1. Сущность, виды и методы международной конкуренции
Конкуренция – это экономическое соперничество, противоборство рыночных субъектов, хозяйствующих в условиях ограниченных возможностей, за максимизацию своих экономических выгод от хозяйственной деятельности. Конкуренция – это естественная, единственно возможная и эффективная форма экономических отношений в условиях экономической обособленности производителей, разделения труда и свободы предпринимательства.
Существуют различные виды международной конкуренции, которые можно классифицировать по следующим признакам:
по возможности влияния на рыночные сделки выделяют совершенную и несовершенную конкуренции;
по соответствию правовым нормам конкуренцию делят на добросовестную (честную) и недобросовестную (нечестную). Примером последней может служить демпинг;
по методам ведения конкурентной борьбы различают ценовую и неценовую. В первом случае конкуренция ведется путем снижения цен, проведения сезонных распродаж или использования системы скидок к цене. Во втором – путем повышения качества товара и улучшения его потребительских свойств, совершенствованием дизайна и расширением ассортимента, улучшения условий продажи и послепродажного сервиса.
В настоящее время на мировых рынках преобладает неценовая конкуренция. Связано это с относительным насыщением рынка товарами массового спроса, ростом доходов потребителей и повышением их требовательности. В этих условиях ведущие позиции среди неценовых факторов конкуренции занимают экологичность продукции, высокий уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания, реклама, зачет сданного товара в качестве первоначального взноса за новый товар, уровень и перечень сопутствующих дополнительных услуг и др.
В современной практике реализации произведенной продукции на мировых рынках часто используют и такие методы ведения конкурентной борьбы, как:
функциональная конкуренция, т.е. конкуренция между товарами (объектами) – заменителями, когда в одном отделе магазина собирают товары одного функционального назначения. Например, товары интеллектуального типа (шахматы, лото, шашки и др.);
видовая конкуренция, т.е. конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, различающимися по каким-то важным для потребителя параметрам или характеристикам (телевизоры марки «Витязь», «Горизонт» и др.);
предметная конкуренция, т.е. конкуренция между товарами идентичными, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающиеся качеством изготовления или имеющие незначительные отличия;
скоростная конкуренция, т.е. соперничество, которое основано на разном времени изготовления заказов или предоставлении услуг по одной и той же цене.
- Конспект лекций
- Тема 1. Мировая экономика: основные черты, закономерности, тенденции развития
- 1. Понятие мировой экономики
- 2. Основные этапы становления и развития мировой экономики
- 3. Современные тенденции развития мировой экономики
- 4. Открытая экономика: понятие, критерии и показатели развития
- Тема 2 Международное разделение труда
- 1. Понятие международного разделения труда, его формы, факторы
- 2. Международная специализация: основные черты и виды
- 3. Современные формы международной кооперации
- Тема 3 Структура мировой экономики
- 1. Структура мировой экономики
- 2. Развитые страны и их роль в мировой экономике
- 3. Особенности развития развивающихся стран
- 4. Группа стран с переходной экономикой
- Тема 4 Международная конкуренция
- 1. Сущность, виды и методы международной конкуренции
- 2. Конкурентоспособность фирм и их конкурентные преимущества. Виды конкурентных стратегий
- 3. Конкурентоспособность национальной экономики и ее детерминанты
- Тема 5 Международная торговля
- 1. Международная торговля на современном этапе, ее формы и тенденции развития
- 2. Теории международной торговли
- 3. Международная торговля услугами: особенности, структура, динамика и тенденция развития
- 4. Ценообразование в мировой торговле
- 5. Внешнеторговая политика и ее инструменты
- Тема 6 Международная миграция рабочей силы
- 1. Международная миграция рабочей силы: причины, виды, масштабы
- 2. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы
- 3. Направления международной миграции рабочей силы
- 4. Миграционная политика современного государства: цели, модели
- Тема 7 Международное движение капитала и технологий
- 1. Сущность, факторы и основные формы вывоза капитала
- 2. Тенденции международного движения капитала
- 3. Госрегулирование миграции капитала
- 4. Международный обмен технологиями и его механизмы
- Тема 8 Транснациональные процессы в мировой экономике
- 1. Понятие, причины возникновения и характерные черты транснациональных корпораций
- 2. Влияние тнк на развитие мирового хозяйства и мирохозяйственные связи
- 3. Транснациональные банки и их роль в международной экономике
- Тема 9 Интеграционные процессы в мировой экономике
- 1. Понятие, предпосылки и цели международной экономической интеграции
- 2. Этапы развития, социально-экономические эффекты интеграции
- 3. Европейская экономическая интеграция
- Тема 10 Мировая валютная система
- 1. Понятие и структура мировой валютной системы. Этапы ее развития
- 2. Европейская валютная интеграция
- 3. Мировой валютный рынок
- 4. Валютный курс и его виды. Факторы валютного курса
- 5. Валютная политика государства
- 6. Платежный баланс: структура, факторы, методы регулирования
- Тема 11 Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики
- 1. Глобализация: понятие, субъекты, факторы и эффекты
- 2. Глобальные проблемы мировой экономики: сущность, признаки и виды
- Тема 12 Республика Беларусь в мировой экономике
- 1. Экономический потенциал Республики Беларусь
- 2. Открытость белорусской экономики и ее конкурентоспособность
- 3. Факторы и направления интеграции Республики Беларусь в мировую экономику
- Литература
- 3.1. Основная литература
- 3.2. Дополнительная литература