logo
ЛЕКЦИИ С АРХИТЕКТУРОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Слайд 2.

Рекомендуемая литература

ема 1.1 Понятие и сущность цены в рыночной экономике

Взаимосвязь экономических законов и цены. Ценообразование в условиях рыночной экономики. Сущность цены. Экономическая природа цены. Ценовая политика. Ценовой механизм. Основные функции цен в воспроизводственном процессе. Факторы, влияющие на формирование цены. Субъекты ценообразования. Методы ценообразования. Спрос и предложение. Равновесные цены.

В

СЛАЙД 3. Взаимосвязь экономических законов и цены

заимосвязь экономических законов и цены.

Рисунок 1 - Взаимосвязь экономических законов и цены.

Сущность закона стоимости заключается в том, что все товары обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда. Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Механизм действия закона стоимости основан на разнице между индивидуальной и общественной стоимостями товара. Цены товаров тяготеют к их стоимостям и колеблются вокруг них так, что чем полнее развивается товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды времени совпадают со стоимостями.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

Закон средней прибыли реализуется через межотраслевую конкуренцию, которая приводит к тому, что различные нормы прибыли, существующие в различных отраслях производства, выравниваются в общую (или среднюю) норму прибыли. Это выравнивание осуществляется путём перелива капитала (а следовательно, и труда) из одних отраслей в другие.

С образованием средней нормы прибыли производители одних отраслей лишаются части прибавочной стоимости, созданной их рабочими. Зато производители других отраслей реализуют излишек прибавочной стоимости. Это означает, что первые продают свои товары по ценам ниже их стоимости, а вторые — по ценам, превышающим их стоимость. Цена товара каждой отрасли образуется теперь из издержек производства и средней прибыли (по К.Марксу).

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

Ценообразование в условиях рыночной экономики. Методология ценообразования - это совокупность общих правил, принципов и методов ценообразования. Это концепция определения и обоснования цен, формирования видов цен, управления ценообразованием. Методология едина для всех уровней установления цен, на основе которых разрабатывается ценовая стратегия и тактика достижения стратегической цели, т.е. конкретные рекомендации и действия для реализации стратегии. Как и всякая методология, методология ценообразования опирается на принципы ценообразования. Принципы - это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен, лежащие в основе ценообразования. Важнейшими принципами ценообразования являются: