3.1. Классификация внешнеторговых операций.
Международные коммерческие сделки можно разделить на сделки купли-продажи и товарообменные сделки. Такая классификация основывается на том, что при сделках купли-продажи продавец (называемый во внешнеторговых сделках экспортером) обязуется передать товар, являющийся объектом сделки, в собственность непосредственному участнику сделки - покупателю (который во внешнеторговых сделках называется импортером) при условии, что последний обязуется уплатить за товар какую-то денежную сумму, тогда как при товарообменных сделках один товар обменивается на другой с соблюдением каких-то условий, зависящих от типа сделки. Естественно, что и при сделках купли-продажи и при товарообменных сделках имеют место вывоз товаров заграницу (экспорт) и ввоз товаров из-за границы (импорт).
Но при сделках купли-продажи мы имеем дело, условно говоря, с экспортом и импортом в чистом виде; в таких сделках один контрагент (торговый партнер) выступает в каждом контракте только как продавец-экспортер пли только как покупатель-импортер, тогда как при товарообменных операциях, которые называются также сделками встречной торговли (countertrade), один и тот же контрагент может выступать импортером одних товаров и экспортером других или, будучи экспортером, берет на себя обязательства закупить какие-то товары (то есть выступить импортером) у других предпринимателей страны покупателя.
Существуют несколько типов сделок встречной торговли, описание которых изложено в других разделах данного текста лекции.
В международной торговле существуют также понятия реэкспортных и реимпортных операций.
Реэкспортные операции предусматривают продажу и вывоз из страны ранее ввезенных в нее товаров без их переработки. Страна (а также субъекты предпринимательской деятельности в этой стране), которая ввозит, а затем вывозит товары в третью страну, называется реэкспортером. Реэкспортные операции предусматривают заключение двух внешнеторговых договоров реэкспортером. По первому договору он покупает товар, а по другому -продает его. Рассмотрим пример реэкспорта германских автомобилей Россией в Китай. Российская фирма закупает автомобили у германской фирмы-экспортера, выступая при этом импортерам. Затем продает эти автомобили китайской фирме, выступая при этом реэкспортером. Китайская фирма будет в этом случае импортером. Автомобили можно ввозить в Россию и затем с ее территории продавать их в Китай, а можно прямо в Германии погрузить их на корабли и доставлять китайскому покупателю. Если нет никаких правительственных ограничений в Германии на поставку автомобилей в Китай, то ПУНКТ об отправке автомобилей прямо из Германии в Китай можно включить в контракт покупки российской фирмой автомобилей у германской фирмы. Каким путем лучше доставить товар от экспортера конечному импортеру. решают между собой реэкспортер и конечный импортер, учитывая расходы на транспортировку, таможенные процедуры и прочие затраты. Самым главным условием реэкспортных сделки является то. что реэкспортер не подвергает товары никакой переработке, не вносит в их конструкцию и дизайн никаких изменений. Реэкспортные операции осуществляются, в основном, по заказу конечного импортера; если он не имеет выхода на рынок страны экспортера и не хочет нести затраты, связанные с таким выходом, ему проще обратиться к реэкспортеру, у которого есть тесные связи с экспортером: возможно, реэкспортер, в силу каких-то других обязательств перед конечным импортером, сможет предложить ему более выгодные условия продажи. Иногда причиной реэкспортных операций являются торгово-политические условия, ограничивающие экспорт или импорт в некоторые страны.
Если продавец хочет ограничить право покупателя реализовать товар в третьи страны, что обычно связано с защитой своих рынков сбыта, он должен четко указать это в договоре купли-продажи.
Реимпортные операции по своему существу представляют собой несостоявшиеся экспортные операции и обозначают ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров. Сюда относятся возврат . забракованных покупателем товаров, возврат товаров, не проданных на аукционах, возврат товаров, не реализованных через консигнационные склады. Основным признаком реимпортных операций является пересечение отечественными товарами границы своей страны дважды: при вывозе и ввозе. Товары, возвращаемые с выставок и ярмарок, к реимпортируемым не относятся.
Бартерная операция (barter transaction)- это операция по обмену определенного количества товаров одного или разных видов на эквивалентное по стоимости количество другого товара или товаров.
Таким образом, бартерная операция не предполагает никаких денежных расчетов между контрагентами. В бартерном соглашении устанавливаются либо количества взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары. Преимущество данной операции перед операцией купли-продажи состоит в том, что для ее осуществления не нужна валюта, и стороны не прибегают к посредничеству банков. Предположим, вьетнамская фирма хочет купить у узбекского предприятия современное оборудование, но валютой не располагает. Тогда она находит товар, который мог бы заинтересовать узбекиское предприятие и предлагает совершить обмен. Узбекское предприятие, заинтересованное в выходе на вьетнамский рынок, может согласиться с таким обменом.
Стороны при согласовании объемов поставок оперируют ценами и ведут по ним переговори, указание цен в самом тексте контракта нужно только для того, чтобы таможенные органы могли определить размеры таможенных пошлин и сборов и для статистики внешней торговли. В контракте может указываться, например, что узбекский конрагент поставляет во Вьетнам электронно - лучевую сварочную аппаратуру по цене 150 тысяч долларов, а вьетнамская сторона поставляет на Узбекистан одну тысячу тонн риса общей стоимостью 150 тысяч долларов.
Встречные закупки означает обязательство экспортера закупить на определенную сумму товары в стране импортера. Техника осуществления такой операции заключается в следующем. Предположим, импортер из Узбекистана закупает в Италии какое - либо оборудование или другие товары на значительную сумму, тогда в процессе приговоров после согласования цены товара импортер ставит обязательным условием контракта закупку экспортером товаров в его стране на определенную сумму. При этом товары могут быть любые, не обязательно относящиеся к предмету данной сделки. Более того, в период переговоров стороны могут и не знать, какие конкретно товары импортер может предложить и какие экспортёр может закупить. Для важно записать это обстоятельство в контракт с тем, чтобы путём встречной закупки сохранить часть валюты в своей стране. Экспортёр, будучи заинтересован в реализации своей продукции, обычно соглашается с такой записью в контракте.
Предметом переговоров, и обычно очень упорных, является определение объёма таких закупок, который фиксируется в контракте “от его общей суммы”. Хорошо, если этот объём составит 40%, но даже если он будет всего 10%, то при больших объёмах поставок по импорту экономия валюты для Узбекистану будет существенной. Определив объёмы встречных закупок, стороны записывают в условиях контракта, что экспортёр в течение, например, 12 месяцев с даты подписания контракта подпишет импортные контракты с контрагентами в Узбекистану на закупку товаров (не указывая каких) на сумму такую-то. После подписания контракта узбекский импортёр, предварительно выяснив заинтересованность итальянской фирмы-экспортёра в тех или иных товарах, начинает поиск этих товаров в своей стране и организует высылку предложений контрагенту в Италию. Предложения могут высылаться любыми фирмами в Узбекистан, равно как и контракты на поставку товаров по ним в Италию могут подписывать любые итальянские фирмы, которых сможет привлечь итальянский экспортер и заинтересовать узбекский товар. Ряд стран юго-восточной Азии законодательным путем установили обязательность встречных закупок при импорте в эти страны. Распространение встречных закупок сейчас набирает все большую силу, особенно в развивающихся странах.
Компенсационные операции отличаются от бартерных тем что происходит обмен несколькими товарами с каждой стороны с компенсационными сделками связано понятие "неконвертируемое сальдо". Например, контрагент из Дании фирма “Сибаст” поставляет контрагенту в Узбекистан фирме "АРДУС" мебель на сумму 5000 долларов, а узбекская сторона может предложить товары на сумму только 4000 долларов. Разница между суммами поставляемых товаров составит 1000 долларов, эта разница и называется неконвертируемым сальдо, которое составляет долг узбекский фирмы датскому партнеру. Однако перечислить его в Данию узбекская фирма не может, так как это не обусловлено контрактом
Тогда стороны договариваются и указывают в условиях контракта, что разница будет храниться в одном из узбекских банков на счете, специально открываемом фирмой "АРДУС" "Сибаст" может использовать эти деньги только в Узбекистан поэтому они и называются неконвертируемым сальдо. Использоваться эти деньги могут на рекламу, представительские расходы оплату командировок и, наконец, на закупку любых других товаров в Узбекистан. Механизм осуществления компенсационных сделок сводится к следующему:
- каждый контрагент готовит два списка товаров: в одном перечисляются товары, которые он хотел бы продать, а в другом - какие купить;
- встречаясь, контрагенты обсуждают номенклатуру товаров и в результате уточняются два списка: в первом указываются товары поставляемые датской фирмой, а во втором - поставляемые узбекской;
- согласовав перечень товаров, стороны-контрагенты переходят к согласованию цен по каждой позиции списков;
- согласовав цены и другие условия поставки, стороны подписывают контракт с двумя приложениями: одно приложение - это перечет, товаров, поставляемых в Узбекистан, другое - поставляемых в Данию. В приложениях указываются цены по каждому наименованию товара. а в тексте контракта - общие суммы взаимных поставок.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1: сущность внешнеэкономической деятельности. Предмет курса "основы внешнеэкономической деятельности” (2 ч.)
- 1.1. Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики.
- 1.2. Предмет и задачи курса "Основы внешнеэкономической деятельности"
- 1.3. Виды внешнеэкономической деятельности.
- 1.4. Принципы и задачи внешнеэкономической стратегии рУз в переходном периоде
- Рекомендуемая литература:
- Тема 2. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. (2 ч.)
- 2.1. Сущность и особенности управления внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Международная регламентация внешнеэкономической деятельности.
- 2.3. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью.
- 2.4. Государственные меры стимулирования экспорта.
- Рекомендуемая литература:
- Тема 3. Формы осуществления вэд и установление деловых отнощений. (2 ч.)
- 3.1. Классификация внешнеторговых операций.
- 3.2. Крупномасштабные операции на компенсационной основе.
- 3.3. Особые формы осуществления вэд.
- 3.4. Классификация фирм, действующих на мировом рынке.
- 3.5. Методы изучения деловых отношений и порядок их оформления.
- Оферта.
- Твердая оферта.
- Свободная оферта.
- Запрос.
- Тема: 4. Внешнеторговый контракт купли продажи. (4 ч.)
- 4.1. Необходимость и значение изучения внешнеторгового контракта.
- 4.2.Условии контракта.
- Контракт No 1/010693-гк
- Спецификация
- Рекомендуемая литература:
- Тема 5. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. (2 ч.)
- 5.1. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности.
- 5.2. Правовое регулирование внешнеторговых перевозок.
- 5.3. Оценка затрат на транспортные операции.
- 5.4. Договоры на перевозку внешнеторговых грузов.
- Тема 6. Инвестиции во внешнеэкономической деятельности. (4 ч.)
- 1. Разработка ассортимента товаров: традиционные;
- 2. Разработка упаковки и маркировки
- 7. Определение путей товародвижения: обработка заказов;
- Iil Подготовка персонала
- 6.3. Обеспечение инвестиционной программы.
- Тема 7: страхование внешнеэкономической деятельности. ( 4 ч.)
- 7.1. Сущность и виды рисков во вэд.
- Установление баланса Национальной компании экспортно-импортного страхования "Узбекинвест" за 1995-1996 гг. (в тыс. Долл.)
- 7.2. Организация и техника страхования вэд.
- 7.3. Валютные риски и методы их страхования.
- 7.4. Транспортное страхование грузов.