5.4. Договоры на перевозку внешнеторговых грузов.
Основное содержание договора перевозки заключается в том, что перевозчик обязуется принять от грузоотправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и сдать получателю груза. Грузовладелец обязуется уплатить обусловленную провозную плату — фрахт или тариф. Кроме того, договор перевозки определяет условия погрузки, перевозки, права, обязанности и предел ответственности сторон при различных обстоятельствах, возникающих в процессе доставки грузов, порядок уплаты провозных платежей, разрешение спорных вопросов. Наличие договора перевозки должно быть подтверждено письменным документом, оформленным в соответствии с действующими международными конвенциями, соглашениями, нормативными актами в области транспорта.
При перевозке грузов морским и речным транспортом на судах смешанного класса река-море в соответствии с Кодексом торгового мореплавания применяются два вида договоров перевозки. Первый вид договора, когда фрахтователем (грузовладельцем) и фрахтовщиком (судовладельцем) признаются лица, заключившие друг с другом договор фрахтовании судна. Предмет договора — морское или речное судно. Определяется этот договор перевозки документом под названием чартер.
Договор морской перевозки по чартерам регламентирован международными нормами. Фрахтование по чартерам в основном применяется при фрахтовании трамповых судов, работающих между различными портами мира в зависимости от наличия массовых (навалочных, насыпных и наливных) грузов и размера фрахтовых ставок.
Чартеры могут быть чистыми и открытыми. Чистый чартер подписывается без каких-либо изменений стандартной формы. Открытый чартер — это документ, в котором не указаны ни род груза, ни пункт назначения. В зависимости от специфики перевозки для различных родов грузов и отдельных направлений используется ряд форм и проформ стандартных чартеров (чартер партий). Стандартные формы чартеров разрабатываются судовладельцами и фрахтователями и используется для определенного вида груза.
Формы и проформы чартеров согласуются и одобряются в международных морских организациях, на конференциях. Все чартеры подразделяются на 12 групп.
Второй вид договора перевозки выступает как бронирование морских и речных судов и оформляется документом, называемым коносамент. Договор перевозки по коносаментам применяется в основном при линейных сообщениях для перевозки генеральных (тарно-штучных) грузов.
Договор морской перевозки на основании коносаментов регулируется статутным правом, в частности Законом о морской перевозке грузов 1971 г., вступившим в силу 28 июня 1977 г., и Правилами Гаага-Висби в качестве приложения к Закону. Этому Закону предшествовал Закон о морских перевозках грузов 1924 г. В старом Законе оговорки в коносаментах, освобождающие перевозчика от ответственности, стали такими сложными и расплывчатыми, что была поставлена под угрозу полезность коносамента как товарораспорядительного документа. Особенно страдали владельцы коносаментов, которые не были первоначальными сторонами договора перевозки и, следовательно, не влияли на их заключение. К ним относились перекупщики товара, банки, принимающие коносаменты в качестве гарантии под аванс, страховщики с правами грузоотправителя.
По инициативе Международной ассоциации права в 1921 г. были сформулированы Гаагские правила, касающиеся коносаментов. На дипломатических конференциях в Брюсселе в 1922, 1923 и 1924 гг. рекомендовалось их признание в международном масштабе. Этими правилами на перевозчика были наложены некоторые ограничения, которые он не мог отменить. Это касалось пригодности судна к мореплаванию, обращения с грузом при перегрузке, укладке, хранении, выдачи коносамента стандартной формы. В 1968 г. в Брюсселе Гаагские правила были вновь пересмотрены (Брюссельский протокол 1968 г.) и получили название Правила Гаага-Висби. Эти правила приняли:
Великобритания, Бельгия, Дания, Эквадор, Египет, Финляндия, Франция, Германия, Ливан, Нидерланды, Норвегия, Польша, Сингапур, Испания, Шри-Ланка, Швеция, Швейцария, Сирия и другие страны. Правила Гаага-Висби были изменены Конвенцией ООН о морской перевозке грузов в 1978 г. под названием “Гамбургские правила”. Они были подготовлены ЮНСИТРАЛ и приняты конференцией ООН в Гамбурге 30 марта 1978 г. Гамбургские правила предусматривают:
— применение ко всем договорам перевозки грузов морем;
— ответственность перевозчика за груз на весь срок, когда он находится в его распоряжении;
— отмену исключения ответственности перевозчика за навигационные ошибки;
—- максимальные правила ответственности перевозчика за груз.
Коносамент имеет три функции: служит документом, удостоверяющим наличие договора морской перевозки; является распиской капитана или его уполномоченного в принятии груза;
представляет собой товарораспорядительный документ, дающий право получить груз тому, на кого он выписан.
Коносамент выписывают трех видов: именной (указывается получатель груза); на предъявителя; ордерный (выдан “приказу отправителя” либо “приказу получателя”). В коносаменте фиксируется объем причитающихся перевозчику платежей, время и место его выдачи, количество экземпляров, в том числе оригиналов. Подписывает коносамент капитан судна или представитель перевозчика, уполномоченный для этого. Коносамент входит в комплект документов, который высылается в банк или получателю для расчетов по договору купли-продажи.
Составляется коносамент на основании подписанного отправителем груза погрузочного ордера. При отправлении товаров на экспорт отправитель передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами. При погрузке груза на судно сверяется правильность сведений погрузочного ордера с фактическим количеством и состоянием груза. Затем составляется расписка о принятии груза к перевозке, так называемая штурманская расписка, которая служит основанием для выписки коносамента. Дата выписки коносамента, заверенная капитаном судна, фиксирует срок выполнения продавцом договора купли-продажи.
Коносаменты бывают сквозные и комбинированные. Сквозные применяются при перевозке из одного порта в другой с перевалкой груза в нескольких промежуточных пунктах. Комбинированные применяются при контейнерных перевозках в смешанном сообщении с использованием нескольких видов транспорта. В этом случае первый перевозчик, принявший груз к перевозке, обязан доставить его получателю и несет материальную ответственность за доставку груза в конечный пункт назначения.
При оформлении морских коносаментов на экспортные грузы в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов установлено, что коносамент должен быть “чистый” — clean. Согласно этим правилам чистый транспортный документ — это документ, который не имеет дополнительных пометок или оговорок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки. Банк или покупатель принимают к оплате только “чистый коносамент”.
В случае, когда груз перевозчиком еще не принят или не выдан коносамент, стороны могут заключить договор перевозки, оформив его документом под названием букинг-нота. Договор на перевозку, оформленный этим документом, применяется в основном при резервировании места на регулярных линейных судах для перевозки мелких партий груза.
Кроме того, договор морской перевозки грузов может быть заключен с условием предоставления для перевозки не только всего судна, но и его части или определенных мест грузовых помещений судна.
Таким образом, наличие и содержание договора морской перевозки могут быть доказаны чартером, коносаментом или другим письменным доказательством, который содержит права и обязанности сторон. Деление договоров на фрахтование по чартеру и бронирование по коносаментам до некоторой степени условно, ибо с принятием груза к перевозке коносамент выдается в большинстве случаев и при наличии чартера, особенно когда применяется смешанное фрахтование.
По условиям чартеров существует несколько видов оплаты фрахта-.
— фрахт оплачивается по подписании коносамента и не подлежит возврату независимо от того, погибло судно с грузом или нет;
— фрахт оплачивается по подписании коносамента в размере одной трети суммы фрахта за вычетом процентов за страхование, и остаток покрывается после сдачи груза;
— фрахт оплачивается после окончания выгрузки. На практике обычно 90% общей суммы выплачивается при начале выгрузки и остальные 10% суммы — после завершения выгрузки всего груза;
— фрахт оплачивается заранее, о чем в коносаменте делается специальная оговорка. Это правило действует в регулярном линейном судоходстве.
Договор международной железнодорожной перевозки по накладной. Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств—участников соглашений. Перевозки осуществляются по единому транспортному документу — международной и накладной СМГС. Это регламентировано Соглашением о прямом железнодорожном грузовом сообщении между железными дорогами стран Восточной Европы и Азии. Накладная СМГС введена с 1 января 1982 г., является договором перевозки грузов и состоит из пяти листов в комплекте:
— лист 1 — накладная. Сопровождает груз до станции на-1 значения и выдается получателю груза вместе с листом 5;
— лист 2 — дорожная ведомость- Сопровождает груз станции назначения и остается у железной дороги назначена;
— лист 3 — дубликат накладной- Выдается грузоотправителю после заключения договора перевозки грузов;
— лист 4 — лист выдачи груза. Сопровождает груз до станции назначения и остается у дороги назначения;
-- лист 5 — лист уведомления о прибытии груза. Сопровождает груз до станции назначения и выдается грузополучателю вместе с листом 1.
Грузоотправитель заполняет все графы накладной на лицевой стороне каждого листа, которые не отмечены жирной (толстой) линией, а также при необходимости графу 99 (“Отметки отправителя, не обязательные для железной дороги”) на обратной стороне листа 4- Остальные графы накладной на лицевой и обратной стороне всех листов заполняются железной дорогой. На каждую повагонную отправку выписывается отдельная накладная.
Договор автомобильной перевозки по товарно-транспортной накладной. Основные условия международных автомобильных грузовых перевозок регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в 1996 г. Узбекистан является участником этой Конвенции.
Договор перевозки оформляется товарно-транспортной накладной в 4 и более экземплярах в зависимости от направления перевозки. Накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком. Форма накладной разработана Международным союзом автомобильного транспорта. В пункте назначения при сдаче груза получатель обязан сделать отметку о получении груза и расписаться в 3-м и 4-м экземпляре накладной. При обнаружении недостачи, порчи и повреждения груза делается отметка во 2, 3 и 4-м экземплярах каждой накладной, которые удостоверяются подписями грузополучателя и перевозчика.
Договор воздушной перевозки по накладной. На воздушном транспорте внешнеторговые грузы принимаются к перевозке за границу на основе договора перевозки и разрешения на вывоз. Для перевозки грузов необходимо осуществлять предварительное бронирование самолетов для предполагаемого объема перевозимых грузов.
Документом, который удостоверяет заключение договора, является грузовая накладная международного образца. Оформление накладной регламентировано Конвенцией об унификации некоторых правил, относящихся к международным авиаперевозкам, подписанной в Варшаве в 1929 г. Этот документ получил название “Варшавская конвенция”. В 1955 г. в Гааге Варшавская конвенция была пересмотрена (протокол от 28 сентября 1995 г.).
Грузовая накладная международного образца представляет собой комплект, состоящий из 12 экземпляров (в том числе 3 оригинала). На первом экземпляре ставится штамп “Для перевозчика”. Он подписывается отправителем. Второй экземпляр подписывается отправителем и перевозчиком и следует вместе с грузом. Он вручается получателю. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и передается отправителю после принятия груза к перевозке. Остальные 9 экземпляров — копии, предназначенные для участников перевозочного процесса. Грузовая накладная, записи в которой были исправлены, не принимается.
С целью обеспечения международной перевозки грузов авиаперевозчиком оформляются грузовой и фрахтовый манифесты, фрахтовый счет, экспедиторское свидетельство о транспортировке груза, извещение о прибытии груза, заявление-требование об отправке груза и другие документы.
Ключевые слова: перевозки грузов, грузовладельц, транспортные операции, ИНКОТЕРМС, декларация, договор на перевозки, чартер, коносамент, букинг - нота, товарно - транспортная накладная.
Контрольные вопросы.
1.Выди транспортных операций.
2.Роль транспорта во ВЭД.
3.Содержание транспортных операций.
4.Как оценивается затраты транспортных операции.
5.Транспортные условия договора купли - продажи.
ИНКОТРЕМС и его элемент.
Чартерные операции.
Что такой коносамент.
Договор автомобильной перевозки.
Рекомендуемая литература:
Каримов И.А. Узбекистон иктисодий ислохотларини чукурлаштириш йулида. 1995, стр. 17, 29, 102-119.
Каримов И.А. Узбекистон - бозор муносабатларига утишнинг узига хос йули. Т.1996.
Каримов И.А. Узбекистон ХХ1 аср бусагасида: хавфсизликка тахдид баркарорлик шартлари ва тараккиёт кафолатлари. Т.1997.
Синецкий Б.И. Внешнеторговые операции. - М.: Международные отношения, 1998. - 381 с.
Алимов А. Внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан. Т., Узбекистан, 1995 стр. 6-20, 34-51.
6. Рубанская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью. М.: , 1998.
7. Предприятие на внешних рынках: внешнеторговое дело. Учебник. Под ред. С.И.Долгова, проф. И.И. Кретова. М.: БЕК, 1997.
8. Ходжаев А. Развитие транспорта в Узбекистане. Т.: Мехнат, 1998.
Касимов А, Веськин И. Основные направления внешней политики Республики Узбекистан. М. Узбекистан 1998г.
10. Международные транспортные перевозки. М.:, 1998.
11. Сборник типовых контрактов. Т.: МП “ЭКТА”, 1999.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1: сущность внешнеэкономической деятельности. Предмет курса "основы внешнеэкономической деятельности” (2 ч.)
- 1.1. Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики.
- 1.2. Предмет и задачи курса "Основы внешнеэкономической деятельности"
- 1.3. Виды внешнеэкономической деятельности.
- 1.4. Принципы и задачи внешнеэкономической стратегии рУз в переходном периоде
- Рекомендуемая литература:
- Тема 2. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. (2 ч.)
- 2.1. Сущность и особенности управления внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Международная регламентация внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью.
- 2.4. Государственные меры стимулирования экспорта.
- Рекомендуемая литература:
- Тема 3. Формы осуществления вэд и установление деловых отнощений. (2 ч.)
- 3.1. Классификация внешнеторговых операций.
- 3.2. Крупномасштабные операции на компенсационной основе.
- 3.3. Особые формы осуществления вэд.
- 3.4. Классификация фирм, действующих на мировом рынке.
- 3.5. Методы изучения деловых отношений и порядок их оформления.
- Оферта.
- Твердая оферта.
- Свободная оферта.
- Запрос.
- Тема: 4. Внешнеторговый контракт купли продажи. (4 ч.)
- 4.1. Необходимость и значение изучения внешнеторгового контракта.
- 4.2.Условии контракта.
- Контракт No 1/010693-гк
- Спецификация
- Рекомендуемая литература:
- Тема 5. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. (2 ч.)
- 5.1. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности.
- 5.2. Правовое регулирование внешнеторговых перевозок.
- 5.3. Оценка затрат на транспортные операции.
- 5.4. Договоры на перевозку внешнеторговых грузов.
- Тема 6. Инвестиции во внешнеэкономической деятельности. (4 ч.)
- 1. Разработка ассортимента товаров: традиционные;
- 2. Разработка упаковки и маркировки
- 7. Определение путей товародвижения: обработка заказов;
- Iil Подготовка персонала
- 6.3. Обеспечение инвестиционной программы.
- Тема 7: страхование внешнеэкономической деятельности. ( 4 ч.)
- 7.1. Сущность и виды рисков во вэд.
- Установление баланса Национальной компании экспортно-импортного страхования "Узбекинвест" за 1995-1996 гг. (в тыс. Долл.)
- 7.2. Организация и техника страхования вэд.
- 7.3. Валютные риски и методы их страхования.
- 7.4. Транспортное страхование грузов.