эффективиых форм сотрудничества - производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализацииинновационных проектов и Т.д. Таким образом, основой долгосрочиой экспортной стратегии России должен быть экспорт товароввысокой степени обработки, и в первую очередь машинотехнических изделий на основе государственной поддержки. С экспортоммашинотехнической продукции связаны процессы модернизациии прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения страны, а также усиления позиции страны в мировой экономике.
В то же время позиции российского машинотехнического экс
порта за последние годы значительно ослабли. При общемировойтенденции к росту удельного веса продукции машиностроения вструктуре международной торговли, достигающего 1/3 и более, отечественные пос.авки этой продукции в дальнее зарубежье сократились.
Динамика российского экспорта машин и оборудования свидетельствует не только об общей тенденции утраты Россией традиционных рынков, но и о крайне тяжелом положении отечественного машиностроения по сравнению с другими отраслями. Ранеесуществовавшие конкурентные преимущества в производстве капиталоемкой, материалоемкой и энергоемкой машинотехническойпродукции в значительной степени сведены на нет опережающимростом цен на первичные ресурсы, ухудшением экономическогоположения производителей.
для стабилизации и последующего роста экспорта машин и оборудования необходимы совместные усилия предприятий и государства в этой области, последовательная деятельность Правительства Российской Федерации в сфере экономической и внешнеэкономической политики. Перспективным является создание приучастии государства финансово-промышленных групп и консорциумов экспортной ориентации. Реализация конкретных экспортных проектов должна опираться на четкую оценку конкурентныхпреимуществ России, связанных как с дешевизной рабочей силы, так и с накопленным интеллектуальным и технологическим потен
циалом, включающим в себя опережающие технические идеи иразработки оборонных производств и научно-исследовательских
институтов.
Ближайшие задачи в развитии российского экспорта готовой промышленной продукции состоят в восстановлении утраченных
позиций страны на внешних рынках. Однако не все государства бывшие партнеры России смогут обеспечить платежеспособныйспрос, особенно на машины и оборудование. В этой связи в качестве предварительного условия развития сотрудничества выступает разработка адекватных механизмов его реализации. С позицийрасширения российского машинотехнического экспорта на традиционные рынки ближнего зарубежья важное значение имеют подписанные Россией и государствами - участниками СНГ соrnашения об общих условиях и механизме поддержки и развития производственной кооперации и о льготном таможенном режиме дляучастников такой кооперации.
285
284
Сотрудничество с государствами - участниками СНГ важно с точки зрения восстановления хозяйственных связей, вовлечения России в интеграционные процессы и технологические цепочки нарождающихся межнациональных производственных комплексов. Обьективные предпосылки развития сотрудничества с государствами - участниками СНГ определяются наличием общей границы, транспортных аprерий, хозяйственной инфраструктуры, схожего финансового устройства, культурных традиций и языка.
Необходимы усилия по расширению экспоprа в относительно благополучные страны Восточной Европы, которые заинтересованы не только в сырье и энергоносителях, но и в создании сборочных производств, восстановлении и развитии кооперации, техническом обслуживании поставленного оборудования и Т.д. Перспективным направлением является активизация торгово-экономического сотрудничества с развивающимися странами, имеющими интерес к развитию технического содействия, получению технологического опыта и ноу-хау, товарных поставок. При этом наибольшие возможности существуют для экспоprа комплектного оборудования.
По оценкам специалистов, обьем экспоprа машинотехнической продукции и услуг в рамках технического содействия к началу третьего тысячелетия при условии целенаправленной государственной поддержки соответствующей деятельности можно былобы увеличить с 0,8 млрд долларов США дО 1,5 млрд долларовСША. Кроме восстановления утраченных позиций в этой области сотрудничества, экспоpr в рамках технического содействияпредставляет собой вложение средств в развитие экспортногопотенциала страны, и в первую очередь машиностроительныхотраслей. Одним из основных направлений сотрудничества России с зарубежными паprнерами на ближайшую перспективу следует считать сооружение обьектов энергетики, в том числе атомной, строительство и реконструкцию предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспоprа, ирригации и др.
Расширение военно-технического сотрудничества с зарубеж
ными странами является одцим из наиболее мощных и эффективных рычагов развития наукоемкого машинотехнического экспорта. В этой связи необходимо ускорить работу по подготовке феде
ральной программы военно-технического сотрудничества Россий
ской Федерации с зарубежными странами на период до 2005 года,
имея в виду активную государственную поддержку соответствующей деятельности.
Значительным является экспортный потенциал конверсионных
производств, однако его эффективная реализация осложняется крайне неустойчивым финансовым положением соответствующих
предприятий, отсутствием навыков маркетинга и специальных знаний в области внешнеэкономической деятельности и Т.д. Несмотря на ограниченные возможности по наращиванию совокупногоэкспорта страны в краткосрочной перспективе, эти предприятияспособны внедряться на зарубежные рынки, в том числе и разви
тых стран, как с принципиально новой машинотехнической про
дукцией, так и с прогрессивными композиционными и специальными материалами, отдельными сложными узлами и агрегатами, другими изделиями, в которых воплощены опережающие технические идеи и решения.
Кроме "прорывных" разработок и технолоmй, уже имеющих устойчивый спрос на внешних рынках, возможно поэтапное налаживание конкурентоспособного массового производства на конверсионных предприятиях, включающее в себя работу по субконтрактам и заказам инофирм в целях приобретения опыта и навыковэффективной коммерческой деятельности и поддержки за счет получаемых валютных средств головных производств и программНИОКР, насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией tlнвестиционного и потребительского назначения в усло
виях нарастающей конкурентной борьбы, с выходом через 5-1 О лет
на внешние рынки.
Существует также значительное число других отраслей и по
дотраслей материального производства, способных внести определенный вклад в наращивание обьемов и совершенствование
структуры продаж. К ним можно отнести химическую промыш
286
287
ленность, промышленность строительных материалов, рыболовецкую и рыбоперерабатывающую промышленность, отдельные производства пищевой промышленности, заготовку товаров тибетскоймедицины (с ориентацией на страны Азиатско- Тихоокеанского региона) и др.
Определенные перспективы связаны с увеличением экспорта различных видов услуг, в том числе в области коммерческого освоения космоса, международного туризма, обучения иностранныхграждан, осуществления транзитных перевозок и др.
Дополнительные возможности увеличения российского экспорта открываются при кооперации малых и крупных предприятий впроизводстве продукции, потенциально конкурентоспособной навнешнем рынке. Эrо может быть как сотрудничество малых предприятий с традиционными экспортерами машинотехнических изделий, позволяющее последним не передавать на откуп иностранным посредникам доведение продукции до западных потребительских стандартов, поручая эти операции отечественным субподрядчикам, так и доработка небольшими инновационными фирмами технологичной и качественной продукции конверсионных производствв части экспортного дизайна и комплектации. Определенную рольможет сыграть мобилизация собственных экспортных возможностей малого предпринимательства и кустарных промыслов.
Важным элементом национальной экспортной стратегии является оптимальное использование различных форм международного экономического сотрудничества для развития экспортногопотенциала страны. для России основной формой сотрудничестваявляются внешнеторговые операции. В последние годы получилираспространение такие формы, как привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международныхобьединений и организаций, сотрудничество на компенсационнойоснове, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжнниринг, прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двухстран, иностранный туризм и др.
Мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, причем многие формы примеияются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждаяформа имеет свои организационные и экономические особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может
гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны. Важ
но освободить отношение к различным формам международногоэкономического сотрудничества от излишней идеологизации, поскольку все они, при должной законодательной и организационной проработке, могут использоваться без угрозы суверенитета иэкономической безопасности страны.
Важной задачей в этом направлении является создание условий для более широкого участия совместных предприятий непос
редственно в производственной деятельности и особенно в облас
тн машиностроения, поскольку в настоящее время иностранные
партнеры больше заинтересованы в осуществлении инвестиций в
сферу услуг или в развитие ресурсной базы и модернизацию мощностей топливно-энергетического комплекса.
Определенное значение для развития экспортной базы России может иметь Федеральный закон "О соглашениях о разделе
продукции", в том числе для вовлечения в хозяйственный оборотнефтегазовых месторождений шельфа Сахалина и Якутии. Акту
альной является постановка вопроса о концессиях, в первую очередь применительно к разработке лесных ресурсов страны.
В настоящее время резко возрастает значимость активной внешнеэкономической политики для развития как сырьевого, так и машинотехнического экспорта. Включение России в систему мирового хозяйства, в том числе развитие ее экспорта, происходит на фоне усиления международной конкуренции. Россия как экс
портер все чаще сталкивается со скрытыми и явными формами
противодействия со стороны группы промышленно развитых стран. Кроме того, в последнее время активизировали свою деятельность региональные иитеграционные группировки, участники которых при общем положительном отношении к развитию сотрудничества с третьими странами ориентируются на всемерное укрепление ВНУТ
288
289
рирегиональных связей, что может иметь неблагоприятные последствия для России. В этой связи важную роль играет взвешенноеопределение географических приоритетов в экспортной деятельности, обеспечение баланса взаимных интересов в целях последовательного укрепления геоэкономического положения России.
При определении экспортной стратегии и ее тактических приоритетов необходимо ИСХОдИТь из того, что решающим факторомразвития экспорта является повышение конкурентоспособности народного хозяйства, способствующее расширению ассортимента исовершенствованию товарной структуры. Поэтому актуальной является разработка концепцин повышения конкурентоспособностиотечественной промышленной продукции, делающей упор на эффективные формы государственной финансовой и иной поддержкинаиболее перспективных производств, смешанные государственнокоммерческие проекты, создание организационно-правовых и иныхусловий для притока частных, в том числе и иностранных, капиталов в освоение прогрессивных технологий и продукции. Активнаяпозиция государства в этих вопросах наряду с эффективным использованием, в рамках политики стимулирования экспорта, имеющихся конкурентных преимуществ (сырье, трудовые ресурсы, технологический и интеллектуальный потенциал) позволят России вернутьутраченные позиции на внешних рынках и занять достойное местов системе международного разделения труда.
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта