2.1. Топливно-сырьевой комплекс
2.1.1. Потенциал нефтяной
и нефтеперерабатывающей пРО.IНЫшленности
В нефтяном КОмплексе России практически полностью сфор
мирована новая система управления. Созданы вертикально интег
рированные КОмпании "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз",
"Сиданко", "Славнефть", "Восточная нефтяная Компания" (ОАО
"ВНК"), Оренбургская нефтяная акционерная КОмпания ("ОНА
КО"), ОАО "Сибирско_ Уральская нефтегазохимическая КОмпания
("СИБУР"), ОАО "Научно-технологическая компания", РОССИйсквй
межотраслевой научно-технический КОМплекс "Нефтеотдача"
(РМНТК "Нефтеотдача"), "Тюменская нефтяная компания", "Си
бирскаJl нефтяная IЮМпания", "Восточно-Сибирская нефтегазовая
компания" (ОАО "Востсибнефтегаз"), "Нефтяная КОмпания "Коми
ТЭК", а также и две акционерные КОмпании: "Транс нефть "
и "Транснефтепродукт".
Продолжается совершенствование структур управления в ком
паниях и акционерных обществах. Так, АО НК "ЛУКойл" и АО НК
"ЮКОС" про ВОДЯТ работу по централизации управления ВОШед
Шими в них организациями. ОсущеСТВЛJlЮТСЯ переход на еДИные
аlЩии и преобразование дочерних акционерных обществ в филиа
лы. При этом создается единая финансовая система, позволяющая
концентрировать инвестиционные ресурсы для реализации важней
ших проектов.
Нефтяные КОмпании и акционерные общества координируют
работу сВоих организаций в области разведки, обустройства и экс
плуатации меСТОРождения, транспорта, переработки и сбыта не
фти и нефтепродуктов.
В настоящее время СЛОжилось крайне неблаroприятное поло
жение с использованием извлекаемых запасов нефти и обводнен
162
ностью добываемой продукции. В находящихся в промышленной
разработке 1054 месторождениях отобрано около 52% извлекае
мых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти к 2000 году
возросла до 82 процентов, что обусловливаеТ снижение объема и
эффективности ее добычи и создает угрозу потери в недрах весьма
крупных объемов числящихся на балансе извлекаемых запасов.
Значительная доля эксплуатационных затрат связана с добычей,
транспортировкой и закачкой попутно добываемой с нефтью воды
в продуктивные пласты.
До недопустимо низкоro уровня снизились объемы геолоro
разведочных работ. В 2000 roду прирост запасов нефти и газового
конденсата составил 187 млн тонн, из них - 155 млн тонн нефти.
Эro только наполовину компенсирует добычу нефти. Положение усугубляется нецелевым использованием средств, предназначенных для воспроизвОдства минерально-сырьевой базы. Из-за их от
сутствия снижаются объемы эксплуатационного бурения.
В 2000 roду будет пробурено 6800 тыс. noroHHLIX метров roPHLIX
пород, что в 1,5 раза меньше, чем в 1995 roду, и составляет 21,6%
от уровня 1990 roда.
Имеющийся эксплуатационный фонд скважин используется
крайне неудовлетворительно. В простое находятся 27% Bcero фон
да скважин, ремонт и пуск их в работу при существующей системе
налоroобложения нерентабельны для предприятия.
Организации нефтедобывающей промышленности в настоящее Bpe~ не в состоянии поддерживать свой потенциал и решать стоящие перед ними проблемы по обеспечению устойчивой и экономически эффективной добычи нефти из-за тяжелого финансовогоположения.
Острейшей экономической проблемой отрасли продолжают
оставаться неплатежи потребителей нефти и нефтепродуктов.
Основные направления структурной перестройки и управле
ния нефтяным комплексом предусматривают:
. создание крупных хозяйствующих субъектов на рынке нефти и нефтепродуктов в виде вертикально интегрированных ком
паний, объединяющих процессы освоения месторождений, добы
163
fI .1 " I 1.1,1 11 1: i ! / 11. I I I . I 11I I 1111 Н 11111I 11 ~ 1111 1; , I I I I 1 j чи и переработки нефти и сбыта нефтепродуктов, способных аккумулировать и эффективно использовать финансовые, теХНичес кие и материальные ресурсы для реконструкции и расширения ПРоизводства; · сохранение интегрированной Системы магистральных тру_ бопроводов с обеспечением свободного (недискриминированного) доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов; · обеспечение потребностей ВНутреннего РЫНКа нефти и неф тепродуктов и выполнение внешнеэкономических обязательств РОССИйской Федерации; · Создание организационно-правовых и экономических усло вий разВИтия конкурентной среды на региональных рынках нефте ПРОдуктов, обеспечение выхода на региональные рынки нефтепро дуктов нескольких нефТJlНЫХ компаний; · обеспечение равновыгодности Поставки нефти на экспорт и внутренний рынок. для стабилизации УРовня добычи нефти в стране и создания предпосылок его наращивания ПОсле 2000 года в целях обеспече ния растущих потребностей ВНутреннего рынка и ВОЗможного уВе личения поставок на экспорт необходимы опережающие КРУпные капнталовложения в геОлого-разведочные и буровые работы, а так же обустройство нефтяных месторождений, маССОвое внедрение прогрессивной техники и технологии и СОздание производствен_ ной Социально-бытовой инфраструктуры. Основными ИСТОЧНика_ ми этих инвестиций могут стать собственные среДСТва предприя тий отрасли, формируемые (при условии нормализации налоговойсистемы, преодоления КРИЗИСа неплатежей и создания благопри итной экономической ситуации) за счет повышения эффективнос_ ти производственно-финансовой деятельности, а также ПРИВЛека еМЫе средства, ВКЛючая инвестиционные наЛОговые кредиты и кредиты отечественных и иностранных инвесторов под гарантии государства при СНижении креДИТной ставки Центрального банка Российской Федерации и Создании стабильных условий их при влечения и механизмов возврата. Решение основных задач нефтяной промышленности в сред несрочном периоде связаио с совершенствованием налоговой систеМЫ, а также принятием нормативно-правовых документов, обеспечивающих практическую реализацию Закона РФ "О соглашеииях о разделе продукции", и привлечением на этой основе крупныхнегосударственных инвестиций в развитие отрасли. В настоящее время на территории России действукл 26 нефтеперерабатывающих предприятий суммарной мощностью около 300 млн тонн В год в пересчете на сырую нефть. Глубина перерабо'l'КИ нефти находится на уровне 63%, а качество вырабатываемых нефтепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым требованиям и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке. Снижение объемов добычи нефти и потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке прнвело к тому, что загрузка мощностейиефтеперерабатывающих заводов в среднем по стране сократиласьдо 54%. В результате низкой загрузки мощностей, применении устаревших и неэффективных технологических процессов, роста ценН8 нефтяное сырье и тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов, а таkже несовершенства налоговой системы продукты нефтепереработки российских НПЗ по цене и качеству становятся неконкурентоспособными не только на мировом, но и на ВНУТреинем рынке. В ряде регионов страны растут объемы реализацииимпортных нефтепродуктов в условиях ограниченного платежеспособного спроса на отечественную продукцию. Основными целями реструктуризации отрасли в среднесрочной_ перспективе ЯВЛJlклся: . увеЛичение глубины переработки. нефти до 73-75% и повышение эффективности использования нефтяного сырья для обеспечения растущих потребностей страны в нефreпродуктах в условияхпрактически стабильиых объемов добычи и переработки нефти; . увеличение производства и повышение качества моторных топлив, масел и других нефтепродуктов до уровня, соответствующего требованиям международных стандартов, с целью обеспечения коикурентоспособности на внутреннем и мировом рынках; . увеличение экспорта высококачественных нефreпродуlCТOВ и уменьшение на этой основе экспорта сырой нефти; 165 164
~ I
!I I
[1 ,
I 1111
1111/111
/1;
11 I
I : I I1
, 1
I I
i 11
I
· ВЫВод из эксплуатации ИЗЛИШних и неэффективных устано
вок по переработке нефтяного сырья;
· Существенное УЛУчшение экологической обстановки на пред
ПРИятиях отрасли и в раЙонах их расположения, Снижение объе
мов выбросов вредных веществ в окружающую среду до установ
ленных нормативов;
· СНижение энергетических и материальных затрат в Процес
сах нефтепереработки и нефтехимии;
· вовлечение в глубокую переработку ТОПОЧного мазута как
основного и наиболее экономичного направления увеличения вы
работки моторных Топлив.
Потребности ЭКОномики в нефтепродуктах будуТ обеспечивать_
ся за счет проrpаммы реконструкции и модернизации действую
щих МОЩНостей нефтеперерабатывающих заводов и вывода из эк
сплуатации физически и морально устаревших установок.
Стратегия размещения объектов переработки нефти будет На
правлена на обеспечение регионов моторными топливами и дру_
гими нефтепродуктами при максимальном приближении производ
ства к потребителю.
Реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей про
мышленности будет осуществляться ПОэтапно с учетом большой
капиталоемкости и оrpаниченности инвестиционных ресурсов.
Основным источником финансирования работ по реконструкции
будут собственные средства предприятий и нефтяных компаний,
а также среДСТва государственной финансовой Поддержки, оказы
ваемой на возвратной основе в соответствии с постановлением Пра
витеЛьства РОСсийской Федерации от 4 декабря 1995 г. Н!! 1189
"О мерах по финансированию реIroНСТРукции и модернизации пред
приятий нефтеперерабатыIающейй ПРОМышленности России в рам
ках федеральной целевой проrpаммы "Топливо и энергия".
Стимулирование роста ПРОИЗВОдства ВЫСококачественных неф
тепродуктов, особенно с Улучшенными экологическими характе
РИстиками, будет Осуществляться таlCЖе посредством нормативно_
правовоro (через стаидаprы, законодатеЛьные акты) и налоroвого
регулирования (дифференциация ставок налогов и акциза, приме
166
нение штрафных санкций за выбросы отработанных продуктов моторных топлив и т.д.).
В среднесрочном периоде необходимо сохранить роль феде
ральных органов управления в целях надежного топливоснабже
ния потребителей в условиях хозяйственной самостоятельностипредприятий и отсутствия развитой системы новых отношениймежду предприятиями, региональными и федеральными органами управления. При этом усиление роли центральных органов управления должно сопровождаться адекватным усилением их эIroномических обязательств и ответственности за своевременное иполное финансирование поставок энергоресурсов, осуществляемыхв соответствии с решениями этих органов управления.
В настоящее время при несформированной законодательной базе, отсутствии таких фундаментальных законов для нефтегазового Iroмплекса, как закон "О нефти и газе", Налоговый кодекс иряда других, на основе которых в перспективе могут быть разработаны действенные методы косвенного регулирования государствомнефтегазового комплекса, необходимы элементы прямого управления: осуществление контроля государства через участие представителей государства в органах управления акционерных обществ, управление закрепленными в федеральной собственности пакетами акций. Необходимо продолжить формирование законодательной базы в целях создания механизма эффективного управленияпакетами акций, закрепленных в федеральной собственности.
В числе ряда задач по совершенствованию системы управления отраслями нефтегазового комплекса необходимо отметить следующие:
. разработка и реализация программы совершенствования эIroномических отношений и развития конкуренции в нефтегазовомкомплексе, в том числе на основе поддержки развития малого исреднего бизнеса и предоставления ему независимым производителем недискриминационного права доступа к магистральнымтранспортным системам;
. регулирование естественных монополий как составной части промышленной политики, направленной на сохранение сло
167
'1 .1 1 '1 i ': I j" I I I I ЖИВШихся производственно-технологичеСI<:ИХ систем и создание альтериативных систем и УСЛОвий для Привлечения в эти сферы внешних инвестиций; · продолжение СТРуктуриой реформы с учетом проводимой прНDaтнзацни в отраслях естественных МОНОполий (транспоргнров_ I<:a нефти и нефтеПРОДУI<:ТОВ по магистральным трубопроводам, траНСПОРТИРОВI<:а газа по трубопроводам) с сохранением ICOНТРОЛJl государства Над деятельностью УI<:азанных монополцй; · завершение преобразования государственных преДПРИJlТИЙ нефтегазового I<:ОмплеI<:са в аI<:ционерные общества; · совершеНствование Системы заlCOнодательного и норматив Ho-методичесlCOГО обеспечеНИJl управлеЦНJI федеральной собствен ностью в нефтегазовом ICOМПлеI<:се. . усиление государственного регулирования в сфеРе естествен ных монополий в cel<:ТOpax газовой промышленности; . стимулирование I<Oнкуреиции в потенциальио IIOНl<)'pентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее постепенное ослабление государственного регулирования; . развитие I<:OHтpal<:ТHblX отношений между поставщиками и потребителями газа. Реформирование будет иаправлено в первую очередь на формирование 8 регулируемых cel<:ТOpax газовой промышленности системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям: . обеспечение самофинансирования РАО "Газпром" , то есть возмещение обоснованных затрат, включая покрытие текущих издержек, образование необходимых фондов развития и НОРМ8rИВного УРОВIJЯ прибыли; . справедливое распределение валового дохода между пред приятиями, осуществляющими добычу и транспортировку газа; . стимулирование надежного газоснабження посредством установления цен, способствующих безопасному функционированиюи обеспечивающих возмещение связанных с этим издержек; . соответствие цен спросу и предложению, недопущение боль ших дефицитов или нзбытков газа на рынке. Механизм ценообразования будет основываться на налоговой и инвестиционной политике с учетом достойной величины дИhИдендов акционеров РАО "Газпром". В ценах на газ найдут отражение условия I<Oнкуренции различных видов топлива, стимулирование интенсивного энергосбережения. Предусматривается выработка механизма регулирования цен на газ. Цена реализации газа конечным потребителям будет определяться на базе финансовой отчетности и расчета обосноваиныхиздержек предприятий РАО "Газпром" и включать затраты на егодобычу и транспортировку. Усилятся меры контроля со стороныорганов государственного регулирования за уровнем и структуройзатрат на транспортировку газа. Для решения этих задач органамгосударственного регулирования необходимо будет разработатьметодичеСl<Oе обеспечение своей работы. 2.1.2. ПотенцuШl газовой пР(ЩЫшленностu Газовая отрасль JlВЛЯется наиболее УСТОЙЧИВОЙ в РОССИЙСI<OЙ ЭI<OНОМИке. В иаСТОящее BpeМJf газ ПРочно заНJIЛ ЛИДИРующее мес ТО в ПРОИзводстве ТОПЛИвно-энергетических ресурсов, и его ДОЛJl Составляет оrroло 50%. В Состав отрасли входят предприятия по добыче, переработке и траНСПОРТИровке газа. Росснйское акционерное общество "Газпром" объедин_ет 8 целостную технологичесI<yЮ и организационную струюуру 42 До черних предприятия, расПоложенных в различных регионах Рос сии, соста81IJlЮщих Единую систему газоснабжеиия. Эти предпри JlTНJI осуществляют ПОЛНЫЙ ПРОИЗ80дствеНIIЫЙ цикл _ от бурени.. скважин до поставкн газа потребителям. Прнродный газ является одной из важнейших составляющих российского экспорга, более 30% общего объема его добычи по ставляетс_ на внешиий рынок. Целью реСТРУктуризации отрасли ЯвляетСJI формирование ус ловий экономнчески эффективного и надежного газоснабжения ПОТРебителей России, включающих: 168 169
f i
I I
'1 f I
I
I1 i
11 '
в pal'4Kax РАО "Газпром" будет устаНовлено более четкое раз
граничение финансовых результатов по отдельным его структур_
ным подразделениям и видам их деятельности Путем образования
центров затрат и прибыли или создания самостоятельных КОМПа
ний, обеспечения "прозрачности" формирования затрат по всей
"газовой цепочке". Это облегчит коммерциализацию потенциаль_
но КОНкурентных видов деятельности РАО "Газпром" и ПОЗволит
8вести более эффективный режим государственного регулирова
Ииа видов деRтельности в сфере естественных Монополий.
Меры, направленные на стимулирование КОнкуренции в газо
вой промышлениости и ИСПользование эффективных газосберега_
Ющих теХНологий, ДОлжны заКлючаться в следующем. Независи
мые россиitские производители газа на территории РОСсийской
Федерации будут иметь Одинаковые с РАО "Газпром" права досту
па К газотранспортной Системе. Предусматривается внесение не
обходимых изменений в законодательство и процедуры регулиро
вания с целью обеспечения права доступа независимым Произво
дителям газа к газопроводной системе, новым ПРОмышленным за
пасам и меСТОРождениям газа. Тарифы на обслуживание этих про
Изво.аителеit газотранспортными подразделениями РАО "Газпром"
должны утверждаться органами ГОсударственного регулировани..
Коммерческая деятельность независимых РОССИйских произ
водителей газа будет осуществляться на ОСнове прямых контрак
тов с потребителями газа без государственного регулирования цен
продажи газа конечным потребителям.
Цена продажи газа, сэкономленного в реЗультате UСпользова_
ния газосберегающих технологий, ДОлжна стимулироваться регу
ЛИРующими государственными органами.
В целях разВИтия КОНкурентной среды будет осущеСтвлен пе
реход к применению тарифов на УСлуги по транспортировке газапо магистральным газОпроводам для неЗ88ИСИМЫх ПРОИЗводителей
Газа, не входящих в СТРУктурНые подразделения РАО "Газпром".
В частности, намечаются мероприятия:
· по созданию благоприятных экономических УСловий для
170
привлечения отечественных и иностранных инвесторов к освоению новых газовых месторождений и строительству газопроводов;
. по проведению конкурсов на предоставление права разработки газовых месторождений, расположенных вблизи действующейсистемы магистральных газопроводов, на участках, имеющих дефицит ресурсов газа и свободные мощности по транспортировке га18;
. по повышению степени автономности структурных подраз
делений РАО "Газпром" по добыче и транспортировке газа;
. по созданию торговых компаний в целях развития рынка газа
и обеспечения торговых сделок на контрактной основе.
Учитывая, что природный газ является основой российского экспорта и одним из важнейших источников валютных поступлений, стремление РАО "Газпром" к расширению интеграции отрасли в систему мировых хозяйственных связей, подписание доЛJ'Осрочных контрактов на взаимовыгодных условиях с европейскимистранами позволят в значительной степени защитить позиции России на рынках сбыта в европейских странах.
Создание торговых домов, акционерных обществ, совместных предприятий в ряде европейских стран будет способствовать ра(>ширению объемов поставки российского природного газа HeJ10Cредственно конечным потребителям в странах-импортерах.
2. J. 3. Поmенциал угольной пРОМblшленносmи
В настоящее время в угольной промышленности дейс'ГВУюr 30 акционерных компаний и более 500 акционерных обществ. Больщинство предприятий входит в систему компании "Росу голь", которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерацииот 30 декабря 1992 г. Н!! 1702 осуществляет коммерческое управление закрепленными 8 федеральной собственности контрольнымипакетами акций этих предприятий. Другие предприятия входятв систему АООТ "Ростоппром" или в АООТ IIОблкемеровуголь".
Производственные мощности по добыче угля в 2000 году составили 358 млн тонн, в том числе 149 млн тонн на шахтах и 209 млн тонн на разрезах. При этом шахтный и карьерный фонды из
171
li
:il i
11,
ношеиы, используемое оборудование не соответствует мировому
уровню. Значительная часть мощностей по добыче угля и непро
ФИльные производства работают неэффективно. ДОТирование
угольной отрасли в сочетании с недостаточно четкоil нормативной
базой, определяющей механизм целевого распределения и исполь
зования соответСТВующих бюджетных средств, искажает объектив
иые условия КОНкуренции между угледобывающими предприяти
ЯМи, замедЛЯет процесс становления рыночных отношений, сохра
Н1Ieт стремление УГОЛЬНЫХ КОмпаний добиваться выделения дота
ций в ущерб сиижению издержек ПРОИЗВОдства и работе с Потре
бителями, в известной мере способствуя консервации затратной
ЭКОномики в отрасли.
Проблемы предприятий УГОЛЬНОЙ промышленности тесио свя
заны с социально-экономическими проблемами угледобывающих
регионов и характеризуются крайне запущенным состоянием со
циальной сферы МНогих шахтерских городов и поселков, необхо
ДИМОСТЬЮ обеспечения занятости и социальной Поддержки выс
вобождаемых работников, существенной зависимостью социаль
НО-Экономической ситуации в угледобывающих реГИонах от со
СТOflНия дел на УГОльных преДПРИJlТifях, негативным ЭКОлогичес
ким воздействием угольного производства на УСЛОвия жизни на
селения.
РеСТРУктуризация угольной ПРОМышленности России заклю
чается в осущеСтвлении мероприятий, направленных на преобра
3ОJlaние производственной и организационной Структур УГОЛЬНОЙ
отрасли в целях повышения ее эффективности и решение сопря
Женных социально-экономических проблем угледобывающих ре
Гионов.
Основными целями реСТРУктуризации угольной промышлен_
ности ЯВЛЯются:
· формирование КОнкурентоспособных УГОЛЬНЫХ компаний,
обеспечивающих самофинансирование на перспективу;
· обеспечение социальной защищенности работников отрас
ли и высвобождаемых ТРУдящихся;
172
. последовательное снижение государственной поддержки
предприяТИЙ отрасли;
. социально-экономическое, экологическое оздоровление н обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах.
Цели реструктуризации угольной промышленности отражают многообразие приоритетов (интересов) основных участников процесса реструктуризации.
Основными направлениями реструктуризации угольной про
мышленности являются:
в производственноu сфере:
. создание прибыльного угольного производства на базе перс
пективных и стабильно работающих предприятий;
. ликвидация особо убыточных и неперспективных предпри
ятий;
. выделение непрофильных видов деятельности, непосредственно не входящих в технологический комплекс основного произво.:..
ства, прежде всего обслуживание социальной инфраструктуры;
. развитие научно-технического потенциала;
. углубление процесса преобразования форм собственности; . трансформация системы управления угольной промышлен
ностью;
в СОЦUШlЬ1l0U сфере:
. социальная защита высвобождаемых работников 8 связи С
реструктуризацией;
. охрана труда;
. повышение квалификации и переобучение работников;
. совершенствование социальной инфраструктуры шахтерских
городов и поселков.
Реформирование производственной и социальной сфер будет увязано с мерами по дальнейшему совершенствованию механизма государственной поддержки угольной промышленности.
Реструктуризация угольной отрасли будет достигнута в результате осуществления мероприятий по стратегическим направлениям, обеспечивающим достижение ее целей.
173
.ОРмирование рентабельных УГОЛЬНЫХ компаний. Форми
рование рентабельных угольных Компаний будет осуществляться
Путем КОнсолидации закрепленных в федеральной собственности
акций эффекгивных предприятий Основного и вспомогательного
производств и Вьщеления из состава акционерных угольных ком
паний иеперспекгивных и особо убыточных шахт и разрезов с пос
ледующей их ликвидацией. Предполагается завершить передачу
объектов социальной сферы от угольных КОмпаний органам мест
НОro самоуправления, а также ускорить создание УСЛовий и меха
низмов, ПОзволяющих освободить угольные Компании от несвой
ственных субъекгам рынка социальных обязательств.
лнквнд'циJl убыточных неперспективных угледобываю_
lЦих предприятий, выделение непрофильных предприятий.
за период реСТРУктуризации УГОЛьной ПРОМышленности предус
матривается ЛИКВИдировать с участием государства и ИСПОЛьзова_
HJfeJ.f средств федерального БЮджета не менее 140 убыточных шахт
и разрезов суммарной мощностью по добыче 49 МЛН тонн угля В l"Oa Jf ЧИСЛОМ заНЯтых около 140 тыс. человек. ЛJfквидация убыточ
ных угледобывающих предприятий, ПОявляющихся в составе рен
табельных УГОЛЬНЫХ КОмпаНJfЙ После завершеНJfЯ периода реструк
туризаЦИJf, будет осуществляться самими компаНИЯМJf без участJfЯ
государства. Завершится Вывод из СОстава УГОЛЬНОЙ ПрОМЫШлен
Ности непрофильньных предприятий.
Трансформация системы управлеИИJl, коммерциализация и деМОНОПОлизация. Реформирование отраслевой системы управ
ленИJI будет направлено на ее децентрализацию, Создание УСловий
для формирования рентабельных угольных Компаний и КОНкурен
Тной среды в УГОЛЬНОМ ceкrope экономики. Будут приняты меры
по созданию института доверительноro управления, предусматри
вающего, по договору с Правительством Российской Федерации,
ВЫполнеиие работ по ПОВышению рентабельности перспекгивных
угольных КОмпаний и ЛИКВИдации особо убыточных неперспекгив_
ных предприятий. В реЗультате реСТРуктуризации ОСНОвными
субъектами угольного сектора экономики станут самофннансиру_
еМЫе УГОЛЬНЫе КОмпании.
174
Инвестиции. Модернизация, реконструкция действующих и строительство новых предприятий и производств будут осуществJ1JIТbCJl за счет собственных средств угольных компаний, заЙМ08, частных внутренннх и иностранных инвестиций. Средства государственной поддержки, вьщеляемые на эти цели, будут способствовать развитию указанной инвестиционной деятельности.
Выделение бюджетных средств на возмещение убытков ПРОИЗ80дства. Последовательное сокращение размера бюджетных средств Jla возмещеиие убытков производства осуществляется путем селективной поддержки угледобывающих предприятий, 80Змещающих свои производственные расходы за счет реализациипроизведенной продукции.
Меры в социальной сфере. СМJlгчение негативны! социальных издержек реструктуризации будет осуществляться прежде всего путем принятия упреждающих мер содействия занятости населения параллельно с программами создания новых недотируемых рабочих мест, выплат установленных действующим законодательством пособий и компенсаций, предоставления льготвысвобождаемым работникам угольной промышленности, члеиамих семей, пенсионерам и инвалидам, работавшим в угольной от
расли, семьям погибших шахтеров. Будет завершен процесс передачи в ведение органов местного самоуправления находящихCJl на балансе организаций угольной промышленности обьекговсоциальной сферы, жилищного фонда и других элементов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков. В дальнейшем предусматривается реформировать управление указаннойсоциальной инфраструктурой и сложившиеся в ней отношениясобственности.
Реструктуризация угольной промышлениости позволит кардинально повысить эффективность производственного потенциалаотрасли за счет вывода из эксплуатации особо убыточных и неэффективных шахт и разрезов, строительства и ввода в действие высокоприбьшьных угольных предприятий, прироста мощностей перспективных предприятий.
175
/ ,11 II 111 1 ' ; 11 ; I 1, . ' I I , :!; 1~11 I ;,' I! I11111 '11 ! 1I 1111111 I I I !/I 111" 11 I 11, ИНституциональные изменения в УГольной отрасли предусмат риваюr КОмплекс мер, направленных на обеспечение согласован IЮГО управления двумя основными видами государственных ресур сов: закрепленными в федеральной собственности пакетами акций угольных компаний и средствами государственной поддержки угольной отрасли. Управление этими ресурсами по Отношеиию к разным груп пам предприятий будет принципиально разЛИЧным. Первая группа предприятий - это рентабельные угольные ком панни. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акцийэтой группы угольных КОмпаний будут продаваться после СОответ ствующей ПоДготовки. Средства государственной поддержки бу дут предостаВЛJlТЬСЯ рентабельным компаниям в основном на кон курсной и возвратной основе для софинансирования наиболее эф Фсктивных инвестиционных проектов и при условии Привлечения 8 эти проекты негосударственных средств. Вторая группа предприятий - это нерентабельные УГОЛЬНЫе ICOt.fпании, kOТopыe при определенных УСЛовиях в течение ближай Ших двух-трех лет могут стать рентабельными. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы потенци ально рентабельных УГОльных компаний могут быть переданы на этот период в доверительное управление разЛичным доверитель ным упраВJIJIЮщим. Средства государственной поддержки предпри JlТИIIМ второй группы будУТ выделяться на Льroтных условиях толысо а течение переходного периода исключительно на финансирова "ие JЮmcретных проектов реСТРУКТУризации (финансового оздоров JJения) КОмпаний. Третья группа - это убыточные угольные предприятия, не име Ющие реальной перспективы стать рентабельными и подлежащие ДИl<8идации. Закрепленные в федеральной собственности пакеты 8JЩИЙ ЭТОЙ группы ЛИКlJИдируемых предприятий могут передавать ся в доверительное управление. Средства государственной поддер жки ликвндируемым предприятиям будут напраВЛJlТЬСЯ на компен сацяю убытков текущей деятельности до начала ликвидации и финансирование по смете мероприятий по ликвидации. Бюджет Единая энергетическая система (ЕЭС) России с установленной мощностью электростанций 192 млн кВт обеспечивает электроэнергией 98% потребителей страны. Централизованная система управле"ия и режимов работы ЕЭС России осуществляется Цeнr ральным диспетчерским управлением. На начало XXI века ЕЭС России объединяет параллельную работу 68 из 73 энергосистем. Объединенная энергосистема ВостоЮl работает изолированно от ЕЭС России. Параллельно с ЕЭС России работают энергосистемы Казахстана, Украины, Закавказья, Белоруссии и Финляндии. от сетей ЕЭС России осуществляется электроснабжение отдельных потребителей Норвегии, Монголии и Киrая. Производство электроэнергии в России в 2000 году составит 847 млрд кВТ.ч против 1082,5 млрд КВТ.ч в 1990 году, Т.е. уменьшится на 22%. При этом по АЭС производство составит 109 млрдкВТ.ч против 118,3 млрд кВт.ч 8 1990 году и уменьшится на 8%. За последние годы снижение уровня электропотребления происходило за счет спада промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, сокращения объемов строительства и перевозок нажелезнодорожном транспорте. В результате резкого снижения электропотребления резерв электрической мощности по отношению ксуммарному максимуму нагрузки в целом по России увеЛИЧИЛСJl с3,4% в 1991 году до 30,0% в 1999 году. За годы реформ электроэнергетика России претерпела радикальные преобразования за счет перехода от интегрированной, цен ные средства будут выделяться по договорам на условиях жестко го контроля со стороны государства за Финансово-хозяйственной деятельиостью предприятий и их целевым использованием. Магистральное направление реформы угольной промышленноСТИ - это создание эффективной бездотационной отрасли, способной к самостоятельному привлечению инвестиций в длительной перспективе. 2.2. Электроэнерrетический КОМRлекс 176 177
11111
11 i II!
!I I1 ! ii!l!
I!
j~!
il"llll
1(11/1
1рализованно управляемой государственной Системы к полностью
акционированной и частично приватизированной СТРУКТУРе энер
гетических компаний, работающих на федеральном и региональ
ном уровнях. В частности, созданы;
· на федеральном уровне - РАО "ЕЭС России", активы которо
го состоят из ИМУЩества, образующего общесистемные ВЫСОКОволь
Тные линии электропередачи, систему диспетчерского управления
(ЦДУ ЕЭС России), крупных электростанций федерального значе
Itия, акций дочерних региональных акционерных обществ энерге
ТИJCи и электрификации. Контрольный пакет акций государства в
РАО "ЕЭС России" составляет 64%;
· на региональном уровне - 72 акционерных общества энерге
тики и электрификации;
· федеральный ОПтовый рынок электрической энергии и мощ
Ности (ФОРЭМ), на котором реализуется 30% ПРОИЗВодимой в стра
lIе элепроэнергии, при это~ ДОЛЯ АЭС на указанном рынке состав
ляет около 40%;
· система государственного регулирования тарифов на элект
ричес"УЮ и тепловую энергию на федеральном (Федеральная энер
гетическая комиссИJI Российской Федерации - ФЭК) и региональ
ном (региональные энергетические КОмиссии субъектов Российс
кой Федерации - РЭК) уровнях;
· минимально необходимая нормаТИВно-правовая база государ
ственного регулирования тарифов на электроэнергию и тепло и
функционирования ФОРЭМ (федерального оптового рынка энер
гии и мощности). Сложившаяся СТРуюура управления отраслью
ПОЗВОЛила за этот период обеспечить УСТОЙЧивое энергоснабжение
потребителей во всех районах страны, за Исключением Северного
Кавказа, г. Архангельска и отдельных районов Дальнего Востока.
При намечаемом подъеме народного ХОзяйства страны для на
дежного и УСтойчивого обеспечения потребителей будут загруже
ны действующие МОщности и обеспечен ввод новых генерирую
щих Мощностей, включая АЭС.
Сверхиормативный резерв Мощности ПОзволяет в ближайшие
годы оБНОвить основные промышлеННО-ПРОизводственные фонды
178
за счет модернизации и реконструкции, а также про извести демон
таЖ устаревшего оборудования. Финансирование этих работ будет
осуществляться за счет средств предприятий.
Вместе с тем основной объем инвестиций используетс" неэф~ фектиВНО. В течение 1993-1999 годов инвестиционные средства РАО "ЕЭС России", акционерных обществ энерго- и атомной энергетики, направленные на капитальные вложения, составили в ценах 1995 года 68,6 трлн рублей. За счет этих средств введено в действие 4,9 млн кВт, в том числе в атомной энергетике - 1,0 мли кВт. Стоимость введенной мощности выше (примерно в 1,5 раза) мировых показателей.
Проблематичным становится сохранение в перспективиом периоде доли атомных электростанций в общем балансе электроэнергии и мощности, так как намечаемые до 2000 года к вводу мощности смогут только заместить мощности, выбывающие из эксплуатации.
В этой связи особо актуальным становится поиск нового подхода к формированию инвестиционных средств в отрасли электроэнергетики. При этом следует рассматривать весь спектр инвестициоtlных решений, включая возможности по энергосбережению, и выБН4 рать инвестиционную стратегию с наименьшими затратами.
Инвестиционные средства в региональных акционерных обществах энергетики и электрификации будут формироваться в основном за счет собственных источников с привлечением в случаенедостатка средств сторонних инвесторов и кредитных (заемных) ресурсов.
Предусматривается в качестве временной меры сохранить об
разование целевых инвестиционных средств для обеспечения функционирования и развития Единой энергетической системы, установив, что получаемые инвестиционные средства должны бы1'Ьоформлены в установленном порядке как увеличение вклада государства в уставный капитал РАО "ЕЭС России". За этот периоднамечается обеспечить выпуск долгосрочного облигационного займа РАО "ЕЭС России" для размещения на российском и зарубежном рынках капитала.
179
- 2. Потенциал добываюЩих отраслей
- 2.1. Топливно-сырьевой комплекс
- 2.3. Регулирование естественных монополий в промышленности
- 3. Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности
- 3.1. Потенциал металлургического комплекса
- 3.1./. Черная металлургия
- 1. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства
- 2. Ресурсный потенциал в сельском хозяйстве
- 3. Потенциал предприятий продовольственного комплекса и продовольственная безопасность россии
- 1. Вооруженные силы рф в период реформ
- 1. Структура 80Енно-промылЕнногоo комплекса
- 3. Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса
- 4. Система управления военно-промышленным комплексом
- 4. Березуцкий ю.А.. Солодков в.Т Финансово-промышленные группы России: необходимость, сущность, перспективы. - Иркутск, 1998.
- 1. Особенности формирования и географическое расположение финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 2. Критерии классификации российских финАнсово-промылЕннъIхx групп
- 1. Состояние и предпосЫлки развития отечественного экспорта
- 3. Экономические меры государства по стимулированию экспорта