2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
но-технические ресурсы для агропромышленного комплекса, Правительство Российской Федерации обеспечит им частичное участие и поддержку.
в центре национальной финансово-кредитной системы агро
промышленного Комплекса станет независимый финансовый ин
ститут с высокой степенью платежной ликвидности, использую
щий новейшие банковские технологии и современные коммуника
ционные системы, объединяющий сеть страховых, лизинговых,
ипотечных инвестиционных компаний, а в перспективе и сеть ре
ГИональных кооперативных банков.
С цеЛI>Ю развития мелкого сельскохозяйственного кредита кре
дитные кооперативные товарищества в период их становления бу
дут ИСключены из общего банковского законодательного регули
рования в части Минимальных размеров уставного капитала, ре
зервного фонда и некоторых других положений.
В дальнейшем кредитные кооперативные товарищества ста
нут источником первоначального капитала для малого бизнеса на
селе, призванного решить проблемы созданИJI сельсmй инфраструк
туры и ИСпользования избыточной рабочей силы непосредственно
в сельском ХОЗЯЙстве.
Получат разВИТИе залОговые операции, в том числе с участием
государства, разлИЧНЫе формы торговых (товариых или денежных)
кредитов, предоставляемых аграрному сектору предприятиями
поставщиками средств производства, предприятиями пищевой и
перерабатывающей промышленности.
Ипотечный кредит под залог земельных участков должеи стать
одним из ИСточников инвестиционного кредита.
Залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией ста
нут одним ИЗ новых инструментов регулирования рынка.
Лизинг станет одним из ОСИовных направлений специализи
рованной Системы сельскохозяйственного кредита. ПравитеЛI>СТВО
Российской Федерации примет меры по созданию широкой сети
ЛИЗинговых КОмпаний с участием коммерческих банков, организа
ций агропромышленного комплекса и предприятий сельскохозяй
ственного маШИностроения.
В целях создания рыночной инфраструктуры в агропромыш
ленном КОмплексе с участием негосударственных финансовых и
коммерческих организаций, поставляющих деиеЖные и материаль
I
1: IIII{II' 1:11:1
/ii nl,/II 111 "
1'.[( 1
~"II'.
!
1
11 II~II
11
1. 11
11 1'111111
1
'1111 '1/1
11/1
!
!!!il
111
!
'/11111111 rl:I'II
1
1
11
11 ,1 1 1 '
111
11
',!IIIII
11111" 1,
11 1 111
11. 1
/
1111 !
11
в сельском хозяйстве созданы основы многоукладной экономики.
При этом доля государственного сектора составляет менее 12 про_
центов. Сельскохозяйственным производством занимаются около
27 тыс. сельскохозяйственных предпрИJIТИЙ, из которых две трети _
предприятия новых организационных форм (товарищества, акци
онерные общества, кооперативы и др.), 278,6 тыс. крестьянских
(фермерских) хозяйств, 16,3 млн хозяйств населения, 15 мнн кол
лективных садов и 7,4 мнн коллективных огородов. Среднегодоваячисленность занятых работников составила 9,5 млн человек.
Существениым структурным сдвигом в аграрной сфере явля
ется возросшее значt.}ние индивидуальных хозяйств, в которых про
изводится 55% валовой продукции сельского хозяйства, в том чис
ле продукции растениеводства - 59%. При этом удельный вес фер
меров в производстве продукции индивидуальных хозяйств _ 4,4%.
За последние 6 лет в индивидуальных хозяйствах увеличилось про
изводство продукции, что В некоторой степени компенсировало
сокращение производства в коллективном секторе.
За последние годы произошли принципиальные Структурные
изменения в реализации продукции, и сельхозпредприятия само
стоятельно находят каналы ее реализации. За заroтoвнтельнымиорганизациями сохраняется монополия при закупке льноволокнаи в значительных размерах - молочной продукции и яиц.
В составе всех ОСновных фондов сельского хозяйства произ
водственные ОСновиые фонды составляют 82%, из них в растение
водстве - 33%, в Животноводстве - 40%. В cтpyrtype производ
ственных основных фондов сельскохозяйственного НазначеНИJl надолю машин и оборудования приходится 16%.
Уровень комплексной механизации в наиболее сложных с тех
"ологической точки зрения подотраслях сельскохозяйственного
производства не превышает: в картофелеводстве - 50%, овощевод
стве - 28%, на фермах крупного рогатого скота - 68%.
Оснащенность хозяйств техникой в наСтоящее время состав
ляет 50-60%, что приводит к нарушению технологий возделыва
ния многих сельскохозяйственных культур и сроков проведенИJI
полевых работ.
224
Сельское хозяйство страиы пока не может обеспечить потребление продуктов питания на душу населения по рекомендуемымрациоНальным нормам как по общей энергетической ценности, таки по рациону.
Сложившееся в настоящее время на продовольственном рынке относительное равновесие спроса и предложения при сокращении собственного проиэводства поддерживается импортом продуктов питания. Доля импорта в формировании валовых ресурсов основных продуктов питания составила в 2000 году по мясу и мясопродуктам 25%, молоку и молокопродуктам - 11 %, маслу растительному - 28%, сахару - 47%. В товарных ресурсах продовольственных товаров доля импорта достигла 50%.
Значительные трудиости испытывает село в социальном и ин
женерном обустройстве территорий.
Целью реструктуризации сельского хозяйства ЯВЛJIются вывод отрасли из кризисного состояния и возобновление роста производства продукции, повышение эффективности всех его подотраслей.
Основные направления решения этой задачи на среднесроч
ный период:
. завершение реальных институциональных и земельных пре
образований;
. сохранение и наращивание производственного потенциала, и в первую очередь повышение плодородия земли, укрепление племенного животноводства, совершенствование системы семе
новодства;
.. виедрение достижений научно-технического прогресса;
. формирование эффективного финансово-кредитного меха
низма и совершенствование государственной поддержки товаропроизводителей;
.. улучшение экономических условий функцнонированИJI сель
ского хозяйства и развития предпринимательства;
. совершенствование отраслевой структуры и региональной
специализации;
. развитие социальной инфраструктуры, улучшение социаль
ного положения сельских жителей.
225
11111
В комплексе мер по реструктуризации аграрного сектора осо
бо важное значение имеет развитие земельных отношений. В этих
целях будет продолжена работа по:
· завершению выдачи собственникам земельных долей и иму
щественных паев сельскохозяйственных организаций свидетельств
на право собственности, заключению договоров пользователей зе
мельных участков с собственниками земельных долей;
· проведению поэтапного формирования системы государ
ственной регистрации прав на земельные участки и иную недви
жимость, совершенствованию и развитию системы показателей пооценке земли (земельный кадастр);
· созданию под контролем государства механизма рыночиого
оборота сеЛЬСКОХОЗJlйственных земель с обеспечением их целево
го использоваНИJI;
· расширению аренды земли и совершенствованию механиз
ма ее правового регулироваНИJI;
· созданию эффективного ипотечного механизма ДЛЯ долго
срочного негосударственного инвестиционного кредита сельско
му ХОЗJlЙСТВУ.
Все это позволит обеспечить рациональное и эффективное
использованиеземель,формированиеустойчивогоземлепользова_ ния и землевладения физических и юридических лиц, поддержание и восстановление ПЛОДОРОДИJI почвы.
ТрансформаЦИJI производственноii структуры сельского хозяй
ства в период до 2005 года будет осущестВЛJIТься в следующих на
правленlfIO(:
· обеспечение приоритетности зерновою производства на основе развития специализированных зон выращиванИJI твердых и
Сильных пшениц, расширенИJI зон возделыаании кукурузы по зер
новой технологии, увеличения Производства зернобобовых культур. К 2000 году производство зерна достигнет 90-95 млн тонн;
· создание интенсивного ПРОИЗВодства сахарной свеIOlЫ, мас
лнчных культур, совершенствование видовой и сортовой структу
ры кормовых культур;
· увеличение производства полноценных кормов, комбиJC'OрМОВ
и премиксов;
. интенсификаЦИJl производства льна-долгунца как OДHOГ~ из главных направлений обеспечеНИJl сырьем легкой промышлениости;
. совершенствование племенной работы путем активизации
деяrельности специализированных ХОЗJlЙСТВ;
. реКОНСТРУКЦИJI промышленных комплексов по производству
МJlса,молока,JlИЦ;
. рост производства продукции В крестьянских (фермерских)
и личиых подсобных ХОЗJlЙСТвах.
ЭlIDномичесКaJI и финансOВВJl стабилизацИJI сельскохозяйствениого производства будет обеспечена на основе государственнойподдержки доходов товаропроизводителей, повышенИJI спроса иапродукцию отрасли, установления паритетных ЭlIOномических отношений с другими отраСЛJlМИ экономики.
Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне будет дифференцироваться по продуктам и регионам. Дли сеЛЬСIIDХОЗJlЙственных продуктов, конкурентоспособных на международныхрынках, будут создаваТЬСJl УСЛОВИJl, стимулирующие ЭkСПОРТ. Врегионах массового и эффектнвного сельскохозяйственного производства меры поддержки будут направлены, прежде всего, наповышение эффективности производства и расшнрение сбыта продукции. В регионах депрессивного сельского хозяйства намечается переориентировать субсидин на создан не дополннтельных нсточннков доходов ДЛJI сельского населення.
J'осударственнц поддержка будет ПРОВОДИТЬСJl по следующим направлениям:
. предоставление средств "а безвозвратной основе на развитие сеЛЬСlIDхозяйствеиной науки, поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства, возмещение части затраг на сельскохозяйствеииое страхование. Будет также поддерживаться развитие инженерной инфраструктуры села, в первую очередь, егогазификации, электрификации и строительства дорог;
. предоставление средств на возвратной основе - на реализацию федеральных целевых программ в области агропромышленного IIDмплекса, структурной перестройки, проведение санации
226
227
dl'l 11,11, 1 ' /1 1 I 111 11 ' 1 I 111 I 1 Ii 11 1 ' l' 11' 11'11 ,1 I~ 111' , '~ 'IWI 1111 .~ 1111, 1 I I~III 11 1 11 .' 1;11 1 1'1 ,.! 111 ~! l lllil '11 il . 111; i~ . : 1 ' 1I 11II 1I 1. '~ 11 1I111 . 11 i' ~: 11. 'I~! I ' 1 ' ш I " I 111 1 11 ~ I 1111 1..11111. 1 1 '1 , ' :1 . 1 ~ .. ' 111 IIIIr,1 1111111 ~Irlll:' ~ агропромышленных органнзаций-банкротов, поддержку креднтных н страховых кооператнвов н стартовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, на закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный продовольственныйфонд, создание страхового фонда семян, кормов и запасных частей, на возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции. При этом кредитование сезонных затрат и запасов в агропромышленном комплексе будет осущестВJIJIТЬСЯ обслуживающими банками в основном за счет их ресурсов под гарантии государства. В развитии сельскохозяйственного кредита особu роль отводится кредитным кооперативным товариществам, которые намечается исключить из общего баНКОВСI<DГО законодательного регулирования в части минимальных размеров уставного капитала, резервного фонда и HelCOТOpыx других положений. Они станут источником первоначального капитала для мелкого бизнеса на селе, который призван решить проблемы созданИJJ сельской ннфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве. Большое значение в дальнейшем будут иметь залоговые операции, различные формы торговых (товарных или денежных) кредитов, предоста8ЛJJемых аграрному сектору предприятИJJМИ - поставщиками средств производства, предпрИJJТИJJМИ пищевой и перерабатывающей промышлениости, а также в форме лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования. За период реструктуризации сельского ХОЗJlЙСТва предусмат ривается осуществить меры по П08ышеиию плодородия почв. В этих целях будет существенно увеличено применение минеральных и органических удобрений, постепенно восстанавливатьсясистема их применения, а также реализован комплекс мер, предусмотренных федеральной целевой программой "Повышение nлодо рОДИJJ почв". Важное значение будет придаваться развнтию промышленного семеноводства, внедрению высокопродуктивных сортов и гибридов, устойчивых к экстремальным факторам среды. В животноводстве особое внимание будет уделяться совершеи 228 ствованию селекционно-племенной работы, увеличению региональных и межрегиональных продаж племенных животных и птицы. Обновление и пополнение машинно-тракторного парка в решающей мере будет осуществляться на основе совершенствованиялизинговых операций. Механизм лизинговых отношений, предусматривающий отбор лизинговых посредников на конкурсной основе, в первую очередь будет направлен на устранение монополизма поставщиков. Для этого намечается создание широкой сети региональных компаний с участием коммерческих банков, организаций агропромышленного комплекса и предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Устойчивое производство сельскохозяйственной продукции на этапе реструктуризации сельского хозяйства будет обеспечено за счет внедрения прогрессивных технологий, перехода на качественно новый уровень производства, основанный на более эффективном использовании трудовых, материальных и энергетических ресурсов. Применение новых технологий в сельскохозяйственном производстве будет сконцентрировано на внедрении минимальнойобработки почвы, совмещении технологических операций за одинпроход посевных и уборочных агрегатов, создании и освоении систем промышленного семеноводства, механизированных комплексов по производству, переработке и хранению продовольственногозерна, кормов, других видов сельскохозяйственной продукции, использовании высокоэффективных пород скота и птицы, применении возобновляемых источников энергии. Экономический рост агропромышленного производства позволит продвинуться в решении социальных проблем развития села, улучшении демографической ситуации в сельской местности. Этому будут способствовать меры по развитию инженерного обустройства ссльской местности, созданию малых предприятий различных отраслей материального производства и сферы УСЛУI; созданию новых рабочих мест (возрождение традиционных ремесел ипромыслов ), В особенности в депрессивных сельскохозяйственныхрайонах. 229
,[1' J
Необходимо полностью освободить сельскохозяJlственных товаропроизводнтелей от расходов, связанных с содержанием инженерной и социальной инфраструктуры села. Важнейшим источником получения средств для ее содержании может быть земельныйналог, который должен стать местным налогом (что не исключаетвозможность его частичного аккумулирования на федеральномуровне).
Реализация мер, предусмотренных программой реструктурнзации сельского хозяйства, позволит возобновить рост производ
ства сельскохозяйственной продукции и довести к 2005 roду вало
вой сбор зерна до 95 млн тонн, сахарной свеклы - до 27 млн тонн, lIодсолнечника - до 3,5 млн тонн, скота и птицы - до t 0,8 млн тонн В живой массе, молока - до 44,6 млн тонн, яиц - до 38 млрд штук.
Одновременно предусматривается создание рыночной системы сбыта и реализации продукции.
При этом определение государственных подрядчиlWВ на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия вфедеральный и региональные фонды будет осуществляться исключительно по конкурсу. Кроме того, будут максимально использованы биржи. оптовые рынки и ярмарки. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции будет основано на свободном движе
нии товаров по территории страны. В этих целях предусматривается применение системы санкций к регионам, вводящим экономические и административные барьеры для межрегиональной торговли сельскохозяйственной продукцией.
Осуществление мер по стимулированию новых технологий, развитию импортозамещающего производства, повышению конкурентоспособности на рынках сельскохозяйственной продукциипозволит добиться сокращения зависимости от импортных поставок готовых продуктов питания, совершенствовать механизм защиты отечественных производителей от экспансии импортной продукции, аналоги которой производятся в России.
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта