logo
Ерп траектория

4.1.4 Классификация цепей поставок

    Любое предприятие промышленности, торговли или сферы услуг для обеспечения своей деятельности образует сложную структуру, включающую, кроме поставщиков и потребителей разного уровня, еще и большое число контрагентов - посредников. К логистическим посредникам относятся фирмы, оказывающие логистические услуги на принципах аутсорсинга для центральной/фокусной компании цепи поставок: экспедиторы, перевозчики, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании, агенты, стивидорные компании и т. п. Институциональные контрагенты - это таможенные органы, органы контроля, надзора и лицензирования (санитарная и хлебная инспекции, ветеринарная и карантинная службы, налоговые инспекции и т. д.). Прочие посредники - это банки, компании информационного сервиса, рекламные компании и т.п.

    В зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок:

  1. прямая цепь поставок;

  2. расширенная цепь поставок;

  3. максимальная цепь поставок.

    Прямая цепь поставок состоит из фокусной (центральной) компании (обычно - промышленной или торговой фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу.

Рис. 1.1. Прямая цепь поставок

    Расширенная цепь поставок включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня.

Рис. 1.2. Расширенная цепь поставок

    Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компании и всех её контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фокусной компании - на “входе”, и сети распределения справа - вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также логистических, институциональных и прочих посредников.

Рис. 1.3. Обобщенный вид максимальной цепи поставок [20, с. 90]

    По своей сути, цепи поставок - это последовательности поставщиков и потребителей: каждый потребитель затем становится поставщиком для следующих (в более нижнем звене) видов деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому можно говорить о своеобразной “сетевой структуре цепей поставок”, в которой каждая компания (организация или отдельное структурное подразделение) поставляют друг другу материальнотоварную продукцию или услуги, добавляя определенную стоимость к товару.

    Вопросы для повторения

  1. Что такое “управление цепями поставок”?

  2. В чём разница между понятиями “логистика” и “управление цепями поставок”?

  3. Назовите причины существования различных трактовок термина “управление цепями поставок”.

  4. Какие национальные логистические школы вы знаете? Перечислите их представителей.

  5. Перечислите основные этапы эволюции концепции управления цепями поставок. Раскройте их содержание.

  6. Когда и кем впервые был предложен термин “управление цепями поставок”?

  7. Каковы особенности развития концепции управления цепями поставок в Российской Федерации?

  8. Какие типы цепей поставок вы знаете?

  9. Перечислите основные звенья цепи поставок.