4. Ценообразование в мировой торговле
На мировом рынке процесс ценообразования имеет ряд особенностей, обусловленных воздействием определенных факторов. Все многообразие факторов, влияющих на мировые цены, можно объединить в несколько групп:
общеэкономические факторы, которые не зависят от вида продукции, а также условий ее производства и реализации. К ним относятся: фаза экономического цикла, уровень инфляции, спрос и предложение и т.п.;
конкретно-экономические – это факторы, которые определяются условиями производства и реализации данного вида продукции: издержки, прибыль, уровень налогов, потребительские свойства товара;
специфические факторы – это те, которые действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, комплектность, гарантии, условия сервиса и т.д.;
специальные факторы, которые связанны с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование, валютный курс, таможенные тарифы, нетарифные ограничения и т.д.;
неэкономические факторы – это политическая обстановка в стране и в мире, военные конфликты и т.п.
Основой мировой цены выступают издержки. Причем издержки основных производителей данного конкретного товара, т.е. тех, кому принадлежит значительная доля соответствующего рынка. Например, цены на пшеницу формируются главным образом под влиянием США и Канады – основных ее производителей и экспортеров, на кофе – Бразилии, шерсть – Австралии и Новой Зеландии. На такие товары обычно публикуются в специальных изданиях так называемые справочные цены (биржевые котировки, цены торгов и аукционов, крупных фактических сделок).
Базой для согласования цены на оборудование, особенно уникальное или нестандартных его видов обычно является калькуляция всех издержек и прибыли фирмы-экспортера. Это так называемые расчетные цены, на основе которых затем происходит окончательное определение цены.
Однако во всех случаях на уровень цен влияют не только издержки производства, но и соотношение спроса и предложения на мировых рынках, уровень конкуренции, а также целый ряд других факторов. На практике мировые цены обычно устанавливаются на уровне ниже цен внутреннего рынка, что объясняется следующими обстоятельствами:
конкуренция в международной торговле носит очень ожесточенный характер, и она оказывает понижающее воздействие на издержки производства и цены товаров, побуждает производителей к более широкому использованию скидок с цен;
субсидии, предоставляемые государством для поддержки производителей и повышения конкурентоспособности на внешних рынках и другие формы стимулирования экспорта. Экспортеру, например, может компенсироваться разница между внутренней и более низкой мировой ценой.
Международная конкуренция имеет и другие следствия, влияющие на уровень и динамику цен. Так, укрупнение и сужение числа конкурирующих фирм создают предпосылки для договоренностей между ними по политике цен и другим вопросам. Вступая между собой в сговор (тайный, неформальный либо оформленный картельным соглашением) производители договариваются об уровне цен и объемах производства соответствующего товара. Существует также опасность монополизации мировых рынков ряда товаров в результате слияния крупных ТНК одинакового профиля или приобретения ими предприятий-конкурентов.
Далеко не второстепенную роль в формировании цен мирового рынка играют валютный курс и его динамика как в странах-экспортерах, так и в импортерах.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Конспект лекций
- Тема 1. Мировая экономика: основные черты, закономерности, тенденции развития
- 1. Понятие мировой экономики
- 2. Основные этапы становления и развития мировой экономики
- 3. Современные тенденции развития мировой экономики
- 4. Открытая экономика: понятие, критерии и показатели развития
- Тема 2 Международное разделение труда
- 1. Понятие международного разделения труда, его формы, факторы
- 2. Международная специализация: основные черты и виды
- 3. Современные формы международной кооперации
- Тема 3 Структура мировой экономики
- 1. Структура мировой экономики
- 2. Развитые страны и их роль в мировой экономике
- 3. Особенности развития развивающихся стран
- 4. Группа стран с переходной экономикой
- Тема 4 Международная конкуренция
- 1. Сущность, виды и методы международной конкуренции
- 2. Конкурентоспособность фирм и их конкурентные преимущества. Виды конкурентных стратегий
- 3. Конкурентоспособность национальной экономики и ее детерминанты
- Тема 5 Международная торговля
- 1. Международная торговля на современном этапе, ее формы и тенденции развития
- 2. Теории международной торговли
- 3. Международная торговля услугами: особенности, структура, динамика и тенденция развития
- 4. Ценообразование в мировой торговле
- 5. Внешнеторговая политика и ее инструменты
- Тема 6 Международная миграция рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы: причины, виды, масштабы
- 2. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы
- 3. Направления международной миграции рабочей силы
- 4. Миграционная политика современного государства: цели, модели
- Тема 7 Международное движение капитала и технологий
- 1. Сущность, факторы и основные формы вывоза капитала
- 2. Тенденции международного движения капитала
- 3. Госрегулирование миграции капитала
- 4. Международный обмен технологиями и его механизмы
- Тема 8 Транснациональные процессы в мировой экономике
- 1. Понятие, причины возникновения и характерные черты транснациональных корпораций
- 2. Влияние тнк на развитие мирового хозяйства и мирохозяйственные связи
- 3. Транснациональные банки и их роль в международной экономике
- Тема 9 Интеграционные процессы в мировой экономике
- 1. Понятие, предпосылки и цели международной экономической интеграции
- 2. Этапы развития, социально-экономические эффекты интеграции
- 3. Европейская экономическая интеграция
- Тема 10 Мировая валютная система
- 1. Понятие и структура мировой валютной системы. Этапы ее развития
- 2. Европейская валютная интеграция
- 3. Мировой валютный рынок
- 4. Валютный курс и его виды. Факторы валютного курса
- 5. Валютная политика государства
- 6. Платежный баланс: структура, факторы, методы регулирования
- Тема 11 Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики
- 1. Глобализация: понятие, субъекты, факторы и эффекты
- 2. Глобальные проблемы мировой экономики: сущность, признаки и виды
- Тема 12 Республика Беларусь в мировой экономике
- 1. Экономический потенциал Республики Беларусь
- 2. Открытость белорусской экономики и ее конкурентоспособность
- 3. Факторы и направления интеграции Республики Беларусь в мировую экономику
- Литература
- 3.1. Основная литература
- 3.2. Дополнительная литература