logo
ЛЕКЦИИ С АРХИТЕКТУРОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Слайд 6.

Финансовый и кредитный механизмы

ля реализации финансовой политики используетсяфинансовый механизм, который представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений. Это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике каждой из сфер и звеньев финансовой системы.

Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в стране, формы финансовых ресурсов, порядок и методы формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство (в том числе систему законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое решение может быть организовано государством по - разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов. Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. Финансовый механизм может быть подразделен на директивный и регулирующий. Директивный, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Здесь государством детально разрабатывается вся система финансовых отношений, обязательная для всех участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры'' в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая его разновидность характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных фирмах. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Фирма самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.

Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Кредитный механизм — составной элемент хозяйственного механизма, включающий принципы кредитования, кредитное планирование и управление кредитом, условия и методы банковского кредитования, способы его количественного регулирования, взимание платы за кредит. С помощью такого механизма осуществляется кредитная политика.

Кредитный механизм является сложной подсистемой управления, действующей независимо от государственных организационных структур, но в целях развития всего общества при одновременном наличии собственных экономических интересов конкретных субъектов рыночных отношений.

В основе кредитного механизма, как и хозяйственного, находятся экономические интересы субъектов управления. Управление кредитным механизмом осуществляется посредством административных, экономических, правовых и социальных методов. Наряду с общесистемными кредитному механизму присущи и свои, свойственные только ему элементы.

Ценовая политика – важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий.

Цели ценовой политики:

Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль.