logo
ЛЕКЦИИ С АРХИТЕКТУРОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Слайд 5.

Факторы формирования цен на сырье

нализ тенденции превышения внутренними ценами внешнеторговых при сравнении экспорта и импорта показывает, что особенно четко она проявляется по импорту. В преобладающем большинстве случаев внутренние цены выше импортных. Более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней допустим, так как не препятствует, а наоборот, создает дополнительные стимулы для вывоза товаров, и таким образом, отклонение уровня экспортных цен вверх от цен внутреннего рынка не только допустимо, но и экономически обоснованно (национальные издержки каких-либо товаров оказываются ниже их интернациональной стоимости).

В то же время более высокий уровень импортных цен, по сравнению с внутренними, при прочих равных условиях, экономически необоснован и неприемлем для любой страны, поскольку означает неэффективность, убыточность соответствующего импорта. Превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь временно, в условиях либо дефицита товаров на внутреннем рынке, либо административного регулирования цен (установление лимитных цен, квотирование объемов национального производства и пр.).

По импорту, закономерным является существование более высокого уровня цен на внутреннем рынке по сравнению с мировым, особенно по продукции обрабатывающей промышленности. По экспортируемым товарам тенденция превышения уровней внутренних цен над внешнеторговыми выступает в значительно более сглаженной форме, так как при экспорте очень сильны процессы сближения (при сопоставимости условий поставки и нивелировании расходов на транспортировку) уровней внутренних цен с мировыми. Это объясняется тем, что страна выступает в качестве экспортера по наиболее конкурентоспособным товарам и поэтому не нуждается в обособлении от внешнего рынка.

Таким образом, образование мировых цен, как правило, на более низком по сравнению с ценами внутренних рынков уровне связано с тем, что интернациональная стоимость, регулирующая процессы на мировом рынке, обычно меньше национальной стоимости соответствующих товаров.

И, наконец, различия в национальных нормах прибыли, а также большие по сравнению с существующими на внутренних рынках препятствиями для перелива капитала, рабочей силы, товаров и других производственных ресурсов, являющиеся одной из отличительных черт формирования интернациональной стоимости и цен мировой торговли, приводят к тому, что мировая цена образуется не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем выравнивания их на «лидера», то есть наиболее эффективного производителя. Такое положение характерно, например, для рынка пшеницы, где из пяти основных поставщиков (Канада, США, Австралия, Аргентина, Франция) экспорт без субсидий до последнего времени осуществляла практически лишь одна Канада; для рынка хлопка, где один из основных поставщиков США в широких масштабах субсидирует свой экспорт в связи с тем, что условия его производства у других поставщиков (Египет, Индия) менее благоприятны.

Знание закономерностей, характеризующих взаимосвязь внутренних и внешнеторговых цен – тенденций их сближения и выравнивания, может быть весьма полезным при прогнозировании тенденций движения цен конкретных товаров и их общего уровня. Основой таких оценок могут быть коэффициенты перехода от динамики внутренних к динамике внешнеторговых цен, которые устанавливаются на базе соотношения индексов тех и других цен за длительный период. Располагая такими коэффициентами, можно, исходя из прогнозных данных по внутренним ценам, определить перспективы предполагаемого изменения цен в мировой торговле.

Мировые цены на основе контрактных цен. Цена международного контракта — цена, зафиксированная в международной сделке купли-продажи товара.

Контрактные цены в международной торговле могут существенно отличаться от внутренних цен.

Мировая цена конкретного продукта, взятая в качестве ориентира для заключения международного контракта, обязательно корректируется. Обусловлено это тем, что параметры продукта, по которому заключается данная сделка, условия самой сделки обычно отличаются от тех, в которых сформирована мировая цена-ориентир.

Цена международного контракта (контрактная цена) с учетом возможных надбавок и скидок является базой для установления внешнеторговых цен, формируемых в рамках внешнеторговой и таможенной политики государства.

Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран -экспортеров или импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям - обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся {изготовлении продукции данного вида. Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия: