logo
Раздел2

1. Вооруженные силы рф в период реформ

разрушительного характера к войнам функционального избиратель­ного воздействия.

Ожидается нарастание информационного противоборства, высокоточного оружия с неядерными боеприпасами, средств не­летального поражения, а также оружия, OCHOBaHHoro на новыхфизических принципах и с новыми свойствами. Комплексное при­менение нетрадиционных средств вооруженной борьбы создаетпредпосылкlt к быстрому достижению решающего превосходстваи завоеванию стратегической инициативы в начальный период вой­ны путем внезапного неядерного поражения ключевых обьектовгосударственного управления, энергетики, стратегических военныхобьектов с минимальным физическим воздействием на гражданс­кое население.

Применительно к странам, обладающим ядерным оружием, будет сохраняться угроза перерастания войны с применением обыч­ных вооружений в ядерную. Критическими условиями для Taкoro перерастания MoryT стать потеря значительной части территории и экономичесlЮГО потенциала в ходе обычной войны, преднаме­

ренное выведение из строя противниlЮМ пунктов государственно­го и военного управления, обьектов ракетно-космической оборо­ны, крупных гидроэлектростанций, экономически опасных обьек­тов ядерной энергетики и химии.

Уже сегодня во многих странах происходят процессы радикаль­ного реформирования вооруженных сил, военной инфраструкту­

ры и военных секторов ЭlЮномики. При этом вопросы научно-тех­нического и промышленно-экономического обеспечения намечае­мых реформ становятся для ведущих мировых держав доминан­той в их государственной политике на ближайшие 10-15 лет. Яр­ким тому свидетельством являются подготовленная в США общаяпрограмма "Единая перспектива 2010", в рамках которой на бли­жайшие 10-15 лет ставится задача воплотить в жизнь оперативно­стратегическую концепцию "Всеохватывающее господство".

На достижение целей оперативно-стратегической концепции "Всеохватывающее господство" ориентируются американские кос­мические системы стратегической разведки и иавигации, системы

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)' России - это си­стема предприятий, занимающихся исследованием, разработкой, испытанием и производством вооружения и военной техники

(ВВТ)2, необходимых для оснащения Вооруженных Сил и других

войск3 РФ, а также их реализацией на внешних рынках.

Развитие оборонно-промышленного комплекса (обьемы про­

изводства ВВТ, их перечень) зависит от множества факторов, име­ющих как политическую, так и экономическую природу. К первымпрежде всего относятся программные документы по военному стро­

ительству, выражающие взгляды на характер возможных войн в XXI

веке, структуру Вооруженных сил, развитие системы вооружения Вооруженных Сил и других войск, ко вторым - экономические воз­можности государства. Существенную роль играет и фактическоесостояние ВВТ в эксплуатирующих подразделениях и их соответ­

ствие требованиям, предъявляемым к Вооруженным силам и дру_

гим войскам.

Крупные геополитические изменения, происшедшие в мире,

бурн~е развитие ряда новейших технологий как BoeHHoro, так и

коммерческого назначения, обусловили радикальное переосмыс­ление взглядов на характер возможных войн XXI века. Ожидае­мые изменения в целом сводятся к переходу к 2010-2020 п. от войн

I Наряду с термином "ОПК" ИСПользуются и друтие- "военно-промышлен­

ный комплекс (ВПК)", "военная промышленность", "оборонная промышленность".

2 Под термином ВВТ подразумевается боевая техника, вооружение, боепри­

пасы, а также оборудование для их обслуживания и ремонта.

J К другим войскам относятся внутренние войска, пограничные войска, же­

лезнодорожные войска, войска гражданской обороны, войска правительствен­

ной связи (ФАПСИ). Отдельные виды вооружения и военной техники при меня­

ются в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государствен­ного таможенного комитета, Федеральной службы безопасности и др.

236

237

автоматического управления войсками и оружием в реальном мас­

штабе времени. Создаются специальные формирования информа­

ционного противоборства. Усиливается роль аэромобильных ком­понентов вооруженных сил.

Россия не приемлет концепцию "Всеохватывающее господ­

ство". Отказавшись от идеи противоборства блоков, Россия выбра­

ла компромиссную ЛИнию, одним из важнейших следствий кото­

рой стало асимметричное реагирование на те угрозы националь­

иой безопасности, по которым дисбаланс отношений складывает­

ся не в пользу России. Этим обеспечивается эффективное проти­

водействие любым угрозам национальной безопасности за счетвозможности нанесения гарантированного и неприемлемого для

любого противника ущерба. И достигаться это должно за счет от­

личия не только по составу и структуре вооружения и военной тех­

ники в Вооруженных Силах, но и способов и характера нх исполь­

зования в угрожаемый период.

В условиях резкого ослабления экономического, производ­

ственного и военного потенциала стратегия сдерживания для Рос­сии является единственно возможной, и базироваться она должна

на угрозе применения ядерного оружия в масштабе, соответствую­

щем степени реализованной угрозы.

Самая существенная особенность отечественной военной ре­

формы заключается в том, что проведение ее совпало с глубоким и

развивающимся социально-экономическим кризисом в стране.

Проблемы и задачи реформирования российской военной орга­

низации наиболее полно отражены в "Основах (концепции) госу­

дарственной политики по военному стронтельству в России на пе­

риод до 2005 г." - основополагающем документе, утвержденном

Президентом РФ. В нем сформулированы также принципы осна­

щения реформируемых Вооруженных Сил и других войск совре­

менным вооружением и военной техникой, неразрывно связанныес общей оборонно-промышленной поЛИтикой.

В Вооруженных Силах России осуществляюrся глубокие струк­

турные реформы. В соответствии с указом Президента РФ произ­

веден переход Вооруженных сил РФ от пятивидовой, унаследован­

238

ной от бывшего СССР, к четырехвидовой оргструктуре путем пре­образования с 1999 года двух видов вооружениых сил (ВС) - Воен­но-воздушных сил (ВВС) и войск Противовоздушной обороны(ПВО) в один: Военно-воздушные силы.

Несколько раньше, в 1997 году, произошло слияние с Ракетны­ми войсками стрareгического назначения (РВСН) межвидового родавойск - Военно-космических сил (ВКС) и войск Ракетно-косми­ческой обороны (РКО), что JlВИЛОСЬ эффективным этапом рефор­мирования как в военном, так и в экономическом плане.

В соответствии с положениями "Основ (концепции)..." пред­полагается переход Вооруженных Сил в течение пяти лет на трех­видовую структуру по сферам вооруженной борьбы: Сухопутныевойска (суша), Военно-воздушные силы (воздух - космос), Воен­но-морской флот (море).

Структурные изменения ВС РФ сопровождаюrся резким со­кращением численности личного состава ВС, а также, что весьмаважно, количества вооружения и военной техники. Так, при объе­

дииении Военно-воздушных сил и войск ПВО численность лично­го состава сократилась с 3 18 до 185 тысяч. Численность авиацион­ного парка в результате объединения ВВС и ПВО также сократи­

лась и составила около 4 тыс. самолетов и вертолетов. В целом запериод 1992-1999 гг. штатная численность Вооруженных Сил РФсократилась с 2,8 до 1,2 млн человек.

В условиях экономических преобразований определенные труд­нucти испытывают Вооруженные Силы с поддержанием вооруже­ния и воеиной техиики в боеroтовном СОСТОJlНИИ. Из-за резкогосокращения финансирования практически свелись к нулю поступ­ления новой теХНИkИ и запасных частей к ней. О последствиях не­дофинансирования Вооруженных Сил можно судить по следую­щим примерам. Так, самолетный парк ВВС в 1999 г. по сравнениюс 1991 r. сократился на 70%, при этом доля современных машинсоставляет только 21 %. Вследствие недостатка финансовых и ма­териальных средств исправность авиационной техники составля­

ет 61 %. Это означает, что каждый третий самолет находится в не­исправном состоянии. Среднегодовой налет пилотов снизился

239

I 11

1,

\

I

до 21 часа, в то время как минимально необходимый показатель составляет 80 часов, а в ведущих армиях мира он достигает 200...250 часов. В каждом полку существует только одна эскад­рилья опытных летчиков, которые способны выполнить любоезадание.

Для ВВС критические точки наступят в 2005 и 2010 П., когда продлевать ресурс авиатехники станет невозможным. А по таким самолетам как Ил-18, МиГ-25, AH-12, это время наступит уже в 2001-2002 П., и потребуется закупать им на замену по 200 машин в год. При нынешнем финансировании самолетный парк ремонти­руется только на 9% в год, авиадвигателей - на 5%.

ПЛохо обеспечиваетСJl научный задел будущего Военно-воздуш­ных сил. Запланированные и утверждеиные научно-исследователь­ские и опытно-конструкторские раБоты_ финансируются всего на 16% от необходимого. Выделение средств на ИИОКР только с 1996 г. упало с 29% до 9% от военного бюджета.

Другой пример, ОТНОСJlЩИЙСЯ к области военно-космической деительности. Весьма важной проблемой в области средств досту­па в космичесmе пространство является крайне тяжелое положе­ние с наземной инфраструктурой космодромов РФ. Большинствостартовых и технических комплексов работает за пределами гаран­тийных ресурсов, многие объекты нуждаются в проведении тех­нического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ. Так, из 13 пусковых установок комплексов Плесецка и Байконура 85% не имеют технического ресурса и используются по разовым

допускам. Из числа эксплуатируемых космических аппаратов бо­лее 70% функционируют за пределами гарантийных сроков актив­ного существования, а 35% - с ограничениями по целевому исполь­зованию.

Все это свидетельствует о необходимости оснащения Воору­женных Сил и других войск современными видами вооружения ивоенной техники, производимой предприятиями оборонно-про­мышленного комплекса.