logo
metodichka_po_VED

2. Международный маркетинг

Международный маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта товарной продукции, оказания услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей, вкусов, привычек конкретных зарубежных потребителей на основе исследования и прогнозирования международного рынка.

Международная маркетинговая деятельность должна обеспечивать:

В практической деятельности основной задачей применяемого субъектом рынка международного маркетинга является приведение покупательского спроса в соответствие с его коммерческими интересами.

Цели международного маркетинга являются инструментом для достижения положительного имиджа фирмы на внешнем рынке, достижения благоприятных результатов. Различаются конкретные количественные и качественные маркетинговые цели субъекта международного рынка (рис. 2).

Качественные цели

Ведут к росту престижа субъекта международного рынка, усиливают его потенциальный вес.

Количественные цели

К качественным целям относят:

Выражаются показателями:

1. Экономические цели и достижения, как в собственной стране, так и в странах-импортёрах.

1. Увеличение объёма продаж в денежном и натуральном выражениях.

2. Положительное влияние на занятость – внутренний и внешний рынок труда.

2. Рост доли рынков, занимаемых товарами данного субъекта международного рынка, по странам, сегментам рынка, товарам.

3. Поддержка образовательных, культурных, спортивных, других мероприятий как внутри страны, так и за рубежом.

3. Рост прибыли субъекта рынка.

Рис 2. Маркетинговые цели субъекта международного рынка

Различают следующие основные концепции международного маркетинга:

На начальной стадии интернационализации международный маркетинг выполняет вспомогательную функцию. Целью предприятия является укрепление положения на внутреннем рынке, в том числе и посредством выгодных операций за рубежом (в основном речь идёт о развитии экспортной деятельности).

Многонациональный маркетинг ставит своей задачей обеспечение успешной деятельности предприятия на рынках нескольких стран. Стратегия и комплекс маркетинга дифференцированы в зависимости от особенностей каждой страны. Основными формами осуществления ВЭД являются дочерние предприятия за рубежом, совместные предприятия, совместное производство.

Цель глобального маркетинга заключается в повышении конкурентоспособности предприятия на международном рынке в целом. Стратегия и комплекс маркетинга разрабатываются без первоочередного учёта национальных особенностей. Деятельность предприятия характеризуется высокой степенью специализации и стандартизации, массовыми объёмами производства.

Транснациональный маркетинг основывается на единой общей стратегии деятельности предприятия на мировом рынке и одновременном учёте местных особенностей при её реализации.

ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА

изучение среды международного маркетинга

решение о целесообразности выхода на внешний рынок

решение о том, на какие рынки выйти

решение о методах выхода на рынок

решение о структуре комплекса маркетинга

решение о структуре службы маркетинга

Рис 3. Шесть основных решений, которые предстоит принять фирме, планирующей заняться международным маркетингом.

1. Изучение среды международного маркетинга. Прежде, чем решиться на организацию сбыта за рубежом, фирме необходимо разобраться в международной маркетинговой среде и, в частности в особенностях системы международной торговли, её ограничениях и возможностях. При рассмотрении конкретного зарубежного рынка нужно обязательно исходить из оценки его экономических, политико-правовых и культурных особенностей.

Экономическая среда. Необходимо учитывать 2 характеристики: структура хозяйства и характер распределения доходов в стране.

Типы хозяйственных структур:

Виды стран по характеру распределения доходов:

Политико-правовая среда. Следует учитывать по меньшей мере 4 фактора:

Культурная среда. У каждой страны (и даже у отдельных регионов внутри страны) свои культурные традиции, свои предпочтения и свои запреты, которые деятель рынка должен изучить.