Монополистические меры
К монополистическим мерам относятся такие регулирующие мероприятия, которые предоставляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов. Монополия обычно решает проблему приведения в равновесие платежного баланса за счет контролирования импорта по сравнению с экспортом. Основные виды таких мер — государственная монополия на импорт определенных товаров (в известных случаях аналогичная монополия может предоставляться и предприятиям частного сектора) и принудительное обслуживание национальными предприятиями (в определенных случаях хозяйствующие субъекты имеют право пользоваться только услугами национальных страховых и транспортных компаний).
Государственная монополия применялась в Германии перед второй мировой войной. В Советском Союзе государственная монополия была важнейшим элементом системы государственного распределения ресурсов, прежде всего сырьевых. Аналогичным образом система государственной внешней торговли применялась в послевоенный период в странах Восточной Европы. Что касается индустриально развитых государств, то среди них следует отметить Великобританию, где после прихода к власти лейбористского правительства в 70-х гг. нашего столетия более 50% импорта страны контролировалось государством.
Государственное регулирование внешней торговли охватывает, как правило, импортные операции. Что касается экспорта, то он обычно ограничен или кругом тех товаров, по которым государству принадлежит ведущая роль во внешней торговле (рис — в Мьянме, джут — в Пакистане), или продукцией военного производства (ядерное топливо, оборудование, вооружения, военные материалы и т.д.).
Государственное регулирование внешней торговли не всегда направлено на контроль за экспортно-импортными операциями как таковыми. Очень часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Так, например, обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется в 40 развивающихся странах, в том числе в 25 развивающихся странах требуется обязательное использование услуг национальных государственных фирм. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные транспортные средства.
- Введение
- Сущность и основные формы внешнеэкономической деятельности
- Управление и организация внешнеэкономической деятельности предприятия
- 1. Организация внешнеэкономической службы предприятия
- 2. Планирование внешнеэкономической деятельности (вэд) на предприятии
- 3. Экономическая эффективность внешней деятельности предприятия
- Виды внешнеторговых операций
- 1. Классификация внешнеторговых операций
- 2. Основные виды внешнеторговых сделок по направлениям торговли
- 3. Основные виды внешнеторговых сделок по формам торговли
- 4. Внешнеторговые сделки по купле-продаже услуг
- 5. Внешнеторговые сделки по купле-продаже объектов интеллектуальной собственности
- Классификация международных транспортных операций
- 2. Базисные условия поставки товара: сущность и классификация
- 3. Виды международных транспортных перевозок
- Классификация базисных условий в «Инкотермс – 2000»
- Конъюнктура мирового рынка и организация продвижения товаров
- 1. Понятие конъюнктуры мирового рынка
- 2. Международный маркетинг
- 2. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок
- 3. Решение о том, на какие рынки выйти
- 4. Решение о методах выхода на рынок
- 5. Решение о структуре комплекса маркетинга
- 6. Решение о структуре службы маркетинга
- Принципы и методы определения внешнеторговых цен
- 1. Понятие и виды внешнеторговых цен
- 2. Принципы определения внешнеторговых (экспортных) цен
- Расчет цены предложения
- 3. Виды цен, привлекаемых в качестве источника информации о ценах мирового рынка
- 4. Порядок определения цен на товары-конкуренты
- 5. Коммерческие поправки к внешнеторговым ценам
- 6. Сопоставление технико-экономических параметров товаров-конкурентов
- Способы оформления и порядок подписания внешнеторгового контракта
- 1. Назначение контракта и его формы
- 2. Подготовка, заключение и исполнение контракта
- Основные этапы проведения типовой экспортно-импортной сделки
- 3. Примерная структура внешнеторгового контракта
- 4. Основные статьи внешнеторгового контракта
- 5. Внешнеторговые документы
- 2. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России
- Территориальные органы управления (управления, службы, представительства центральных органов)
- 3. Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности
- Методы государственного регулирования вэд
- Стимулирующие экспорт
- Административные методы
- Эмбарго на торговлю с отдельными странами
- Паспорт сделки
- 2. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 3. Понятие и виды нетарифных ограничений
- Паратарифные (сверхтарифные) меры
- Меры контроля над ценами
- Финансовые меры
- Меры количественного контроля
- Монополистические меры
- Технические меры
- Валютное регулирование и валютный контроль в российской федерации
- 1. Валютная политика и валютное регулирование
- 1.1. Валютная система и валютный рынок
- 1.2. Субъекты валютных отношений
- 1.3. Объекты валютного регулирования
- 2. Понятие и организация валютного контроля
- Оглавление
- 424024 Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3
- 424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17