logo
Раздел2

2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве

но-технические ресурсы для агропромышленного комплекса, Пра­вительство Российской Федерации обеспечит им частичное учас­тие и поддержку.

в центре национальной финансово-кредитной системы агро­

промышленного Комплекса станет независимый финансовый ин­

ститут с высокой степенью платежной ликвидности, использую­

щий новейшие банковские технологии и современные коммуника­

ционные системы, объединяющий сеть страховых, лизинговых,

ипотечных инвестиционных компаний, а в перспективе и сеть ре­

ГИональных кооперативных банков.

С цеЛI>Ю развития мелкого сельскохозяйственного кредита кре­

дитные кооперативные товарищества в период их становления бу­

дут ИСключены из общего банковского законодательного регули­

рования в части Минимальных размеров уставного капитала, ре­

зервного фонда и некоторых других положений.

В дальнейшем кредитные кооперативные товарищества ста­

нут источником первоначального капитала для малого бизнеса на

селе, призванного решить проблемы созданИJI сельсmй инфраструк­

туры и ИСпользования избыточной рабочей силы непосредственно

в сельском ХОЗЯЙстве.

Получат разВИТИе залОговые операции, в том числе с участием

государства, разлИЧНЫе формы торговых (товариых или денежных)

кредитов, предоставляемых аграрному сектору предприятиями­

поставщиками средств производства, предприятиями пищевой и

перерабатывающей промышленности.

Ипотечный кредит под залог земельных участков должеи стать

одним из ИСточников инвестиционного кредита.

Залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией ста­

нут одним ИЗ новых инструментов регулирования рынка.

Лизинг станет одним из ОСИовных направлений специализи­

рованной Системы сельскохозяйственного кредита. ПравитеЛI>СТВО

Российской Федерации примет меры по созданию широкой сети

ЛИЗинговых КОмпаний с участием коммерческих банков, организа­

ций агропромышленного комплекса и предприятий сельскохозяй­

ственного маШИностроения.

В целях создания рыночной инфраструктуры в агропромыш­

ленном КОмплексе с участием негосударственных финансовых и

коммерческих организаций, поставляющих деиеЖные и материаль­

I

1: IIII{II' 1:11:1

/ii nl,/II 111 "

1'.[( 1

~"II'.

!

1

11 II~II

11

1. 11

11 1'111111

1

'1111 '1/1

11/1

!

!!!il

111

!

'/11111111 rl:I'II

1

1

11

11 ,1 1 1 '

111

11

',!IIIII

11111" 1,

11 1 111

11. 1

/

1111 !

11

в сельском хозяйстве созданы основы многоукладной экономики.

При этом доля государственного сектора составляет менее 12 про_

центов. Сельскохозяйственным производством занимаются около

27 тыс. сельскохозяйственных предпрИJIТИЙ, из которых две трети _

предприятия новых организационных форм (товарищества, акци­

онерные общества, кооперативы и др.), 278,6 тыс. крестьянских

(фермерских) хозяйств, 16,3 млн хозяйств населения, 15 мнн кол­

лективных садов и 7,4 мнн коллективных огородов. Среднегодоваячисленность занятых работников составила 9,5 млн человек.

Существениым структурным сдвигом в аграрной сфере явля­

ется возросшее значt.}ние индивидуальных хозяйств, в которых про­

изводится 55% валовой продукции сельского хозяйства, в том чис­

ле продукции растениеводства - 59%. При этом удельный вес фер­

меров в производстве продукции индивидуальных хозяйств _ 4,4%.

За последние 6 лет в индивидуальных хозяйствах увеличилось про­

изводство продукции, что В некоторой степени компенсировало

сокращение производства в коллективном секторе.

За последние годы произошли принципиальные Структурные

изменения в реализации продукции, и сельхозпредприятия само­

стоятельно находят каналы ее реализации. За заroтoвнтельнымиорганизациями сохраняется монополия при закупке льноволокнаи в значительных размерах - молочной продукции и яиц.

В составе всех ОСновных фондов сельского хозяйства произ­

водственные ОСновиые фонды составляют 82%, из них в растение­

водстве - 33%, в Животноводстве - 40%. В cтpyrtype производ­

ственных основных фондов сельскохозяйственного НазначеНИJl надолю машин и оборудования приходится 16%.

Уровень комплексной механизации в наиболее сложных с тех­

"ологической точки зрения подотраслях сельскохозяйственного

производства не превышает: в картофелеводстве - 50%, овощевод­

стве - 28%, на фермах крупного рогатого скота - 68%.

Оснащенность хозяйств техникой в наСтоящее время состав­

ляет 50-60%, что приводит к нарушению технологий возделыва­

ния многих сельскохозяйственных культур и сроков проведенИJI

полевых работ.

224

Сельское хозяйство страиы пока не может обеспечить потреб­ление продуктов питания на душу населения по рекомендуемымрациоНальным нормам как по общей энергетической ценности, таки по рациону.

Сложившееся в настоящее время на продовольственном рын­ке относительное равновесие спроса и предложения при сокраще­нии собственного проиэводства поддерживается импортом продук­тов питания. Доля импорта в формировании валовых ресурсов ос­новных продуктов питания составила в 2000 году по мясу и мясо­продуктам 25%, молоку и молокопродуктам - 11 %, маслу расти­тельному - 28%, сахару - 47%. В товарных ресурсах продоволь­ственных товаров доля импорта достигла 50%.

Значительные трудиости испытывает село в социальном и ин­

женерном обустройстве территорий.

Целью реструктуризации сельского хозяйства ЯВЛJIются вывод отрасли из кризисного состояния и возобновление роста производ­ства продукции, повышение эффективности всех его подотраслей.

Основные направления решения этой задачи на среднесроч­

ный период:

. завершение реальных институциональных и земельных пре­

образований;

. сохранение и наращивание производственного потенциала, и в первую очередь повышение плодородия земли, укрепление племенного животноводства, совершенствование системы семе­

новодства;

.. виедрение достижений научно-технического прогресса;

. формирование эффективного финансово-кредитного меха­

низма и совершенствование государственной поддержки товаро­производителей;

.. улучшение экономических условий функцнонированИJI сель­

ского хозяйства и развития предпринимательства;

. совершенствование отраслевой структуры и региональной

специализации;

. развитие социальной инфраструктуры, улучшение социаль­

ного положения сельских жителей.

225

11111

В комплексе мер по реструктуризации аграрного сектора осо­

бо важное значение имеет развитие земельных отношений. В этих

целях будет продолжена работа по:

· завершению выдачи собственникам земельных долей и иму­

щественных паев сельскохозяйственных организаций свидетельств

на право собственности, заключению договоров пользователей зе­

мельных участков с собственниками земельных долей;

· проведению поэтапного формирования системы государ­

ственной регистрации прав на земельные участки и иную недви­

жимость, совершенствованию и развитию системы показателей пооценке земли (земельный кадастр);

· созданию под контролем государства механизма рыночиого

оборота сеЛЬСКОХОЗJlйственных земель с обеспечением их целево­

го использоваНИJI;

· расширению аренды земли и совершенствованию механиз­

ма ее правового регулироваНИJI;

· созданию эффективного ипотечного механизма ДЛЯ долго­

срочного негосударственного инвестиционного кредита сельско­

му ХОЗJlЙСТВУ.

Все это позволит обеспечить рациональное и эффективное

использованиеземель,формированиеустойчивогоземлепользова_ ния и землевладения физических и юридических лиц, поддержа­ние и восстановление ПЛОДОРОДИJI почвы.

ТрансформаЦИJI производственноii структуры сельского хозяй­

ства в период до 2005 года будет осущестВЛJIТься в следующих на­

правленlfIO(:

· обеспечение приоритетности зерновою производства на ос­нове развития специализированных зон выращиванИJI твердых и

Сильных пшениц, расширенИJI зон возделыаании кукурузы по зер­

новой технологии, увеличения Производства зернобобовых куль­тур. К 2000 году производство зерна достигнет 90-95 млн тонн;

· создание интенсивного ПРОИЗВодства сахарной свеIOlЫ, мас­

лнчных культур, совершенствование видовой и сортовой структу­

ры кормовых культур;

· увеличение производства полноценных кормов, комбиJC'OрМОВ

и премиксов;

. интенсификаЦИJl производства льна-долгунца как OДHOГ~ из главных направлений обеспечеНИJl сырьем легкой промыш­лениости;

. совершенствование племенной работы путем активизации

деяrельности специализированных ХОЗJlЙСТВ;

. реКОНСТРУКЦИJI промышленных комплексов по производству

МJlса,молока,JlИЦ;

. рост производства продукции В крестьянских (фермерских)

и личиых подсобных ХОЗJlЙСТвах.

ЭlIDномичесКaJI и финансOВВJl стабилизацИJI сельскохозяйствен­иого производства будет обеспечена на основе государственнойподдержки доходов товаропроизводителей, повышенИJI спроса иапродукцию отрасли, установления паритетных ЭlIOномических от­ношений с другими отраСЛJlМИ экономики.

Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне будет дифференцироваться по продуктам и регионам. Дли сеЛЬСIIDХОЗJlЙ­ственных продуктов, конкурентоспособных на международныхрынках, будут создаваТЬСJl УСЛОВИJl, стимулирующие ЭkСПОРТ. Врегионах массового и эффектнвного сельскохозяйственного про­изводства меры поддержки будут направлены, прежде всего, наповышение эффективности производства и расшнрение сбыта про­дукции. В регионах депрессивного сельского хозяйства намечает­ся переориентировать субсидин на создан не дополннтельных нс­точннков доходов ДЛJI сельского населення.

J'осударственнц поддержка будет ПРОВОДИТЬСJl по следующим направлениям:

. предоставление средств "а безвозвратной основе на разви­тие сеЛЬСlIDхозяйствеиной науки, поддержку племенного животно­водства и элитного семеноводства, возмещение части затраг на сель­скохозяйствеииое страхование. Будет также поддерживаться раз­витие инженерной инфраструктуры села, в первую очередь, егогазификации, электрификации и строительства дорог;

. предоставление средств на возвратной основе - на реализа­цию федеральных целевых программ в области агропромышлен­ного IIDмплекса, структурной перестройки, проведение санации

226

227

dl'l

11,11, 1 '

/1

1

I 111 11 '

1

I 111

I

1 Ii 11

1

'

l' 11' 11'11

,1 I~ 111'

, '~ 'IWI

1111 .~

1111, 1

I I~III 11

1

11 .' 1;11

1

1'1

,.! 111 ~!

l

lllil

'11 il

. 111; i~

.

:

1

'

1I 11II

1I 1. '~ 11

1I111 .

11

i' ~:

11. 'I~! I

'

1

' ш

I

" I

111

1

11 ~ I

1111

1..11111.

1

1

'1

,

' :1

.

1 ~

..

' 111

IIIIr,1

1111111 ~Irlll:'

~

агропромышленных органнзаций-банкротов, поддержку креднтных н страховых кооператнвов н стартовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, на закупки сельскохозяйственной продук­ции, сырья и продовольствия в федеральный продовольственныйфонд, создание страхового фонда семян, кормов и запасных час­тей, на возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции.

При этом кредитование сезонных затрат и запасов в агропро­мышленном комплексе будет осущестВJIJIТЬСЯ обслуживающими

банками в основном за счет их ресурсов под гарантии государства.

В развитии сельскохозяйственного кредита особu роль отво­дится кредитным кооперативным товариществам, которые наме­чается исключить из общего баНКОВСI<DГО законодательного регу­лирования в части минимальных размеров уставного капитала, ре­зервного фонда и HelCOТOpыx других положений.

Они станут источником первоначального капитала для мелко­го бизнеса на селе, который призван решить проблемы созданИJJ сельской ннфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве.

Большое значение в дальнейшем будут иметь залоговые опе­рации, различные формы торговых (товарных или денежных) кре­дитов, предоста8ЛJJемых аграрному сектору предприятИJJМИ - по­ставщиками средств производства, предпрИJJТИJJМИ пищевой и пе­рерабатывающей промышлениости, а также в форме лизинга сель­скохозяйственной техники и оборудования.

За период реструктуризации сельского ХОЗJlЙСТва предусмат­

ривается осуществить меры по П08ышеиию плодородия почв. В этих целях будет существенно увеличено применение минераль­ных и органических удобрений, постепенно восстанавливатьсясистема их применения, а также реализован комплекс мер, предус­мотренных федеральной целевой программой "Повышение nлодо­

рОДИJJ почв".

Важное значение будет придаваться развнтию промышленно­го семеноводства, внедрению высокопродуктивных сортов и гиб­ридов, устойчивых к экстремальным факторам среды.

В животноводстве особое внимание будет уделяться совершеи­

228

ствованию селекционно-племенной работы, увеличению региональ­ных и межрегиональных продаж племенных животных и птицы.

Обновление и пополнение машинно-тракторного парка в ре­шающей мере будет осуществляться на основе совершенствованиялизинговых операций.

Механизм лизинговых отношений, предусматривающий отбор лизинговых посредников на конкурсной основе, в первую очередь будет направлен на устранение монополизма поставщиков. Для этого намечается создание широкой сети региональных компаний с участием коммерческих банков, организаций агропромышленного комплекса и предприятий сельскохозяйственного машиностроения.

Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции на этапе реструктуризации сельского хозяйства будет обеспечено за счет внедрения прогрессивных технологий, перехода на качествен­но новый уровень производства, основанный на более эффектив­ном использовании трудовых, материальных и энергетических ре­сурсов.

Применение новых технологий в сельскохозяйственном про­изводстве будет сконцентрировано на внедрении минимальнойобработки почвы, совмещении технологических операций за одинпроход посевных и уборочных агрегатов, создании и освоении си­стем промышленного семеноводства, механизированных комплек­сов по производству, переработке и хранению продовольственногозерна, кормов, других видов сельскохозяйственной продукции, ис­пользовании высокоэффективных пород скота и птицы, примене­нии возобновляемых источников энергии.

Экономический рост агропромышленного производства позво­лит продвинуться в решении социальных проблем развития села, улучшении демографической ситуации в сельской местности. Это­му будут способствовать меры по развитию инженерного обуст­ройства ссльской местности, созданию малых предприятий различ­ных отраслей материального производства и сферы УСЛУI; созда­нию новых рабочих мест (возрождение традиционных ремесел ипромыслов ), В особенности в депрессивных сельскохозяйственныхрайонах.

229

,[1' J

Необходимо полностью освободить сельскохозяJlственных то­варопроизводнтелей от расходов, связанных с содержанием инже­нерной и социальной инфраструктуры села. Важнейшим источни­ком получения средств для ее содержании может быть земельныйналог, который должен стать местным налогом (что не исключаетвозможность его частичного аккумулирования на федеральномуровне).

Реализация мер, предусмотренных программой реструктурн­зации сельского хозяйства, позволит возобновить рост производ­

ства сельскохозяйственной продукции и довести к 2005 roду вало­

вой сбор зерна до 95 млн тонн, сахарной свеклы - до 27 млн тонн, lIодсолнечника - до 3,5 млн тонн, скота и птицы - до t 0,8 млн тонн В живой массе, молока - до 44,6 млн тонн, яиц - до 38 млрд штук.

Одновременно предусматривается создание рыночной систе­мы сбыта и реализации продукции.

При этом определение государственных подрядчиlWВ на закуп­ку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия вфедеральный и региональные фонды будет осуществляться исклю­чительно по конкурсу. Кроме того, будут максимально использова­ны биржи. оптовые рынки и ярмарки. Формирование рынка сельс­кохозяйственной продукции будет основано на свободном движе­

нии товаров по территории страны. В этих целях предусматрива­ется применение системы санкций к регионам, вводящим эконо­мические и административные барьеры для межрегиональной тор­говли сельскохозяйственной продукцией.

Осуществление мер по стимулированию новых технологий, развитию импортозамещающего производства, повышению конку­рентоспособности на рынках сельскохозяйственной продукциипозволит добиться сокращения зависимости от импортных поста­вок готовых продуктов питания, совершенствовать механизм за­щиты отечественных производителей от экспансии импортной про­дукции, аналоги которой производятся в России.