logo
Раздел2

2.1. Топливно-сырьевой комплекс

2.1.1. Потенциал нефтяной

и нефтеперерабатывающей пРО.IНЫшленности

В нефтяном КОмплексе России практически полностью сфор­

мирована новая система управления. Созданы вертикально интег­

рированные КОмпании "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз",

"Сиданко", "Славнефть", "Восточная нефтяная Компания" (ОАО

"ВНК"), Оренбургская нефтяная акционерная КОмпания ("ОНА­

КО"), ОАО "Сибирско_ Уральская нефтегазохимическая КОмпания

("СИБУР"), ОАО "Научно-технологическая компания", РОССИйсквй

межотраслевой научно-технический КОМплекс "Нефтеотдача"

(РМНТК "Нефтеотдача"), "Тюменская нефтяная компания", "Си­

бирскаJl нефтяная IЮМпания", "Восточно-Сибирская нефтегазовая

компания" (ОАО "Востсибнефтегаз"), "Нефтяная КОмпания "Коми­

ТЭК", а также и две акционерные КОмпании: "Транс нефть "

и "Транснефтепродукт".

Продолжается совершенствование структур управления в ком­

паниях и акционерных обществах. Так, АО НК "ЛУКойл" и АО НК

"ЮКОС" про ВОДЯТ работу по централизации управления ВОШед­

Шими в них организациями. ОсущеСТВЛJlЮТСЯ переход на еДИные

аlЩии и преобразование дочерних акционерных обществ в филиа­

лы. При этом создается единая финансовая система, позволяющая

концентрировать инвестиционные ресурсы для реализации важней­

ших проектов.

Нефтяные КОмпании и акционерные общества координируют

работу сВоих организаций в области разведки, обустройства и экс­

плуатации меСТОРождения, транспорта, переработки и сбыта не­

фти и нефтепродуктов.

В настоящее время СЛОжилось крайне неблаroприятное поло­

жение с использованием извлекаемых запасов нефти и обводнен­

162

ностью добываемой продукции. В находящихся в промышленной

разработке 1054 месторождениях отобрано около 52% извлекае­

мых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти к 2000 году

возросла до 82 процентов, что обусловливаеТ снижение объема и

эффективности ее добычи и создает угрозу потери в недрах весьма

крупных объемов числящихся на балансе извлекаемых запасов.

Значительная доля эксплуатационных затрат связана с добычей,

транспортировкой и закачкой попутно добываемой с нефтью воды

в продуктивные пласты.

До недопустимо низкоro уровня снизились объемы геолоro­

разведочных работ. В 2000 roду прирост запасов нефти и газового

конденсата составил 187 млн тонн, из них - 155 млн тонн нефти.

Эro только наполовину компенсирует добычу нефти. Положение усугубляется нецелевым использованием средств, предназначен­ных для воспроизвОдства минерально-сырьевой базы. Из-за их от­

сутствия снижаются объемы эксплуатационного бурения.

В 2000 roду будет пробурено 6800 тыс. noroHHLIX метров roPHLIX

пород, что в 1,5 раза меньше, чем в 1995 roду, и составляет 21,6%

от уровня 1990 roда.

Имеющийся эксплуатационный фонд скважин используется

крайне неудовлетворительно. В простое находятся 27% Bcero фон­

да скважин, ремонт и пуск их в работу при существующей системе

налоroобложения нерентабельны для предприятия.

Организации нефтедобывающей промышленности в настоящее Bpe~ не в состоянии поддерживать свой потенциал и решать сто­ящие перед ними проблемы по обеспечению устойчивой и эконо­мически эффективной добычи нефти из-за тяжелого финансовогоположения.

Острейшей экономической проблемой отрасли продолжают

оставаться неплатежи потребителей нефти и нефтепродуктов.

Основные направления структурной перестройки и управле­

ния нефтяным комплексом предусматривают:

. создание крупных хозяйствующих субъектов на рынке не­фти и нефтепродуктов в виде вертикально интегрированных ком­

паний, объединяющих процессы освоения месторождений, добы­

163

fI

.1

"

I

1.1,1 11

1: i

!

/

11. I

I I

. I

11I

I

1111

Н

11111I 11

~ 1111 1;

,

I I

I

I

1

j

чи и переработки нефти и сбыта нефтепродуктов, способных ак­кумулировать и эффективно использовать финансовые, теХНичес­

кие и материальные ресурсы для реконструкции и расширения

ПРоизводства;

· сохранение интегрированной Системы магистральных тру_

бопроводов с обеспечением свободного (недискриминированного)

доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов;

· обеспечение потребностей ВНутреннего РЫНКа нефти и неф­

тепродуктов и выполнение внешнеэкономических обязательств

РОССИйской Федерации;

· Создание организационно-правовых и экономических усло­

вий разВИтия конкурентной среды на региональных рынках нефте­

ПРОдуктов, обеспечение выхода на региональные рынки нефтепро­

дуктов нескольких нефТJlНЫХ компаний;

· обеспечение равновыгодности Поставки нефти на экспорт и

внутренний рынок.

для стабилизации УРовня добычи нефти в стране и создания

предпосылок его наращивания ПОсле 2000 года в целях обеспече­

ния растущих потребностей ВНутреннего рынка и ВОЗможного уВе­

личения поставок на экспорт необходимы опережающие КРУпные

капнталовложения в геОлого-разведочные и буровые работы, а так­

же обустройство нефтяных месторождений, маССОвое внедрение

прогрессивной техники и технологии и СОздание производствен_

ной Социально-бытовой инфраструктуры. Основными ИСТОЧНика_

ми этих инвестиций могут стать собственные среДСТва предприя­

тий отрасли, формируемые (при условии нормализации налоговойсистемы, преодоления КРИЗИСа неплатежей и создания благопри­

итной экономической ситуации) за счет повышения эффективнос_

ти производственно-финансовой деятельности, а также ПРИВЛека­

еМЫе средства, ВКЛючая инвестиционные наЛОговые кредиты и

кредиты отечественных и иностранных инвесторов под гарантии

государства при СНижении креДИТной ставки Центрального банка

Российской Федерации и Создании стабильных условий их при­

влечения и механизмов возврата.

Решение основных задач нефтяной промышленности в сред­

несрочном периоде связаио с совершенствованием налоговой сис­теМЫ, а также принятием нормативно-правовых документов, обес­печивающих практическую реализацию Закона РФ "О соглашеии­ях о разделе продукции", и привлечением на этой основе крупныхнегосударственных инвестиций в развитие отрасли.

В настоящее время на территории России действукл 26 нефте­перерабатывающих предприятий суммарной мощностью около 300 млн тонн В год в пересчете на сырую нефть. Глубина перерабо'l'КИ нефти находится на уровне 63%, а качество вырабатываемых неф­тепродуктов в большинстве случаев не соответствует мировым тре­бованиям и не позволяет им конкурировать на внешнем рынке.

Снижение объемов добычи нефти и потребления нефтепродук­тов на внутреннем рынке прнвело к тому, что загрузка мощностейиефтеперерабатывающих заводов в среднем по стране сократиласьдо 54%. В результате низкой загрузки мощностей, применении ус­таревших и неэффективных технологических процессов, роста ценН8 нефтяное сырье и тарифов на железнодорожные перевозки неф­тепродуктов, а таkже несовершенства налоговой системы продук­ты нефтепереработки российских НПЗ по цене и качеству стано­вятся неконкурентоспособными не только на мировом, но и на ВНУТ­реинем рынке. В ряде регионов страны растут объемы реализацииимпортных нефтепродуктов в условиях ограниченного платежес­пособного спроса на отечественную продукцию.

Основными целями реструктуризации отрасли в среднесроч­ной_ перспективе ЯВЛJlклся:

. увеЛичение глубины переработки. нефти до 73-75% и повы­шение эффективности использования нефтяного сырья для обеспе­чения растущих потребностей страны в нефreпродуктах в условияхпрактически стабильиых объемов добычи и переработки нефти;

. увеличение производства и повышение качества моторных топлив, масел и других нефтепродуктов до уровня, соответствую­щего требованиям международных стандартов, с целью обеспече­ния коикурентоспособности на внутреннем и мировом рынках;

. увеличение экспорта высококачественных нефreпродуlCТOВ и уменьшение на этой основе экспорта сырой нефти;

165

164

~ I

!I I

[1 ,

I 1111

1111/111

/1;

11 I

I : I I1

, 1

I I

i 11

I

· ВЫВод из эксплуатации ИЗЛИШних и неэффективных устано­

вок по переработке нефтяного сырья;

· Существенное УЛУчшение экологической обстановки на пред­

ПРИятиях отрасли и в раЙонах их расположения, Снижение объе­

мов выбросов вредных веществ в окружающую среду до установ­

ленных нормативов;

· СНижение энергетических и материальных затрат в Процес­

сах нефтепереработки и нефтехимии;

· вовлечение в глубокую переработку ТОПОЧного мазута как

основного и наиболее экономичного направления увеличения вы­

работки моторных Топлив.

Потребности ЭКОномики в нефтепродуктах будуТ обеспечивать_

ся за счет проrpаммы реконструкции и модернизации действую­

щих МОЩНостей нефтеперерабатывающих заводов и вывода из эк­

сплуатации физически и морально устаревших установок.

Стратегия размещения объектов переработки нефти будет На­

правлена на обеспечение регионов моторными топливами и дру_

гими нефтепродуктами при максимальном приближении производ­

ства к потребителю.

Реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей про­

мышленности будет осуществляться ПОэтапно с учетом большой

капиталоемкости и оrpаниченности инвестиционных ресурсов.

Основным источником финансирования работ по реконструкции

будут собственные средства предприятий и нефтяных компаний,

а также среДСТва государственной финансовой Поддержки, оказы­

ваемой на возвратной основе в соответствии с постановлением Пра­

витеЛьства РОСсийской Федерации от 4 декабря 1995 г. Н!! 1189

"О мерах по финансированию реIroНСТРукции и модернизации пред­

приятий нефтеперерабатыIающейй ПРОМышленности России в рам­

ках федеральной целевой проrpаммы "Топливо и энергия".

Стимулирование роста ПРОИЗВОдства ВЫСококачественных неф­

тепродуктов, особенно с Улучшенными экологическими характе­

РИстиками, будет Осуществляться таlCЖе посредством нормативно_

правовоro (через стаидаprы, законодатеЛьные акты) и налоroвого

регулирования (дифференциация ставок налогов и акциза, приме­

166

нение штрафных санкций за выбросы отработанных продуктов моторных топлив и т.д.).

В среднесрочном периоде необходимо сохранить роль феде­

ральных органов управления в целях надежного топливоснабже­

ния потребителей в условиях хозяйственной самостоятельностипредприятий и отсутствия развитой системы новых отношениймежду предприятиями, региональными и федеральными органа­ми управления. При этом усиление роли центральных органов уп­равления должно сопровождаться адекватным усилением их эIro­номических обязательств и ответственности за своевременное иполное финансирование поставок энергоресурсов, осуществляемыхв соответствии с решениями этих органов управления.

В настоящее время при несформированной законодательной базе, отсутствии таких фундаментальных законов для нефтегазо­вого Iroмплекса, как закон "О нефти и газе", Налоговый кодекс иряда других, на основе которых в перспективе могут быть разрабо­таны действенные методы косвенного регулирования государствомнефтегазового комплекса, необходимы элементы прямого управле­ния: осуществление контроля государства через участие предста­вителей государства в органах управления акционерных обществ, управление закрепленными в федеральной собственности пакета­ми акций. Необходимо продолжить формирование законодатель­ной базы в целях создания механизма эффективного управленияпакетами акций, закрепленных в федеральной собственности.

В числе ряда задач по совершенствованию системы управле­ния отраслями нефтегазового комплекса необходимо отметить сле­дующие:

. разработка и реализация программы совершенствования эIro­номических отношений и развития конкуренции в нефтегазовомкомплексе, в том числе на основе поддержки развития малого исреднего бизнеса и предоставления ему независимым производи­телем недискриминационного права доступа к магистральнымтранспортным системам;

. регулирование естественных монополий как составной час­ти промышленной политики, направленной на сохранение сло­

167

'1

.1

1

'1 i

': I

j"

I

I

I I

ЖИВШихся производственно-технологичеСI<:ИХ систем и создание

альтериативных систем и УСЛОвий для Привлечения в эти сферы

внешних инвестиций;

· продолжение СТРуктуриой реформы с учетом проводимой

прНDaтнзацни в отраслях естественных МОНОполий (транспоргнров_

I<:a нефти и нефтеПРОДУI<:ТОВ по магистральным трубопроводам,

траНСПОРТИРОВI<:а газа по трубопроводам) с сохранением ICOНТРОЛJl

государства Над деятельностью УI<:азанных монополцй;

· завершение преобразования государственных преДПРИJlТИЙ

нефтегазового I<:ОмплеI<:са в аI<:ционерные общества;

· совершеНствование Системы заlCOнодательного и норматив­

Ho-методичесlCOГО обеспечеНИJl управлеЦНJI федеральной собствен­

ностью в нефтегазовом ICOМПлеI<:се.

. усиление государственного регулирования в сфеРе естествен­

ных монополий в cel<:ТOpax газовой промышленности;

. стимулирование I<Oнкуреиции в потенциальио IIOНl<)'pентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее постепен­ное ослабление государственного регулирования;

. развитие I<:OHтpal<:ТHblX отношений между поставщиками и

потребителями газа.

Реформирование будет иаправлено в первую очередь на фор­мирование 8 регулируемых cel<:ТOpax газовой промышленности си­стемы цен на газ, отвечающей следующим требованиям:

. обеспечение самофинансирования РАО "Газпром" , то есть возмещение обоснованных затрат, включая покрытие текущих из­держек, образование необходимых фондов развития и НОРМ8rИВ­ного УРОВIJЯ прибыли;

. справедливое распределение валового дохода между пред­

приятиями, осуществляющими добычу и транспортировку газа;

. стимулирование надежного газоснабження посредством ус­тановления цен, способствующих безопасному функционированиюи обеспечивающих возмещение связанных с этим издержек;

. соответствие цен спросу и предложению, недопущение боль­

ших дефицитов или нзбытков газа на рынке.

Механизм ценообразования будет основываться на налоговой и инвестиционной политике с учетом достойной величины дИhИ­дендов акционеров РАО "Газпром". В ценах на газ найдут отраже­ние условия I<Oнкуренции различных видов топлива, стимулирова­ние интенсивного энергосбережения.

Предусматривается выработка механизма регулирования цен на газ. Цена реализации газа конечным потребителям будет опре­деляться на базе финансовой отчетности и расчета обосноваиныхиздержек предприятий РАО "Газпром" и включать затраты на егодобычу и транспортировку. Усилятся меры контроля со стороныорганов государственного регулирования за уровнем и структуройзатрат на транспортировку газа. Для решения этих задач органамгосударственного регулирования необходимо будет разработатьметодичеСl<Oе обеспечение своей работы.

2.1.2. ПотенцuШl газовой пР(ЩЫшленностu

Газовая отрасль JlВЛЯется наиболее УСТОЙЧИВОЙ в РОССИЙСI<OЙ

ЭI<OНОМИке. В иаСТОящее BpeМJf газ ПРочно заНJIЛ ЛИДИРующее мес­

ТО в ПРОИзводстве ТОПЛИвно-энергетических ресурсов, и его ДОЛJl

Составляет оrroло 50%.

В Состав отрасли входят предприятия по добыче, переработке

и траНСПОРТИровке газа.

Росснйское акционерное общество "Газпром" объедин_ет 8

целостную технологичесI<yЮ и организационную струюуру 42 До­

черних предприятия, расПоложенных в различных регионах Рос­

сии, соста81IJlЮщих Единую систему газоснабжеиия. Эти предпри­

JlTНJI осуществляют ПОЛНЫЙ ПРОИЗ80дствеНIIЫЙ цикл _ от бурени..

скважин до поставкн газа потребителям.

Прнродный газ является одной из важнейших составляющих

российского экспорга, более 30% общего объема его добычи по­

ставляетс_ на внешиий рынок.

Целью реСТРУктуризации отрасли ЯвляетСJI формирование ус­

ловий экономнчески эффективного и надежного газоснабжения

ПОТРебителей России, включающих:

168

169

f i

I I

'1 f I

I

I1 i

11 '

в pal'4Kax РАО "Газпром" будет устаНовлено более четкое раз­

граничение финансовых результатов по отдельным его структур_

ным подразделениям и видам их деятельности Путем образования

центров затрат и прибыли или создания самостоятельных КОМПа­

ний, обеспечения "прозрачности" формирования затрат по всей

"газовой цепочке". Это облегчит коммерциализацию потенциаль_

но КОНкурентных видов деятельности РАО "Газпром" и ПОЗволит

8вести более эффективный режим государственного регулирова­

Ииа видов деRтельности в сфере естественных Монополий.

Меры, направленные на стимулирование КОнкуренции в газо­

вой промышлениости и ИСПользование эффективных газосберега_

Ющих теХНологий, ДОлжны заКлючаться в следующем. Независи­

мые россиitские производители газа на территории РОСсийской

Федерации будут иметь Одинаковые с РАО "Газпром" права досту­

па К газотранспортной Системе. Предусматривается внесение не­

обходимых изменений в законодательство и процедуры регулиро­

вания с целью обеспечения права доступа независимым Произво­

дителям газа к газопроводной системе, новым ПРОмышленным за­

пасам и меСТОРождениям газа. Тарифы на обслуживание этих про­

Изво.аителеit газотранспортными подразделениями РАО "Газпром"

должны утверждаться органами ГОсударственного регулировани..

Коммерческая деятельность независимых РОССИйских произ­

водителей газа будет осуществляться на ОСнове прямых контрак­

тов с потребителями газа без государственного регулирования цен

продажи газа конечным потребителям.

Цена продажи газа, сэкономленного в реЗультате UСпользова_

ния газосберегающих технологий, ДОлжна стимулироваться регу­

ЛИРующими государственными органами.

В целях разВИтия КОНкурентной среды будет осущеСтвлен пе­

реход к применению тарифов на УСлуги по транспортировке газапо магистральным газОпроводам для неЗ88ИСИМЫх ПРОИЗводителей

Газа, не входящих в СТРУктурНые подразделения РАО "Газпром".

В частности, намечаются мероприятия:

· по созданию благоприятных экономических УСловий для

170

привлечения отечественных и иностранных инвесторов к освое­нию новых газовых месторождений и строительству газопроводов;

. по проведению конкурсов на предоставление права разработ­ки газовых месторождений, расположенных вблизи действующейсистемы магистральных газопроводов, на участках, имеющих де­фицит ресурсов газа и свободные мощности по транспортировке га18;

. по повышению степени автономности структурных подраз­

делений РАО "Газпром" по добыче и транспортировке газа;

. по созданию торговых компаний в целях развития рынка газа

и обеспечения торговых сделок на контрактной основе.

Учитывая, что природный газ является основой российского экспорта и одним из важнейших источников валютных поступле­ний, стремление РАО "Газпром" к расширению интеграции отрас­ли в систему мировых хозяйственных связей, подписание доЛJ'О­срочных контрактов на взаимовыгодных условиях с европейскимистранами позволят в значительной степени защитить позиции Рос­сии на рынках сбыта в европейских странах.

Создание торговых домов, акционерных обществ, совместных предприятий в ряде европейских стран будет способствовать ра(>­ширению объемов поставки российского природного газа HeJ10C­редственно конечным потребителям в странах-импортерах.

2. J. 3. Поmенциал угольной пРОМblшленносmи

В настоящее время в угольной промышленности дейс'ГВУюr 30 акционерных компаний и более 500 акционерных обществ. Боль­щинство предприятий входит в систему компании "Росу голь", ко­торая в соответствии с Указом Президента Российской Федерацииот 30 декабря 1992 г. Н!! 1702 осуществляет коммерческое управле­ние закрепленными 8 федеральной собственности контрольнымипакетами акций этих предприятий. Другие предприятия входятв систему АООТ "Ростоппром" или в АООТ IIОблкемеровуголь".

Производственные мощности по добыче угля в 2000 году со­ставили 358 млн тонн, в том числе 149 млн тонн на шахтах и 209 млн тонн на разрезах. При этом шахтный и карьерный фонды из­

171

li

:il i

11,

ношеиы, используемое оборудование не соответствует мировому

уровню. Значительная часть мощностей по добыче угля и непро­

ФИльные производства работают неэффективно. ДОТирование

угольной отрасли в сочетании с недостаточно четкоil нормативной

базой, определяющей механизм целевого распределения и исполь­

зования соответСТВующих бюджетных средств, искажает объектив­

иые условия КОНкуренции между угледобывающими предприяти­

ЯМи, замедЛЯет процесс становления рыночных отношений, сохра­

Н1Ieт стремление УГОЛЬНЫХ КОмпаний добиваться выделения дота­

ций в ущерб сиижению издержек ПРОИЗВОдства и работе с Потре­

бителями, в известной мере способствуя консервации затратной

ЭКОномики в отрасли.

Проблемы предприятий УГОЛЬНОЙ промышленности тесио свя­

заны с социально-экономическими проблемами угледобывающих

регионов и характеризуются крайне запущенным состоянием со­

циальной сферы МНогих шахтерских городов и поселков, необхо­

ДИМОСТЬЮ обеспечения занятости и социальной Поддержки выс­

вобождаемых работников, существенной зависимостью социаль­

НО-Экономической ситуации в угледобывающих реГИонах от со­

СТOflНия дел на УГОльных преДПРИJlТifях, негативным ЭКОлогичес­

ким воздействием угольного производства на УСЛОвия жизни на­

селения.

РеСТРУктуризация угольной ПРОМышленности России заклю­

чается в осущеСтвлении мероприятий, направленных на преобра­

3ОJlaние производственной и организационной Структур УГОЛЬНОЙ

отрасли в целях повышения ее эффективности и решение сопря­

Женных социально-экономических проблем угледобывающих ре­

Гионов.

Основными целями реСТРУктуризации угольной промышлен_

ности ЯВЛЯются:

· формирование КОнкурентоспособных УГОЛЬНЫХ компаний,

обеспечивающих самофинансирование на перспективу;

· обеспечение социальной защищенности работников отрас­

ли и высвобождаемых ТРУдящихся;

172

. последовательное снижение государственной поддержки

предприяТИЙ отрасли;

. социально-экономическое, экологическое оздоровление н обеспечение социальной стабильности в угледобывающих реги­онах.

Цели реструктуризации угольной промышленности отражают многообразие приоритетов (интересов) основных участников про­цесса реструктуризации.

Основными направлениями реструктуризации угольной про­

мышленности являются:

в производственноu сфере:

. создание прибыльного угольного производства на базе перс­

пективных и стабильно работающих предприятий;

. ликвидация особо убыточных и неперспективных предпри­

ятий;

. выделение непрофильных видов деятельности, непосредствен­но не входящих в технологический комплекс основного произво.:..

ства, прежде всего обслуживание социальной инфраструктуры;

. развитие научно-технического потенциала;

. углубление процесса преобразования форм собственности; . трансформация системы управления угольной промышлен­

ностью;

в СОЦUШlЬ1l0U сфере:

. социальная защита высвобождаемых работников 8 связи С

реструктуризацией;

. охрана труда;

. повышение квалификации и переобучение работников;

. совершенствование социальной инфраструктуры шахтерских

городов и поселков.

Реформирование производственной и социальной сфер будет увязано с мерами по дальнейшему совершенствованию механизма государственной поддержки угольной промышленности.

Реструктуризация угольной отрасли будет достигнута в резуль­тате осуществления мероприятий по стратегическим направлени­ям, обеспечивающим достижение ее целей.

173

.ОРмирование рентабельных УГОЛЬНЫХ компаний. Форми­

рование рентабельных угольных Компаний будет осуществляться

Путем КОнсолидации закрепленных в федеральной собственности

акций эффекгивных предприятий Основного и вспомогательного

производств и Вьщеления из состава акционерных угольных ком­

паний иеперспекгивных и особо убыточных шахт и разрезов с пос­

ледующей их ликвидацией. Предполагается завершить передачу

объектов социальной сферы от угольных КОмпаний органам мест­

НОro самоуправления, а также ускорить создание УСЛовий и меха­

низмов, ПОзволяющих освободить угольные Компании от несвой­

ственных субъекгам рынка социальных обязательств.

лнквнд'циJl убыточных неперспективных угледобываю_

lЦих предприятий, выделение непрофильных предприятий.

за период реСТРУктуризации УГОЛьной ПРОМышленности предус­

матривается ЛИКВИдировать с участием государства и ИСПОЛьзова_

HJfeJ.f средств федерального БЮджета не менее 140 убыточных шахт

и разрезов суммарной мощностью по добыче 49 МЛН тонн угля В l"Oa Jf ЧИСЛОМ заНЯтых около 140 тыс. человек. ЛJfквидация убыточ­

ных угледобывающих предприятий, ПОявляющихся в составе рен­

табельных УГОЛЬНЫХ КОмпаНJfЙ После завершеНJfЯ периода реструк­

туризаЦИJf, будет осуществляться самими компаНИЯМJf без участJfЯ

государства. Завершится Вывод из СОстава УГОЛЬНОЙ ПрОМЫШлен­

Ности непрофильньных предприятий.

Трансформация системы управлеИИJl, коммерциализация и деМОНОПОлизация. Реформирование отраслевой системы управ­

ленИJI будет направлено на ее децентрализацию, Создание УСловий

для формирования рентабельных угольных Компаний и КОНкурен­

Тной среды в УГОЛЬНОМ ceкrope экономики. Будут приняты меры

по созданию института доверительноro управления, предусматри­

вающего, по договору с Правительством Российской Федерации,

ВЫполнеиие работ по ПОВышению рентабельности перспекгивных

угольных КОмпаний и ЛИКВИдации особо убыточных неперспекгив_

ных предприятий. В реЗультате реСТРуктуризации ОСНОвными

субъектами угольного сектора экономики станут самофннансиру_

еМЫе УГОЛЬНЫе КОмпании.

174

Инвестиции. Модернизация, реконструкция действующих и строительство новых предприятий и производств будут осуществ­J1JIТbCJl за счет собственных средств угольных компаний, заЙМ08, частных внутренннх и иностранных инвестиций. Средства госу­дарственной поддержки, вьщеляемые на эти цели, будут способ­ствовать развитию указанной инвестиционной деятельности.

Выделение бюджетных средств на возмещение убытков ПРОИЗ80дства. Последовательное сокращение размера бюджетных средств Jla возмещеиие убытков производства осуществляется пу­тем селективной поддержки угледобывающих предприятий, 80З­мещающих свои производственные расходы за счет реализациипроизведенной продукции.

Меры в социальной сфере. СМJlгчение негативны! соци­альных издержек реструктуризации будет осуществляться преж­де всего путем принятия упреждающих мер содействия занятос­ти населения параллельно с программами создания новых недо­тируемых рабочих мест, выплат установленных действующим за­конодательством пособий и компенсаций, предоставления льготвысвобождаемым работникам угольной промышленности, члеиамих семей, пенсионерам и инвалидам, работавшим в угольной от­

расли, семьям погибших шахтеров. Будет завершен процесс пе­редачи в ведение органов местного самоуправления находящих­CJl на балансе организаций угольной промышленности обьекговсоциальной сферы, жилищного фонда и других элементов соци­альной инфраструктуры шахтерских городов и поселков. В даль­нейшем предусматривается реформировать управление указаннойсоциальной инфраструктурой и сложившиеся в ней отношениясобственности.

Реструктуризация угольной промышлениости позволит карди­нально повысить эффективность производственного потенциалаотрасли за счет вывода из эксплуатации особо убыточных и неэф­фективных шахт и разрезов, строительства и ввода в действие вы­сокоприбьшьных угольных предприятий, прироста мощностей пер­спективных предприятий.

175

/

,11

II

111

1

' ;

11 ; I

1,

.

'

I

I , :!;

1~11

I ;,'

I! I11111

'11

! 1I 1111111

I

I I

!/I

111"

11

I

11,

ИНституциональные изменения в УГольной отрасли предусмат­

риваюr КОмплекс мер, направленных на обеспечение согласован­

IЮГО управления двумя основными видами государственных ресур­

сов: закрепленными в федеральной собственности пакетами акций

угольных компаний и средствами государственной поддержки

угольной отрасли.

Управление этими ресурсами по Отношеиию к разным груп­

пам предприятий будет принципиально разЛИЧным.

Первая группа предприятий - это рентабельные угольные ком­

панни. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акцийэтой группы угольных КОмпаний будут продаваться после СОответ­

ствующей ПоДготовки. Средства государственной поддержки бу­

дут предостаВЛJlТЬСЯ рентабельным компаниям в основном на кон­

курсной и возвратной основе для софинансирования наиболее эф­

Фсктивных инвестиционных проектов и при условии Привлечения

8 эти проекты негосударственных средств.

Вторая группа предприятий - это нерентабельные УГОЛЬНЫе

ICOt.fпании, kOТopыe при определенных УСЛовиях в течение ближай­

Ших двух-трех лет могут стать рентабельными. Закрепленные в

федеральной собственности пакеты акций этой группы потенци­

ально рентабельных УГОльных компаний могут быть переданы на

этот период в доверительное управление разЛичным доверитель­

ным упраВJIJIЮщим. Средства государственной поддержки предпри­

JlТИIIМ второй группы будУТ выделяться на Льroтных условиях толысо

а течение переходного периода исключительно на финансирова­

"ие JЮmcретных проектов реСТРУКТУризации (финансового оздоров­

JJения) КОмпаний.

Третья группа - это убыточные угольные предприятия, не име­

Ющие реальной перспективы стать рентабельными и подлежащие

ДИl<8идации. Закрепленные в федеральной собственности пакеты

8JЩИЙ ЭТОЙ группы ЛИКlJИдируемых предприятий могут передавать­

ся в доверительное управление. Средства государственной поддер­

жки ликвндируемым предприятиям будут напраВЛJlТЬСЯ на компен­

сацяю убытков текущей деятельности до начала ликвидации и

финансирование по смете мероприятий по ликвидации. Бюджет­

Единая энергетическая система (ЕЭС) России с установлен­ной мощностью электростанций 192 млн кВт обеспечивает элект­роэнергией 98% потребителей страны. Централизованная система

управле"ия и режимов работы ЕЭС России осуществляется Цeнr­

ральным диспетчерским управлением.

На начало XXI века ЕЭС России объединяет параллельную ра­боту 68 из 73 энергосистем. Объединенная энергосистема ВостоЮl работает изолированно от ЕЭС России. Параллельно с ЕЭС России работают энергосистемы Казахстана, Украины, Закавказья, Белорус­сии и Финляндии. от сетей ЕЭС России осуществляется электро­снабжение отдельных потребителей Норвегии, Монголии и Киrая.

Производство электроэнергии в России в 2000 году составит 847 млрд кВТ.ч против 1082,5 млрд КВТ.ч в 1990 году, Т.е. умень­шится на 22%. При этом по АЭС производство составит 109 млрдкВТ.ч против 118,3 млрд кВт.ч 8 1990 году и уменьшится на 8%.

За последние годы снижение уровня электропотребления про­исходило за счет спада промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, сокращения объемов строительства и перевозок нажелезнодорожном транспорте. В результате резкого снижения элек­тропотребления резерв электрической мощности по отношению ксуммарному максимуму нагрузки в целом по России увеЛИЧИЛСJl с3,4% в 1991 году до 30,0% в 1999 году.

За годы реформ электроэнергетика России претерпела ради­кальные преобразования за счет перехода от интегрированной, цен­

ные средства будут выделяться по договорам на условиях жестко­

го контроля со стороны государства за Финансово-хозяйственной

деятельиостью предприятий и их целевым использованием.

Магистральное направление реформы угольной промышлен­ноСТИ - это создание эффективной бездотационной отрасли, спо­собной к самостоятельному привлечению инвестиций в длитель­ной перспективе.

2.2. Электроэнерrетический КОМRлекс

176

177

11111

11 i II!

!I I1 ! ii!l!

I!

j~!

il"llll

1(11/1

1рализованно управляемой государственной Системы к полностью

акционированной и частично приватизированной СТРУКТУРе энер­

гетических компаний, работающих на федеральном и региональ­

ном уровнях. В частности, созданы;

· на федеральном уровне - РАО "ЕЭС России", активы которо­

го состоят из ИМУЩества, образующего общесистемные ВЫСОКОволь­

Тные линии электропередачи, систему диспетчерского управления

(ЦДУ ЕЭС России), крупных электростанций федерального значе­

Itия, акций дочерних региональных акционерных обществ энерге­

ТИJCи и электрификации. Контрольный пакет акций государства в

РАО "ЕЭС России" составляет 64%;

· на региональном уровне - 72 акционерных общества энерге­

тики и электрификации;

· федеральный ОПтовый рынок электрической энергии и мощ­

Ности (ФОРЭМ), на котором реализуется 30% ПРОИЗВодимой в стра­

lIе элепроэнергии, при это~ ДОЛЯ АЭС на указанном рынке состав­

ляет около 40%;

· система государственного регулирования тарифов на элект­

ричес"УЮ и тепловую энергию на федеральном (Федеральная энер­

гетическая комиссИJI Российской Федерации - ФЭК) и региональ­

ном (региональные энергетические КОмиссии субъектов Российс­

кой Федерации - РЭК) уровнях;

· минимально необходимая нормаТИВно-правовая база государ­

ственного регулирования тарифов на электроэнергию и тепло и

функционирования ФОРЭМ (федерального оптового рынка энер­

гии и мощности). Сложившаяся СТРуюура управления отраслью

ПОЗВОЛила за этот период обеспечить УСТОЙЧивое энергоснабжение

потребителей во всех районах страны, за Исключением Северного

Кавказа, г. Архангельска и отдельных районов Дальнего Востока.

При намечаемом подъеме народного ХОзяйства страны для на­

дежного и УСтойчивого обеспечения потребителей будут загруже­

ны действующие МОщности и обеспечен ввод новых генерирую­

щих Мощностей, включая АЭС.

Сверхиормативный резерв Мощности ПОзволяет в ближайшие

годы оБНОвить основные промышлеННО-ПРОизводственные фонды

178

за счет модернизации и реконструкции, а также про извести демон­

таЖ устаревшего оборудования. Финансирование этих работ будет

осуществляться за счет средств предприятий.

Вместе с тем основной объем инвестиций используетс" неэф~ фектиВНО. В течение 1993-1999 годов инвестиционные средства РАО "ЕЭС России", акционерных обществ энерго- и атомной энер­гетики, направленные на капитальные вложения, составили в це­нах 1995 года 68,6 трлн рублей. За счет этих средств введено в дей­ствие 4,9 млн кВт, в том числе в атомной энергетике - 1,0 мли кВт. Стоимость введенной мощности выше (примерно в 1,5 раза) миро­вых показателей.

Проблематичным становится сохранение в перспективиом пе­риоде доли атомных электростанций в общем балансе электроэнер­гии и мощности, так как намечаемые до 2000 года к вводу мощно­сти смогут только заместить мощности, выбывающие из эксплуа­тации.

В этой связи особо актуальным становится поиск нового подхо­да к формированию инвестиционных средств в отрасли электроэнер­гетики. При этом следует рассматривать весь спектр инвестициоtl­ных решений, включая возможности по энергосбережению, и выБН4 рать инвестиционную стратегию с наименьшими затратами.

Инвестиционные средства в региональных акционерных об­ществах энергетики и электрификации будут формироваться в ос­новном за счет собственных источников с привлечением в случаенедостатка средств сторонних инвесторов и кредитных (заемных) ресурсов.

Предусматривается в качестве временной меры сохранить об­

разование целевых инвестиционных средств для обеспечения фун­кционирования и развития Единой энергетической системы, уста­новив, что получаемые инвестиционные средства должны бы1'Ьоформлены в установленном порядке как увеличение вклада госу­дарства в уставный капитал РАО "ЕЭС России". За этот периоднамечается обеспечить выпуск долгосрочного облигационного зай­ма РАО "ЕЭС России" для размещения на российском и зарубеж­ном рынках капитала.

179