5.3. Оценка затрат на транспортные операции.
Затраты зависят от вида транспорта, способа перевозки и дальности доставки. Транспортные расходы обычно довольно значительны. По отдельным видам товаров они могут составлять более 50%. Поэтому целесообразно еще до ведения переговоров с иностранным покупателем оценить вероятные затраты на трансфертные операции. Они включают оплату:
- расходов на подготовку товара к отгрузке;
- погрузки груза на транспортные средства внутри страны и его перевозки до границы;
- хранения грузов в портах, на станциях, базах;
- погрузки и перевозки грузов международным транспортом;
- транспортного страхования грузов;
- таможенных сборов, пошлин, налогов;
- предпродажного сервиса;
- выгрузки грузов на складе иностранного покупателя.
В цену контракта при перевозке грузов по иностранной территории закладываются тарифные ставки, мирового рынка транспортных услуг. При перевозке грузов по территории Узбекистана и стран СНГ расчеты за перевозку осуществляются по внутренним тарифам на международные грузовые перевозки с учетом предельных индексов их повышения, устанавливаемых государством.
Транспортные условия договора (контракта) определяют взаимоотношения сторон контрагентов в процессе перевозки грузов. Транспортные условия обычно вводятся в договор купли-продажи в виде специального раздела. В нем предусматривается порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и выгрузки, порядок расчета и оплаты провозных платежей, проформа чартера, форма коносамента и других видов транспортных документов. В некоторых случаях транспортные условия отражаются в нескольких разделах контракта.
Содержание транспортных условий в каждом конкретном случае зависит от вида транспорта, участвующего в перевозке, характера товара, вида сделки (экспорт, импорт), действия международных соглашений, конвенций, обычаев. Объем и распределение транспортных операций во многом определяются базисными условиями поставки.
Транспортные условия договора купли-продажи включают следующее:
- действие международных соглашений, конвенций, обычаев в стране;
- срок и время отгрузки;
- род и количество товара;
- место и порядок сдачи груза;
- наименование пунктов перегрузки товаров;
- порядок информации о подходе транспортных средств, пункты, указанные в контракте;
- норму грузовых работ и сталийное время обработки судов под грузовыми операциями;
- порядок и размер платы за транспортировку грузов транзитом через территорию третьих стран в железнодорожном и автомобильном сообщении;
- порядок расчетов по демерреджу (штраф) и диспачу (премия);
- порядок назначения стивидоров, осуществляющих грузовые операции, агентов по обслуживанию транспортных средств экспедиторов по транспортно-экспедиторскому обслуживанию внешнеторгового грузооборота;
- порядок расчетов с посредническими организациями в соответствии с заключенными договорами комиссии.
При внешнеторговых сделках на условиях CIF и CFR перечисленные выше транспортные условия по грузовым работам оговариваются в контракте для порта выгрузки, так как фрахтователем выступает продавец товара и погрузку обеспечивает покупатель. При сделках на условия фрахтует покупатель, в контракте обработки судна в порту погрузки.
В международной торговой практике при морской перевозке существует несколько условий фрахтования судна предусматривающих обязанности перевозчика по погрузке, выгрузи груза в трюмах судов. Основными из этих условий являются:
- ФИО — free in and out — перевозчик свободен расходов по погрузке и выгрузке;
- ФИОС — free in and out stowed — перевозчик свободен от расходов по погрузке, выгрузке и укладке генеральных в трюме судна;
- ФИОТ — free in and out trimmed — перевозчик свободен от расходов по погрузке, выгрузке и разравниванию (навалочных и насыпных грузов в трюме судна;
- Линейные условия — Berth terms or liner terma расходы по погрузке и выгрузке оплачиваются перевозчиком;
- Гросс-термес — Gross terms — расходы грузке оплачиваются перевозчиком при норм грузовых работ;
- ФИ/ЛО — free in / liner out — линейные условия при выгрузке груза из судна. Здесь перевозчик свободен от расходов по погрузке груза;
- ЛИ/ФО — liner in/free out — линейные условия при погрузке грузов. Здесь перевозчик свободен от расходов по выгрузке грузов.
Линейные условия применяются при перевозках определенных грузов на регулярных линиях. Эти условия означают: прием и сдачу грузов на складах порта; перемещение груза от склада на причал; погрузку в трюм судна; выгрузку из трюма судна; доставку на склад. Оплату услуг и риск несет перевозчик.
Игнорирование указанных выше условий приводит к тому, что грузовладелец может дважды понести расходы за одни и те же грузовые операции, т. е. по погрузке и выгрузке, а именно:
- иностранному продавцу за погрузку в цене “FOB с укладкой” и перевозчику за погрузку в тарифе. Возможно и так, что вместе с провозной платой перевозчику будут оплачены расходы по выгрузке, которые по контракту должен нести иностранный покупатель. В этих случаях необходимо учитывать, что если контракт на поставку товара заключен с выгрузкой за счет покупателя и при этом фрахтуется иностранное судно, то оно должно быть зафрахтовано на условиях ФО — фри аут (free out). При этом перевозчик освобождается от расходов по выгрузке.
Планирование перевозок экспортных грузов. После заключения контракта необходимо обеспечить выполнение принятых транспортных условий и запланировать потребность в перевозке грузов- Для этого следует заблаговременно подать заявки на транспортное средство.
Планирование перевозок особенно важно при использовании нескольких транспортных средств.
Принятым поставленном установлена ответственность в виде штрафа с грузоотправителей за не принятые портом вагоны и контейнеры с экспортным грузом. Штраф взимается за нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт: за невыполнение правил погрузки экспортных грузов;
- неправильное заполнение грузовой таможенной декларации; неточное оформление грузовых документов. Контроль за выполнением этих требований возложен на таможенные и пограничные портовые органы и на другие организации контроля.
Перемещение товаров через таможенную границу. Основным источником права, регулирующим порядок пропуска грузов через границу, является Таможенный кодекс Республики Узбекистан. Кроме того, действует ряд постановлений, приказов, инструкций, регламентирующих порядок декларирования товаров и имущества, перемещаемых через Государственную границу, пропуска и досмотра грузов и т. п.
Предприятия и организации при ввозе и вывозе товаров и оборудования обязаны их декларировать путем предъявления таможенным органам груза паспорта сделки и грузовой таможенной декларации. При декларировании необходимо:
— назначить ответственного работника предприятия — декларанта, которому выдается подписанная руководителем и главным бухгалтером доверенность, удостоверяющая его полномочия. Декларант должен быть признан таможней;
— заполнить в установленном порядке и оформить грузовую таможенную декларацию и паспорт сделки;
— предоставить по требованию таможенных работников письменное заявление о перемещаемых через границу товарах, сообщить дополнительную информацию о контракте, транспортных документах и др.;
— перевести на расчетный счет таможни деньги за таможенные процедуры, оплатить таможенную пошлину, налоги, сборы.
После досмотра груза таможенным учреждением делается соответствующая отметка в грузовой таможенной декларации и груз выпускается за территорию таможенного участка.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1: сущность внешнеэкономической деятельности. Предмет курса "основы внешнеэкономической деятельности” (2 ч.)
- 1.1. Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики.
- 1.2. Предмет и задачи курса "Основы внешнеэкономической деятельности"
- 1.3. Виды внешнеэкономической деятельности.
- 1.4. Принципы и задачи внешнеэкономической стратегии рУз в переходном периоде
- Рекомендуемая литература:
- Тема 2. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. (2 ч.)
- 2.1. Сущность и особенности управления внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Международная регламентация внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью.
- 2.4. Государственные меры стимулирования экспорта.
- Рекомендуемая литература:
- Тема 3. Формы осуществления вэд и установление деловых отнощений. (2 ч.)
- 3.1. Классификация внешнеторговых операций.
- 3.2. Крупномасштабные операции на компенсационной основе.
- 3.3. Особые формы осуществления вэд.
- 3.4. Классификация фирм, действующих на мировом рынке.
- 3.5. Методы изучения деловых отношений и порядок их оформления.
- Оферта.
- Твердая оферта.
- Свободная оферта.
- Запрос.
- Тема: 4. Внешнеторговый контракт купли продажи. (4 ч.)
- 4.1. Необходимость и значение изучения внешнеторгового контракта.
- 4.2.Условии контракта.
- Контракт No 1/010693-гк
- Спецификация
- Рекомендуемая литература:
- Тема 5. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. (2 ч.)
- 5.1. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности.
- 5.2. Правовое регулирование внешнеторговых перевозок.
- 5.3. Оценка затрат на транспортные операции.
- 5.4. Договоры на перевозку внешнеторговых грузов.
- Тема 6. Инвестиции во внешнеэкономической деятельности. (4 ч.)
- 1. Разработка ассортимента товаров: традиционные;
- 2. Разработка упаковки и маркировки
- 7. Определение путей товародвижения: обработка заказов;
- Iil Подготовка персонала
- 6.3. Обеспечение инвестиционной программы.
- Тема 7: страхование внешнеэкономической деятельности. ( 4 ч.)
- 7.1. Сущность и виды рисков во вэд.
- Установление баланса Национальной компании экспортно-импортного страхования "Узбекинвест" за 1995-1996 гг. (в тыс. Долл.)
- 7.2. Организация и техника страхования вэд.
- 7.3. Валютные риски и методы их страхования.
- 7.4. Транспортное страхование грузов.